§ 2. Классификация государственных
режимов
В мировой научной литературе
существует множество классификаций
политических режимов и в гораздо
меньшей степени — государственных.
Эти классификации зависят от
оснований деления. В качестве такого
основания иногда берется один признак,
например число разрешенных законом
или фактически существующих партий,
в результате чего различают многопартийные
и однопартийные режимы. Но чаще
используется совокупность признаков
(так, различались социалистические
и буржуазно-демократические режимы).
Нередко используются географические
критерии (в соответствии с этим
признаком во французской политической
литературе говорится о западных
и восточных режимах), уровень
экономического и политического
развития страны, характер духовной
жизни (по этому признаку американские
политологи различают в развивающихся
странах режимы модернизирующейся
автократии, священно-коллективистские,
меркантилистские, теократические и
другие режимы). На основе различных
критериев западные политологи различают
только в развивающихся странах
до шести — восьми разновидностей
политического режима.
Большинство исследователей
используют, однако, укрупненную классификацию
исходя из совокупности признаков, не
зависящих от географических факторов.
С этой точки зрения различаются
три главные разновидности политического
режима: демократический, авторитарный
и тоталитарный. Эти же главные
членения применяются и для государственных
режимов. Более дробные деления,
в том числе включающие элементы
социального содержания, проводятся
внутри этих трех главных разновидностей.
Различные разновидности
демократического государственного режима
могут существовать в капиталистическом
обществе, теоретически возможны они
и в условиях подлинного социализма,
который в полном объеме пока что
не был осуществлен ни в одной
стране, а также в развивающихся
странах, ориентирующихся как на
капитализм, так и на социализм.
Однако на практике до сих пор демократический
режим был связан с условиями
свободной рыночной или социально
ориентированной рыночной экономики
(в том числе в единичных
развивающихся странах);
он существует, хотя и в
незавершенной форме, и в большинстве
зарубежных постсоциалистических
государств.
Известны два различных
подхода к концепции демократии
и, следовательно, демократического режима:
либеральный и марксистско-ленинский.
При первом делается акцент на политическую
демократию (многопартийность, политические
права и личные свободы, правовое
государство и т.д.), при втором во
главу угла ставится требование социальной
демократии (власть трудящихся и ликвидация
имущественного неравенства, возможность
ограничения прав граждан в этих
целях, всесильное государство как
главное орудие создания нового строя
и т.д.). В свою очередь в рамках
концепции либеральной демократии
существует множество различных школ
и направлений. Одной из наиболее
влиятельных является теория плюралистической
демократии (она выступает также
под названием дисперсии государственной
власти и под другими названиями).
Согласно этой теории, различные социальные,
профессиональные, возрастные и иные
группы давления (заинтересованные группы)
обладают определенной долей политической
власти и осуществляют давление на центры
государственной власти, в результате
чего она принимает решения в интересах
всего общества, играет роль арбитра и
примирителя конфликтующих интересов.
В современном «государстве благоденствия»,
считают приверженцы этой теории (американские
авторы Р.Даль, В.Кий, А.Роуз и др.), практически
исключается деление на властвующие
и подвластные социальные слои.
Концепция плюралистической
демократии имеет множество положительных
сторон. Она обращена к интересам
человека, правильно оценивает арбитражную
роль государства, механизм принятия некоторых
политических решений, хотя трактовка
ею распыленности государственной
(именно государственной, а не политической)
власти и ограничение роли государства
лишь арбитражем не могут быть приняты.
Другой влиятельной теорией
является теория компромиссной, консенсусной
или социетальной демократии (ее наиболее
известный представитель — Дж.
Лиджпхард). Согласно этой теории, в
современных развитых странах достигнуто
согласие по принципиальным вопросам
осуществления политической власти
и общественного развития. Разногласия
по частным вопросам решаются методами
компромиссов, взаимных уступок, консенсуса,
чтобы не допустить бесконечные
конфликты, которые могут привести
к анархии и распаду общества.
Эти компромиссы означают перераспределение
общественных богатств и политической
власти в пользу наименее обеспеченных
слоев, главным образом путем
соответствующей налоговой политики.
Такое перераспределение осуществляется
прежде всего «сверху», государством,
государственной властью.
Концепция социетальной демократии
в основном отражает положение лишь
в части тех развитых государств,
где социал-демократия длительное
время стояла у власти или имеет
очень сильные позиции (Австрия,
Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция и
др.). К тому же эта теория преувеличивает
значение компромиссов и преуменьшает
самостоятельность и силу государственной
власти.
Третья современная теория
— теория плебисцитарной демократии
— была разработана на опыте Франции
голлистского периода. Сторонники
этой теории считают, что переход
к такой форме демократии связан,
во-первых, с необычайной сложностью
проблем, вставших перед государственной
властью в эпоху научно-технической
революции, и, во-вторых, с открытыми
этой революцией возможностями для
каждой личности принимать участие
путем прямых телекоммуникаций (связей)
в важнейших государственных
решениях. В условиях плебисцитарной
демократии государство должно
управляться профессионалами (состав
парламента не всегда отвечает этому
требованию), во главе которых должен
стоять мудрый руководитель, непосредственно
обращающийся к народу при решении
принципиальных вопросов с помощью
референдума. Концепция плебисцитарной
демократии правильно учитывает
условия научно-технической революции,
но принижает значение представительных
органов и некоторых других институтов
государства, склонна к идеям
«вождизма» в государственной политике.
В рамках трех главных теорий
есть множество других школ: представительной
демократии (ее основа — представительные
учреждения), непосредственной демократии
(она исходит из принятия решений
на собраниях, съездах и других
форумах всех граждан-избирателей),
демократии партий (ее основа — соревнование
политических партий за влияние на
избирателей и определение политики
государства партией, получившей большинство
на выборах парламента или президента),
популистской демократии (осуществление
мероприятий в интересах народа
или по край ней мере выдвижение
соответствующих лозунгов) и т.д.
С точки зрения конституционного
права демократический государственный
режим характеризуется следующими
чертами:
1) признание политических
прав и свобод в таком объеме,
который обеспечивает возможности
самостоятельного и активного
участия граждан в определении
государственной политики и позволяет
легально и на равных условиях
действовать не только партиям,
отстаивающим правительственную
политику, но и партиям оппозиционным,
требующим про ведения иной
политики;
2) политический плюрализм
и переход политического руководства
о' одной партии к другой, а
следовательно, формирование основных
высших органов государства (парламента,
главы государства) путем всеоб
щих и свободных выборов гражданами;
все партии, общественные объ
единения, граждане имеют при
этом юридически равные возможности;
3) разделение властей,
ролевая автономия различных
ветвей власти
(законодательной, исполнительной,
судебной и др.) при системе
их сдержек и противовесов
и обеспечении взаимодействия;
4) обязательное и реальное
участие в осуществлении государственной
власти общегосударственного представительного
органа, причем только он имеет
право издавать законы, определять
основы внешней и внутренней
политики государства, его бюджет;
решения принимаются большинством
при защите прав меньшинства
и прав политической оппозиции;
5) свобода пропаганды любой
политической идеологии, если
ее последователи не призывают
к насильственным действиям, не
нарушают правил морали и
общественного поведения, не посягают
на права других граждан.
В некоторых странах те
или иные из указанных признаков
нарушаются, возникают разные формы
полудемократических, ограниченно
демократических, относительно либеральных
режимом (Шри-Ланка, Египет, Турция и
др.).
Авторитарный (властный) режим,
как и демократический, может
существовать в условиях различного
общественного строя. Он имел место
в развитых капиталистических странах
(например, его элементы были во Франции
в условиях президентства де Голля).
Это довольно частое явление в
большинстве развивающихся стран
(Индонезия, Марокко, Перу и т.д.), промежуточный
между авторитарным и тоталитарным
режим существовал в некоторых
социалистических государствах (например,
в Венгрии в конце 80-х годов
— в период, предшествовавший падению
там коммунистической системы).
Авторитарные режимы ищут
свое теоретическое обоснование
в различных вариантах концепции
героев и толпы. Одним из таких
вариантов является теория правящей
элиты, зародившаяся еще на рубеже XIX—
XX вв. (итальянские политологи В. Парето
и Г. Моска) и развитая затем Р.
Михельсом, Р. Милсом и др. Ее последователи
отвергли концепцию плюралистической
демократии, как чрезмерную идеализацию.
Они считают, что в любом обществе
существует правящее меньшинство, элита,
состоящая из верхнего слоя (правители,
лица, принимающие обязательные
для всех решения) и нижнего слоя
(бюрократия), играющего посредническую
роль между правящими и управляемыми,
объясняющего и проводящего в жизнь
решения верхнего слоя и служащего
резервуаром для пополнения этого
слоя. Правящее меньшинство действует
самостоятельно, избегая контроля
со стороны большинства, несмотря на
существование демократических процедур,
которые должны были бы обеспечивать такой
контроль. Это меньшинство гораздо профессиональнее,
имеет высокий уровень понимания отечественных
задач и в конечном счете, по утверждениям
элитаристов, именно оно действует на
пользу не всегда сознающему интересы
страны большинству.
Концепции элитаристов нашли
продолжение в теориях массового
общества и массового государства,
исходные начала которых были разработаны
немецким социологом М. Вебером в
начале XX в., а затем развиты другими
авторами (Э. Ледерер, X. Ортега-и-Гассет,
П. Тиллих, Г. Марсель и др.). Они представляют
себе общество страны в виде толпы (совокупности
толп), в которой отдельный человек
подчиняется поведению толпы
и действует в соответствии с
примитивными эмоциями — патриотизмом,
расизмом, ненавистью и т.д. Для действий
толпы нужен вождь, харизматический
лидер, который направляет ее, хотя
она этого и не осознает. Вождь
использует толпу для осуществления
своих идей, постоянно поддерживая
в массах харизматическое напряжение
Теории элитаризма и массового
государства в ряде аспектов правильно
отражают действительность. Одна из них
в каких-то элементах реализуется
во многих государствах, другая — воплотилась
в жизнь при фашистских режимах
в Германии, Италии, Испании, Португалии,
ее элементы в виде обожествления
учения основателей марксизма-ленинизма
и самих этих личностей свойственны
практике коммунистических режимов.
Обе эти теории, несмотря на то что
их основатели выступают за демократию
(элитарную демократию, «развернутый
социалистический демократизм» и т.п.),
будучи осуществлены на практике, привели
к отказу от многих общечеловеческих
ценностей.
С позиций конституционного
права авторитарный режим характеризуется
следующими чертами:
1) политические права и
свободы граждан признаются в
ограниченном объеме, который не
обеспечивает возможности самостоятельного
участия граждан (партиципации) в
определении государственной политики,
не предоставляет некоторым оппозиционным
партиям права действовать легально.
В Индонезии, например, разрешены
не все, а только две неправительственные
партии (они выступают в весьма
умеренной оппозиции), конституция
Нигерии 1989 г. предусматривает
возможность образования только
двух партий: одна из них должна
быть правящей, другая — играть
роль лояльной оппозиции. Подобная
ситуация существовала в Бразилии
до конца 70-х годов;
2) переход политического
руководства от одной партии
к другой и формирование высших
органов государства по конституции
должны происходить на основе
выборов, но сам выбор партий
избирателями, как мы видели, ограничен.
Выборы депутатов парламента
происходят часто на основе
этнических и религиозных пристрастий,
выборы президентов подчинены
харизматическому принципу или
организуются таким образом, что
президент становится, по существу,
бессрочным: в ряде стран Африки
одно и то же лицо было
избрано много раз подряд, в
Парагвае А. Стресснер (до его
свержения в 1989 г.) избирался на
восемь сроков;
3) признается лишь ограниченный
политический плюрализм, разрешаются
только некоторые организации,
причем на определенных условиях,
государственные решения принимаются
большинством правящей партии
без учета прав меньшинства,
которое подвергается «чистке»
в парламенте, права политической
оппозиции нарушены, ее издания
подвергаются цензуре, часто
приостанавливаются и конфискуются,
а ее лидеры подвергаются арестам.
Это нередко происходило в
Гондурасе, Иордании, Кении, Тунисе
и других странах;
4) принцип разделения властей
может быть упомянут в конституции,
но фактически он отвергается.
Акты президента или правительства
вторгаются в сферу законодательной
власти и нередко имеют большее
значение, чем закон. Судебная
деятельность во многом находится
под контролем исполнительной
власти. Даже конституционный суд
в Тунисе, ее гласно закону 1988
г., должен до публикации своих
решений конфиденциально доложить
их президенту;
5) плюрализм политической
идеологии ограничивается. Возможно,
пропаганда различных идеологических
взглядов, но они не должны
противоречить «руководящей» идеологии
(панча-сила в Индонезии, рукуне
гару в Малайзии, дусторовский
социализм в Тунисе и т.д.);