Функции и механизм государства (на примере РФ)

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 20:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение функций государства и механизма государства как системы государственных органов, с помощью которой реализуются функции государства.
Для реализации данной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
рассмотреть понятие функций государства и их классификацию;
определить понятие механизма (аппарата) государства и проанализировать принципы организации и деятельности государственного аппарата.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3
Функции государства: понятие, классификация….. ………..…………....5
Понятие функций государства…………………………………...…….5
Классификация функций государства………………………………...6
Формы и методы реализации функций ……………………...………11
Механизм государства……………………………………….…………....16
Понятие, признаки механизма государства.…………………………16
Орган государства как элемент механизма государства: понятие, признаки, классификация……………………………………………..18
Заключение………………………………………………………………….…24
Практическое задание…………………………………..…………………….25
Список литературы……………

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 65.01 Кб (Скачать)

Органы государства классифицируются по различным основаниям.

По способу возникновения они подразделяются на первичные и производные.

По объему властных полномочий органы государства классифицируются на высшие и местные.

По широте компетенции выделяются органы государства общей и специальной компетенции.

Органы государства бывают выборные и назначаемые, коллегиальные и  единоличные. На механизм государства, классификацию его высших органов  непосредственное влияние оказывает принцип разделения властей, в соответствии с которым создаются законодательные, исполнительные и судебные органы.

15Законодательные органы. Право издания законов принадлежит обычно высшим представительным органам. Обозначаются они общим родовым термином «парламент».

Парламенты в большинстве стран  мира состоят из нижней и верхней  палаты. Однопалатные парламенты существуют в небольших странах. Верхняя  палата нередко служит своеобразным противовесом обычно более демократичной  нижней палате.

Глава государства. Самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти не абсолютна, а относительна. Глава государства как раз и призван обеспечивать согласованное функционирование этих органов в интересах единой властной воли народа и достижения общегосударственных целей. В современных государствах глава государства, по общему правилу, является единоличным: в конституционных монархиях — монарх, в республиках — президент.

Монарх в силу конституционных постановлений или сложившихся традиций обладает рядом прав в отношении парламента: созыва сессий, роспуска, назначения членов верхних палат, утверждения и опубликования законов. Он назначает (или утверждает) главу правительства и министров, но с учетом мнения фракций партийного большинства или коалиций фракций парламента. Формально он считается верховным главнокомандующим и представляет страну в международных отношениях. Но фактически эти полномочия осуществляются правительством (или соответствующим министром).

В большинстве современных государств главой государства является президент, избираемый либо населением, либо парламентом, либо путем особой избирательной процедуры.

Президент принимает иностранных  дипломатических представителей, назначает  послов в другие государства, в ряде стран ратифицирует  международные  договоры и соглашения, является верховным  главнокомандующим вооруженными силами. В некоторых странах президент  имеет право распускать парламент, отказать в одобрении закона, передать его на вторичное рассмотрение парламента.

В парламентарных и президентских  республиках роль и полномочия президента далеко не одинаковы.

В парламентарных республиках президент - малоактивная фигура во внутренних делах, заслоненная главой правительства, в руках которого сосредоточена реальная власть.

В президентских республиках президент - центральная политическая фигура. Так, президент США наделен Конституцией широкими полномочиями, является одновременно главой государства и правительства. Он издает указы по различным вопросам государственной жизни.

Исполнительные органы. Исполнительная власть принадлежит правительству, которое непосредственно управляет страной. Правительство обычно состоит из главы правительства, его заместителей и членов правительства, которые возглавляют отдельные центральные ведомства государственного управления и именуются министрами, секретарями, статс-секретарями.

В унитарном государстве образуется одно правительство. В федеративном государстве существуют правительство  общефедеральное и правительства  членов федерации.

По всем вопросам своей компетенции  правительство издает правовые акты, которые обязательны к исполнению.

Правительства бывают однопартийные и коалиционные. В первом случае в них входят представители одной партии, во втором - двух или нескольких.

Свою многостороннюю деятельность правительство осуществляет через  многочисленные органы государственной  администрации — министерства, ведомства, комиссии и т. д. Министерства и другие ведомства обрастают сложным, громоздким и разветвленным чиновничье-бюрократическим  аппаратом, образующим основу механизма  государства.

Органы правосудия образуют довольно сложную систему, состоящую из гражданских, уголовных, административных, военно-полевых, транспортных и иных судов. На верху этой системы находятся верховные и конституционные суды. Судебные органы реализуют правосудие посредством регулируемого процессуальным правом судопроизводства. В странах, где существует судебный прецедент, они участвуют в правотворчестве.

Суды независимы. Законодательством  закреплены такие демократические  принципы, как равенство всех перед  законом и судом, участие в  рассмотрении дела присяжных заседателей, право обвиняемого на защиту и  т. д.

В механизм государства входят силовые  ведомства, составляющие основу властной силы государства, - вооруженные силы, органы безопасности, полиция.

Особо выделяются в механизме государства  местные органы власти. Такие органы или должностные лица назначаются  обычно правительством для управления теми или иными регионами. Нередко  наряду с назначенными должностными лицами на региональном уровне функционируют избранные населением региона местные представительные органы. Есть государства, где все функции местного самоуправления выполняет местная администрация, избираемая населением16.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, на основании  всего вышеперечисленного можно сделать вывод: функции государства многоплановы, их формирование происходит в процессе становления и развития государства. В разные исторические периоды приоритетное значение приобретают те или иные задачи, цели государства, а, следовательно, и различные его функции. На одних этапах центр тяжести переносится в сферу экономики, поэтому в деятельности государства приоритетное место занимает экономическая функция, в других - в область политики, отсюда - повышенное внимание к реализации функции государственной власти и т.д. Исчезают одни функции, возникают другие. Между функциями государства и его механизмом существует прямая и нерасторжимая связь. В силу того, что механизм как раз и создается для выполнения функций государства, последним в этой связи принадлежит определяющая роль. Органы государства и учреждения вынуждены подстраиваться к изменяющимся его функциям. Если в обществе берут верх функции, вытекающие из классовых или национальных противоречий, то вслед за этим неизбежно выходят на первый план такие элементы механизма государства, как органы и учреждения насилия, принуждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическое  задание

Дайте определение, найдите  а нормативных актах, приведите  пример и выпишите: а) императивную норму;  б) статью, в которой содержится одна норма.

Охарактеризуйте особенности  федеративного устройство России.

 

а) 17Императивная норма- (лат. jus cogens) – норма, содержащая категорические предписания, которые не могут быть заменены по усмотрению лиц другими условиями их поведения .

18Императивная норма-обязательное для сторон правило, установленное законом или иными правовыми актами, которое не может быть изменено соглашением сторон. 19Так, ст. 422 ГК РФ устанавливает, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

20Императивной, например, является норма статьи 19 ГК РФ - гражданин обязан принимать необходимые меры для уведомления своих должников и кредиторов о перемене своего имени и несет риск последствий, вызванных отсутствием у этих лиц сведений о перемене его имени.

           Статья 198 ГК предусматривает, что сроки исковой давности и порядок их исчисления не могут быть изменены соглашением сторон. Это означает, что правила ст. 196 - 204 ГК носят императивный характер.

б)21 Диспозиция – это часть нормы права, определяющая модель поведения, выраженную в качестве конкретных обязанностей и прав, является легальным регулятором отношений между людьми. В диспозиции содержится модель правомерного поведения. Ярким примером диспозиции является содержание 22ст. 84 Конституции РФ 1993 г., гласящей, что «Президент Российской Федерации:

1) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

2) распускает Государственную Думу;

3) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

4) вносит законопроекты в Государственную Думу;

5) подписывает и обнародует федеральные законы;

6) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства».

23Гипотеза (предположение) — это элемент правовой нормы, в котором указывается, при каких условиях следует руководствоваться данным правилом. В гипотезе излагаются те фактические обстоятельства, при наличии которых у лиц возникают юридические права и обязанности.

24Санкция (взыскание) — это элемент правовой нормы, в котором определяется, какие меры государственного взыскания могут применяться к нарушителю правила, предусмотренного диспозицией. Санкция определяет меры юридической ответственности за нарушение определенной нормы права.

Охарактеризуйте особенности федеративного устройства России.

25Федеративное устройство – форма государственного устройства, при котором части сложного государства являются государствами или государственными образованиями, обладающими некоторыми признаками государственности.

26Федеративное устройство РФ основано на конституционных принципах, закреплённых в Конституции РФ:

    • Государственная целостность РФ.
    • Единство системы государственной власти.
    • Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и её субъектов.
    • Равноправие и самоопределение народов.
    • Равноправие субъектов РФ (принцип симметричной федерации)

 

Российская Федерация  – неоднородная федерация, построенная  по национально-территориальному принципу, причём республики, автономные округа образованы по национальному принципу, а края, области, города федерального значения – по территориальному принципу.

Российская Федерация  является конституционной, а не договорной федерацией, поскольку Конституция  РФ имеет верховенство и высшую юридическую  силу, а Федеративный договор не является государствообразующим. Несмотря на неоднородность федерации и различный  конституционно-правовой статус её субъектов, Конституция РФ провозглашает равноправие  её субъектов, поэтому вопрос о симметричности или асимметрии Российской Федерации  является дискуссионным. В составе  РФ есть несколько сложно построенных субъектов – краёв и областей, в состав которых входят один или несколько автономных округов либо автономная область.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Основы государства и права /Под ред. В.А. Ржевского.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2003 г.
  2. Хропанюк В.Н. Теория государства и права  /Под ред. Стрекозова В.Г.- М., 1995г.
  3. Теория государства и права: Учебн. /Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М.:  ИНФРА-М – НОРМА, 1997г.
  4.   Теория государства и права / Под редакцией В.К Бабаева, Москва; Юристъ 2007г.
  5. Теория государства и права: учебное наглядное пособие. – Тюмень: Тюменский филиал Академии права и управления, 2006 г.
  6. Общая теория  государства и права: Учебник /Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юристъ, 1999 г.
  7. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько. – М.: Юристъ, 2002.
  8. Общая теория права / том 2; Москва 1982 г.
  9. М.И. Абдулаев. Правоведение: Учебник для вузов -М.: Финансовый контроль, 2004. (Серия «Учебники для вузов»).
    1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (с изм., внесенными Указами Президента РФ от 09.01.1996 №20, от 10.02.1996 №173, от 09.06.2001 №679, от 25.07.2003 №841, Федеральным конституционным законом от 25.03.2004 №1-ФКЗ)

1 Основы государства и права /Под ред. В.А. Ржевского.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. С 170

2 Хропанюк В.Н. Теория государства и права /Под ред. Стрекозова В.Г.- М., 1995. С 55

3 Теория государства и права: Учебн. /Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М.:  ИНФРА-М – НОРМА, 1997. С 142-144

4 Основы государства и права /Под ред. В.А. Ржевского.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. С 183,184

Информация о работе Функции и механизм государства (на примере РФ)