Государственная служба в системе государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:36, реферат

Краткое описание

Цель данной работы состоит в рассмотрении государственной службы как деятельности.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. дать понятие государственной службы;
2. рассмотреть виды государственной службы;
3. рассмотреть принципы государственной службы;
4. рассмотреть специфику государственного управления

Оглавление

Введение
Глава 1.Понятия и виды государственной службы.
1.1. Основные понятия связанные с государственной службой.
1.2. Понятие государственной службы.
1.3. Виды государственной служб.
Глава 2. Понятийный аппарат государственной службы (на примере РФ)
Глава 3. Характеристики государственной службы (на примере РФ)
1.1 Принципы государственной службы.
1.2 Системы государственной службы
Глава 4. Специфика государственного управления ( на примере РФ)
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

готовый реферта даша.docx

— 45.29 Кб (Скачать)

3. Принцип  приоритета прав и свобод человека  и гражданина, их непосредственного  действия обязывает государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

4. Принцип  единства правовых и организационных  основ федеральной гражданской  службы и гражданской службу  субъектов Российской Федерации[15].

Статьей 5 Конституции Российской Федерации закреплено федеративное устройство нашего государства. Это  предполагает последовательное раскрытие  в текущем федеральном законодательстве единства системы государственной  власти, а, следовательно, единства основ  организации государственной службы.  
В то же время это предполагает разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами в целях обеспечения эффективности государственной службы[16].  
Согласно пункту «т» статьи 71 Конституции в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная служба. Это означает, что на федеральной государственной службе состоят государственные служащие, осуществляющие полномочия по предметам ведения федеральных органов государственной власти, а также государственные служащие, осуществляющие полномочия от имени Российской Федерации по предметам совместного ведения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации.  
5. Принцип равного доступа граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего.  
Данный принцип закреплен в статье 32 Конституции Российской Федерации.  
Требования к кандидату на должность гражданской службы обусловливаются исключительно характером профессиональных требований и деловых навыков. Поэтому Федеральные законы № 58-ФЗ и № 79-ФЗ содержат:  
·        квалификационные требования к профессиональным качествам  
граждан, поступающих на государственную службу (в числе наиболее важных – наличие определенного уровня образования, стажа, опыта работы по специальности);  
·        конкурсный порядок отбора претендентов на должности;  
·        периодическую проверку гражданских служащих (аттестация);  
·        сдачу квалификационного экзамена;  
·        формирование резерва кадров на конкурсной основе – ведение  
реестров гражданских служащих и другие требования объективной оценки личных и профессиональных качеств граждан при поступлении на гражданскую службу и ее прохождении.  
Вопрос о правомерности установления возрастного требования к государственному служащему неоднократно рассматривался Конституционным Судом РФ по запросам различных категорий государственных служащих, считающих закрепление предельного возраста нарушением принципа равного доступа на государственную службу.  
6. Принцип профессионализма и компетентности гражданских служащих.  
Профессионализм означает исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей постоянно (в течение определенного времени) и за регулярно получаемое вознаграждение. Компетентность отражает объем знаний и опыт работника.  
Профессионализм стимулирует расширение и повышение знаний, накапливание опыта, развитие организаторских способностей, постоянно высокий уровень служебной и исполнительской дисциплины.  
7. Принцип стабильности гражданской службы означает относительное постоянство кадров в занимаемых должностях, минимизацию текучести кадров при стабильности штатного состава. Это одно из важнейших условий качественного функционирования государственных органов[17].  
8. Принцип открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю, объективного информирования общества о деятельности государственных служащих является существенной проблемой российского государственного аппарата. Именно поэтому в настоящее время разрабатываются законопроекты (в частности, проект Федерального закона «Об административных процедурах»), регламентирующие порядок раскрытия и/или предоставления информации о деятельности органов государственной власти и государственных служащих.  
9. Принцип взаимодействия с общественными объединениями и гражданами.  
10. Принцип защищенности гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.  
Применительно к неправомерному вмешательству со стороны госорганов необходимо помнить нормативные положения ст. 10 Конституции РФ, согласно которой государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы государственной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Это, в частности, означает, что в повседневной деятельности Верховный Суд РФ не вправе по своему усмотрению вмешиваться в деятельность Правительства РФ, хотя в ряде случаев такое вмешательство предусмотрено действующим законодательством. Однако в последнем случае будет иметь место правомерное вмешательство в деятельность Правительства РФ. Аналогично должны быть независимы при осуществлении своей компетенции и законодательная власть, с одной стороны, и судебная – с другой[18].  
Другая сторона рассматриваемого принципа заключается в самостоятельности при осуществлении властных полномочий различных по своему правовому статусу государственных органов в рамках одной ветви власти, например, исполнительной. Речь идет о невмешательстве, скажем, Министерства внутренних дел РФ в деятельность Правительства РФ. Однако и в этом случае действие рассматриваемого принципа сопряжено с некоторыми законными ограничениями. В последнем случае речь будет идти уже о правомерном вмешательстве одних государственных органов в деятельность других.

 
Глава 4. Специфика  государственного управления.

Все цивилизованные государства в  современном мире, не зависимо от их естественных различий, сходятся сегодня  в едином мнении, что достичь достойного качества жизни каждого члена  общества можно лишь за счет эффективной  и рациональной организации управления этим обществом.

В связи с этим особенно актуальным становиться вопрос переосмысления концептуальных основ административной организации, и в частности государственной  службы, которая выполняет основные задачи государственного управления.

Государственное управление представляет собой сознательное, целенаправленное воздействие на общество как на систему  по осуществлению государственной  власти (целей, задач и функций  государства)[1]. Это воздействие осуществляется исполнительной и распорядительной работой государственных органов, в основе которых лежит профессиональная деятельность по осуществлению полномочий этих органов, то есть государственная служба.

Государственная служба выполняет  основные задачи государственного управления:

¨ выработка стратегии, доктрины, концепции  социального, экономического и политического  развития страны;

¨ подбор кадров, способных реализовать  эту стратегию;

¨ создание организационных структур власти;

¨ принятие решений по важным оперативным  вопросам жизни страны;

¨ осуществление в целях реализации принятых решений прогнозирования, координации, сбора информации.

Определяющим фактором обеспечения  рациональности, то есть целесообразности, обоснованности и эффективности государственного управления выступает социальность – наполненность государственного управления общественными запросами и ожиданиями, реальным бытием людей. Государственное управление призвано создавать и закреплять законодательно (или посредством иных юридических актов), поддерживать, обеспечивать и гарантировать практическую реализацию определенных условий для высокоэффективного и социально-актуального ведения любых видов человеческой деятельности.

К функциям государственного управления относятся конкретные виды властных, целеорганизующих и регулирующих воздействий государства и его органов на общественные процессы. Функции объективны, так как исходят из сущности государства и выражают его управленческое и социальное воздействие. Различают функции государственного управления по: предмету (что), содержанию (зачем), способу хранения или преобразования управленческих компонентов (как).

По критерию содержания, характера  и объема воздействия функции  государственного управления можно  разделить на общие и специфические. Общие функции отражают основные, объективно необходимые взаимосвязи: организация, планирование, регулирование, кадровое обеспечение и контроль. Специфические функции отражают особенное содержание отдельных воздействий государства: финансирование, налогообложение, лицензирование, регулирование труда и заработной платы, кредитование. Особую подгруппу специфических функций управления составляют внутренние управленческие функции государственных органов: обучение законности, подготовка и повышение квалификации.

Организационная структура государственного управления заключает в себе определенный состав, организацию и устойчивую взаимосвязь человеческих ресурсов, технических и других средств, выделяемых и затрачиваемых обществом на формирование и реализацию государственных  управляющих воздействий.

Государственное управление является повседневным и оперативным видом  деятельности, осуществляется специально уполномоченными на то субъектами управления в объеме и порядке, определенном законом. В процессе государственного управления эти специальные субъекты реализуют по предметам ведения  и в объеме своей компетенции  внутренние и внешние функции  государства не только в рамках исполнительной власти, но и в законодательной, судебной и прокурорской сфере деятельности.

Например, законодательные органы осуществляют такие функции государственного управления, как утверждение государственного бюджета, осуществляют контроль его  исполнения, с согласия палат Федерального Собрания назначаются федеральные  государственные служащие категории  «А».

Органы государственного управления обеспечивают организацию как внутреннюю, так и внешнюю, в своей сфере  деятельности, по предметам ведения  и в объеме компетенции и их решения, а также обеспечиваются мерами государственного принуждения. Так, судебные органы рассматривают  и принимают решения о правомерности  принятых органами исполнительной власти, государственного управления правовых актов управления. При этом все  законодательные, судебные и прокурорские органы осуществляют внутриорганизационное  управление своими аппаратами в целях  повышения эффективности осуществления  своих функций, закрепленных в конституционных  нормах.

Органы исполнительной власти, государственного управления и значительная часть  органов местного самоуправления (реализующих  в основном государственные функции) осуществляют непосредственную, повседневную и практическую организацию общественных процессов в государстве и  обществе.

Для успешной реализации функций управления субъекты государственного управления наделяются распорядительными полномочиями по выработке и принятию односторонних  властных актов, которые обеспечиваются различными мерами государственного принуждения.

Государственное управление также  частично осуществляют руководители учреждений, организаций и предприятий государственной  формы собственности как нижнее звено организации управления в  административно-политической сфере, межотраслевом комплексе, а также административно-правового регулирования экономической и социально-культурной деятельностью.

Государственное управление как деятельность по реализации основных функций общества по объему шире, чем исполнительная деятельность, так как государственное  управление в определенном объеме своих  полномочий осуществляют Федеральное  Собрание (обе его палаты – Совет  Федераций и Государственная  Дума), Президент Российской Федерации, суды, прокуратура, одноименные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также  государственные и общественные объединения в части делегированных им для реализации государственных функций и задач.

Термин «государственное управление»  широко используется в отечественной  и зарубежной научной литературе, а также в законодательстве многих стран. Более 70 лет он употреблялся и у нас, давая тем самым конституционные основания для выделения данного вида государственной деятельности.

Конституция Российской Федерации 1993 года отказалась от этого термина. Вместо него в оборот внедрен новый термин – исполнительная власть. Означает ли это, что государственное управление впредь не существует или же налицо чисто терминологическая реформация?

На эти закономерные вопросы  ответ может быть один: все объясняется  конституционным провозглашением  разделения властей. Так, в соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная  власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Любая деятельность состоит из решения, его реализации (исполнение) и контроля за реализацией.

По существу, на подобной основе строится государственный аппарат, то есть совокупность органов, выражающих государственную  власть. Соответственно в рамках этого  аппарата происходит «разделение труда» по осуществлению государственных  задач и функцию. Оно предполагает, что и находило свое конституционное  выражение, выделение органов государственной  власти (так назывались Советы всех уровней), органов государственного управления и судебных органов. Каждый из них был призван осуществлять тот или иной вид государственной  деятельности. Так, на долю государственной  власти приходилось решение наиболее важных вопросов государственной и  общественной жизни в форме законов (создание законов); органы государственного управления в основном осуществляли реализацию законов (приведение их в  исполнение); судебные органы выполняли  законоохранительную функцию.

Место и роль государственного управления в механизме «разделения труда» определялись следующими характеристиками:

· государственное управление –  конкретный вид деятельности по осуществлению  единой государственной власти, имеющий  функциональную и компетенционную специфику, отличающую его от иных видов (форм) реализации государственной власти;

· государственное управление –  деятельность исполнительно-распорядительного  характера. Основным направлением ее является исполнение, то есть проведение в жизнь  законов и подзаконных нормативных  актов. Достигается эта цель использованием необходимых юридически-властных полномочий (распорядительство);

· государственное управление –  прерогатива специальных субъектов, обобщенно обозначаемых как исполнительно-распорядительные органы государственной власти или  же органы государственного управления;

· государственное управление - исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и непосредственного  руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством. Непосредственность такого руководства  обусловлена тем, что именно в  ведении (организационном подчинении) органов государственного управления находилась основная масса объектов собственности, выражая тем самым  качество государства как собственника основных средств производства;

· государственное управление –  подзаконная деятельность, осуществляемая «на основе и во исполнение закона»; она вторична по отношению к законодательной  деятельности.

Такова обобщенная характеристика государственного управления, к которой  можно добавить и некоторые иные специфические его признаки, в  числе которых:

¨ вертикальность (субординарность, иерархичность) системы исполнительно-распорядительных органов;

¨ реализация принадлежащих этим субъектам  юридически-властных полномочий в административном, то есть во внесудебном порядке;

¨ предусмотренная действующим  законодательством возможность  административного правотворчества (сочетание правоприменения с правоустановлением);

¨ включение в механизм (систему) государственного управления не только исполнительно-распорядительных органов, но и всех иных звеньев управленческого  аппарата (например, администрации  государственных предприятий).

 

Заключение 

 
Итак, мы рассмотрели понятие и  виды государственной службы Российской Федерации, принципы государственной  службы, а также специфику гос. управления. 
Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.  
Среди факторов, существенно снижающих эффективность кадровой работы в области государственной службы, относятся: частые организационные перемены; недостаточно высокий уровень организации выполнения принимаемых решений; слабая разработанность нормативно-правовой базы деятельности, межведомственное и внутриведомственное дублирование работы.  
Исходя из противоречивого развития различных сфер жизнедеятельности российского общества, потребности их разрешения актуальное значение приобретает поднятие на качественно новый уровень контроля в системе государственной службы. К актуальным его задачам в настоящее время относятся: определение оптимальности пределов контроля в работе руководителя; объем информации; обоснование критериев оценки контрольной деятельности; полнота и адекватность ее правового и организационного обеспечения; оптимизация форм и методов. При этом в фокусе деятельности контрольных органов должны находиться проблемы материально-производственной и социальной сфер развития российского общества.  
Следует отметить, что важными принципами реформирования государственной службы являются ее рентабельность и простота управления. Государство обязано беречь деньги налогоплательщиков и не должно тратить их на программы, которые не дают необходимого экономического и морального эффекта. Такие программы должны закрываться, а деньги должны быть возвращены в бюджет. Правительство обязано экономить средства и на свое собственное содержание. Это достигается разными способами: модернизацией управленческих структур, сокращением штатов работников, делегированием части функций частным компаниям, повышением стоимости услуг и товаров, представляемых государственным сектором.  
Принцип простоты управления вызван к жизни необходимостью повышения уровня оперативности управления, требующей упрощения управленческих структур, процедур выработки и принятия решения, повышения самостоятельности оперативных единиц, ответственности исполнителей за реализацию принятых директив.  
Развитие современной государственной службы идет в Российской Федерации в непростых условиях. Преодоление трудностей, вызванных как объективными обстоятельствами, так и субъективными факторами, требует глубокого научного осмысления процессов, происходящих в государственной службе. При этом непременным условием успешного выполнения государственной службой возложенных на нее функций является наличие квалифицированного кадрового корпуса.  
В целом государственная служба должна обеспечивать социальную стабильность, безопасность, эффективное функционирование всей инфраструктуры, необходимой для развития экономики, работу учреждений народного образования, транспорта и всего, что нужно для обеспечения жизни общества.  
Государственная служба должна играть главную роль в достижении предусмотренных Конституцией целей. Она несет ответственность за сохранение демократической стабильности и соблюдение принципов правового государства, за обеспечение прав и свобод граждан. Государственная служба обязана претворять в жизнь определяемую демократическим путем волю государства.  
 
Список используемой литературы:  
Нормативные правовые акты:  
1.                Конституция РФ от 12.12.1993 г. Российская газета, № 237, 25.12.1993.  
2.                Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 29.03.2008) // "Собрание законодательства РФ", 02.08.2004, № 31, ст. 3215.  
3.                Федеральный закон от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (ред. от 01.12.2007) // "Собрание законодательства РФ", 02.06.2003, № 22, ст. 2063.  
Литература:  
1.                Агапов А.Б. Административное право. М., 2007. С. 928.  
2.                Алехин А. П., Кармалицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. М., 2006. С. 672.  
3.                Атаманчук Г. В. Сущность государственной службы. М., 2008. С. 312.  
4.                Воробьев В. В. Государственная служба: Проблемы становления и развития / Автореф. М., 2000.  
5.                Гришковец А. А. Проблемы правового регулирования и организации государственной гражданской службы в Российской Федерации: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2004.  
6.                Демин А. А. Государственная служба. М., 2008. С. 792.  
7.                Комментарий к Федеральному Закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» / Под редакцией В. А. Козбаненко. М., 2008. С. 578.  
8.                Конин Н.М. Административное право России. Общая и Особенная части. М., 2004. С. 559.  
9.                Коренев А. П. Административное право России. В 3-х частях. Часть 1. М., 2005. С. 280.  
10.           Мельников В. П. Государственная служба в России: исторический опыт. М., 2005. С. 284.

Информация о работе Государственная служба в системе государственного управления