Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 10:54, контрольная работа
Цель контрольной работы постараться всесторонне осветить проблему - геополитические факторы становления и развития российской государственности.
Введение……………………………………………………………………………3
1. Территориально - географическое пространство России…………5
1.1.Границы Российского государства………………………………...…….7
2. Природно - климатический фактор………………………………...….8
2.1. Климатические условия……………………………………………………8
2.2. Влияние климата на социально - экономическое развитие……10
3. Роль христианства…………………………………………………....…14
4. Фактор внешней угрозы ………………………………………….….…21
Заключение ……………………………………………………………………....26
Список использованной литературы………………………………….…....…27
Многовековая территориальная
экспансия России и была выз-нана
ее стремлением улучшить свое географическое
положение, продвинуться к морям, а
следовательно, торговым путям, и занять
более удобные земли для
Несколько веков Московское
государство пробивалось к
В военно-стратегическом отношении ответ на этот вопрос бу-дет положительным. Это доказали многочисленные войны, кото-рые пришлось вести России. Кроме того, продвижение на Восток не вызвало сильного сопротивления у малочисленного местного населения. Кто-то уступил силе, а кто-то и сам просил принять в российское подданство, стремясь защититься от воинственных соседей.
Однако в социально-
Не желая мириться с малоземельем и закрепощением, наиболее работоспособные и энергичные крестьяне уходили сначала на Дон, в низовья Волги, позже на Урал, в Сибирь, на Дальний Восток. По оценке специалистов, это оказывало огромное психологическое воздействие, возник своего рода менталитет экстенсивности. Двой-ственна была и политика властей. С одной стороны, они взяли на себя с принятием Соборного уложения 1649 г. обязанность бессроч-но искать и возвращать беглых крепостных крестьян, но, с другой стороны, кому-то надо было осваивать окраины. Поэтому на мно-гие очевидные нарушения законов просто закрывали глаза.
Гигантские пространства, низкая плотность населения созда-вали немало проблем для управления и экономического развития. Если в Западной Европе городские поселения находились друг от друга на расстоянии 20--30 км и любой крестьянин мог за один день добраться до ближайшего городского рынка и вернуться об-ратно, то в России даже накануне Первой мировой войны среднее расстояние между городами в Европейской части страны состав-ляло 83 км, а в Сибири -- 495 км. Это означало, что крестьянину требовалось несколько дней для поездки на рынок. Большие рас-стояния, по свидетельству современников, «заставляют мужика пренебрегать лучшим сбытом своих произведений на рынках, которые от него слишком далеко.
Таким образом, главное условие для экономического успеха -- быстрота сообщений и обмена -- в России пока находит коренное препятствие в рассеянности ее насе-ления.
Находясь в относительно
стесненных условиях, западноевропей-ские
страны уже давно перешли на путь
интенсивного развития, стараясь получить
как можно больше промышленной и
сельскохо-зяйственной
«Нетрудно указать на те объективные
факторы, которые определили социально-культурное
отставание традиционного общества
в России от более развитых западноевропейских
стран. Это, во-первых, природно-географические
и демографические условия - освоение
численно незначительным населением громадной
территории (особенно на северо-западе
и северо-востоке) с достаточным
суровым климатом и ограниченными
возможностями ведения
Таким образом, суровые климатические
условия с сильной амплитудой
параметров естественной среды, требующие
коллективных форм ведения хозяйства,
породили необходимость существования
некой организующей силы, которой
на Руси и стало государство. Высокая
жизнеспособность общин, их устойчивость
и постоянная потребность в патерналистской
деятельности государства привели
к своеобразному парадоксу - возникновению,
наряду с общинным самоуправлением,
деспотического режима с очень большой
степенью прочности. Географическое положение
России обеспечило ее безмерное пространство,
государственное овладение
3. Роль христианства
Огромное влияние на становление российской го-сударственности оказало принятие христианства в 988 г. В «Повести временных лет» сообщается о при-бытии в Киев христианских, мусульманских и иудейских миссионеров. Приняв их, киевский князь Владимир ра-зослал бояр по окрестным государствам. Выслушав их, он сделал выбор в пользу христианства.
Известно, что христианство проникло в Киевскую Русь гораздо раньше даты его официального принятия в 988 г. В числе первых рус-ских, принявших крещение, была княгиня Ольга.
«Утверждение христианства на Руси в качестве государственной религии стало событием большого исторического значения. Древне-русское государство упрочило экономические, политические и ди-настические связи с христианскими государствами. Своеобразным признанием Руси на Западе стали браки дочерей киевского князя Ярослава Мудрого: Анна вышла замуж за французского короля Ген-риха I, а Елизавета стала супругой норвежского короля Геральда. Новая религия ускорила изживание на Руси местных племенных различий, способствовала процессу этнической консолидации.
Хри-стианство принесло на Русь новую архитектуру и живопись, способствовало распространению письменности, развитию летописания, появлению школ и библиотек, проникновению в страну произведе-ний зарубежных авторов» Никольский Н.М. История русской церкви. - М., 1985. - С.69
.
После окончательного раскола христианской церкви в 1054 г. на католичество и православие на Руси утвердилась православная ветвь христианства.
Православие как одно из направлений
в христианстве стало складываться
с середины IV в. как официальная
религия Византийской империи. Православие
не имеет единого церковного центра.
Впоследствии оформилось несколько
автоке-фальных (административно-
Архиепископ Никанор так
оценивал значение выбора, сделанного
Владими-ром Святославичем: «Православная
церковь принесла на Русь из православной
Византии идею великого князя, как Богом
поставленного владыки, правителя
и верховного судью подвластных
народов, идею государства. Церковь
утвердила единство народного самосознания,
связав народы единством веры. Церковь
созда-ла сначала одно, потом другое
дорогое для народов святилище
в Киеве и Москве. Церковь перенесла
на Русь грамоту и культуру, государственные
законы и законы византийского царства.
Единственно церковь была собирательницею
разрознен-ных русских
«С принятием христианства
на Руси возникла церковь как особая
феодально-религиозная
.
Митрополиты и епископы стали получать от князей подарки в виде земельных владений. Наряду с белым (приходским) духовен-ством быстро появилось и черное (монашествующее). Уже в первой половине XI в. стал известен Киево-Печерский монастырь, полу-чивший такое название от пещер-печер, в которых первоначально поселились монахи. В домонгольский период на Руси было основа-но около 70 монастырей.
К моменту принятия христианства
на Руси в Византии уже сло-жились
представления о
Границы православных церквей,
как правило, совпадают с гра-ницами
государств. Они пользуются местным
языком в литургии и богословской
литературе. Тем самым православная
церковь и сама испытывает влияние
того или иного политического
режима, формы правления и
Византийское влияние обусловило приверженность киевского духовенства идее и практике централизованной власти. Церковь про-возгласила: «Князь поставлен Богом», это власть, указанная свыше.
Иларион, первый киевский митрополит
из русских, в своем знаменитом «Слове
о Законе и Благодати» в середине
XI в. создал идеальный образ верховного
правителя, восхваляя русских князей
Святослава, Владимира, Ярослава. Он подчеркивал
божественную сущность госу-дарства, ибо
оно реализует божественную волю.
Родословную русских князей Илларион
вел от «старого Игоря». Впервые
на Руси Илларион поставил в своем
трактате проблему «праведной» власти.
Он использо-вал формулу «
Так формировались взгляды
о сильной власти, способной укре-пить
единство страны (единая вера -- единое
государство -- единый государь), и об
отеческом характере этого
Эти идеи вполне устраивали
княжескую власть, поскольку пра-вославие
воспитывало в людях веру во власть
и при этом, в отличие от самой
совершенной государственной
«Отмечая значение Русской православной церкви в истории рос-сийской государственности, нельзя не остановиться на той роли, ко-торую она сыграла в собирании русских земель в единое целое и противостоянии католицизму.
В условиях раздробленности
Руси среди объективных предпосы-
Золотоордынские ханы выдавали русским митрополитам особые грамоты, освобождавшие церковь от уплаты дани, пошлин и несения повинностей. Это усиливало экономические позиции церкви. Ее иерархи часто выступали в каче-стве арбитров в спорах русских князей. Монастыри сыграли важную роль в сохранении культурного наследия Древнерусского государства, священники под-держивали идею единства русских земель. Иерархи Русской православной цер-кви не ошиблись, остановив свой выбор на московских князьях, которые смогли воплотить эту идею в жизнь. Можно упомянуть подвижническую роль митропо-литов Петра, Феогноста, Алексия.
Последний даже управлял Московским
кня-жеством при малолетнем князе
Дмитрии Донском. Ему удалось
нейтрализовать попытки ханов Золотой
Орды воспользоваться благоприятным
стечением об-стоятельств и
Православие духовно объединяло
русские земли и нередко стано-
Во второй трети XV в. католическая
церковь попыталась в очеред-ной
раз усилить свое влияние на Руси.
Назначенный константино-
Информация о работе Геополитические предпосылки создания Российской империи