Государство и политические партии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 12:55, курсовая работа

Краткое описание

Механизм власти, обеспечивающий функционирование политически оформленного общества, представляет собой политическую систему. В теории государства и права политическая система общества является сложным комплексом политических отношений, политического сознания, политико-правовых норм, государственных институтов, политических партий, общественных организаций, способствующим политическому развитию общества и осуществлению управления государственной властью.
Государство является центральным звеном политической систему общества, поскольку выступает главным инструментом реализации задач политической системы, обеспечивает единство ее компонентов и выполняет важнейшие политические функции.
Наряду с государством, в политическую систему общества входят и политические партии, как вид общественных объединений граждан в целях участия в политической жизни общества через формирование и выражение политической воли.
Основы деятельности политических партий закреплены в конституциях практически всех государств, а их цели и задачи сформулированы в уставах и программах этих политических партий. Таким образом политическая партия представляет собой общественное объединение, осуществляющее прямые и обратные связи между обществом и государством.политических партий и государства.
Предметом исследования является анализ понятий и функционирования государства и политических партий.
Методологической и теоретической основой данной работы послужили достижения российской науки. В ходе исследования использовались общенаучные методы познания (исторический, системно-структурный) и частно-научные методы (сравнительно-правовой, статистический и др.).
Нормативной базой исследования являются: Конституция Российской Федерации, гражданское законодательство, другие федеральные законы и подзаконные акты.
Теоретическую базу исследования составили труды таких ученых, как Абдулаева М.И., Венгерова А.Б., Дмитриева Ю.А., Ларина А.Ю., Малько А.В., Марченко М.Н., Матузова Н.И, Перевалова В.Д., Пиголкина А.С., Радько Т.Н., Рассказова Л.П., Сырых В.Н., Хропанюка В.Н. и других.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕН

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ 6
1.1. Понятие и признаки государства 6
1.2. Сущность государства 11
ГЛАВА 2. ПРИРОДА И ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ
ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ 15
2.1. Понятие, структура и функции политических партий 15
2.2. Порядок и этапы создания политической партии 19
ГЛАВА 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И
ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ 24
3.1. Взаимодействие государства и политических партий
в Российской Федерации 24
3.2. Государство и политические партии зарубежных стран 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 35

Файлы: 1 файл

kursovaya_gosudarstvo_i_politicheskie_partii_docx.docx

— 121.31 Кб (Скачать)

Выявить природу государства пытались еще античные мыслители. В частности, Платон, определяя сущность государства как достижении единой цели – блага всего полиса, указывал, что деятельность идеального государства направлена на достижение счастливого существования всех его составных частей в совокупности. Аналогичных взглядов придерживался и Аристотель, указывая, что сущность государства заключается в достижении общего блага.8

В средние века природа государства рассматривалась как божественное волеустановление. Так, святой Августин видел сущность государства в прогрессивном развитии общества, целью которого является счастье, воплощенное в Боге. Согласно теологической концепции Фомы Аквинского, важнейшей задачей государства является направление граждан к добродетельной жизни, для чего необходимо сохранение мира и обеспечение благосостояния граждан. Однако, конечной целью существования общества является достижение небесного блаженства, к которому его приведет церковь.9

В эпоху Возрождения, а позже и в эпоху Просвещения основное предназначение государства рассматривалось как служение земным интересам, земному благу. Ж.-Ж. Руссо, рассматривая суверенитет и природу государства как выражение общей воли народа, выделял три составляющие народного суверенитета: неотчуждаемость, неделимость, верховенство.10

Ярким этапом в исследовании проблемы сущности государства стало марксистское учение, рассматривающее природу государства с позиций классовости. Иными словами, если политическая власть в государстве находится в руках класса, интересы которого совпадают с интересами большинства, то управление государством возможно согласно воле большинства; но если политическая власть находится в руках класса, интересы которого с интересами большинства расходятся, то всякое правление неизбежно превращается в обман или подавление этого большинства.

В современной науке теории государства и права сущность государства рассматривается как обеспечение безопасности социума, интересы которого оно выражает. Так, Т. Хойруп определял природу государства в защите соответствующей социальной системы. По его мнению, государственная система и суверенитет невозможны без борьбы за признание (освободительных войн), но без суверенности нет и государства, следовательно, – способность защитить себя является первой предпосылкой возникновения государства.11

Таким образом, можно сказать, что государство в своей деятельности стремится к установлению определенного порядка, позволяющего обеспечивать реализацию интересов представителей различных социальных групп или общества в целом, сохранять стабильность социальной системы, противостоять тенденциям разрушительного характера. В зависимости от того, интересы каких социальных групп защищает государство, различают общесоциальную (общечеловеческую) и классовую сущность государственной деятельности. Направленность государственной деятельности на обеспечение интересов всех членов общества предполагает общесоциальную (общечеловеческую) сущность государства; защита интересов представителей одного класса за счет ущемления интересов других классов говорит о классовой сущности государства.

Стоит отметить, что природа современного демократического государства без установления приоритета общечеловеческих ценностей по отношению к интересам той или иной социальной группы, при этом, государство должно выступать в качестве инструмента примирения различных социально-политических групп, гаранта социальной стабильности, механизма обеспечения устойчивого  развития общества.

Большинство современных мировых государств являются демократическими. Демократическим является государство с публично-властным способом устройства общества, при этом, государство должно быть цивилизованным, т.е. представлять собой публично-властную организацию народа.

Центральное место в структуры государства занимает государственный аппарат, в число полномочий которого входит накопление и распределение национальных богатств соответственно задачам и целям общества. Вместе с тем, все граждане государства в той или иной форме участвуют в государственной деятельности, создают материальные и культурные блага, которые затем и распределяется государственным аппаратом. Среди причин занятия обществом государственной деятельностью можно выделить следующие: поддержка доступного уровня жизни общества; уменьшение социальной напряженности, предотвращение социальных конфликтов и расколов в обществе; соблюдение общечеловеческих ценностей и международных стандартов цивилизованного общества, выполнение международных договоров; выполнение предписаний нравственных и моральных установок.

Таким образом, сохранение, развитие и устойчивость государства невозможны без осознания, возведения в законы и официальные общеобязательные нормы поведения, воплощения в практические действия причин, способствующих участию общества в государственной и социальной деятельности.

Итак, подводя итог первой главе работы, можно сделать следующие выводы. Государство – это организация суверенной политической власти, действующей в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения, сущность которого заключается в установлении приоритета общечеловеческих ценностей. 
ГЛАВА 2. ПРИРОДА И ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ

ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ

 

2.1. Понятие, структура и функции политических  партий

 

Стоит отметить, что политические партии уже существовали в Древней Греции и в Древнем Риме, однако лишь там, где государственное устройство имело демократические признаки, что позволяло партиям выражать социальные интересы. Как правило, партии осуществляли свою деятельность при наличии иных политических партий, что позволяло анализировать общественно-политическую жизнь и находить сторонников.

В современном понимании политические партии возникли в Европе в период буржуазных революций, когда происходило создание народных представительств как системы власти народа, осуществляемой через выборных представителей. Изначально партии создавались сторониками монарха и феодалов, с одной стороны, защитниками равноправия и политической свободы – с другой стороны.

Основное отличие политических партий от иных общественных объединений состоит в прямой борьбе за места в парламенте и правительстве, предоставляющей возможность осуществлять управление государством, а посредством него – и всем обществом. Это позволяет политическим партиям играть важнейшую роль в общественно-политической и государственной жизни, являясь одним из центральных компонентов политической системы. Стоит отметить, что  политические партии активно участвуют в политической жизни на всех стадиях политического процесса: в выборах, формировании органов государства, принятии политических и государственных решений, их реализации. Сторонники партии, голосующие за выдвинутых ею кандидатов на выборах в государственные органы, образуют ее электорат, а те социальные слои или общности, к которым принадлежит основная масса электората, составляют социальную базу партии. В странах со стабильными общественными отношениями (например, в Швейцарии, Нидерландах) электорат отдельных партий опирается на местные и семейные традиции.12

Исходным пунктом деятельности политической партии является разработка ее политического курса, направленного, как правило, на решение существующих в обществе проблем. Предпосылкой же влияния партии на избирателей становятся изложенные в программных документах стратегия и тактика практической деятельности партии. На этом этапе выявляется функция рекрутирования новых членов, воспитания активистов, мобилизации избирателей на поддержку партийных кандидатов, подбор лидеров и продвижение их на руководящие должности в органах государства и массовых общественных организация.

Существует множество классификаций функций политических партий, однако, их все можно разделить на три большие взаимосвязанные группы:

1.  Функции, отражающие связующую роль партий и государства:

-  объединение политических интересов граждан, при этом, политический интерес представляет собой внешнюю форму интересов человека в целом и является формой осознания и выражения объективной потребности, выступающей мотивом деятельности в отношении власти;

-  политичесаая идеология как социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев и которая служит закреплению или изменению общественных отношений.  Можно сказать, что любая идеология так или иначе использует стереотипы, таким образом, партия предоставляет идеологию в качестве целостной схемы объяснения существующей реальности и механизмов решения проблем общества.

-  политическая ориентация общества, включающая в себя: представительство политических интересов, приобретение и формирование власти (политическое управлерие), политическая организация граждан, политическая социализация (фомирование политического мировоззрения и приобретение навыков политического участия); интеграция общества; легитимация власти.

2. Политические функции, к которым относятся: выявление соотношения сил в обществе исходя из соотношения позиций партий; разработка и принятие политических решений; кадровая функция; контроль за исполнением государственных программ; координация и согласование действий с другими участниками политического процесса; корректировка политического курса на основе механизма обратной связи; защита политической системы.

3. Внутрипартийные функции, в число которых входят: обеспечение единства и согласия в партийных рядах; расширение состава партии; совершенствование партийной структуры; укрепление финансовой базы политической партии; развитие отношений с другими политическими партиями внутри и вне государства.13

Среди подходов, определяющих сущность политических партий, можно выделить: классовый – при котором становление партий связывается с выделением больших социальных групп (классов), а сами партии являются наиболее активными и организованными частями отдельного класса; идеологический – формирование партий определяется выделением групп, основных, преимущественно, на общности взглядов; институциональный – при котором партия представляет собой организацию, действующую в системе государства; функционально-прагматический – формирование партий связывается с целью завоевание власти, а сами они трактуются как группы людей, ставящих перед собой задачу прихода к власти.

Отношения политических партий и государства регламентируются законом, гарантирующим их права и обязанности.

Типология политических партий определяется критериями, положенными в основу разграничения. По социальному признаку политические партии подразделяются на классовые и межклассовые (смешанные). В зависимости от идеологической ориентации выделяют либеральные, консервативные, коммунистические, социалистические, национально-патриотические, религиозные и другие партии. По своему составу партии делятся на кадровые (ограничиваются партийными функционерами либо характеризуются отсутствием фиксированного членства) и массовые (имеют фиксированное членство, более централизованы, с жесткой зависимостью членов от первичных организаций). По месту в системе власти политические партии делятся на правящие и оппозиционные, противостоящие правящей партии и критикующие проводимую ей политику; парламентские и внепарламентские партии. По используемым методам деятельности выделяют левые (используют, как правило, радикально-революционные методы борьбы и тяготеют к коммунистической или социалистической идеологии), правые (отрицательно относятся к революционным методам борьбы и ориентируются на стабильность в обществе) и центристские (придерживаются умеренности в политической борьбе, компромиссов, примирения полярных позиций) партии. Вместе с тем, существуют и другие типологии политических партий.14

Структура политической партии представлена партийным аппаратом, рядовыми членами (партийной массой), сторонниками партии.

Политические партии занимают особое место в политической системе общества. Их отличие от других ее институтов, занимающихся политической деятельностью, состоит в том, что партии ориентируются на завоевание власти, борьбу за руководство государственными делами.

В основе определения сущности политических партий лежат следующие критерии: долговременность организации; существование устойчивых местных организаций, поддерживающих регулярные связи с национальным руководством; нацеленность руководителей центральных и местных организаций на борьбу за власть, а не только на оказание какого-либо влияния на нее; поиск поддержки со стороны народа с помощью выборов или других способов.

Таким образом, политическую партию можно определить как один из видов общественных объединений граждан, создаваемый на добровольных началах в целях участия в политической жизни общества (участие в выборах, представление интересов в органах государственной власти и органах местного самоуправления) посредством формирования и выражения политической воли граждан.

 

2.2. Порядок  и этапы создания политической  партии

 

Порядок создания и основы деятельности политических партий регламентируются законами. Так, ст.11 ФЗ «О политических партиях», предусматривает два способа создания политических партий – создание новой партии и преобразование.15

Создание новой политической партии происходит на учредительном съезде, а сама политическая партия считается созданной со дня принятия этим съездом решений о создании политической партии и об образовании ее региональных отделений, причем, более чем в половине субъектов РФ, о принятии устава и программы политической партии, о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов. После создания политическая партия начинает осуществлять организационную и информационно-пропагандистскую деятельность, связанную с формированием своих региональных отделений и получением политической партией документа, подтверждающего факт внесения записи о ней в единый государственный реестр юридических лиц.

В порядке преобразования политическая партия может быть создана из общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения на съезде, который принимает принимает решения о преобразовании в политическую партию, о преобразовании региональных подразделений в субъектах РФ, о принятии устава и программы политической партии, о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии.

При создании политической партии любым из названных способов, необходимо создание организационного комитета в составе не менее десяти человек, который уведомляет в письменной форме федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций в сфере регистрации политических партий, о своем намерении создать политическую партию и указывает ее предполагаемое наименование. Организационный комитет прекращает свою деятельность после проведения учредительного съезда политической партии или съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения, созываемый для их преобразования в политическую партию.16

Информация о работе Государство и политические партии