Государство и личность

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2015 в 11:56, курсовая работа

Краткое описание

Взаимоотношение государства и личности являлось проблемой еще во время появления первых государств. И с тех пор не теряет своей актуальности, так как государства как универсальное политическое образование прошло в своем развитии такой же огромный период, как развитие самого человека и общества. Государство отражало состояние общества, присущее конкретной этногеографической общности. Эволюция государства всегда шла одновременно с развитием общества, являясь необходимым атрибутом становления личности как субъекта права.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 6
1 Общая характеристика личности и государства…………………………….. 8
1.1 Понятие личности и государства……………..………………….... ...........8
1.2 Государство и правовой статус личности..………………………………12
1.3Правовой статус и фактическое положение человека…………………...18
2 Система прав и свобод личности……….…………………………………… 25
2.1 Понятие системы прав и свобод личности…..…………………………..25
2.2 Виды прав и свобод личности…..………………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. ................................................36

Файлы: 1 файл

Tsittser_Diana_116_gruppa.docx

— 62.99 Кб (Скачать)

Регрессивные процессы и тенденции обычно дают о себе знать. Они, естественно, в первую очередь, сказываются на фактическом положении индивидов. В этих случаях правовой статус личности, оставаясь с юридической точки зрения неизменным, может в известном смысле «подтягивать до своего уровня» социальное положение людей. В этом смысле значение правового статуса личности, и, прежде всего в свете формирования социального правового государства, действительно должно быть велико. Тем более, что отрицательные с точки зрения интересов большинства граждан процессы могут быть связаны и собственно с деятельностью государства, государственного аппарата, которая, однако, может и должна быть в той или иной степени скорректирована, «исправлена» в том числе и правовым статусом, его требованиями возможно, с опорой на общественное мнение, а в случае необходимости  и на относительно независимую и самостоятельную судебную власть.

Характерной чертой правового статуса, в основе которого лежат конституционные права, свободы и обязанности граждан, является его относительная стабильность, неизменность. Именно это качество правового статуса в сопоставлении с несравнимо более динамичной и изменчивой общественной жизнью позволяет ему играть немаловажную роль, особенно в тех случаях, когда в обществе происходят отрицательные, регрессивные процессы.

Правовой статус, оставаясь неизменным и олицетворяя собой, определенный уровень общественного развития, может препятствовать развитию негативных тенденций в социальном положении людей. Ведь составляющие его права, свободы и обязанности должны быть обеспечены государством вне зависимости от особенностей переживаемого страной периода. Например, в 1992 году инфляция и общее ухудшение экономического положения России привели к тому, что размеры выплачиваемых пенсий и пособий нетрудоспособным гражданам оказались крайне малы. Требования же части второй ст. 56 Конституции России 1978 года (в редакции 1992 г.)8, в соответствии с которой пенсии и пособия должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума, вынуждали государство неоднократно определять и пересматривать содержание понятия «прожиточный минимум», изыскивать необходимые средства для достижения максимально возможного соответствия размера пенсий и пособий прожиточному минимуму.

Заканчивая данный вопрос, следует отметить, что ответственность государства перед гражданами обеспечивается системой гарантий, к которым относятся:

1) ответственность правительства  перед представительными органами власти;

2) дисциплинарная, гражданско-правовая  и уголовная ответственность  должностных лиц за нарушение  прав и свобод граждан;

3) процедура импичмента и др.

Сделаем краткие выводы по рассматриваемой главе. Характер взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, целей и перспектив его развития. Невозможно понять современного человека без изучения многообразных отношений людей с государством. Государство должно исходить из приоритета прав человека. Признание, соблюдение и защита прав и свобод.

Честь и достоинство человека – это главная обязанность государственной власти. Поэтому особое значение имеют правовые нормы, посвященные человеку и гражданину, устанавливающие его правовое положение. Права и обязанности людей закрепляются многими отраслями права, но особое значение в закреплении положения человека в обществе имеет конституционное право, прежде всего, Конституция, устанавливающая основы правового статуса человека и гражданина. Они включают: гражданство, конституционные принципы правового положения человека, основные права и свободы, конституционные обязанности. Это важнейшие элементы правового положения человека. Его ядро.

Основы правового статуса играют решающую роль в определении положения человека в обществе, имеют жизненно важное значение. Важной особенностью прав, свобод, законных интересов личности является то, что характер их воплощения в жизнь в огромной степени определяется личностным отношением к ним их носителей. От субъекта права требуется проявление хотя бы минимума активности, а нередко и настойчивости. В частности, такие политические права граждан, как право на свободу объединения, право на проведение митингов, демонстраций, предполагает проявление значительной активности и организованности субъектов этих прав.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. СИСТЕМА ПРАВ И СВОБОД ЛИЧНОСТИ

 

2.1 Понятие  системы прав и свобод личности

Системность - важнейшее объективное свойство права. Только совокупностью необходимых, функционально взаимосвязанных и достаточных элементов можно достичь целей, стоящих перед правом. Данное качество позволяет поддерживать устойчивые связи между составными компонентами права и добиваться от их взаимодействия максимального совокупного регулятивного эффекта, обеспечивающего целостность и плодотворность существования общества.

Системный анализ сложных динамично изменяющихся явлений позволяет установить внутренний механизм действия, как отдельных составляющих компонентов, так и специфику их взаимодействия на разных уровнях. При этом система модифицирует свои составные элементы применительно к собственной природе и наделяет их специфическими свойствами, т.е. она обладает свойством самоорганизации. В свою очередь, обладая относительной самостоятельностью, эти элементы оказывают влияние на систему в целом. Поэтому стабильность права и хороший регулятивный эффект возможны лишь при высокой динамичности первичных элементов, способных адекватно реагировать на изменения в общественной жизни.

Система права — это исторически сложившаяся внутренняя структура права, отражающая состав и взаимодействие составляющих ее норм, институтов и отраслей по поводу достижения общественно необходимых целей. Это лишь один из элементов правовой системы, объединяющей всю совокупность правовых явлений и процессов, существующих в обществе.

Характерные черты системы права:

1. Объективность  — система права складывается  объективно, как отражение исторически  предопределенных и реально существующих  общественных отношений и потребностей  их урегулирования. Так, законодатель  США даже при большом желании  не может создать отрасль колхозного  права.

2. Единство  и согласованность входящих в  нее элементов. Единство системы  права обусловлено единством  экономической и политической  систем, единством воли, зафиксированной  в праве, а также общностью  принципов национальной правовой  системы, которые объединяют правовой  материал, придавая ему некую  целостность и внутреннюю согласованность. Эта согласованность проявляется  в иерархии (соподчинении) правовых  норм разной юридической силы, в конкретизации абстрактных  норм локальными предписаниями, в функциональном взаимодействии  различных видов юридических  норм (регулятивных и охранительных, материальных и процессуальных). Только благодаря единству и  согласованности системы права  может быть обеспечена устойчивость  и безопасность развития страны  в постоянно изменяющемся окружающем  мире.

3. Способность  к дифференциации (делению) — следствие  многообразия общественных отношений, требующих различных средств  регулятивного воздействия. В соответствии  с кибернетическим законом необходимого  разнообразия для обеспечения  эффективного управления степень  разнообразия системы управления  должна быть не меньше степени  разнообразия управляемого объекта.

4. Способность  к развитию, саморегуляции под  влиянием внешних и внутренних  обстоятельств — результат постоянного  изменения общественных отношений, требующих адекватной трансформации  средств и способов правового  воздействия. Устойчивость и эффективность  системы нуждается в ее упорядоченности. Поэтому, будучи самоорганизующей  системой право использует те  юридические средства, которые адекватны  современным потребностям и обеспечивают  стабильность ее структуры и  функций в данных условиях. Изоляция любой системы от поступающих импульсов из вне ведет ее к разрушению, нарушению внутренней устойчивости.

Сам факт многообразия правопонимания свидетельствует о том, что с точки зрения содержания в «чистом виде», как таковых, безусловно, объективных и общепризнанных права и свобод человека не существует. Реальностью является лишь представления, суждения, взгляды, теории о том, что такое права человека, а также основанные на них политические, юридические, моральные и иные нормы. Взгляды и нормы воздействуют на складывающиеся и развивающиеся в обществе материальные и духовные возможности и обязанности людей. В этом смысле права человека изначально возникают, существуют, развиваются лишь в качестве важнейшего элемента правосознания и сознания в целом различных социальных субъектов, стремящихся придать своим представлениям значение правильного, правового, правдивого, справедливого и соответственно этому проявляющихся практически во всех нормативно-регулятивных системах, а также в идеологии, философии, науке, в культуре в целом.

Поэтому фактически существующие и возникающие социальные возможности людей признаются, трактуются в качестве тех или иных прав человека только в значении «должного» и главным образом - в противовес объективно возможным и объективно существующим иным представлениям, интерпретациям, предпочтениям. Потому что без этого определенного противопоставления, без необходимости истолкования социальных возможностей и обязанностей с позиции должного, справедливого и т. д., без некоторого минимума противоречия, антиномии - вопрос о правах человека утратил бы самостоятельную социальную значимость, а точнее, в исторической ретроспективе никогда бы ее не приобрел. И только при этих условиях возможны были как появление самой идеи прав человека, понятия «права человека», так и сохранение, и повышение актуальности их истолкования в дальнейшем.

В тоже время многообразие подходов к правам человека и праву не преуменьшает возможности и необходимости выработки и признания определенного минимума общечеловеческих, общедемократических требований к правовому и социальному положению человеческой личности. Его реализация должна быть обеспечена всегда и везде, вне зависимости от социально-политических, экономических, культурных и иных особенностей конкретной страны.

Этот минимум, в качестве основных прав и свобод человека, должен и может быть начальной точкой отсчета суммарного возрастания добровольно признанных всем мировым сообществом непререкаемых ценностей. При этом во всех случаях все-таки следует помнить о том, что это действительно лишь часть прав и свобод человека, и проблема прав человека не может быть сведена только к обеспечению наличия указанного минимума. Ведь за «рамками» остается множество других, часто не менее важных для людей прав и свобод, а роль и значение тех или иных из них могут резко возрастать в зависимости от развития конкретно-исторической ситуации в стране, и, соответственно, они, по существу, могут приобретать значение основных прав и свобод.

Не менее важно иметь в виду и то, что этот минимум как бы универсальных ценностей в полном объеме признают далеко не все государства мира и тем более не все обеспечивают их фактическое наличие и реализацию. Наиболее оформленное и концентрированное выражение правопонимание находит в конституционном и текущем законодательстве государства.

Впервые формальное, законодательное выражение представления о правах человека получили в 1776 году в Конституции американского штата Вирджиния9, а затем в Билле о правах 1791 г10., который представлял собой десять поправок в Конституции США 1781 г. В 1789 году во Франции была принята Декларация прав человека и гражданина, оказавшая огромное влияние на политическое, правовое и духовное развитие многих стран мира.

Важной особенностью этих документов является подразделение в них прав, принадлежащих человеку, на две категории: права человека в собственном смысле слова, присущие ему от рождения, рассматриваемые как естественные, неотчуждаемые и зависимые от государства; и права гражданина, которые установлены государственной властью, людьми. Такому различению придавалось особое нравственное, идеологическое, а также юридическое значение, имеющее важные последствия. Любой человек провозглашался в качестве обладателя некоторого минимума наиболее важных для него прав и свобод независимо от своей государственной, национальной, религиозной и т. п. принадлежности. Основной смысл такой постановки вопроса состоял в том, чтобы государство признало права человека в качестве высшей ценности, ни при каких обстоятельствах не посягало на них, безусловно, обеспечивало бы их практическую реализацию - главным образом за счет собственного невмешательства, ограничения своей активности по отношению к автономии, свободе индивида, как бы очередной, огражденной указанными правами.

 

 

2.2 Виды прав  и свобод

Права и свободы человека - это мера возможного поведения человека в обществе, возможность делать то, что не запрещено законом. Они не отчуждаемы, даны человеку от рождения, признаются высшей ценностью и не носят исчерпывающего характера.

Признание, соблюдение и защита прав - это обязанность государства. Права человека не знают разницы между классами, нациями, религиями и идеологиями, они являются нравственной базой любого общества.

Права и свободы человека - это его социальные возможности в личной, экономической, политической, социальной и культурной жизненных сферах.

Основные права человека и гражданина закреплены во Всеобщей декларации прав человека (1948), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966), в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950), в Международном пакте о гражданских и политических правах (1966), некоторых конвенциях, принятых ООН.

Информация о работе Государство и личность