Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 16:47, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть государственный строй Римской республики.
Для достижения поставленной цели выделяю следующие задачи:
1. Изучить первые цивилизации в Италии VIII –VI вв. до н.э.;
2. Познакомиться с Римом в эпоху первых царей;
3. Рассмотреть становление римской государственности и военной организации (VI в. до н.э);
4. Дать общую характеристику ранней Римской республики и социальной структуры в VI - IV вв. до н.э.;
5. Охарактеризовать государственное устройство Римской республики;
6. Ознакомить с основными изменениями в государственном строе Римской республики при правлении Цезаря.
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Первые цивилизации в Италии VIII –VI вв. до н.э………………………......4
2. Рим в эпоху первых царей……………………………………………………..6
3. Становление римской государственности и военной организации (VI в. до н.э)………………………………………………………………………………….8
4. Ранняя Римская республика. Социальная структура в VI - IV вв. до н.э….10
4.1 Патриции…………………………………………………………………..11
4.2 Клиенты…………………………………………………………………....12
4.3 Плебеи……………………………………………………………………...13
4.4 Рабы………………………………………………………………………..14
4.5 Борьба плебеев с патрициями……………………………………………15
5. Государственное устройство Римской республики………………………...18
5.1 Народное собрание………………………………………………………..18
5.2 Сенат и сенаторское сословие……………………………………………21
5.3 Магистратура……………………………………………………………...22
6. Изменение в государственном строе Римской республики при правлении Цезаря…………………………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………………27
Список литературы……………………………………………………………...28
В процессе борьбы плебеев с патрициями приобрели важное государственное значение собрания плебеев по территориальным округам —трибам (римская территория делилась на 35 территориальных округов—триб, 4 городские и 31 сельскую). Первоначально трибутные собрания состояли из одних плебеев и собирались в противовес чисто патрицианским собраниям по куриям. Усиление политического значения плебеев привело к росту государственного авторитета трибутных плебейских собраний. По законам 449 г., а затем 287 г. решения трибутных плебейских комиций признавались законом, обязательным и для патрициев. В трибутных комициях стали принимать участие и патриции, а этот вид народного собрания ко II в. до н. э. стал основным и решающим в государстве. Трибутные комиции, связанные по своему происхождению со сходками плебейских масс, с самого начала отличались демократическим характером. Все 35 триб имели независимо от состава населения один голос и пользовались одинаковыми правами. Демократический характер трибутных комиций усилился после реформ Аппия Клавдия (конец IV в.), по которым ремесленники и торговцы, всегда более подвижные и беспокойные люди, могли приписываться не только в четыре городские трибы, но и в остальные сельские трибы и тем самым оказывать свое влияние на более широкую массу населения.
Несмотря на известную демократизацию римских народных собраний и их широкую компетенцию, орудием в руках аристократии оказывались даже самые демократические трибутные комиций. Народное собрание обсуждало только вопросы, внесенные магистратами и предварительно обсужденные в сенате, т. е. у него не было права законодательной инициативы. В Риме было несколько видов народных собраний: куриатные, центуриатные, трибутные комиций. Их функции не были разграничены достаточно четко, чем и пользовалась в своих целях правящая верхушка Рима, представленная сенатом и магистратами. [2, c. 58-59]
5.2 Сенат и сенаторское сословие
Руководящая роль в победоносных войнах III—II вв. принадлежала сенату, направлявшему внешнюю политику и выдвигавшему из своей среды высший командный состав. Сенат в этот период был опорой нобилитета. В нем занимали господствующее положение патрицианские роды — Корнелии, Эмилии, Клавдии, Валерии, но наряду с ними выделились и плебейские роды — Ливии, Семпронии, Цецилии Метеллы. Доступ в состав патрицианско-плебейского сената, а следовательно, нобилитета был затруднен из-за сопротивления нобилей, не желавших делиться с кем-либо огромными выгодами, которые стала приносить государственная деятельность.
У сената не было постоянной резиденции. Его заседания происходили то в курии Гостилия на форуме, то в каком-либо из римских храмов, всегда при закрытых дверях. Согласно установленному обычаю прения осуществлялись в порядке иерархического старшинства, а голосование — с помощью перехода из одной части помещения в другую. Чужестранные правители или послы могли вызываться в сенат для заявлений или дачи показаний, но при голосовании присутствие посторонних не допускалось.
Будучи едиными в защите своих корпоративных интересов, сенаторы норой сталкивались между собой в борьбе за высшие магистратуры и важнейшие жреческие должности. Возникали разного рода группировки — партии (от лат. pars, partis — часть). Партии вступали в жесткие конфликты, в которых одной из главных опор была масса клиентов, которые к этому времени превратились в толпу прихлебателей при своих патронах. Основным средством борьбы стала политическая демагогия. Некоторые нобили объявляли себя защитниками низов и выдвигали законодательные предложения, выгодные мелким земледельцам. И именно в это время появляются анналы, в которых до небес возносятся предки Валериев, Клавдиев и других влиятельных родов. История превращается в орудие политической пропаганды.
Сенаторы и внешне отличались от других граждан. Они носили туники с широкой пурпурной каймой, которая была видна из-под тоги. Знаки отличия сенаторов были частью окружавшего их публичного почета. Ему должно было соответствовать поведение каждого сенатора, не наносящее урона достоинству (dignitas) сенаторского сословия в целом. Об этом должны были заботиться цензоры, составлявшие каждые пять лет список (album) сенаторов, из которого исключали тех, кто запятнал себя недостойным поведением. Поэтому в римском сенате, несмотря на острые конфликты между отдельными партиями, были невозможны взаимные оскорбления и драки. [5, c. 39-40]
5.3 Магистратура
Сенат как корпорация не обладал исполнительной властью, хотя ее носители — магистраты — являлись его членами. Ко II в. система магистратур окончательно сформировалась и определилась ее спецификация: высшие и низшие магистраты, плебейские магистраты, избиравшиеся по традиции эпохи сословной борьбы из плебеев, ординарные и экстраординарные магистраты.
В правовом отношении магистратура основывалась на трех принципах— годичности, коллегиальности и последующей ответственности за деятельность, Теоретически магистратура была открыта всем гражданам, но практически магистратами становились представители немногих фамилий. Не разрешалось занимать несколько должностей одновременно. В 186 г. был установлен многоступенчатый порядок занятия магистратур: квестор, курульный эдил, претор, консул. К высшим ступеням допускались лишь те, кто прошел низшие. Одновременно вводился возрастной ценз для занимающих низшие должности — 27 лет и двухлетний промежуток между прохождением каждой последующей ступени. Лицо, претендующее на должность, должно было появляться перед гражданами в белоснежной тоге (символ чистоты), что было немаловажным средством агитации. Существовали и другие способы привлечения к себе внимания избирателей, но во II в. еще не доходило до серьезных злоупотреблений.
По мере расширения римских владений число магистратов увеличивалось. В 242 г. к существовавшей ранее должности городского претора (praetor urbanus) добавилась должность praetor peregrinus, ведавший отношениями между гражданами и чужеземцами. После образования провинций Сицилии и Сардинии (241 г.) прибавилось еще по одному претору для каждой из этих провинций. В 197 г. появились два претора для двух провинций на Пиренейском полуострове. [5, c. 40-41]
6. Изменение
в государственном строе
Оказавшись на вершине власти, которой очень долго добивался, Цезарь столкнулся с множеством проблем. Если учесть, что он мало правил страной (49-44 гг. до н. э.) и это время было наполнено напряженными военными кампаниями, то в деятельности Цезаря как главы государства занимали главное место срочные проблемы:
1. установление
определенного согласия в
2. удовлетворение
насущных проблем сельского (
3. демобилизация огромной армии.
Демобилизация огромной армии прошла спокойна, требования легионеров были удовлетворены и были созданы все условия, чтобы огромная масса людей вернулись к земледельческому труду. Этим решалась проблема выхода из военной разрухи и экономического возрождения страны.
Были приняты меры и для успокоения должников и обеспечения городского населения недорогим продовольствием. Были уменьшены долги за счет вычета уплаченных процентов из основной суммы долга, а остальные выплачивали в течении 3 лет. Для раздачи продовольствия Цезарь не отменял эту практику совсем, а только сократил число «получателей» с 300 до 150 тыс. человек, что позволило провести в жизнь эту болезненную акцию относительно спокойно.
Важной социально-политической задачей Цезаря считал достижение согласия внутри правящей элиты, которая была представлена сословьями – нобилитетом и всадничеством. Гражданская война 49-44 гг. до н. э. резко разделила эти два сословия на два лагеря:
1. сенатская
олигархия, вставшую на
2. фракция - поддерживающую Цезаря.
Диктатор решил примирить противоборствующие стороны. Он понимал, что истребить сенатскую олигархию невозможно. Вот почему бывшие противники Цезаря не только получили прощение, но и сохранили свои места в сенате и даже избирали на высшие магистратуры.
Существенные изменения Цезарь внес в структуру государственного управления, а прежде всего в организацию верховной власти. Их суть была в том, чтобы от коллегиального руководства (сенатской олигархии) перейти к единому правлению.
В 46 г. до н. э. сенат
назначил Цезаря диктатором на 10 лет, а
в 44 г. до н. э. он получил полномочия
постоянного диктатора. Постоянная
диктатура стала новым
Ранее временным титул императора, который получал полководец, одержавший победу, стал постоянным званием Цезаря. Теперь его называли император Юлий Цезарь.
Диктатор мог рекомендовать своих кандидатов на магистратские должности (консулов, преторов, эдилов). Он появлялся в пурпуровым плаще триумфатора с лавровым венком на голове, сидел в особом кресле, украшенном слоновой костью и золотом, ходил в красных сапогах.
Оформив свою власть он начал реформирование всей системы государственного управления, начиная с высших звеньев и кончая местным самоуправлением. Высший государственный орган власти – сенат стал по существу совещательным органом при Цезаре. Тем более, что диктатор пополнил его больше чем на половину своими людьми, исключая противников.
Другой высший
орган республиканской
Поскольку объем государственных дел в державе возрос, диктатор увеличил численность традиционных магистратур. Теперь выбирали 16 преторов (вместо 8), в эдилов (вместо 4), 40 квесторов (вместо 24). Но кроме этого Цезарь сам стал назначать на должности. Все эти меры укрепили и консолидировали центральные органы государственного управления, всецело подчинялись воле всесильного правителя.
Цезарь положил также начало организации и правовой разработке полномочий органов местного самоуправления, границ их автономии, правил выбора местных органов власти. Его преемники продолжили этот путь и создали знаменитую систему муниципального самоуправления, которая стала прочной структурой основой Римской империи в I –III вв. н. э.. Однако лихорадочная деятельность Цезаря по созданию Империи опережала общественное сознание, как правящей элиты, так и массы римских граждан. Цезарь был убит во время заседания в сенате 14 марта 44 г. до н. э.. После чего появились новые политические противоречия. Разгорелась новая борьба за власть между Марком Антонием и Гаем Юлием Цезарем Октавианом.
С 30 г. до н. э. Октавиан взял верх, и он стал единственным повелителем Римской державы. Так закончилась 500-летняя эпоха Римской республики и наступила новая, не менее блестящая и не менее трагичная историческая эпоха – эпоха Римской империи. [3, c. 205-215]
Заключение
Древний Рим стал заключительным этапом истории древнего мира в целом, и потому в эволюции его общества и государства нашли яркое проявление как конкретные особенности римской государственности и культуры, так и общие черты многих древних обществ.
Во всемирно-историческом развитии роль истории Древнего Рима очень велика. Именно в Древнем Риме рабовладельческая формация достигла наибольшей законченности и глубины, выявила с наибольшей полнотой все свои характерные признаки, раскрыла все свои потенции.
В процессе социальной революции IV – Vвв. На место рабовладельческих отношений как господствующих выступали отношения феодальной зависимости, которые в эпоху поздней Римской империи приняли форму прикрепления разных групп населения к месту жительства и к своим занятиям. Основными общественными классами были уже не классы рабовладельцев, свободных мелких производителей и рабов, а класс земельных магнатов-протофеодалов и класс находящихся в разный степени зависимости основных производителей, включая рабов.
Древний Рим оставил богатое культурное наследие, которое стало частью жизни и культуры современного человечества. Величественные остатки римских городов, портовых сооружений и военных лагерей, храмов и т.д. Во всем этом – реальная связь римской древности с современной действительностью, зримое доказательство того, что римская цивилизация легла в основу европейской культуры, а через нее и всей современной цивилизации а целом.
Список литературы
1. Кощев В.И. Эминистический мир и Рим. М., 1993.
2. Кузищин В.И. История Древнего Рима. М., 1994.
3. Маяк И.Л. Римляне ранней республики. М., 1993.
4. Немировский А.И. История Древнего Мира: Античность: Учеб. Для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 200. – Ч. 1. – 480 с.: ил.
5. Немировский А.И. История Древнего Мира: Античность: Учеб. Для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 200. – Ч. 2. – 480 с.: ил.
6. Немировский А.И. Легенды ранней Италии и Рима. М., 1996.
Информация о работе Государственный строй Римской республики