Гарантии законности и правопорядка

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 15:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является исследование теоретических основ обеспечения должного уровня законности и правопорядка в РФ.
Для реализации данной цели необходимо решение следующих основных задач:
1. Рассмотреть понятие и основные принципы законности.
2. Исследовать основные гарантии законности.
3. Проанализировать понятие правопорядка, его соотношение с законами и законностью.
4. Исследовать социальное значение законности и правопорядка.

Оглавление

Введение 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОННОСТИ 5
1.1. Понятие и основные принципы законности 5
1.2. Гарантии законности 11
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОПОРЯДКА 21
2.1. Понятие правопорядка 21
2.2. Социальное значение законности и правопорядка 27
Заключение 30
Список использованной литературы 32

Файлы: 1 файл

гарантии законности и правопорядка.doc

— 160.50 Кб (Скачать)

Порядок формирования и  деятельности территориальных подразделений НЦБ Интерпола определяются Министром внутренних дел РФ. Главными задачами НЦБ Интерпола являются:

- обеспечение эффективного  международного обмена информацией об уголовных преступлениях;

- оказание содействия  в выполнении запросов международных  правоохранительных организаций  и правоохранительных органов  иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ;

- наблюдение за исполнением международных договоров по вопросам борьбы с преступностью, участником которой является РФ.

 

1.2. Гарантии  законности

 

В своем первом Послании Федеральному Собранию Президент России Дмитрий Медведев уделил особое внимание вопросам развития российской демократии. По его словам, принятая в 1993 году Конституция РФ, гарантируя уровень свободы личности, существование демократических институтов и процедур, предопределила путь становления российской демократии8.

Слабо просматриваемые  зачатки демократического устройства, вначале ассоциируемые в обществе с хаосом, с бессилием и деградацией, после череды реформ, проводимых на протяжении нескольких лет, переросли в иное состояние, которому стали присущи навыки, практики и процедуры демократии. Теперь вопрос не в том, быть или не быть демократии в России, как это было еще совсем недавно, пятнадцать лет назад. Совершенно очевидно, что быть. Сейчас вопрос в том, как должны в дальнейшем осуществляться процессы демократизации9.

По нашему мнению, важным направлением демократизации общества, необходимым условием его нормального развития является формирование правового государства.

За последнее время  в юридической литературе появилось  большое количество теоретических  работ, связанных с теми или иными  аспектами формирования правового государства10. На государственном уровне сделаны существенные шаги в решении этой проблемы. Но тезис о построении правового государства, демократического гражданского общества так и останется прекрасной мечтой, если не будет создана надежная система эффективных гарантий и юридических механизмов, призванных обеспечить фактическое воплощение данной идеи в реальность.

Проблема юридических  гарантий законности одна из фундаментальных в концепции правового государства. Но она является лишь ее частью, поэтому рассмотрение данной проблемы изолированно от общей концепции правового государства нам представляется несостоятельным теоретически. Негативный опыт советского государственно-правового строительства наглядно продемонстрировал, что юридических гарантий законности просто не может быть в рамках системы, которая построена не на правовых началах и не исходит из приоритета права над государством.

Надежные юридические  гарантии законности могут существовать лишь там, где государство построено  на правовых принципах, одним из которых является верховенство закона и его господство в общественной жизни.

Несомненно, верховенство закона является одним из существенных признаков правового государства. Но каким должен быть закон, которому принадлежит верховенство? Ведь по своему содержанию законы могут быть прогрессивными и отсталыми, справедливыми и несправедливыми, закрепляющими или ограничивающими неотчуждаемые естественные права и свободы граждан.

Верховенство закона - это важная, но все же формальная сторона правового государства. Содержательное отличие правового государства - качество, сущность самого закона. Чтобы закон был правовым, необходимо, чтобы он соответствовал общечеловеческим гуманистическим принципам права, что возможно лишь в условиях правовой демократической организации нормотворческой, исполнительной и судебной властей. «Во всех нормативных актах должен последовательно проводиться правовой принцип всеобщего формального равенства. Право - это всеобщий масштаб, равная для всех мера (норма) свободы, и законодательное выражение права должно соответствовать всеобщему принципу и масштабу права и представлять собой систему норм свободы, защищенную и гарантированную государством»11. Верховенство именно такого закона в общественной и политической жизни является необходимым условием формирования правового государства, демократического гражданского общества.

Говоря о верховенстве правового закона в общественной жизни, необходимо изменить взгляд на право как только на орудие принуждения, средство политики. Праву, несомненно, присущ элемент принуждения, общеобязательности. Но в своей начальной природе право призвано быть стабилизирующим фактором, демократическим институтом, способным ввести в цивилизованные формы разногласия и конфликты, вызванные существующими социальными, политическими, национальными противоречиями. Назначение права - внести в общественную жизнь начала согласия и гражданского мира.

Для воплощения принципа верховенства правового закона в  реальность нам представляется необходимым: во-первых, демократизировать практику принятия законов. Законы обсуждаются и принимаются исключительно высшими, избираемыми народом законодательными органами государства. Законодательные инициативы должны проходить публичное обсуждение и общественную экспертизу.

Во-вторых: установить надежные правовые запреты на пути делегирования законотворчества.

В-третьих: поддерживать сильную политическую власть - основу основ любого государства, которая  и обеспечит исполнение законов.

В-четвертых: обеспечивать строгий парламентско-конституционный контроль за соответствием законов Конституции страны, подзаконных актов - законам.

В-пятых: проводить дальнейшую работу по формированию эффективной  независимой судебной системы.

Принципы правового  государства находятся в органической связи с идеалами и общечеловеческими ценностями. Следовательно, оно всей своей деятельностью призвано утверждать гуманизм, равенство и социальную справедливость, противостоять каким бы то ни было проявлениям злоупотребления властью, правонарушениям, иным негативным явлениям, препятствующим реализации прав и свобод личности, прогрессивному развитию нашего общества. Вот почему особое место на современном этапе государственно-правового строительства должно быть отведено свободе личности как высшей и главной ценности гражданского демократического общества, гарантированной государством и его законами, органически связанной с ответственностью личности перед обществом и государством.

Правовой статус гражданина, как известно, включает в себя не только права, но и обязанности. В современных условиях их взаимосвязь усиливается. Формирование демократического гражданского общества невозможно без повышения социальной и политической активности личности, но такая активность не должна вести к проявлению экстремизма и национализма, анархии, дезориентации общественной жизни. Реализация гражданами прав и свобод не должна наносить ущерб интересам общества и государства, правам других наций и народностей.

Важнейшим моментом взаимоотношения  между государством и личностью  является создание системы взаимной ответственности граждан и государства. Именно в этой области наглядно проявилась несбалансированность взаимных обязанностей и ответственности государства и граждан. До недавнего времени намного эффективнее обеспечивалась ответственность граждан перед государством. Обязанности и ответственность же государства перед гражданами, в частности по укреплению гарантий их политических и личных прав и свобод, чаще декларировались, чем подкреплялись соответствующими правовыми механизмами. Преодоление такой односторонности в развитии прав и свобод личности является одним из основных условий формирования правового государства.

Правовому государству необходим  четко действующий механизм юридической  ответственности всех должностных  лиц и прежде всего высшего руководства за невыполнение обязанностей перед обществом. Целесообразно принять нормативно-правовые акты, предусматривающие ответственность всех государственных органов, включая парламент, правительство и президента, за невыполнение взятых на себя обязательств.

В целом демократизация отношений  между личностью и государством должна осуществляться на основе правовых законов, как это и предполагается в правовом государстве. «В гражданском демократическом обществе особыми являются экономические отношения людей, изменятся социальная структура и политическая система, изменятся роль и место личности в обществе: это полноправный член человеческого коллектива, хозяин своей судьбы, а не «винтик» государственной машины»12.

Формирование правового государства  во многом связано с уровнем правовой культуры членов общества. Высокий уровень правовой культуры - необходимое условие реального верховенства правового закона, фактор, способствующий высокой социальной и политической активности и ответственности граждан.

Одной из главных проблем и в то же время характерной чертой современного российского общества является правовой нигилизм13. В целях его преодоления и исключения возможности нарушения закона из числа наших национальных привычек необходимо переориентировать массовое сознание, воспитать отношение к праву как к социальной ценности, без которой не смогут утвердиться присущие гражданскому обществу справедливость, равенство, свобода и другие демократические идеалы и принципы.

Создание правового государства  возможно лишь на основе высокого уровня правовой и политической культуры граждан и должностных лиц. Этому будет способствовать утверждение в обществе атмосферы гласности и плюрализма мнений, демократических режимов правового регулирования общественных отношений, глубокого уважения и бережного отношения к демократическим правовым ценностям общества - законам государства, достоинству и чести, правам и свободам личности.

Важнейшей юридической гарантией  режима законности, одним из необходимых  условий построения правового государства является законодательное закрепление принципа разделения властей, при котором исполнительная власть не может узурпировать права законодательной власти, а судебная власть, будучи независимой от правительства, способна суверенно разрешать все возникающие в обществе конфликты.

Каждая из этих властей в соответствии с ее назначением занимает свое место  в общей системе государства  и функционирует в соответствующей  ей форме и пределах, законными  средствами и способами. Принцип  разделения властей включает правовой механизм взаимных сдержек и противовесов с целью удержания каждой из них в пределах своих полномочий с обеспечением ее суверенности от других властей в тех же пределах. Разделение властей служит показателем степени развитости права и государства, закрепление данного принципа в Конституции есть эффективная юридическая гарантия режима законности в правовом государстве.

Исходя из принципа разделения властей  в концепции правового государства  попытаемся более подробно остановиться на юридических гарантиях непосредственно в правотворческой, исполнительной и судебной деятельности.

Совершенная и научно обоснованная система нормативно-правовых актов  является необходимым условием существования  стабильного режима законности, его  нормативно-правовой основы. Данный режим включает в себя систему нормативно-правовых актов, а также реализацию этих актов всеми участниками правовой деятельности в соответствии с целями правового регулирования, с учетом интересов личности и государства. Улучшение нормативной основы законности предполагает кардинальное повышение качества и регулятивных возможностей как всей системы, так и отдельных актов и норм. Соответственно, высокое качество нормативных актов, формирующих режим законности, создает необходимые условия для их реализации, обеспечивает эффективность действия этих норм.

До недавнего времени в правовой сфере прослеживались две тенденции: явное понижение роли закона в регулировании общественных отношений и одновременно расширение сферы действия актов министерств и ведомств. Регулятивные возможности многих законов как актов прямого действия использовались редко. Акты министерств и ведомств, выражая прежде всего интересы этих государственных структур, подчас не учитывали потребности остальных субъектов регулируемых отношений. И как следствие этого в обществе распространились массовый правовой нигилизм, социальная и политическая пассивность, резко возрос уровень преступности. Увеличение количества норм, носящих декларативный характер, не подкрепленных необходимыми юридическими гарантиями, игнорирование требований законодательной техники отрицательно отразились на действенности законодательных норм, на режиме законности в целом.

В условиях формирующегося правового  государства, когда взаимоотношения  между участниками правотворческого процесса усложняются и достигают нового качественного уровня, отсутствие правовой регламентации всего комплекса вопросов, связанных с процессом правотворчества, отрицательно сказывается на качестве и эффективности нормативно-правовых актов. Необходимо установить надежные гарантии законотворческого процесса органов власти, соответствующие правовому государству.

Обеспечение верховенства закона в  системе нормативных актов является основным требованием создания правового  государства. Означает ли это условие отказ от издания правительственных и ведомственных правовых актов? Нам представляется, что решить все вопросы общественной жизни, нуждающиеся в правовом регулировании, только законами было бы нереально. Это не только чрезвычайно перегрузило бы законодательные органы и снизило темпы обсуждения и принятия законопроектов, но и вряд ли позволило бы обеспечить необходимое качество закона.

Информация о работе Гарантии законности и правопорядка