6) вооруженные силы часто
играют политическую роль (концепцю
«двойной роли армии» и др.).
Некоторые признаки претерпевают
модификации в специфически;
условиях тех или иных
государств, в результате чего возникают
разновидности авторитарных режимов
(олигархический, конституционно-авторитарный
и др.). С другой стороны, наличие
одного-двух признаков тем более
слабо выраженных, не обязательно
делает режим авторитарным; существуют
смешанные формы полуавторитарных,
полудемократических режимов. Принимая
во внимание гибкость, изменчивость политики
правящих групп, в каждом случае необходим
конкретный анализ, учет места и
времени.
В основе тоталитарного режима
лежат разные концепции. Его идеологи
используют расистские «теории», идеи
массового государства, харизматического
лидера и толпы, марксистские положения
о диктатуре пролетариата, необходимой
для того, чтобы привести общество
к «светлому будущему», концепции
о «двойной роли» армии — как
организации для обороны страны
и политической организации, способной
реформировать «загнившее» общество.
Тоталитарный режим также
возможен в условиях различного общественного
строя. Он существовал в высокоразвитой
капиталистической Германии (фашизм)
и социалистических государствах (СССР,
Румыния, Албания и др.), в странах,
где узкий слой господствовавшей
«революционной демократии» провозглашал
ориентацию на социализм, и в государствах
капиталистической ориентации, где
«номенклатура» пробуржуазной автократии
насильственными методами пыталась
ускоренно насадить порядки
примитивного капитализма (Кения, Нигер,
Уганда, Центральноафриканская Республика
и др.).
С точки зрения характера
институтов конституционного права
тоталитарный режим характеризуется
следующими чертами:
1) политические права и
свободы граждан, возможность
их самостоятельного и активного
участия в определении государственной
политики принципиально отвергаются
концепцией вождизма, лежащего в
основе режима. У граждан нет
выбора, и они ориентированы на
существование единой системы,
для которой нет вариантов:
не только выступления против
нее, но и простая критика
рассматриваются законом как
уголовное преступление;
2) переход политического
руководства от одной партии
к другой не может быть осуществлен
путем выборов: обычно существует
одна легальная партия, а если
допускается существование других
(так называемые демократические
партии при коммунистическом
режиме в Болгарии, Вьетнаме,
КНДР, Польше, Чехословакии и др.),
то они, как и массовые общественные
организации, находятся под контролем
партии; ее руководящая роль в
обществе и государстве была
закреплена не только в странах
социализма (СССР, Венгрия, Румыния,
Китай и др.) и странах социалистической
ориентации (Алжир, Бенин, Конго, Мозамбик,
Южный Йемен и др.), но и в некоторых государствах
капиталистической ориентации с тоталитарными
режимами. Выборы могут проводиться более
или менее регулярно, не проводиться длительное
время. В условиях военных режимов в Нигерии,
Эфиопии, других странах они не проводились
десятилетиями, а там, где проводились,
не имели реального значения: на пост
президента, а также в парламент (от округа)
баллотируется обычно один кандидат
от единственной разрешенной партии (в
результате в Кении, например, президент
по истечении срока выдвижения кандидатур
обычно объявлялся избранным без голосования
из-за отсутствия соперников). Иногда от
партии выдвигаются 2—3 кандидата в парламент
по округу (в прошлом в Эфиопии, Танзании
и др.), но это выбор не различной политики,
а лишь личных качеств кандидата. Результаты
выборов зачастую совершенно не отражают
реального положения дел (в КНДР официальная
статистика в последние годы информировала
о стопроцентном голосовании за единственную
кандидатуру президента), не отражают
они и истинных позиций населения: вскоре
после столь «единодушного» голосования
происходили военные перевороты и народ
оставался пассивным, не выходя на защиту
«одобренного» поголовным голо сованием
режима;
3) политический плюрализм
принципиально отвергается, политическая
оппозиция не допускается, защита
прав меньшинства не признается
принцип демократического централизма,
включенный в конституции не
которых стран тоталитарного
социализма и стран социалистической
ориентации, требовал безусловного
подчинения меньшинства большинству
Под руководство правящей партии,
фюрера, военного совета поставления
все существующие общественные
организации, создается единый
тотальный механизм политического
властвования. Иногда, как это было
е Гвинее, провозглашается создание
целостного, слитного организма
«партии-государства», членами единственной
партии объявляются все граждане,
а органы государства, как это
было в Заире, становятся органами
партии (парламент — законодательный
совет партии, правительство —
исполнительный совет и т.д.). В
абсолютных монархиях Персидского
залива, некоторых других странах
(Непал до 1990 г.) запрещены все
партии, как нарушающие единство
уммы (в отдельных мусульманских
странах) или противоречащие принципам
«панчаятской демократии» (Непал);
4) разделение властей отвергается,
в конституциях в том или
ином варианте фигурирует принцип
единства власти (власти фюрера,
дуче, каудильо, власти советов, на
деле подменяемых партийной номенклатурой,
власти руководителя государства,
главы военного или революционного
совета). Представительные органы
либо распущены, а акты, имеющие
силу закона, издаются военными
властями (в условиях военного
режима), либо эти органы существуют,
но не являются единственными
законодательными органами (фюрер,
«вождь нации», при фашизме издает
наиболее значительные акты), либо,
наконец, по букве конституции
только они принимают законы
и, собираясь дважды в год
на 2—3 дня, штампуют акты, подготовленные
центральными комитетами компартий
(при коммунистическом режиме). Местное
самоуправление также лишено
всякого реального значения: на
местах правят назначенные представители
главы государства и правительства,
а если их нет («власть Советов»),
то реальные полномочия сосредоточены
в руках партийных органов;
5) единая обязательная
политическая идеология (марксизм-ленинизм
в странах тоталитарного социализма,
мобутизм в Заире в 60— 80-х
годах, нкрумаизм в Гане в
60-х годах и т.д.). Она обеспечивается
государственным принуждением в
явственных или скрытых формах.
Тоталитарный режим имеет
свои разновидности. Беспартийный военный
режим, где безраздельная власть
принадлежит лидеру, возглавляющему
военный или революционный совет,
существенно отличается от фашистского
или коммунистического режима, где в механизме
власти огромную роль играет партия. С
другой стороны, фашистский режим принципиально
отличается от коммунистического по идеологическим
установкам, формам организации власти,
методам принуждения. Тоталитарный социализм
мог иметь некоторые позитивные черты,
его нельзя отождествлять с фашизмом./
Рассмотренная выше классификация
государственных режимов опирается,
как говорилось, на классификацию
политических режимов, принятую в
политологии. Вместе с тем в литературе
по конституционному праву предложена
специальная классификация государственных
режимов. Различают следующие режимы:
абсолютистский, министериальный, дуалистический,
президентский, партократический, парламентарный.
Эти предложения находятся в
стадии обсуждения.