Функции права

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 16:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы — раскрыть современные взгляды на функции права и способов и проблем их реализации.
Для достижения поставленной цели был сформулирован ряд задач:
рассмотреть понятие функции права;
охарактеризовать систему функций права;
проанализировать отдельные функции права;
показать формы реализации функций права в современном российском государстве.

Оглавление

Введение 3
Глава I. Понятие и система функций права 5
1.1 Понятие функций права 5
1.2 Проблема классификации функция права 9
Глава II. Характеристика основных функций права и формы их реализации 15
2.1 Регулятивно-статические и регулятивно-динамические функции права 15
2.2 Охранительная функция права 18
2.3 Социально-ориентационная и общесоциальные функции права 23
Заключение 27
Список использованных источников и литературы 29

Файлы: 1 файл

ФУНКЦИИ ПРАВА.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

Кроме указанных  выше, в научной литературе можно  встретить мнение о наличии и  других подфункций охранительной функции  права, в частности, карательной23. Нужно отметить, что целевая направленность карательной функции права не сводится лишь к наказанию того или иного субъекта. Не может быть наказания ради самого наказания. Цель охранительного воздействия, в конечном счете, состоит лишь в том, чтобы максимально восстановить нормальный порядок общественных отношений, подорванный нарушением закона и не допустить подобных негативных проявлений в будущем.

Таким образом, и карательное воздействие нужно  рассматривать через призму других охранительных подфункций: предупредительной  и правовосстановительной. То есть, с одной стороны, кара – это всегда часть процесса восстановления нарушенного права, порядка, существовавшего до совершения соответствующего правонарушения. А с другой – необходимый элемент предупредительного воздействия, причем как в отношении лица, совершившего данное нарушение, так и в отношении остальных членов общества.

Таким образом, к подфункциям охранительной  функции права стоит относить следующие: предупредительную (превентивную), правовосстановительную и карательную.

В научной литературе не существует единства по поводу основного критерия классификации функций права. Т. Н. Радько в качестве основного критерия классификации отмечает типы общественных отношений. А. И. Бобылев пишет, что функции права классифицируют по различным критериям: в зависимости от сферы общественных отношений и в зависимости от направлений воздействия на общественные отношения24. В. Д. Филимонов применительно к функциям норм права отмечает, что критерием классификации их функций должна быть социальная направленность25.

Однако, для  того, чтобы избрать наиболее оптимальный критерий классификации функций права необходимо четко представлять, что одной из характерных особенностей функции является то, что данная категория не может существовать сама по себе, в отрыве от обусловливающих ее существование предметов и явлений. Не исключение и правовые функции, напрямую зависящие как от особенностей права, так и от целей и задач, которые оно призвано решать в современном обществе, от его социального назначения. Поэтому критерием классификации функций права должны быть цели и задачи, стоящие перед правом.

На основании  этого критерия, стоит выделять следующие  разновидности функций права: регулятивно-статическую, основной целью которой является закрепление сложившегося порядка общественных отношений, регулятивно-динамическую, отражающую необходимость правового воздействия на дальнейший процесс общественного развития), охранительную (предупредительную, правовосстановительную и карательную), социально-ориентационную, связанную с особой ролью права как координатора поведения людей, индикатора позитивного и негативного; общесоциальные функции права (экономическую, являющуюся отражением роли права как основного, наиболее важного регулятора экономических процессов; политическую, призванную упорядочить процедуру осуществления политической власти как центрального звена любого общества, без которого невозможна его эффективная организация; культурную функцию, отражающую степень правового воздействия на интеллектуально-образовательную сферу жизнедеятельности людей; воспитательную функцию как проекцию правового воздействия на процесс формирования нравственно-психологических основ современного общества; социальную функцию, связанную с обеспечением нормальной жизнедеятельности каждого члена общества, т.е. в современном понимании гарантии получения образования, медицинской и гуманитарной помощи и т.д., к этому разряду, возможно, отнести указываемые некоторыми авторами как независимые26 – экологическую, демографическую, коммуникативную и иные сходные с ними функции).

Итак, приведенный вариант классификации функций права отражает многогранный спектр правового воздействия с учетом особенностей, присущих именно современному российскому праву.

 

Глава II. Характеристика основных функций права и формы их реализации

2.1 Регулятивно-статические и регулятивно-динамические функции права

 

В системе функций  права главенствующее, определяющее место занимает регулятивная функция. Регулятивная функция выражается в воздействии права на нормальные, естественные и полезные для человека и общества отношения.

В. Н. Синюков  видит суть регулятивной функции  права в фиксации субъектного  состава правоотношений, в определении  круга юридических фактов, с которыми нормы права связывают наступление  тех или иных юридических последствий, в формировании прав и обязанностей27. Н. Н. Вопленко акцентирует внимание на такой специфике осуществления регулятивной функции права, как формулирование составов правомерного поведения28.

Под структурными частями регулятивной функции понимаются наиболее характерные формы регулятивного воздействия права на общественные отношения: определение посредством норм права правосубъектности граждан; закрепление и изменение их правового статуса и статуса юридических лиц; определение компетенции государственных органов и должностных лиц; определение юридических фактов, направленных на возникновение, изменение и прекращение регулятивных правоотношений; установление правовой связи между субъектами права.

Регулятивная  функция права образуются из регулятивно-статической  и регулятивной динамической функций29, а точнее будет сказать подфункций, которые и образуют регулятивную функцию.

Регулятивно-статическая  функция права направлена на закрепление  в соответствующих нормах и правовых институтах того, что реально достигнуто и составляет экономический, политический, социально-культурный фундамент общества и государства, их последующего развития30. Содержанием регулятивно-статической функции охватывается, в частности, закрепление основ конституционного строя, народовластия, форм собственности и их защиты, правового статуса граждан, форм правления и государственного устройства, политического режима, разделения властей, порядка формирования и полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, основ различных отраслей права.

Регулятивно-статическая функция закрепляет в правовых нормах, предусматривающих юридическую ответственность, как разрешенный, так и запрещенный вариант поведения и юридически значимые последствия, которые могут наступить как в случае совершения правомерных поступков, так и в случае совершения противоправных поступков.

Примером таких  норм может являться статья 29 Конституции  РФ, которая декларирует право  каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом; статья 44 Конституции РФ гарантирует охрану интеллектуальной собственности.

Регулятивно-динамическая функция  права направлена на обеспечение  процесса достижения намеченных задач, определенного запрограммированного результата31. Здесь воздействие права сказывается на отношениях между людьми, находящихся в движении, динамике. Оно нацелено на развитие, изменение и совершенствование существующих, а также возникновение новых общественных отношений. Особенно наглядно данная функция получает выражение в нормах и институтах административного, финансового, налогового, гражданского, трудового, экологического и других отраслей права.

В этой связи некоторыми авторами предприняты конструктивные попытки рассмотрения данных ипостасей  регулятивной функции права применительно  к договорной проблематике, поскольку договор в условиях возрастающей роли начал саморегуляции приобретает важное значение. Так, М. Е. Некрасова динамические и статические свойства регулятивной функции договора именует подфункциями32. Такой прием вполне оправдан и заслуживает поддержки. Применительно к правоотношениям, возникающим из договора, выделение данных подфункций представляется также оправданным, поскольку договор имеет в своей основе как статику (закрепляя статус, положение сторон), так и динамику (выражается в закреплении субъективных прав и обязанностей его участников). Договор выступает формой установления правовых связей между участниками экономического оборота, а также основанием возникновения их взаимных прав и обязанностей (регулятивная статическая функция договора)33.

Реализация регулятивной функции осуществляется через регулятивные правоотношения, которые возникают  на основе правомерных юридических  фактов и в соответствии с предписаниями  регулятивных правовых норм. Поэтому  именно регулятивные правоотношения составляют основу правопорядка как конечной цели осуществления регулятивной функции права34.

Например, регулятивная функция конституционного права  закрепляет порядок и основания  выборов, незыблемость основ конституционного строя; регулятивная функция уголовной ответственности – запреты насильственного захвата власти (ст. 278 УК), вооруженного мятежа (ст. 279 УК), помогая, таким образом, участвует в регулировании поведения субъектов общественных отношений. Запрет действовать определенным образом означает одновременно и обязанность действовать соответствующим образом, а поведение субъекта, проходя через систему запретов, упорядочивается.

Проявлением регулятивной функции права выступает установление системы льгот для различных  субъектов права.35 Льготы служат средством правовой поддержки для различных слоев населения. И. С. Морозова указывает, что «льготы выполняют стимулирующую функцию, побуждая субъекта к совершению действий, в которых заинтересовано государство»36.

Таким образом, регулятивная функция — это такое направление правового воздействия, которое призвано обеспечить четкую организацию общественных отношений, их функционирование и развитие в соответствии с потребностями общественного прогресса.

2.2 Охранительная функция  права

 

Достаточно  часто к определению понятия охранительной функции подходят через анализ иной правовой категории – цели. Так, достаточно часто понятие охранительной функции, например в гражданском праве, ограничивается указанием ее цели: «Первоочередной целью охранительной функции гражданского права является защита имущественных интересов участников гражданского оборота»37; или применительно к уголовному праву: «уголовное законодательство… создается в целях охраны, обеспечения нормального процесса общественных отношений и в этих же целях устанавливает порядок организации отношений…», «охранительная функция преследует двоякую цель – не допустить нарушения прав и интересов, обеспечить возмещение»38 нарушенного права.

Раскрытие понятия  охранительной функции через  категорию «цель» не совсем верно. Роль функций права в процессе достижения правом своих целей состоит в том, что цели права достигаются (функциональность) или не достигаются (дисфункциональность) в процессе функционирования права. «Цели … опосредуют социальное назначение функций…»39.

При определении  понятия охранительной функции  права многие специалисты раскрывают ее через анализ ее задач. В частности, отмечается, что «важный аспект охранительной  функции гражданского права заключается  в постановке предупредительно-воспитательной задачи»40, превентивной задачи, состоящей «в стимулировании и организации такого поведения участников отношений, которое исключало бы необоснованное ущемление или нарушение чужих интересов»41.

Задачи права  отвечают, прежде всего, на вопрос «Для чего необходима данная отрасль права в правовой системе?» А функции призваны ответить на вопрос «Как, каким образом право решает поставленные задачи?» Отсюда следует вывод, что право решает свои задачи при помощи постоянного функционирования правовых предписаний в общественной жизни. Функции права – своего рода инструментарий, средства, способы решения задач, которые используют субъекты социальной действительности. При этом отметим, что задачи и функции права могут совпадать по названию, но это лишь терминологическое сходство.

Таким образом, понятие охранительной функции  права не должно раскрываться только через задачи этой самой функции.

Достаточно  часто при определении понятия  охранительной функции права  исходят из ее содержательных элементов. Отмечается, что «охранительная функция … реализуется путем восстановления нарушенных прав либо компенсации потерпевшему причиненных ему убытков»42.

Исходя из того, что в самом обобщенном виде функция  права – это основное направление  воздействия права на общественные отношения, часто и вполне справедливо при формулировании понятия охранительной функции права исходят из ее собственного направления воздействия: охранительная функция «...направлена на поддержание имущественного состояния добросовестных субъектов в положении, существовавшем до нарушения их прав и интересов», «ее компенсаторно-восстановительная направленность обусловлена эквивалентно-возмездной, стоимостной природой имущественных товарно-денежных отношений»43. Отмечается, что «охранительная функция права направлена на охрану положительных и искоренение вредных для человека, общества и государства общественных отношений»44.

М. И. Байтин отмечает, что «регулятивно-охранительная  функция направлена на обеспечение  нормального осуществления регулятивно-статической  и регулятивно-динамической функции, охрану от нарушений права в целом»45.

Итак, охранительная  функция права, как это часто  указывается в юридической литературе, определяется необходимостью защиты общественных отношений, охраны интересов гражданина, социальной группы, всего общества.

Следовательно, основное назначение охранительной  функции права – в том, чтобы  предотвратить правонарушение46, с ее помощью «устраняются отступления от нормальных процессов … в общественных отношениях».

Охранительная функция права призвана также  восстанавливать нарушенные права в случаях не соблюдения законодательных предписаний «в рамках закона и в пределах возможного»47, проявляя свой восстанови тельный или, как его еще называют, охранительно-гарантийный характер48.

Превентивная (предупредительная) подфункция  — прогрессивное направление гомогенного (однородного) юридического воздействия на сознание, волю и поведение людей, которое нацелено на недопущение нарушений существующих правоотношений, прав и законных интересов граждан, их коллективов и организаций49. М. И. Байтин отмечает, что регулятивно-охранительная функция права призвана предупредить и пресечь преступления и иные правонарушения50. Частнопревентивное воздействие осуществляется путем исключения субъекта из определенных видов общественных отношений. Связано частнопревентивное воздействие не только со статикой охранительной функции, но и с ее динамикой. П. А. Фефелов пишет, что «статическая охранительная функция выражается в установлении уголовно-правового запрета, утверждении неприкосновенности охраняемых уголовным правом наиболее важных общественных отношений. Охранительная динамическая функция уголовного права выражается в реализации норм уголовного права в случае  

Информация о работе Функции права