Государственные режимы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 14:08, реферат

Краткое описание

В мировой научной литературе существует множество классификаций политических режимов и в гораздо меньшей степени — государственных. Эти классификации зависят от оснований деления. В качестве такого основания иногда берется один признак, например число разрешенных законом или фактически существующих партий, в результате чего различают многопартийные и однопартийные режимы.

Файлы: 1 файл

государ-ые режимы.docx

— 26.86 Кб (Скачать)

6) вооруженные силы часто  играют политическую роль (концепцю  «двойной роли армии» и др.).

Некоторые признаки претерпевают модификации в специфически;

условиях тех или иных государств, в результате чего возникают  разновидности авторитарных режимов (олигархический, конституционно-авторитарный и др.). С другой стороны, наличие  одного-двух признаков тем более  слабо выраженных, не обязательно  делает режим авторитарным; существуют смешанные формы полуавторитарных, полудемократических режимов. Принимая во внимание гибкость, изменчивость полити­ки  правящих групп, в каждом случае необходим  конкретный анализ, учет места и  времени.

В основе тоталитарного режима лежат разные концепции. Его идеологи используют расистские «теории», идеи массового государства, харизматического лидера и толпы, марксистские положения  о диктатуре пролетариата, необходимой  для того, чтобы привести общество к «свет­лому будущему», концепции  о «двойной роли» армии — как  организации для обороны страны и политической организации, способной  реформиро­вать «загнившее» общество.

Тоталитарный режим также  возможен в условиях различного обще­ственного строя. Он существовал в высокоразвитой капиталистической Германии (фашизм) и социалистических государствах (СССР, Румыния, Албания и др.), в странах, где узкий слой господствовавшей «революци­онной демократии» провозглашал ориентацию на социализм, и в государ­ствах  капиталистической ориентации, где  «номенклатура» пробуржуазной автократии насильственными методами пыталась ускоренно наса­дить порядки  примитивного капитализма (Кения, Нигер, Уганда, Центральноафриканская Республика и др.).

С точки зрения характера  институтов конституционного права  то­талитарный режим характеризуется  следующими чертами:

1) политические права и  свободы граждан, возможность  их самостоя­тельного и активного  участия в определении государственной  политики принципиально отвергаются  концепцией вождизма, лежащего в  основе режима. У граждан нет  выбора, и они ориентированы на  существование единой системы,  для которой нет вариантов:  не только выступления против  нее, но и простая критика  рассматриваются законом как  уголовное преступление;

2) переход политического  руководства от одной партии  к другой не может быть осуществлен  путем выборов: обычно существует  одна ле­гальная партия, а если  допускается существование других (так называе­мые демократические  партии при коммунистическом  режиме в Болга­рии, Вьетнаме, КНДР, Польше, Чехословакии и др.), то они, как и массо­вые общественные  организации, находятся под контролем  партии; ее руководящая роль в  обществе и государстве была  закреплена не только в странах  социализма (СССР, Венгрия, Румыния,  Китай и др.) и странах социалистической ориентации (Алжир, Бенин, Конго, Мозамбик, Южный Йемен и др.), но и в некоторых государствах капиталистической ориентации с тоталитарными режимами. Выборы могут проводиться более или менее регулярно, не проводиться длительное время. В услови­ях военных режимов в Нигерии, Эфиопии, других странах они не прово­дились десятилетиями, а там, где проводились, не имели реального зна­чения: на пост президента, а также в парламент (от округа) баллотирует­ся обычно один кандидат от единственной разрешенной партии (в резуль­тате в Кении, например, президент по истечении срока выдвижения кан­дидатур обычно объявлялся избранным без голосования из-за отсутствия соперников). Иногда от партии выдвигаются 2—3 кандидата в парламент по округу (в прошлом в Эфиопии, Танзании и др.), но это выбор не различной политики, а лишь личных качеств кандидата. Результаты вы­боров зачастую совершенно не отражают реального положения дел (в КНДР официальная статистика в последние годы информировала о сто­процентном голосовании за единственную кандидатуру президента), не отражают они и истинных позиций населения: вскоре после столь «единодушного» голосования происходили военные перевороты и народ оставался пассивным, не выходя на защиту «одобренного» поголовным голо сованием режима;

3) политический плюрализм  принципиально отвергается, политическая  оппозиция не допускается, защита  прав меньшинства не признается  принцип демократического централизма,  включенный в конституции не  которых стран тоталитарного  социализма и стран социалистической  ориентации, требовал безусловного  подчинения меньшинства большинству  Под руководство правящей партии, фюрера, военного совета поставления  все существующие общественные  организации, создается единый  то­тальный механизм политического  властвования. Иногда, как это было  е Гвинее, провозглашается создание  целостного, слитного организма  «пар­тии-государства», членами единственной  партии объявляются все граж­дане,  а органы государства, как это  было в Заире, становятся органами  партии (парламент — законодательный  совет партии, правительство —  исполнительный совет и т.д.). В  абсолютных монархиях Персидского  залива, некоторых других странах  (Непал до 1990 г.) запрещены все  партии, как нарушающие единство  уммы (в отдельных мусульманских  странах) или противоречащие принципам  «панчаятской демократии» (Непал);

4) разделение властей отвергается,  в конституциях в том или  ином варианте фигурирует принцип  единства власти (власти фюрера, дуче, каудильо, власти советов, на  деле подменяемых партийной номенклату­рой, власти руководителя государства,  главы военного или революцион­ного  совета). Представительные органы  либо распущены, а акты, имею­щие  силу закона, издаются военными  властями (в условиях военного  режима), либо эти органы существуют, но не являются единственными  законодательными органами (фюрер,  «вождь нации», при фашизме изда­ет  наиболее значительные акты), либо, наконец, по букве конституции  только они принимают законы  и, собираясь дважды в год  на 2—3 дня, штампуют акты, подготовленные  центральными комитетами компартий  (при коммунистическом режиме). Местное  самоуправление также лише­но  всякого реального значения: на  местах правят назначенные предста­вители  главы государства и правительства,  а если их нет («власть Сове­тов»), то реальные полномочия сосредоточены  в руках партийных ор­ганов;

5) единая обязательная  политическая идеология (марксизм-лени­низм  в странах тоталитарного социализма, мобутизм в Заире в 60— 80-х  годах, нкрумаизм в Гане в  60-х годах и т.д.). Она обеспечивается  государственным принуждением в  явственных или скрытых формах.

Тоталитарный режим имеет  свои разновидности. Беспартийный военный  режим, где безраздельная власть принадлежит лидеру, возглав­ляющему  военный или революционный совет, существенно отличается от фашистского или коммунистического режима, где в механизме власти огромную роль играет партия. С другой стороны, фашистский режим принципиально отличается от коммунистического по идеологическим установкам, формам организации власти, методам принуждения. Тота­литарный социализм мог иметь некоторые позитивные черты, его нельзя отождествлять с фашизмом./

Рассмотренная выше классификация  государственных режимов опи­рается, как говорилось, на классификацию  политических режимов, при­нятую в  политологии. Вместе с тем в литературе по конституционному праву предложена специальная классификация государственных  режи­мов. Различают следующие режимы: абсолютистский, министериальный, дуалистический, президентский, партократический, парламентар­ный. Эти предложения находятся в  стадии обсуждения.


Информация о работе Государственные режимы