Государственное принуждение

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 12:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является определение места правовых норм, как одного из важнейших видов социальных регуляторов в системе социальных норм.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………….. 2
1. Социальные нормы: понятие, виды, регулятивные особенности……... 3
2. Понятие, признаки, структура норм права……………………………… 11
3. Соотношение норм права и морали: единство и противоречия……….. 18
Заключение…………………………………………………………………… 23
Список использованных источников и литературы………………………. 24

Файлы: 1 файл

курсак.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

Механизм социального  регулирования, который развивается, изменяется и совершенствуется вместе с развитием общества, - это та совокупность средств и методов, при помощи которых общество, направляя и координируя социальное поведение людей, воздействует на общественные отношения, обеспечивающая их упорядочение, закрепление и развитие, их целостность и взаимодействие, без чего невозможно само существование общества как целостного социального организма.5

Поведение регулирования  индивида обязательно предполагает как прямую, так и обратную связь  между человеком и обществом. Не только общество производит человека, но и человек производит общество.

Нормативное регулирование  поведения людей обязательно  предполагает наличие цели, которую  необходимо осуществить, систему норм, исполнение которых должно облегчить  достижение поставленной цели, условия реализации норм, в том числе наличие средств социального контроля за их соблюдением.

Таким образом, мы приходим к следующим выводам:

  • во-первых, регулирование поведения личности – одна из функций социального управления, действующая в направлении «общество – личность». Однако процесс регулирования поведения личности обязательно предполагает и обратную связь «личность – общество»;
  • во-вторых, функция социального регулирования осуществляется через специальный механизм регулирования поведения личности и включает в себя как идеологические, так и организационные средства. Общественная необходимость возникновения механизма социальной регуляции обусловлена не только идеологическими и организационными задачами общества, но и целым рядом других факторов.
  • в-третьих, наряду с объектами общесоциологическими закономерностями социальное регулирование поведения личности имеет целый ряд конкретно-исторических особенностей на различных этапах развития человеческого общества. На разных этапах развития человечества возникают различные виды социальных норм. При этом конкретный уровень данного развития обуславливает различные регулятивные особенности социальных норм;
  • в-четвертых, среди целой системы регуляторов поведения личности важное место занимают социальные нормы, с возникновением которых по существу и связано появления особого механизма общественного регулирования поведения людей.6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, СТРУКТУРА НОРМ ПРАВА.

 

В современной  юридической  литературе под нормой права понимается общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.

Нормы права являются основными, ведущими элементами в юридическом содержании права. Они обладают общими признаками, характерными для нормативно-правовых предписаний и права в целом. Однако, в отличие от иных нормативно-правовых предписаний они носят представительно обязывающий характер, выступают в виде правил, эталонов, образцов поведения, имеют специфическую структуру, что позволяет им занимать своеобразное место в нормативно-правовом регулировании общественных отношений.

Норма права как общеобязательное правило (веление) лежит в самой основе конкретно регулятивного воздействия права на общественные отношения. Совокупность, система определенных норм формирует определенный правовой институт, подотрасль, отрасль права, право в целом.

Норма права – это общеобязательное правило (веление), установленное или признанное государством, обеспеченное возможностью государственного принуждения, регулирующее общественные отношения.7

Основными признаками правовых норм являются следующие:

1. Норма права есть мера свободы волеизъявления и поведение человека. Понимание и усвоение данного момента конкретным индивидом зависит как от внутренних факторов (состояния его разума, типа характера, уровня культуры), так и от внешних обстоятельств (степени упорядоченности общественных отношений, обеспеченности нормы авторитетом, силой). Наибольшая эффективность реализации правовой нормы достигается при совпадении целей отдельной личности и общества, сочетании общечеловеческих  и социально-групповых, классовых интересов в условиях стабильности общественных отношений.

2. Норма права – это форма определения и закрепления прав и обязанностей. Последние выступают в виде ориентиров, обозначающих диапазон свободы действий субъектов права, ибо реальное регулирование отношений между людьми и организациями осуществляется именно через наделение правами одних и возложение обязанностей на других. Наиболее ярко представительно – обязывающий характер выражен в регулятивных нормах, менее он заметен в специализированных. Различные субъекты правоотношений обычно обладают комплексом  прав и одновременно несут большое количество обязанностей. Не может быть прав без обязанностей и нет обязанностей без прав. Это один из принципов  построения и функционирования любой правовой системы.

3. Норма права представляет собой правило поведения общеобязательного характера. Это свойство юридической нормы означает неукоснительное ее соблюдение и исполнение и предполагает обязательную реакцию со стороны общества, государства, социальной группы на поведение человека. Внутренняя природа обязанности проявляется в том, что личность, зная типичность, распространенность, практическую целесообразность определенных отношений, их вариантов, охотно следует им в своем поведении, осознает необходимость их исполнения. Это стремление становится внутренним убеждением, побудительной силой поведения, не навязанной из вне.8;

4.  Норма права это формально-определенное  правило поведения. Внутренняя  определенность нормы проявляется  в содержании, объеме прав и  обязанностей, четких указаниях  на последствия ее нарушения. Внешняя определенность  заключается  в том, что любая норма закреплена в статье, главе разделе  официального документа- нормативно- правовом акте.

5.  Норма права есть правило поведения, гарантированное государством. Возможность государственного правового принуждения в случаях нарушения прав граждан, правопорядка является одной из важных гарантий действенности права.

6.  Норма права обладает качеством  системности, которое проявляется  в структурном построении нормы,  в специализации и кооперации норм различных отраслей и институтов права.

Следует иметь в виду, что возникновение нормы права  и вся ее дальнейшая «жизнь» зависят  от ряда факторов, раскрытие которых  позволит  точнее определить место  нормы в правовой системе, понять значение нормативного регулирования  для индивида и общества.

Структура нормы права – это идеальная логическая конструкция, призванная регулировать взаимоотношения между людьми. Это своеобразная модель возможного поведения, сформировавшаяся    в ходе общественного развития, отражающая стремление людей создать универсальные, долговременные «инструменты» познания и освоения правовой действительности. 9 Традиционно считается, что в структуру правовой нормы входит три элемента:

  1. Гипотеза указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствия  которых и реализуется норма. В зависимости от количества обстоятельств, обозначенных в норме, гипотезы бывают простые и сложные. Альтернативной называют гипотезу, которая связывает действия нормы с одним из несколько перечисленных в статье нормативного акта обстоятельств.

В качестве примера возьмем  норму гражданского права, изложенную в статье 616 Гражданского кодекса  Российской Федерации, которая определяет обязанность арендодателя по содержанию сданного в аренду имущества. Гипотезой  в данной норме является сдача внаем имущества. При таком  условии у одного лица (арендодателя) возникает обязанность содержать сданное в аренду имущество, а у другого (арендатора) - право требовать исполнения этой обязанности.

  1. Диспозиция содержит само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения. По способу изложения диспозиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной. Альтернативная диспозиция дает возможность участникам правоотношения варьировать свое поведение в пределах, установленных нормой. Бланкетная диспозиция содержит правило поведения в самой общей форме, отсылая субъекта реализации  к другим правовым нормам.10

К примеру,  управомочивающие  диспозиции предоставляют субъектам право на совершение предусмотренных иных положительных действий, определяют тот или иной вариант их возможного, дозволенного поведения. В качестве операторов волевого поведения субъектов в управомочивающих диспозициях выступают слова «вправе», «имеет право», «может». Например, диспозиция нормы, содержащейся в части 2 статьи 45 Конституции РФ: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не противоречащими закону»

  1. Санкция указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы. По степени определенности санкция подразделяется на абсолютно  определенные (точно указанный размер штрафа), относительно определенные ( лишение свободы на срок от  трех до 10 лет), альтернативные (лишение свободы на срок до  трех лет, или исправительные работы на срок до одного года, или штраф).

Пример альтернативной санкции ст.119 УК РФ «угроза убийством», которая наказывается ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Структура правовой нормы есть логически согласованное ее внутреннее строение, обусловленное фактическими общественными отношениями, характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, реально выраженное в нормативно-правовых актах. Регулятивные нормы неизбежно, внутренне, а иногда и текстуально связаны, функционируют в единстве с охранительными предписаниями, которые их обеспечивают, охраняют. Так что в конечном итоге регулятивные и охранительные нормы-предписания выражаются в виде логических норм, где есть все три элемента – гипотеза, диспозиция, санкция. При этом нередко с несколькими регулятивными нормами-предписаниями скоординировано одно охранительное нормативное положение, которое выступает в виде самостоятельного предписания, а в рамках логических норм присоединяется то к одному, то к другому регулятивному предписанию.

Механизм социального  регулирования, который развивается, изменяется и совершенствуется вместе с развитием общества, - это та совокупность средств и методов, при помощи которых общество, направляя и координируя социальное поведение людей, воздействует на общественные отношения, обеспечивающая их упорядочение, закрепление и развитие, их целостность и взаимодействие, без чего невозможно само существование общества как целостного социального организма.11

Таким образом, в законодательстве практически не встречается правовых норм, которые бы имели подобное трехчленное строение. Нормы, зафиксированные в законодательстве, содержат краткие, конкретные предписания, касающиеся поведения субъектов в данной ситуации.

С точки зрения структуры  правовые нормы можно подразделить на логические нормы и нормы-предписания.

Логическая норма – это выведенное логическим путем общее правило, которое воплощает органические связи между нормативными предписаниями и обладает полным набором свойств, раскрывающих их государственно-властную, регулятивную природу.

Логическая норма обладает полной структурой, т.е. включает в себя все три элемента: и гипотезу, и диспозицию, и санкцию.

Логическая норма представляет собой классическую композицию нормативного материала. Это означает, что такое нормативное обобщение включает все основные свойства права, все основные способы воздействия на поведение людей. Предполагается, что для того, чтобы правило поведения (норма) действовало, нужно оговорить следующее: 1) что нужно делать, т.е. само правило поведения, 2) когда это нужно делать, т.е. условия выполнения правила поведения и 3) чем это обеспечено, т.е. последствия невыполнения правила. Вот эти моменты и оговаривает логическая норма. Логическая норма выводится путем анализа всего нормативного материала. При отсутствии какого-либо элемента норма права является недействующей, ее невозможно будет применить. Таким образом, логическая норма выявляет глубинные взаимосвязи нормативного материала, хотя она и не представлена в тексте нормативного акта в виде цельной единицы, фрагмента.

Структура логической нормы  выражается формулой если - то - иначе, где если - это начало гипотезы нормы, то - это диспозиция нормы, а иначе - это начало санкции правовой нормы.

Норма-предписание - это  элементарное нормативное государственно-властное веление, выраженное в статье нормативно-правового  акта.

Норма-предписание не домысливается, не выводится логическим путем, она соответствует какому-либо подразделению нормативно-правового акта: статье, части статьи, абзацу, пункту, отдельному предложению или даже его части.

Например, ч.1 ст. 16 СК РФ говорит, что брак прекращается вследствие смерти или вследствие объявления одного из супругов умершим. Или ч.2 ст. 17 ГК: “Правоспособность гражданина возникает в момент рождения и прекращается смертью”.

Норма-предписание имеет  неполную, усеченную двучленную структуру. Причем структура нормы зависит  от вида правовых норм. Считается, что  регулятивные нормы состоят из гипотезы и диспозиции, а охранительные нормы – из гипотезы (слитой воедино с диспозицией) и санкции. Структура нормы-предписания выражается формулой если - то.

Информация о работе Государственное принуждение