Государственный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 19:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить сущность и особенности управления государственным долгом Республики Беларусь.
Задачи работы:
1. Изучить сущность внутреннего и внешнего государственного долга;
2. Изучить влияние государственного долга на финансовое состояние экономики;
3. Изучить методы и способы стабилизации государственного долга;
4.Изучить особенности государственного долга и способы его сокращения в РБ.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1 ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
2 ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА НА ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИКИ
3 МЕТОДЫ И СПОСОБЫ СТАБИЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
4 ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА В РБ, СПОСОБЫ ЕГО СОКРАЩЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 346.50 Кб (Скачать)

 

Рис. 4. Государственные облигации в обращении (объем и ставки)

Приложение. Источник: [15,с.13].

 

Беларусь пока не выпускала еврооблигаций на международных финансовых рынках, которые могут в дальнейшем стать важным инструментом привлечения внешнего финансирования. Ранее Беларусь объявляла о планах выпуска подобных долговых бумаг и получила в 2007 г. два суверенных рейтинга от Moody’s и Standard and Poor’s (S&P). Первоначально в августе 2007 г. S&P присвоило Беларуси рейтинг “B+” (в иностранной валюте) и подтверждало его несколько раз в дальнейшем. Moody’s присвоило  государственным облигациям рейтинг в “B1”.

 

 

Рис. 5 Структура ГДО относительно валюты выпуска (на 1 августа 2009 г.)

Приложение. Источник: [15,с.14].

 

              Данные рейтинги в целом отражают уровень риска инвестирования в Беларусь. Однако они позволяли привлекать средства  только по достаточно высоким процентам и только от спекулятивных, а не структурных фондов. Это частично стало причиной, почему Беларусь так и не вышла на данный рынок до кризиса. Последний же не отразился на суверенных рейтингах, но ухудшил их прогноз на негативный по методологии S&P  в  ноябре 2008 г. 

Такая  динамика  рейтингов  и  общее  состояние  финансовых рынков не позволяют предполагать  выпуска Беларусью еврооблигаций в  среднесрочном периоде.

Сохранение существующих темпов роста частной (особенно краткосрочной) внешней задолженности может спровоцировать внешний долговой кризис, что следует из опыта ряда развивающихся стран в конце прошлого столетия. Как показал ряд валютных кризисов (середина и конец 1990-х гг.), риск, связанный с накоплением чрезмерного краткосрочного долга может быть весьма серьезным даже в тех государствах, которые считались в целом платежеспособными.

Один из выводов основывался на том, что страны с чрезмерным краткосрочным долгом в большей степени подвержены кризисам ликвидности, поскольку, чем выше доля краткосрочных кредитов в совокупном долге, тем больше и уязвимее ежегодный поток платежей по обслуживанию долга.

Негативную роль в этой ситуации могут сыграть также и условия внешних обязательств корпоративного сектора - так называемые «плавающие» процентные ставки. Это означает, что весьма вероятный в ближайшей перспективе рост процентных ставок в мировой экономике вызовет увеличение издержек обслуживания внешней задолженности.

Вышесказанным определяется настоятельная необходимость первоочередного регулирования внешней корпоративной задолженности страны, поскольку по мере ее роста возможности по дальнейшему привлечению кредитов будут все более ограничены необходимостью финансировать отрицательное сальдо текущих операций платежного баланса.

Озабоченность вызывает и недостаточный объем золотовалютных резервов страны, позволяющих определить, как скоро страна будет вынуждена скорректировать свою политику, если она лишится доступа к внешним заимствованиям, например, в силу неблагоприятных изменений на международных рынках капитала. Достигнутый уровень международных резервных активов на 1 января 2009 г. в размере 3061,1 млн. долл., сопоставим со стоимостью импорта товаров и услуг за 0,9 месяца [6,с.98].

Существует ряд способов управления государственным долгом РБ в части отдельных операций с долговыми обязательствами.

Использование своповых операций. Наряду с предложениями реальных свопов «долг-акции», которые при разрешении их использования на приватизационных конкурсах могут поднять цену приватизируемых объектов в полтора-два раза, необходимо расширить применение свопов «долг-недвижимость», «долг-аренда земли или лизинг оборудования», «долг-рубли» (для пополнения оборотных средств, уплаты налогов и таможенных платежей), «долг-охрана окружающей среды».

В связи с расширением своповых операций необходимо внести изменения в Бюджетный кодекс. В настоящее время бюджетное законодательство регулирует, в основном, вопросы заимствований и реструктуризации государственного долга. В этой связи необходимо разработать нормативные акты, детализирующие полномочия правительства и органов исполнительной власти по проведению операций по конверсии долга на инвестиции, товары, ценные бумаги, другие финансовые активы.

Выкуп рыночного долга с привлечением корпоративных структур. Для стимулирования заинтересованности корпоративных структур по участию в данных операциях может быть использована практика зачета их задолженности перед бюджетом по налогам, штрафам и пени. Необходимо разработать соответствующую методику оценки зачета суверенных долговых обязательств за задолженность перед бюджетом корпоративных структур и региональных органов власти. Сейчас в связи с ростом цены российских долговых обязательств на внешнем и внутреннем рынках заинтересованность в выкупе валютных обязательств значительно снизилась. Однако в условиях существенных колебаний цен на эти долговые бумаги такие операции снова могут стать эффективными. Оценки возможных эффектов для бюджета от подобных операций должны проводиться в каждом случае при подготовке очередных решений.

Осуществление операций по снижению стоимости обслуживания долга (секьюритизация ценных бумаг, выкуп или досрочное погашение самых дорогих долгов).

Необходимо также внести изменения в Бюджетный кодекс РБ и разработать специальные нормативные акты, регулирующие операции по выкупу и досрочному погашению долга.

Замещение внешних заимствований внутренними и наоборот. Замещение внешних заимствований внутренними позволяет уменьшить валютную нагрузку и стоимость обслуживания долга. Внутренним долгом легче управлять, он не подвержен влиянию валютных рисков, его обслуживание в настоящее время дешевле.

Значительное увеличение доли внутреннего долга в структуре совокупного государственного долга, сравнение ее с долей внешнего долга может дать такие структурные изменения, экономическую оценку которых дать трудно, так как здесь действуют разнонаправленные тенденции. В частности, при укреплении курса рубля даже низкие проценты по внутреннему долгу будут выше соответствующих показателей для внешних заимствований, что будет означать относительно большую нагрузку на бюджет по сравнению с вариантом чисто внешних заимствований. Однако несомненен косвенный эффект, который будет выражаться в получении доходов резидентами – держателями долговых требований.

В то же время есть опасность чрезмерного возрастания внутренних заимствований, которые стали основным средством сокращения рублевой денежной массы. Рост внутреннего долга при ухудшении экономической ситуации чреват бурным развитием инфляции, а также может вызвать рост стоимости внешних заимствований, что отрицательно отразится на инвестиционных кредитных рейтингах.

Кроме того, инвестиции в государственные ценные бумаги вытесняют инвестиции в частный сектор, что лишает реальную экономику значительных инвестиционных ресурсов со всеми вытекающими отсюда последствиями. В силу того, что многие компании, а также региональные и муниципальные образования по тем или иным причинам не могут привлечь внешние займы, процесс вытеснения протекает на внутреннем рынке активнее, чем на внешнем.

Все это требует более взвешенного подхода к росту внутренних заимствований, своевременного их замещения внешними заимствованиями в случае проявления названных выше негативных тенденций. Необходимо разработать взвешенную долгосрочную программу внутренних заимствований с учетом названных выше возможных последствий для роста инвестиционного потенциала в частный сектор.

Расширение рыночного сектора во внешнем долге. Только с помощью новых рыночных инструментов можно сделать более привлекательными инвестиции в РБ. Необходима существенная диверсификация белорусских долговых бумаг (по валюте номинирования, доходности, срокам погашения).

Важно также создавать условия для белорусских граждан осуществлять инвестиции в валютные ценные бумаги, что предложит реальную альтернативу банковским депозитам.

Необходимо разработать Программу привлечения средств населения в государственные долговые обязательства.

Механизм стимулирования заинтересованности компаний по конкретным объектам может включать определенные льготы по налогообложению и таможенным пошлинам, по размеру дисконта с передаваемых активов, по срокам и порядку погашения образующейся в этой связи задолженности перед бюджетом. Эти льготы могут предоставляться как белорусским, так и иностранным компаниям. В конечном счете, речь идет о создании режима наибольшего благоприятствования для всех инвесторов, проявляющих интерес к такому сотрудничеству.

Принятие мер по возврату задолженности по гарантированным государственным валютным кредитам, которые получили предприятия и региональные органы власти. Правительство пытается возвратить эту задолженность, предлагая предприятиям-должникам льготные условия реструктуризации этой задолженности в случае ее признания (длительную рассрочку, списание пени и штрафов), зачет за любые валютные долговые обязательства государства. Однако таких мер недостаточно. Необходимо более активно начать применять административные меры, включая судебное преследование в отношении должников, а также региональных администраций и муниципалитетов, которые выступали поручителями по этим валютным кредитам.

Применение нестандартных схем управления долгом.

Основные критерии стандартной схемы управления долгом:

погашение по графикам, предусмотренным оригинальными соглашениями;

погашение по графикам, предусмотренным соглашениями о реструктуризации;

погашение наличными платежами по номиналу срочных к платежу требований.

Основные критерии нестандартной схемы:

наличие элемента списания части долга;

неденежная форма расчетов – индивидуальный характер схемы.

Основные преимущества нестандартных схем:

экономия на процентных платежах за счет более быстрого погашения основной суммы долга;

фактические расходы бюджета существенно меньше номинала погашаемого долга;

мультипликационный эффект (дополнительные налоговые и социальные платежи, поддержка экспортноориентированных производств).

Значительные преимущества нестандартных схем для дебитора не отменяют некоторых серьезных недостатков и ограничений, связанных с их применением:

нестандартные схемы трудно подвергаются тиражированию;

значительные административные издержки на разработку и осуществление схемы;

необходимость осуществления ряда действий и операций в режиме строгой конфиденциальности;

недостаточно развитое законодательное/нормативное обеспечение данного направления долговой политики;

использование нестандартных схем является одним из признаков наличия у дебитора проблем с обслуживанием и погашением накопленного долга.

Применяемые нестандартные схемы погашения государственного внешнего долга:

1) товарная схема;

2) уступка прав требования;

3) долг в обмен на интеллектуальную собственность;

4) зачет взаимных долговых требований и обязательств;

5) списание части долга;

6) использование государственных внешних финансовых активов;

7) обмен задолженности;

8) другие нестандартные схемы [9,с.65-66].


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Госу­дарственный долг - накопление дефицитов предшествующих лет и включающий, кроме того, сумму вкладов и займов у населения, фирм, иностранных государств и граждан и другие обязательства.

Внутренний государственный долг - выраженная в форме государственных долговых обязательств задолженность Правительства перед юридическими и физическими лицами на территории Республики Беларусь.

Правовое регулирование внутреннего государственного долга осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь "О внутреннем государственном долге Республики Беларусь".

Гарантиями по внутреннему государственному долгу являются имущество и другие активы, находящиеся в республиканской собственности. Предельный ежегодный прирост или сокращение внутреннего государственного долга устанавливается Верховным Советом Республики Беларусь по предложениям Президента Республики Беларусь.

Внутренний государственный долг может быть представлен в виде займов, выпускаемых в форме ценных бумаг от лица Правительства, кредитов Национального банка Республики Беларусь, других долговых обязательств, гарантированных Правительством.

Государственные долговые обязательства могут быть краткосрочными и долгосрочными. Право привлечения заемных средств у юридических и физических лиц от лица Правительства принадлежит исключительно Министерству финансов Республики Беларусь.

Внешний государственный долг- задолженность государства по непогашенным внешним займам и не выплаченным по ним процентам. Состоит из задолженности данного государства международным и государственным банкам, правительствам, частным иностранным банкам и др. Подразделяется на текущий (тот, по которому срок уплаты наступает в текущем или ближайшем бюджетном году) и капитальный (тот, по которому срок платежа еще не наступил).

Начиная же  с 2007 г., Беларусь привлекала долгосрочные кредиты от международных организаций и в рамках двухсторонних правительственных соглашений. Россия предоставила Беларуси два кредита в USD 1.5 млрд.: первый в конце 2007 г, второй в два транша в ноябре 2008 г. и марте 2009 г. Кроме того, МВФ выделил кредит по программе Stand-By. На конец второго квартала Беларусь получила 2 транша данного кредита в USD 778 млн. в январе и 679 млн. в июне 2009 г.

Информация о работе Государственный долг