Государственная Дума

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 20:55, контрольная работа

Краткое описание

Политики, ученые, публицисты, совершая экскурсы в историю царской Думы, сопоставляют ее с современной: сравнивается их компетенции, делаются попытки извлечь уроки из прошлого, обратить их на пользу действующему парламенту, ибо признается, что “работа Государственной думы явилась в России начала XX века важным фактором политического развития, оказавшим влияние на многие сферы общественной жизни”.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

История появления Государственной Думы в России……………………..5
Изменения в государственном управлении в 1905 – 1906 г.г…………….9
I Государственная дума…………………………………………………….13
II Государственная Дума……………………………………………………15
III Государственная Дума……………………………………………………18
Деятельность IV Государственной Думы…………………………………..21
Заключение………………………………………………………………………24

Список использованной литературы…………………………………………

Файлы: 1 файл

история.docx

— 50.61 Кб (Скачать)

     Выборы, проведённые на основе нового избирательного закона, дали большинство в Думе “Союзу 17 октября”, консервативным политическим элементам. Крайне правые и левые  получили незначительное число мест. Такой состав Думы позволил правительству в сотрудничестве с ней провести ряд важнейших преобразований.

     III Государственная дума, самая «угодная»  самодержавию, просуществовала весь положенный по закону срок. Ее председателем стал кадет Хомяков, а с 1910 г. - октябрист А.И. Гучков. В составе III Думы было 442 депутата: кадеты имели 104 места, октябристы - 154, правые партии - 140, социал-демократы - 19 мест. По всем важнейшим вопросам правительство ставило Думу перед свершившимся фактом.

     За 5 лет Дума утвердила свыше 2 тысяч  законодательных актов. В основном это были незначительные или текущие законы о сметах, жалованье разным чиновникам и т.п. Занималась Дума и важными вопросами, поставленными революцией 1905 - 1907 гг.: рабочим, национальным и особенно аграрным. Принимаемые ею законодательные акты отличались противоречивостью и непоследовательностью. [10]

     Наиболее  существенным оставался аграрный вопрос. В аграрной комиссии третьей Думы, а затем в общем собрании долго обсуждался указ 9 ноября 1906 года, представлявший крестьянам право по их желанию закрепить свои участки общинной полевой земли в личную собственность. Дополнительный указ вызвал резкую критику слева и справа, с трудом был одобрен Государственной думой и Государственным советом. Только 14 июня 1910 года был издан закон «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении», а 29 мая 1911 года было издано «Положение о землеустройстве», регулировавшее работу землеустроительных комиссий.

     В июне 1912 года издаются законы о социальном страховании рабочих: при потере трудоспособности от несчастных случаев  полностью пенсии оплачивали владельцы предприятий, для выплаты пособий по болезни учреждались «больничные кассы», взносы в которые делали рабочие и предприниматели.

     Дума  по инициативе правительства принимала  законы о введении земского самоуправства в южных и западных губерниях. Однако эта деятельность натолкнулась на оппозицию консервативного Государственного совета, отклонившего проект весной 1911 года. По настоянию Столыпина проект был проведён в порядке статьи 87 Основных законов. Государственный совет отклонил проекты о введении земств в Сибири, на Дальнем Востоке, Архангельской губернии, а также проект о введении волостных земств.

     В июне 1912 года Государственная дума и Государственный совет одобрили законопроект «О преобразовании суда в сельских местностях». Судебная власть от земских начальников вновь передавалась в руки мировых судей, избираемых уездными земскими собраниями.

     Столыпин  и третья Дума «провалились» в  главном, - не успокоили страну, которая  совсем приблизилась, подошла вплотную к революции. Надо иметь в виду то, что III Дума с самого начала не рассматривалась  Столыпиным как средство, окончательно ликвидирующее корни революции, - для этого, по его мнению, нужно было значительно больше времени, чем отпущенные Думе 5 лет. [12]

     На  первый взгляд III Дума – самая благополучная  из всех четырех Дум: если две первые скоропостижно «скончались» по указу  царя, то III Дума действовала «от звонка до звонка», - все положенные ей по закону пять лет и сподобилась вызвать не только критические перуны в свой адрес, но и слова одобрения. И все-таки эту Думу судьба не баловала: мирное эволюционное развитие страны было не менее проблематичным в конце ее деятельности, чем в начале. Но трагизм этого обнаружился спустя несколько лет после завершения ее работы: только тогда, то небольшое, в пору III Думы, «облачко» обратилось в революционную грозу «семнадцатого года». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6. Деятельность IV Государственной Думы 

     В июне 1912 г. истекли полномочия депутатов III Думы, и осенью этого года прошли выборы в IV Государственную Думу. Не смотря на давление правительства, выборы отразили политическое оживление: социальные демократы набрали очки во II городской курии за счет кадетов (в рабочей курии большевики взяли верх над меньшевиками), октябристы часто терпели поражение в своей вотчине, I городской курии.

     Выборы  в IV Государственную думу практически  не изменили расстановку фракций в Думе. Председателем был октябрист М.В. Родзянко. Правые (черносотенцы) имели 184 голоса, октябристы (правые центристы) - 99 голосов, левые центристы образовали блок, куда входили кадеты (58 голосов), националисты (21 голос) и прогрессисты (47 голосов).

     С 1913 г. большинство Думы (кадеты, прогрессисты, радикалы) стали в оппозицию царизму. Николай II неоднократно ставил вопрос об уголовной ответственности депутатов  за их критические и разоблачительные речи с думской трибуны.

     Начавшаяся  в 1914 г. мировая война одновременно притушила разгоравшиеся оппозиционное движение в российском обществе. На экстренном заседании IV Думы 26 июля 1914 г. лидеры правых и либерально-буржуазных фракций выступили с призывом сплотиться вокруг «державного вождя, ведущего Россию в священный бой с врагом славянства», отложив «внутренние споры» и «счеты» с правительством. Однако неудачи на фронте, рост стачечного движения, неспособность правительства обеспечить управление страной стимулировали активность политических партий, их оппозиционность, поиск новых тактических шагов. [4]

     19 июля открылась сессия IV Государственной  Думы, на которой октябристы и трудовики сразу же поставили вопрос о создании ответственного перед Думой правительства, а в начале августа кадетская фракция повела активную работу по созданию межпартийного блока. В августе 1915 г. на совещании членов Государственной Думы и Государственного совета был образован Прогрессивный блок, в который вошли кадеты, октябристы, прогрессисты, часть националистов (236 и 422 членов Думы) и три группы Государственного совета. Председателем бюро Прогрессивного блока стал октябрист С.И. Шидловский, а фактическим руководителем Н.И. Милюков.

     Однако  последовавшее вскоре вступление Николая II в верховное командование означало прекращение колебаний власти, отказ от соглашений с парламентским большинством на платформе «министерства доверия», отставку Горемыкина и удаление поддержавших Прогрессивный блок министров, наконец, роспуск Государственной думы после рассмотрения ею военных законопроектов. 3 сентября председатель Думы Родзянко получил указ о роспуске Думы примерно до ноября 1915 г.

     Первая  мировая война легла тяжелым  бременем на плечи России. В феврале 1917 г. резко обострилась обстановка в Петрограде. Большевики, межрайонцы, меньшевики-интернационалисты и другие социальные партии и группы развернули революционную пропаганду, связывая продовольственные трудности с разложением режима и призывая к свержению монархии.

     25 февраля выступления переросли  во всеобщую политическую стачку, охватившую 305 тыс. человек и парализовавшую  Петроград. В ночь на 26 февраля  власти провели массовые аресты, а днем на Знаменской площади  была расстреляна крупная демонстрация. Столкновения с войсками и  полицией, сопровождающиеся жертвами, происходили по всему городу.

     Председатель IV Государственной Думы М.В. Родзянко 26 февраля телеграфировал Николаю II о необходимости «немедленно поручить лицу, пользующемуся доверием страны, составить новое правительство», а на следующий день возглавил Временный комитет Государственной Думы, от имени которого обратился с воззванием к населению.

     В воззвании говорилось, что этот новый  орган власти берет в свои руки восстановление государственного и  общественного порядка и призывает  население и армию помочь «в трудной задаче создания нового правительства». В этот же день, 26 февраля 1917 г. император издал указ о перерыве в занятиях Государственной думы и назначении «срока их возобновления не позднее апреля 1917 г., в зависимости от чрезвычайных обстоятельств». После этого в полном составе Дума уже не собиралась. [3]

     27 февраля состоялось заседание  Временного комитета Государственной Думы, который «нашел … вынужденным взять в свои руки восстановление государственности и общественного порядка» в России. Однако уже 2 марта Временный комитет объявил о создании нового правительства в его составе и фактически прекратил свое существование.

     Юридически IV Государственная Дума была распущена  постановлением Временного правительства от 6 октября 1917 г. в связи с началом избирательной кампании по выборам в состав Учредительного собрания.

     Практически у Государственной Думы был блестящий  шанс взять в свои руки государственную  власть и стать реальным законодательным  органом, но реакционное большинство Думы, поддержавшее самодержавие, им не воспользовалось. [7] 

 

Заключение 

     Русская революция породила Государственную  Думу, и она же вынесла ей смертный вердикт. Трагедия Думы неразрывно связана  с трагедией страны, - обе они попали под «локомотив истории».

     Между тем историческая роль Думы состояла именно в том, чтобы спасти Россию от этого исхода.

     Но  такая задача оказалась выше ее сил  – она была не столько средством  спасения страны, сколько барометром ее настроений, что обуславливалось  и общероссийскими и специфическими «думскими» причинами.

     История создания и деятельности Государственной  Думы показала бесполезность попыток  конституционного ограничения российского  самодержавия.

     Очевидно, что создание конституционной монархии есть факт реализации воли двух соперничающих сил: монархии и народа в лице самых активных его политических сил.

     В России же социально-политическая ситуация сложилась таким образом, что, с одной стороны, не было той силы, которая могла бы заставить царизм идти на конституционный компромисс, с другой стороны, царизм нее стремился к поискам такого компромисса, чем обрек себя на гибель.

     Нетерпеливость, страстность ожиданий в стране перемен, «земли и воли» с одной стороны, а с другой – столь же нетерпеливое ожидание правительства, что Дума положит предел революции, главным образом самим фактом своего существования, а не «далеко идущими» реформами, сделали Думу перекрестьем этих упований.

     I Дума возникла как Дума надежд, по сути, полярных и поэтому  иллюзорных. Время деятельности I и особенно II Думы, - эпоха прощания с этими иллюзиями.

     Но  как показала история, законодательная  деятельность III и IV Думы, реформы, экономический  рост страны не смогли обеспечить эволюционный путь ее развития – в экстремальных условиях военного времени более реальной оказалась революционная альтернатива, которая правила бал в России все XX столетие.

     В «революционном» 1993 году состоялось второе рождение Государственной Думы. Правда, этому предшествовал расстрел из танков последнего советского парламента.

     Всем  этим событиям суждено было вместиться в одно столетие, ставшее суровым веком для российского парламентаризма. 

 

      Список использованных источников 

  1. Афанасьев Н.Г. История государства и права  России: Сборник законодательных материалов Российской империи XIX - XX века. - М.: Юристъ, 2004.
  2. Белковец Л.П., Белковец В.В. История государства и права России. Курс лекций / Л.П. Белковец, В.В. Белковец. - Новосибирск: Новосибирское книжное издательство,- 2000. – 216 с.
  3. Государственная дума 1906-1917 гг. т.1 М: "Правовая культура", 1995. - 153 с.
  4. Государственная Дума в России (1906-1917 гг.), М.: Просвещение, 1995. - 206 с.
  5. Данилов Л.А. История России. IX – XIX вв. / Л.А. Данилов. – М.: Владос,- 2008. – 432 с.
  6. Дмитриев Ю.А. Черкашин Е.Ю. Законодательные органы в России от новгородского веча до Федерального Собрания, М: "Манускрипт", 1995. –

368 с.

  1. Дмитриенко В.П. История Отечества. ХХ век. 11 кл.: Пособие для общеобразовательных школ / В.П. Дмитриенко. – М.: Дрофа,- 2002. – 640 с.
  2. История России: Справочное пособие / Авт.-сост.: И.Н. Кузнецов. – Минск: Новое знание,- 2000. – 395 с.
  3. История государственного управления в России / Под. ред. Игнатов В.Г., Ростов-На-Дону: "Феникс", 2009. - 298 с.
  4. Мишин А. А. История государственного управления в России. - М.: Наука, 2004.
  5. Программы политических партий России 1905 - 1906 гг. – Новосибирск,- 2000. – Вып. 2. - С. 96 - 108.
  6. Селунская Н.Б., Бородин Л.И. и др. Становление российского парламентаризма начала ХХ века, М: "Мосгосархив", 1996. - 206 с.
  7. Справочник по истории Отечества / Сост. Г.В. Гребенькова, А.Н. Першиков, Т.А. Спиченко. – Томск: Том. политехн. ун-т,- 2003. – 132 с.

Информация о работе Государственная Дума