Геополитические предпосылки создания Российской империи

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 10:54, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы постараться всесторонне осветить проблему - геополитические факторы становления и развития российской государственности.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3
1. Территориально - географическое пространство России…………5
1.1.Границы Российского государства………………………………...…….7
2. Природно - климатический фактор………………………………...….8
2.1. Климатические условия……………………………………………………8
2.2. Влияние климата на социально - экономическое развитие……10
3. Роль христианства…………………………………………………....…14
4. Фактор внешней угрозы ………………………………………….….…21
Заключение ……………………………………………………………………....26
Список использованной литературы………………………………….…....…27

Файлы: 1 файл

раферат.docx

— 39.98 Кб (Скачать)

 

Многовековая территориальная  экспансия России и была выз-нана ее стремлением улучшить свое географическое положение, продвинуться к морям, а  следовательно, торговым путям, и занять более удобные земли для развития земледелия и других отраслей экономики.

 

Несколько веков Московское государство пробивалось к бере-гам  Балтийского и Черного морей, а в XVII в. отряды землепроход-цев  появились на побережье Тихого океана. Уже тогда Россия стала одной  из крупнейших стран мира. Были ли благом эти территори-альные приобретения?

 

В военно-стратегическом отношении  ответ на этот вопрос бу-дет положительным. Это доказали многочисленные войны, кото-рые пришлось вести России. Кроме того, продвижение на Восток не вызвало сильного сопротивления  у малочисленного местного населения. Кто-то уступил силе, а кто-то и  сам просил принять в российское подданство, стремясь защититься от воинственных соседей.

 

Однако в социально-экономическом  отношении территориаль-ный рост порождал немало новых проблем. В  сущности, до сих пор в нашей  стране нет достаточных средств  для освоения гигантских пространств  Сибири и Дальнего Востока.

 

Не желая мириться с  малоземельем и закрепощением, наиболее работоспособные и энергичные крестьяне  уходили сначала на Дон, в низовья  Волги, позже на Урал, в Сибирь, на Дальний Восток. По оценке специалистов, это оказывало огромное психологическое  воздействие, возник своего рода менталитет экстенсивности. Двой-ственна была и политика властей. С одной стороны, они взяли на себя с принятием  Соборного уложения 1649 г. обязанность  бессроч-но искать и возвращать беглых крепостных крестьян, но, с другой стороны, кому-то надо было осваивать окраины. Поэтому на мно-гие очевидные  нарушения законов просто закрывали  глаза.

 

Гигантские пространства, низкая плотность населения созда-вали немало проблем для управления и  экономического развития. Если в Западной Европе городские поселения находились друг от друга на расстоянии 20--30 км и любой крестьянин мог за один день добраться до ближайшего городского рынка и вернуться об-ратно, то в России даже накануне Первой мировой  войны среднее расстояние между  городами в Европейской части  страны состав-ляло 83 км, а в Сибири -- 495 км. Это означало, что крестьянину  требовалось несколько дней для  поездки на рынок. Большие рас-стояния, по свидетельству современников, «заставляют  мужика пренебрегать лучшим сбытом своих  произведений на рынках, которые от него слишком далеко.

 

Таким образом, главное условие  для экономического успеха -- быстрота сообщений и обмена -- в России пока находит коренное препятствие  в рассеянности ее насе-ления.

 

Находясь в относительно стесненных условиях, западноевропей-ские страны уже давно перешли на путь интенсивного развития, стараясь получить как можно больше промышленной и  сельскохо-зяйственной продукции  с единицы площади. Наше же продвиже-ние  на окраины предопределило общий  экстенсивный путь развития экономики, а значит, неизбежное отставание от разви-тых европейских государств.

 

«Нетрудно указать на те объективные  факторы, которые определили социально-культурное отставание традиционного общества в России от более развитых западноевропейских стран. Это, во-первых, природно-географические и демографические условия - освоение численно незначительным населением громадной  территории (особенно на северо-западе и северо-востоке) с достаточным  суровым климатом и ограниченными  возможностями ведения сельского  хозяйства. Колонизация в России негативно влияла на ход русской  истории, поскольку она исчерпывала  людские ресурсы, способствовала низкой плотности населения, препятствовала распространению частной собственности  на землю и применению наемного труда. В конечном итоге колонизация  привела к относительно отсталому  от западно-европейской цивилизации  техническому и культурному уровню в России.

 

Таким образом, суровые климатические  условия с сильной амплитудой параметров естественной среды, требующие  коллективных форм ведения хозяйства, породили необходимость существования  некой организующей силы, которой  на Руси и стало государство. Высокая  жизнеспособность общин, их устойчивость и постоянная потребность в патерналистской  деятельности государства привели  к своеобразному парадоксу - возникновению, наряду с общинным самоуправлением, деспотического режима с очень большой  степенью прочности. Географическое положение  России обеспечило ее безмерное пространство, государственное овладение которыми, по мнению Н.А. Бердяева, сопровождалось страшной централизацией, подчинением  всей жизни государственному интересу и подавлением свободных личных и общественных сил» Тимофеева А.А. Проблемы становления и развития Российской государственности: Учебное  пособие. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2006. - С.10.

 

3. Роль христианства

 

Огромное влияние на становление  российской го-сударственности оказало  принятие христианства в 988 г. В «Повести временных лет» сообщается о при-бытии  в Киев христианских, мусульманских  и иудейских миссионеров. Приняв их, киевский князь Владимир ра-зослал бояр по окрестным государствам. Выслушав их, он сделал выбор в пользу христианства.

 

Известно, что христианство проникло в Киевскую Русь гораздо  раньше даты его официального принятия в 988 г. В числе первых рус-ских, принявших  крещение, была княгиня Ольга.

 

«Утверждение христианства на Руси в качестве государственной  религии стало событием большого исторического значения. Древне-русское  государство упрочило экономические, политические и ди-настические связи  с христианскими государствами. Своеобразным признанием Руси на Западе стали браки дочерей киевского  князя Ярослава Мудрого: Анна вышла  замуж за французского короля Ген-риха I, а Елизавета стала супругой норвежского короля Геральда. Новая  религия ускорила изживание на Руси местных племенных различий, способствовала процессу этнической консолидации.

 

Хри-стианство принесло на Русь новую архитектуру и живопись, способствовало распространению письменности, развитию летописания, появлению школ и библиотек, проникновению в  страну произведе-ний зарубежных авторов» Никольский Н.М. История русской  церкви. - М., 1985. - С.69

 

.

 

После окончательного раскола  христианской церкви в 1054 г. на католичество и православие на Руси утвердилась  православная ветвь христианства.

 

Православие как одно из направлений  в христианстве стало складываться с середины IV в. как официальная  религия Византийской империи. Православие  не имеет единого церковного центра. Впоследствии оформилось несколько  автоке-фальных (административно-самостоятельных) церквей, каждая из которых имеет  свою специфику, но придерживается обшей  системы догматов и обрядности. Вероисповедную основу православия составляют Священное  Писание (Библия) и Священное Предание (решения первых семи вселенских соборов  и труды отцов церкви II--VIII вв.).

 

Архиепископ Никанор так  оценивал значение выбора, сделанного Владими-ром Святославичем: «Православная  церковь принесла на Русь из православной Византии идею великого князя, как Богом  поставленного владыки, правителя  и верховного судью подвластных  народов, идею государства. Церковь  утвердила единство народного самосознания, связав народы единством веры. Церковь  созда-ла сначала одно, потом другое дорогое для народов святилище  в Киеве и Москве. Церковь перенесла  на Русь грамоту и культуру, государственные  законы и законы византийского царства. Единственно церковь была собирательницею  разрознен-ных русских княжеств».

 

«С принятием христианства на Руси возникла церковь как особая феодально-религиозная организация. Высшей властью, объединя-ющей всю христианскую Русь, стал митрополит киевский, который  назначался и подчинялся константинопольскому патриарху. Посте-пенно русская митрополия была разделена на епархии во главе  с епис-копами. Им подчинялись священники в городах и селах» Горинов  М.М., Ляшенко Л.М. От древней Руси к императорской России. - М., 1994. - С.101

 

.

 

Митрополиты и епископы стали  получать от князей подарки в виде земельных владений. Наряду с белым (приходским) духовен-ством быстро появилось  и черное (монашествующее). Уже в  первой половине XI в. стал известен Киево-Печерский  монастырь, полу-чивший такое название от пещер-печер, в которых первоначально  поселились монахи. В домонгольский  период на Руси было основа-но около 70 монастырей.

 

К моменту принятия христианства на Руси в Византии уже сло-жились представления о целесообразности сильной государственной власти, особенно на фоне печальной судьбы государственности в за-падной части  Римской империи, некогда крупнейшей средиземно-морской державы, павшей в vb. под ударами варваров. Напомним, что Восточная Римская империя (Византия) просуществовала еще тысячу лет.

 

Границы православных церквей, как правило, совпадают с гра-ницами государств. Они пользуются местным  языком в литургии и богословской литературе. Тем самым православная церковь и сама испытывает влияние  того или иного политического  режима, формы правления и заинтересована в стабильной крепкой власти.

 

Византийское влияние  обусловило приверженность киевского  духовенства идее и практике централизованной власти. Церковь про-возгласила: «Князь поставлен Богом», это власть, указанная  свыше.

 

Иларион, первый киевский митрополит из русских, в своем знаменитом «Слове о Законе и Благодати» в середине XI в. создал идеальный образ верховного правителя, восхваляя русских князей Святослава, Владимира, Ярослава. Он подчеркивал  божественную сущность госу-дарства, ибо  оно реализует божественную волю. Родословную русских князей Илларион вел от «старого Игоря». Впервые  на Руси Илларион поставил в своем  трактате проблему «праведной» власти. Он использо-вал формулу «единодержец своей земли», что означало: киевский князь обладает единой и суверенной властью в пределах всей подвластной  ему территории. Его власть крепка мужеством и смыслом, а сам  он должен заботиться о сирых, болящих, вдовых, помогать церкви и мо-настырям.

 

Так формировались взгляды  о сильной власти, способной укре-пить единство страны (единая вера -- единое государство -- единый государь), и об отеческом характере этого государства (покровитель-ство, опека по отношению  к своему населению),

 

Эти идеи вполне устраивали княжескую власть, поскольку пра-вославие воспитывало в людях веру во власть и при этом, в отличие от самой  совершенной государственной машины, могло донести свои взгляды до каждого подданного.

 

«Отмечая значение Русской  православной церкви в истории рос-сийской  государственности, нельзя не остановиться на той роли, ко-торую она сыграла  в собирании русских земель в  единое целое и противостоянии католицизму.

 

В условиях раздробленности  Руси среди объективных предпосы-лок  к будущему объединению русских  земель на первый план вышла единая церковная организация, не пострадавшая и в годы монголо-татарского нашествия» Сенин А.С. История российской государственности: Учеб. Пособие. - М., 2003. - С.14.

 

Золотоордынские ханы выдавали русским митрополитам особые грамоты, освобождавшие церковь от уплаты дани, пошлин и несения повинностей. Это усиливало экономические  позиции церкви. Ее иерархи часто  выступали в каче-стве арбитров в  спорах русских князей. Монастыри  сыграли важную роль в сохранении культурного наследия Древнерусского государства, священники под-держивали  идею единства русских земель. Иерархи  Русской православной цер-кви не ошиблись, остановив свой выбор на московских князьях, которые смогли воплотить эту идею в жизнь. Можно  упомянуть подвижническую роль митропо-литов  Петра, Феогноста, Алексия.

 

Последний даже управлял Московским кня-жеством при малолетнем князе  Дмитрии Донском. Ему удалось  нейтрализовать попытки ханов Золотой  Орды воспользоваться благоприятным  стечением об-стоятельств и найти  противовес Москве в лице суздальско-нижегородского князя Дмитрия Константиновича. Отправляясь на битву с Мамаем, князь Дмитрий согласно преданию посетил Троицкий монастырь и  получил благословение на ратный подвиг от известного подвижника земли  Русской игумена Сергия Радонежского.

 

Православие духовно объединяло русские земли и нередко стано-вилось знаменем борьбы с иноземными захватчиками. Учитывали этот фактор и русские  князья. В 1248 г. послы папы римского Иннокен-тия IV предлагали новгородскому  князю Александру Невскому при-знать  «матерь римскую церковь», чтобы  «вкусить... плодов вечного блаженства», а в качестве первого шага к сотрудничеству обещали помощь в борьбе с золотоордынскими ханами. Князь отверг эти пред-ложения: «от вас учение не принимаем». На примере Прибалтики, покоренной с благословения папы римского, он видел, как западно-европейские феодалы осваивались на захваченных землях -- строи-ли замки, костелы, закрепощали крестьян. Он учитывал, что крестовый поход привел в 1204 г. к взятию Константинополя и гибели Византийской империи. В этих условиях согласие на предложение папы римского означало, по существу, подчинение русских земель немецким правителям.

 

Во второй трети XV в. католическая церковь попыталась в очеред-ной  раз усилить свое влияние на Руси. Назначенный константино-польским патриархом русский митрополит грек Исидор подписал в 1439 г. так называемую Флорентийскую унию, провозгласившую  объединение восточной и западной христианских церквей.

Информация о работе Геополитические предпосылки создания Российской империи