Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 20:55, контрольная работа
Политики, ученые, публицисты, совершая экскурсы в историю царской Думы, сопоставляют ее с современной: сравнивается их компетенции, делаются попытки извлечь уроки из прошлого, обратить их на пользу действующему парламенту, ибо признается, что “работа Государственной думы явилась в России начала XX века важным фактором политического развития, оказавшим влияние на многие сферы общественной жизни”.
Введение………………………………………………………………………….3
История появления Государственной Думы в России……………………..5
Изменения в государственном управлении в 1905 – 1906 г.г…………….9
I Государственная дума…………………………………………………….13
II Государственная Дума……………………………………………………15
III Государственная Дума……………………………………………………18
Деятельность IV Государственной Думы…………………………………..21
Заключение………………………………………………………………………24
Список использованной литературы…………………………………………
Так же были сохранены общие ограничения в избирательном праве, установленные в августе 1905г. Целые слои населения – женщины, военнослужащие, так называемые «бродячие инородцы» (т.е. кочевники – скотоводы) – лишались права избирать и быть избранными.
Выборы предполагались
Что касается членов Государственной думы, избираемых выборщиками на собраниях, то их число было определено отдельным списком по каждой губернии, области, городу. Всего в списке значилось 412 мандатов, в том числе 28 от городов.
Хотя ряд ограничений на участие в выборах в Думу нельзя признать разумными, в частности, отстранение от выборов лиц администрации и полиции, тем не менее их общая социальная направленность очевидна: не допустить в Думе смуты и вольнодумства. Этим целям в первую очередь служили высокий имущественный и возрастной ценз и недопуск к участию в выборах студентов, ограничение числа членов Думы, избираемых от городов. Думается, что орган власти, сформированный по таким принципам можно назвать представительным лишь с определенной долей условности. [3]
20
февраля 1906 г. было принято
новое положение о
Как
и раньше устанавливалось, что Дума
может выступать с
Изменив
избирательный закон и
23
апреля 1906 года были опубликованы
«Основные государственные
Изменения,
произошедшие в государственном
строе России, позволили укрепить
свои позиции буржуазии, но ни в коей
мере не решали проблем, выдвигаемых трудящимися
классами страны. Первая русская революция
со всей очевидностью продемонстрировала,
что прежняя форма самодержавия изжила
себя и переход к представительным учреждениям
во всероссийском масштабе стал необходимостью.
[4]
3. I
Государственная дума
Событием огромной исторической важности не только в стране, но и во всем цивилизованном мире было открытие в Петербурге 27 апреля 1906г. I Государственной Думы в Зимнем дворце. Оно состоялось в самом крупном в столице Тронном зале Зимнего дворца и было обставлено весьма торжественно. Прибыло огромное число приглашенных, журналистов и дипломатических представителей.
Из 448 депутатских мест в Думе 179 принадлежали кадетам, 105 - беспартийным депутатам, 107 - «трудовикам» (фракция депутатов - крестьян и народнической интеллигенции). Представители черносотенных партий в Думу не попали. Крайне «левые» партии (большевики) бойкотировали Думу, но Ленин позднее признал тактику бойкота ошибочной. Председателем Думы был избран кадет С.А. Муромцев.
I
Государственная дума
Левые либералы, назвав новое учреждение в структуре самодержавия «Думой народного гнева», начали, как они говорили, «штурм правительства». Дума приняла резолюцию о полном недоверии правительству и потребовала его отставки. Теперь, зная настроение царя, некоторые министры объявили бойкот Думе, они перестали посещать ее заседания.
И хотя депутатов Думы избрали на пятилетний срок, терпения у правительства хватило только на два месяца. Горемыкин гарантировал, что страна спокойно отнесется к разгону выборного учреждения. 9 июля 1906 г. Государственная дума была распущена под предлогом, что депутаты «уклонились в не принадлежащую им область». Председателем Совета министров был назначен П.А. Столыпин. Правящие круги надеялись, что этот сильный и решительный человек сможет «успокоить» страну. Столыпин энергично взялся за наведение порядка. В августе 1906 г. в ответ на взрыв эсерами его дачи на Аптекарском острове были введены военно-полевые суды, отправлявшие на виселицу по малейшему подозрению в причастности к террору. Закрывались профсоюзы, преследовались революционные партии. Но царь еще не отказался от Манифеста 17 октября, поэтому было объявлено о созыве II Государственной думы на основе старого избирательного закона. [6]
Эпоха
I Думы закончилась. Она вошла в
историю как Дума неоправданных
и неоправдавшихся надежд, реальных и
мнимых шансов выдержать экзамен на государственную
зрелость, способность закрепить в общественном
сознании идею парламентаризма.
4. II
Государственная Дума
20 февраля 1907 г. начала работу II Государственная дума. Она оказалась левее первой. Наметились её попытки сотрудничества с правительством, даже эсеры объявили, что на время деятельности Думы прекращают свою террористическую деятельность.
Хотя главенствующее положение в Думе продолжали занимать кадеты, они потеряли 80 депутатских мест. Представительство кадетов сократилось с 43 до 19%. Октябристам удалось провести 42 своих депутата. Социал-демократы, отказавшиеся от тактики бойкота, получили 65 мест, а всего левые партии завоевали 222 мандата (43%). В Думу были избраны также черносотенцы — 30 депутатов.
В начале марта в Думе выступил председатель Совета министров Столыпин с правительственной декларацией о проведении либеральных реформ. В декларации говорилось, что правительство рассмотрело законопроекты о неприкосновенности личности, ненаказуемости участников экономических стачек, реформах в народном образовании и т. д. Как и раньше, центральным был аграрный вопрос.
Премьер – министр П.А. Столыпин сообщил о мерах, принятых в период между первой и второй думами. В соответствии со статьёй 87 Основных законов правительство провело: Закон о военно-полевых судах в августе 1906 года (не был представлен на утверждение Думы, и его действие прекратилось весной 1907 года, но на его основании было казнено около 700 человек), Указ об уравнении крестьян в правах с другими сословиями от 5 октября 1906 года, Указ о праве крестьян закреплять за собой их наделы, превращая в свою личную собственность, от 9 ноября 1906 года.
Глава
правительства изложил
Левые требовали радикального решения: полной и безвозмездной конфискации помещичьей земли и превращения всего земельного фонда страны в общенародную собственность. В высших сферах было принято решение распустить Думу и изменить избирательный закон. Черносотенцы организовали массовую кампанию, по приказу их Главного совета местные отделы начали присылать тысячи телеграмм с требованием роспуска Думы. Так создавалась видимость «народного гласа». Правительство потребовало отстранить их от заседания. [9]
Основным предметом дебатов в Думе весной 1907 г. стал вопрос о принятии чрезвычайных мер против революционеров. Правительство, внося в Думу проект закона о применении чрезвычайных мер против революционеров, преследовало двоякую цель: скрыть свою инициативу ведения террора против революционеров за решением коллегиального органа власти и дискредитировать Думу в глазах населения.
Однако, к чести своей, Дума 17 мая 1907 г. проголосовала против «незаконных действий» полиции. Такое неповиновение не устраивало правительство. Аппаратом министерства внутренних дел был подготовлен втайне от Думы проект нового избирательного закона. Было придумано ложное обвинение.
В качестве предлога для роспуска Думы была использована политическая провокация об участии 55 депутатов в заговоре против царской семьи. 3 июня 1907 г. II Государственная дума была досрочно распущена, а некоторые члены социал-демократической фракции арестованы. В тот же день был издан новый закон, изменивший порядок выборов. Этот акт явился прямым нарушением Манифеста 17 октября, по которому ни один новый закон не мог быть принят без санкции Думы. События 3 июня получили название «третьеиюньского государственного переворота».
Одновременно с роспуском II Государственной думы было принято новое Положение о выборах. Общее количество избирателей сохранялось, однако крестьянское представительство сокращалось вдвое, значительно уменьшилось число депутатов от национальных окраин, а некоторые регионы были вообще лишены представительства.
Акты 3 июня 1907 г. были грубым нарушением Манифеста 17 октября, но не совсем точно называть их государственным переворотом. Так или иначе, это не было реставрацией старых порядков: сохранились представительные учреждения, избирательные права не были отменены, допускались деятельность политических партий, оппозиционная печать, свобода слова.
Главным
архитектором «третьеиюньской» политической
системы являлся П.А. Столыпин, представитель
старинного дворянского рода. Энергичный
саратовский губернатор был замечен в
апреле 1906 г. и получил портфель министра
внутренних дел, а после разгона I Государственной
думы в июле того же года стал председателем
Совета министров. [6]
5. III
Государственная Дума
После разгона II Государственной думы в России установился политический режим, получивший название «третьеиюньской монархии». Дума была сохранена как видимость конституционного учреждения, но места в ней были перераспределены в пользу помещиков и крупной буржуазии. 3 июня был издан новый избирательный закон. Один голос помещика, дворянина приравнивался к четырем голосам буржуазии, 260 голосам крестьян, 543 голосам рабочих. Теперь помещики и буржуазия, составлявшие менее одного процента населения, получили более 2/3 мест в Думе.