Государство и личность

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2015 в 11:56, курсовая работа

Краткое описание

Взаимоотношение государства и личности являлось проблемой еще во время появления первых государств. И с тех пор не теряет своей актуальности, так как государства как универсальное политическое образование прошло в своем развитии такой же огромный период, как развитие самого человека и общества. Государство отражало состояние общества, присущее конкретной этногеографической общности. Эволюция государства всегда шла одновременно с развитием общества, являясь необходимым атрибутом становления личности как субъекта права.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 6
1 Общая характеристика личности и государства…………………………….. 8
1.1 Понятие личности и государства……………..………………….... ...........8
1.2 Государство и правовой статус личности..………………………………12
1.3Правовой статус и фактическое положение человека…………………...18
2 Система прав и свобод личности……….…………………………………… 25
2.1 Понятие системы прав и свобод личности…..…………………………..25
2.2 Виды прав и свобод личности…..………………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. ................................................36

Файлы: 1 файл

Tsittser_Diana_116_gruppa.docx

— 62.99 Кб (Скачать)

1.2.Государство  и правовой статус личности

Соотношение и связь государства и личности выражается в правовом статусе личности.

Правовой статус личности4 - юридически закрепленное положение личности в государстве и обществе. Правовой статус личности представляет собой часть общественного статуса и относится к качеству человека и гражданина.

Формирование гражданского общества и построение правового государства - не самоцель, а средство обеспечения свободы личности. Однако понятие свободы весьма относительно. Ее качество и количество зависят от достигнутого уровня развития общества, от его способности обеспечить постоянно изменяющиеся потребности и интересы человека.

Современный перечень прав и свобод человека, зафиксированный во внутригосударственных и международных документах  - результат длительной борьбы всего человечества за возможность свободного поведения, не запрещенного законом, и пользования различного рода материальными и духовными благами, созданными в процессе трудовой деятельности.

Права личности в структуре правового статуса - это формально - определенные, юридически гарантированные возможности пользоваться социальными благами, официальная мера возможного поведения человека в государственно-организованном обществе.

Права личности являются частью объективного права, то есть определенной разновидностью правовых норм в рамках системы действующего права и одновременно это - субъективные права, поскольку они принадлежат отдельным гражданам как субъектам права. Субъективные права личности это те конкретные правомочия, которые возникают у человека как у индивидуально определенного субъекта права на основе норм объективного права. Это те юридические возможности конкретного человека, которые непосредственно вытекают из общих, абстрактных правил поведения, установленных законодателем.

Нормативному установлению государством тех или иных прав личности обычно предшествуют соответствующие материальные и идеологические предпосылки как необходимые условия практической реализации этих прав. Бывает  так, что соответствия между юридическими правами как определенным долженствованием и фактическими условиями их использования нет. В данном случае права личности могут существовать только на бумаге, не превращаясь в реальную возможность пользования социальными благами.

Правовой статус, имеющий общий характер и распространяющийся на всех граждан страны, обычно получает нормативную конкретизацию применительно к отдельным категориям и группам граждан. На этой основе складываются специальные правовые статусы различных категорий населения. Можно выделить правовой статус военнослужащих, правовой статус депутатов и другие. Существует несколько видов правового статуса:

1)Общий правовой статус гражданина

2)Специальный или родовой статус  определенных категорий граждан

3)Индивидуальный статус

Общий правовой статус - это статус индивида как человека и как гражданина данного государства. Его основное содержание составляют субъективные права и юридические обязанности, равные для всех граждан и зафиксированные в Конституции и нормах международного права в качестве базовых, основополагающих. Общий правовой статус - это социально допустимые и необходимые возможности личности не просто как индивида и не только как индивида, а как гражданина.

Специальный или родовой правовой статус определяет положение какой-то конкретной, специфически обособленной группы с помощью особых предписаний (например, пенсионеров, студентов, военнослужащих, учителей, инвалидов и т.д.). Ведь "наряду с общими правами существуют права, которыми гражданин обладает в зависимости от социально-классового признака, служебного, семейного положения и других факторов и обстоятельств. Это специальные, особенные права отдельных групп населения, которые конкретизируют и дополняют общие права личности..."5.

Индивидуальный статус фиксирует правовое положение конкретного человека. Он динамичен. Поскольку постоянно изменяется, отражая  многообразную деятельность субъекта, выражая специфику разнообразных ситуаций и лиц участвующих в ней. Каждый человек имеет свой индивидуальный статус, отражающий особенности его взаимодействия с окружающими и государством. Он статичен, поскольку фиксирует своеобразное состояние таких взаимоотношений. Если деятельность определяет динамику правового статуса, то фактически обстоятельства, обстановка, условия, определяющие правовое положение субъекта определяют его статику.

Эти виды статуса личности соотносятся между собой как общее, особенное и единичное. Они тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, наслаиваются друг на друга и на практике неразделимы. Индивид выступает одновременно во всех указанных качествах - гражданина своего государства, он принадлежит к определенному слою и, следовательно, обладает родовым статусом, и он же представляет собой отдельную, неповторимую личность, т.е. имеет индивидуальный статус. Общий правовой статус один, специальных - множество, а индивидуальных ровно столько, сколько граждан.

Правовой статус личности на протяжении всей истории развития человечества весьма существенно менялся. В современной России его содержание отразило духовную и материальную разобщенность общества, потерю идеологических ориентиров и общенациональных социальных приоритетов. Законодательно закрепив за гражданами Российской Федерации весь комплекс общедемократических прав и свобод, государство оказалось не в состоянии надежно обеспечить их реализацию. Слабая социально-правовая защищенность личности и отсутствие гарантирующих механизмов привели к недопустимому расслоению общества, лавинообразному росту преступности, различного рода социальным конфликтам, социальному дискомфорту и неуверенности, как богатых, так и бедных в завтрашнем дне. Однако в последние годы государство стремится вернуть себе роль общенационального представителя и организатора общественной жизни, устраняя допущенные ошибки.

1) В нем  выражается государственная воля, и его содержание, отличающееся  определенной стабильностью, меняется  по воле законодателя, а не  отдельных субъектов, на которых  он распространяется.

2) Составные  части правового статуса –  статутные права, обязанности, юридическая  ответственность – формируются  и функционируют в виде правовых  предписаний, т.е. относятся к объективному  праву.

3) Элементы  правового статуса обладают свойствами  всеобщности, масштабности, в силу  чего ими и определяются те  границы, в пределах которых складывается  правовое положение конкретных  лиц, формируются субъективные (личные) права и обязанности отдельных  граждан.

Наличие у правового статуса признаков стабильности, всеобщности, масштабности и является тем необходимым условием, которое позволяет ему служить юридической мерой социальной свободы. Если представить себе правовой статус в качестве меры в ее философском понимании, то он определяет собой границы, в которых могут происходить количественные изменения правового положения конкретных субъектов права, отражающие состояние их личной свободы.

Одни ученые допускают, что правовой статус гражданина един для всех членов общества, их правовые возможности равны (Г.В.Мальцев6). Другие полагают существование множества разнообразных и непрерывно меняющихся индивидуальных статусов. Также существует мнение, что в соответствии со своими способностями, и желаниями каждый гражданин может расширять и изменять свой правовой статус (Н.И.Матузов7). Эти суждения вызывают возражения по существу. Социальное равенство в политической сфере предполагает юридическое равноправие, которое означает равенство всех перед законом, равенство основных (конституционных) и других всеобщих прав, свобод и обязанностей, предусмотренных текущим законодательством. В силу этого нельзя отрицать наличие общего, т.е. одинакового для всех граждан страны, правового статуса.

Также нельзя утверждать, что юридическое равенство означат существование только единого для всех правового статуса. Присутствие социальных отличий между людьми объективно объясняет необходимость конкретных особенностей правового положения граждан, имеющих отношение к разным слоям, профессиональным и другим группам населения. Индивидуальности правового положения граждан находятся в зависимости также от их естественных (половых, возрастных и некоторых других) признаков. Все это позволяет сделать вывод о существовании наряду с общим правовым статусом личности специальных статусов, в которых не только детализируются положения общего правового статуса, но и устанавливаются специальные права, обязанности и ответственность определенных социальных групп населения. В особых правовых статусах соответствующим образом отражается социальная воля различных слоев общества.

Из сказанного выше можно сделать вывод, что правовой статус личности формируется из правосубъектности и конституционных прав, свобод и обязанностей. Из этого следует, что правовой статус личности не является одинаковым во всех государствах, так как он зависит от содержания конституционных норм конкретной страны. Значит, объем правового статуса личности в конкретном государстве зависит, прежде всего, от воли законодательных органов этого государства. Государство своей волей определяет правовой статус личности на своей территории, определяя круг прав, свобод и обязанностей личности и гражданина.

1.3.Правовой  статус и фактическое положение  человека

Правовой статус, будучи составной частью системы права, выступает в качестве относительно самостоятельного регулятора общественных отношений. При помощи правовых установлений государство не стремится просто продублировать, воспроизвести в юридической форме существующую действительность. И в этом нет практически никакой общественной необходимости. Государство имеет возможность только воздействовать и неизбежно воздействует на социальные процессы, в том числе посредством правовых установлений. Данное воздействие может привести, и приводит к ожидаемым социальным результатам. При этом государство способно создавать те или иные общественные последствия лишь в определенных пределах и, главное, не само по себе, не произвольно, а только во взаимодействии с другими объективными и субъективными факторами общественной жизни. Вследствие этого было бы неверным утверждение, что государство дарует права и свободы, так как быть или не быть тем или иным из них, в конечном счете, зависит не только от государства. В этот момент государство является одним из безусловных факторов, определяющих практическое наличие и реализацию прав и свобод человека. Кроме того роль государства в системе факторов, формирующих положение человека в обществе, практически всегда очень высока, а в зависимости от конкретно-исторических условий может быть и решающей.

Характеризуя правовое положение человека, государство необходимо считается с тем, что правотворчеству и закону, как его результату, предшествуют возникающие в самой жизни тенденции и потребности правового регулирования. Для того чтобы быть эффективными, действенными, стабильными, правовые установления должны основываться на действительности, в любом случае предусматривать необходимости и закономерности социально-экономического и духовного развития общества, нести в себе единство должного и возможного. Непосредственно сам результат правового воздействия может выражаться в расширении, ограничении, предоставлении или ликвидации социальных возможностей и обязанностей для конкретных лиц.

В отличие от природы, где перевоплощение потенциальной возможности в действительность происходит стихийно, в обществе превращение возможного в действительное происходит не стихийно и не автоматически. Потенциальные, объективно обусловленные обществом возможности становятся наличными, фактическими возможностями лишь в процессе их опосредования многочисленными субъективными факторами общественного развития, и в том числе государством. Истории известны многочисленные примеры того, когда даже самые элементарные, реальные возможности, сложившиеся в обществе, оставались нереализованными именно в силу влияния субъективных факторов общественного развития от религии и морали до государства и политической системы. К примеру, диктаторские, тоталитарные государственно-правовые режимы оказались способны в течение десятилетий лишить политической, экономической и духовной свободы миллионы людей даже в развитых странах. А отсутствие некоторых политических прав у женщин во многих исламских государствах легко объясняется именно особенностями религиозной, духовной жизни. Во всех государствах объективные возможности прямо или косвенно опосредуются государством. К примеру, право на свободу объединения ограничивается, а физическая и экономическая свобода практически упраздняются государством в отношении лиц, допустивших серьезные нарушения действующего законодательства.

Правовой статус по отношению к фактическим возможностям и обязанностям личности, обусловленным обществом в целом, не может быть рассмотрен в качестве следствия или их юридической копии. Правовой статус находится во взаимодействии с фактическим общественным положением людей. Социальный статус, конечно, считается первопричиной возникновения и существования правового статуса. Впрочем, любое взаимодействие характеризуется обоюдными изменениями взаимодействующих сторон, правовой статус при определенных условиях оказывает собственное воздействие на общественные отношения, в большей или меньшей степени корректируя их.

С точки зрения потребностей и интересов индивида в практически-функциональном плане правовой статус следует понимать как систему гарантируемых государством прав, свобод и обязанностей личности, выступающей в качестве суммы юридических возможностей, условий для удовлетворения тех или иных притязаний личности, и, следовательно. Исполняющих роль юридического, специфического средства для удовлетворения этих притязаний. Вследствие этого содержание собственно правового статуса, изменение и развитие его формулировок - это относительно самостоятельная и в большинстве случаев очень важная проблема. Так как качество, характер и специфика этих положений - особенно с учетом придаваемого многими общественными, политическими и государственными системами приоритетного и исключительного значения основным правам и свободам индивида, составляющим практически всегда сердцевину его юридического статуса - способны во многом предопределять характер фактического положения человека в обществе, могут иметь важные практические последствия в процессе удовлетворения индивидами своих материальных и духовных потребностей и интересов. При этом следует иметь в виду и то, что хотя бы минимальное внешнее, номинальное и фактическое несоответствие (в той или иной степени) между юридическим и объективным социальным положением людей является своего рода необходимостью и закономерностью существования и развития правового статуса. Поскольку по гносеологическим и субъективно-ценностным причинам любой субъект правотворчества, любой законодатель в принципе не может действительно адекватно отразить фактическое положение индивидов в правовых нормах - тем более что такая задача перед ним в качестве основной никогда не стоит и не ставится, а общественная жизнь несоизмеримо богаче и сложнее возможностей правовой формы и юридической техники. В то же время и это надо особо отметить в демократических, социальных государственно-правовых системах они имеют постоянную тенденцию к внешнему совпадению, фактическому соответствию, органической логической взаимосвязи. В чисто техническом, практически-прикладном отношении правовой статус неизбежно должен несколько «опережать» фактическое социальное положение индивидов не только на момент своего возникновения, но и на относительно длительный период после своего появления. И не только по той причине, что общественная жизнь уже завтра может «перерасти» в свои юридические формы и требуется некоторый «запас» юридического пространства на будущее (а ежедневный их пересмотр и изменение - дело сложное и ненужное), но главным образом потому, что в социальной жизни существуют противоречивые, различные тенденции. Ее динамизм отнюдь не всегда означает прогрессивное развитие и движение по восходящей линии в соответствии с наиболее справедливыми, гуманными и т. п. ориентирами.

Информация о работе Государство и личность