Государственный строй Римской республики

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 16:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть государственный строй Римской республики.
Для достижения поставленной цели выделяю следующие задачи:
1. Изучить первые цивилизации в Италии VIII –VI вв. до н.э.;
2. Познакомиться с Римом в эпоху первых царей;
3. Рассмотреть становление римской государственности и военной организации (VI в. до н.э);
4. Дать общую характеристику ранней Римской республики и социальной структуры в VI - IV вв. до н.э.;
5. Охарактеризовать государственное устройство Римской республики;
6. Ознакомить с основными изменениями в государственном строе Римской республики при правлении Цезаря.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Первые цивилизации в Италии VIII –VI вв. до н.э………………………......4
2. Рим в эпоху первых царей……………………………………………………..6
3. Становление римской государственности и военной организации (VI в. до н.э)………………………………………………………………………………….8
4. Ранняя Римская республика. Социальная структура в VI - IV вв. до н.э….10
4.1 Патриции…………………………………………………………………..11
4.2 Клиенты…………………………………………………………………....12
4.3 Плебеи……………………………………………………………………...13
4.4 Рабы………………………………………………………………………..14
4.5 Борьба плебеев с патрициями……………………………………………15
5. Государственное устройство Римской республики………………………...18
5.1 Народное собрание………………………………………………………..18
5.2 Сенат и сенаторское сословие……………………………………………21
5.3 Магистратура……………………………………………………………...22
6. Изменение в государственном строе Римской республики при правлении Цезаря…………………………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………………27
Список литературы……………………………………………………………...28

Файлы: 1 файл

история государства и права ЗС .doc

— 130.50 Кб (Скачать)

Государство приобрело  ярко выраженный аристократический (патрицианский) характер, потому что высшие магистратуры, сенат и большая часть народного  собрания состояла из патрициев. А плебейская часть римского общества была отодвинута на второй план. [1, c. 65-66]

Социальная  структура Рима в VI — IV вв. до н, э. отличалась большой сложностью и пестротой. В римском обществе существовали три основных типа общественных структур: родовые учреждения, восходящие к первобытности, новый общинно-крестьянский сектор и раннерабовладельческие отношения. В процессе дальнейшего развития родовые учреждения постепенно отмирали, общинно-крестьянский сектор укреплялся, а раннерабовладельческие отношения имели тенденцию к превращению в классическое рабство.

В конкретной действительности VI-IV вв. до н.э. носителями этих структурных типов выступали классово-сословные группы патрициев, клиентов, плебеев и рабов. Каждая из. этих групп занимала особое место в производстве и в обществе, обладая своим набором прав и обязанностей. [2, c. 53]

4.1 Патриции

 

Свое название патриции получили от слова pater, т. е. отец многочисленной семьи, включающей кроме родных детей также зависимых людей и рабов. «Отцами» в раннем Риме называли также членов высшего органа управления—сената. Патриции были привилегированным, господствующим классом-сословием раннего Рима. Они пользовались всей полнотой гражданских прав, голосовали в куриатных комициях, избирались в сенат, служили как в тяжеловооруженной пехоте, так и привилегированной коннице. Каждый патриций был главой многочисленной фамилии, т.е. большой семейной общины, на содержание которой они имели право .брать в пользование солидные участки из общинного земельного фонда. Основные магистратские должности вплоть до середины IV в. до н. э. заполнялись патрициями. Патриции делились на родовые группы (gentes), которые восходили к далеким родовым подразделениям первобытной эпохи. И хотя патрицианские gentes VI—IV вв. до н. э. имели другую структуру и организацию, чем первобытные роды, тем не менее, роль традиционных родовых связей в среде патрициев была велика. Являясь привилегированным господствующим классом-сословием землевладельцев, в структуре которого родовые связи занимали значительное место, римские патриции были консервативным элементом в обществе, тормозившим, развитие новых социально-экономических отношений, частной собственности, рабства. [2, c. 53]

4.2 Клиенты

 

В раннеримском обществе многочисленной прослойкой были клиенты - несостоятельные и политически бесправные люди. Клиентами могли быть или отпущенные на волю рабы, или переселившиеся в Рим иноплеменники, которые были вынуждены искать защиту и покровительство у патрициев и поступали под их патронат. Клиенты вступали как бы в; родовую организацию патрициев на нравах зависимых членов, получали родовое имя своих покровителей. На них накладывались обязанности работать на землях патронов и выполнять различные повинности: сопровождать своего патрона в походе, на выходах в город. Имущество клиента, если он не оставлял завещания, после его смерти наследовалось патроном. В случае неповиновения патрону клиента по решению суда могли обратить в рабство. В свою очередь, патрон был обязан защищать клиента от притеснений других знатных лиц, представлял его интересы в суде. Клиенты, входившие в род своих патронов, связанные с ними различными, в том числе религиозными, обязательствами были отделены от плебеев и в социальной борьбе, происходившей в Риме в V- IV вв. до н. э. выступали вместе со своими патронами-патрициями. Но ослабление родовых связей в патрицианских родах и развитие новых социальных отношений постепенно изменяло положение клиентов. К III в. до н. э. большая часть их уже освободилась от своей зависимост от патронов, получив от государства землю, и превратилась в свободных земледельцев. [2, c. 53-54]

 

 

4.3 Плебеи

 

Один из основных классов-сословий раннего Рима составляли плебеи. Часть плебеев была принята  в патрицианские роды в качестве зависимых клиентов, но большенство  плебса стояло вне обществееной организации коренных граждан-патрициев и было лишено гражданских прав, хотя и считалось в отличии от рабов и клиентов юридически свободным. Значительную часть плебеев составляла пришлая маса людей, порвавших все свои связи со своей прежней родиной и стоявших вне родовой организации Рима. Эти люди оказались особо благоприятной средой для становления частнособственнических отношений, а их борьба с патрициями, связанными с отжившими родовыми учреждениями, была исторически прогрессивной.

Плебеи обрабатывали небольшие участки земли, занимались торговлей и ремеслами. Они жили в своей основной массе в деревнях, окружающий Рим, имели собственную общинную организацию, систему взаимопомощи. Плебеи как мелкие земледельцы представляли собой основную часть формирующегося общинно-крестьянского сектора римского общества, хотя он постоянно пополнялся и за счет клиентов, по мере того как они освобождались от патронной зависимости, да и самих обедневших патрициев, в силу разных причинрастерявших свои земельные владения и свои фамилии зависимых людей. В их среде довольно быстро произошло расслоениеи выделился зажиточный слой. Общее гражданское бесправие объединяло всех плебеев на борьбу с патрициями. Однако если маса плебеев дюбивалось получения земли и отмены кабального рабства, то зажиточные и богатые плебеи боролись в первую очередь за политическое равноправие с патрициями. [2, c. 54]

 

 

 

 

4.4 Рабы

 

В VI - III вв. до н. э. рабский труд проникает в различные отрасли хозяйства – рабы обрабатывают поля, трудятся ремесленных мастерских, в домашнем хозяйстве. В рабов обращали военнопленных, рабами становились кабальные должники. Запрещение долгового рабства в Риме в 326 г. До н. э. сделало порабощение пленных основным источникам пополнения класса рабов.

Раннерабовладельческие отношения называют патриархальным рабством и отличают от классического рабства. При патриархальном рабстве производство направлено на создание не товара, а лишь средств существования рабовладельца и его фамилии, господствует натуральное хозяйство, а связи с рынком находятся в зачаточном состоянии. Поскольку товарные отношения были слабые, а необходимость в прибавочном труде раба ограничена потребностями рабовладельца и его семьи, то эксплуатация раба не достигала крайних пределов. Несмотря на использование рабов в разных отраслях производства, в целом их было мало и они еще не стали основными производителями. Рядом с рабами трудились и сам хозяин, и его дети.

Раб не рассматривался в  качестве вещи, за ним сохранялись  некоторые (хотя и самые минимальные) права человеческой личности. Раба не включали в инвентарь имения, рабы отвечали за некоторые поступки перед судом (в более поздний период его наказывал хозяин), могли выступать поручителями и быть усыновленными. Они имели право участвовать в некоторых религиозных культах и празднествах. Согласно религиозным представлениям, рабам давался отдых в праздники, а слишком жестокое обращение с рабами, напрасное пролитие крови признавались не угодными богам.

Грань между свободой и  рабским состоянием не была резкой, она смягчалась и затушевывалась существованием переходных от рабства к свободе разных категорий зависимости: клиентской связи, домашнего рабства, кабального должничества.

Самым бесправным было положение рабов-военнопленных, поскольку их господина не связывали с ними ни племенные, ни родственные, ни религиозные, ни какие-либо другие отношения. Поэтому в раннем Риме противоречия между рабами и рабовладельцами не обнажились, были еще скрыты, тесно переплетались с социальными антагонизмами других зависимых прослоев населения: обедневших плебеев, кабальных должников, клиентов.

От периода VI - III вв. до н. э. не дошло известий о массовых восстаниях рабов; они еще не выступали самостоятельно, а вели борьбу в скрытых формах (бегство, порча орудий) или принимали активное участие в волнениях полусвободных и разоряющихся слоев населения.

Так, в Риме рабы принимали участие в захвате  Аппием Гердонием, стремившимся к восстановлению царской власти, крепости Капитолия  в 460 г. до н. э., в волнениях должников в начале IV в. до н, э., в народном движении 342 г. до н. э. [2, c. 54-55]

 

4.5 Борьба плебеев с патрициями

 

Борьба патрициев  и плебеев пронизывает всю  социально-политическую историю раннего  Рима, в драматических столкновениях  враждующих сторон формируются основные учреждения римского общества V--IV вв. до н. э. Главный антагонизм проявлялся в том, что патрицианская знать стремилась сохранить и укрепить свое привилегированное положение, покоящееся на родовых традициях и связях, в распоряжении земельными владениями, обрабатываемыми зависимыми клиентами и сородичами, политическом господстве в обществе.

Требования  плебеев сводились к трем основным пунктам: 1) допуск плебеев к общественной земле, ограничение патрицианского землевладения, наделение плебеев  земельными участками, г. е. решение  аграрного вопроса; 2) отмена долговой кабалы и ограничение' долгового процента; 3) политическое равноправие, т. с. участие во всех собраниях и право избрания на все государственные должности.

Поскольку земля  была основным видом богатства, а  земледелие — главным занятием населения, то аграрный вопрос лежал в основе всех требований плебса.

Как и в греческих  городах-государствах, в Риме землей могли владеть только полноправные граждане, поэтому решение, земельного вопроса было тесно связано с  получением гражданских прав и плебеи добивались прежде всего политического равноправия.

До середины VI в. до н. э. плебеи считались чужеродным элементом и им не доверяли даже службу в войске. Однако увеличение числа плебеев, с одной стороны, и расширение военной активности — с другой, сделало необходимым привлечение их в ряды ополчения, что и было закреплено реформами Сервия Туллия. Плебеи были включены, таким образом, в состав римской общины, стали гражданами, получив не вес права, а лишь право проливать кровь за Римское государство.

B начале Vв. до н.э. плебеи уже составляли основную часть римского войска, в котором патриции занимали все командные посты. Опираясь на большинство. граждан-воинов, плебеи повели борьбу за свои права, угрожая уйти из Рима и основать новый город. В момент серьезных военных осложнений плебейское войско предъявляло патрициям свои требования и удалялось па Священную гору (холм, расположенный в окрестностях Рима) .

Уход из Рима большей части воинов, естественно, ставил государство в катастрофическое положение, и патриции вынуждены  были, вступив в переговоры с плебеями, идти на уступки. Важнейшей из них было создание новой магистратуры (должности) народных трибунов, которые могли приостанавливать все решения патрицианских магистратов, произнося слово veto — «запрещаю» 494 г. до и. э..

Борьба плебеев  с патрициями была ожесточенной и кровопролитной. Она проходила с переменным успехом. Если плебеи вырвали у патрициев должности народных трибунов, то им не удалось провести аграрные законы, которые были предложены Спурием Кассием (486 г, до н.э.). Он предложил раздать нуждающимся плебеям завоеванные у племени герников земли. Однако его законопроект не прошел, сам он был обленен в стремлении к царской власти и казнен. [2, c. 55-57]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Государственное  устройство Римской республики

 

При родовом строе государства как такового не существовало. Государственная организация отличаемся от родовой тремя особенностями: наличием особого аппарата управления (армия, суды, чиновники), делением населения не по кровному родству, а по территориальному признаку, а также налогами, собираемыми для содержания армии, должностных лиц и т.д.

Процесс возникновения  государства в Риме определяется внутренним состоянием римского общества, но он осложнился внешним фактором. В начале VI в. до н.э. этруски захватили власть в Риме, основали свою династию и создали аппарат управления, что ускорило процесс формирования собственно римской государственности. Этруски организовали монархическое управления во главе с царем. Однако это была примитивная монархия, сильно ограниченная в своей компетенции народным собранием, сначала собраниями по куриям, а затем по центуриям.

Восстание местного населения Рима в конце VI в. до н.э. ликвидировало царскую власть; было установлено, что общиной впредь будут управлять избираемые каждый год старейшины – магистраты. Риме утвердилась республиканская форма управления (V - I вв. до н.э.). [2, c. 57-58]

 

5.1 Народное  собрание

 

Высшим государственным  органом считалось народное собрание. Оно принимало или отменяло законы, объявляло войну и заключала  мир, было верховной судебной инстанцией, разбиравшей апелляции и протесты на решения судебных органов. Народное собрание избирало всеж высших должностных лиц, в руках которых находилась вся исполнительная власть.

В Риме собирались три вида народных собраний комиций; до реформ Сервия Туллия с середине VI в. до н. э. народные собрания собирались только по куриям и назывались куриатными комициями. Они были единственным видом народного собрания. Однако курии были замкнутыми объединениями патрициев с сильными пережитками родового управления и не включали плебеев. Сервий Туллий, роль которого в оформлении Римского государства особенно велика, допустил плебеев к военной службе и создал так называемые центуриатные устройство. В связи с тем что в V - VI вв. до н. э. важнейшие проблемы общественной жизни порождали многочисленными войнами, борьбой патрициев и плебеев,, значение в государственной жизни приобрели собрания римских граждан по центуриям, в которые входили как патриции, так и плебеи.

Центуриатные  комиции собирались высшими должностными лицами — консулами — за городской чертой Рима, на Марсовом поле (Марс — бог войны}. Все римские граждане выставляли 193 центурии, из них самые богатые — первый класс — 98 центурий, т. е. больше половины. Голосование проходило по центуриям, каждая имела один голос. Голоса подавали по строго заведенному порядку: сначала центурии первого класса, затем второго, третьего и т. д. Если за предложение голосовало больше 50% голосов центурий, голосование прекращалось, а предложение становилось законом. При подобном порядке голосования все вопросы решались 98 центуриями первого класса, т. е. самой богатой частью римского гражданства. Олигархический характер центуриатских собраний вызывал недовольство широких слоев римских граждан; они вели борьбу за демократизацию центуриатных комиций и справедливое представительство центурий. Во второй половине III в. до п. э. была проведена демократическая реформа центуриатных комиций. Ранее каждый класс выставлял разное число центурий и, следовательно, имел неодинаковое количество голосов, теперь каждый из пяти классов выставлял равное количество центурий -70, а всего в Риме стали насчитывать 373 центурии (5 классов по 70 = 350 + 18 центурий всадников +5 центурий ремесленников и пролетариев).

Информация о работе Государственный строй Римской республики