Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:42, курсовая работа
По данной теме существует множество вопросов, часть из которых раскрыты в данной работе. Это такие как: более подробная проработка каждой из приведенных в классификации функций, анализ различных теорий классификации функций государства, обработка и анализ материалов последних лет относительно данной темы и многие другие.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава I. Понятие, содержание и признаки функции государства
1. Понятие “функция государства” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
2. Содержание функций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
3. Признаки функций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
4. Эволюция функций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
5. Классификация функций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
6. Функции Российского государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Глава II. Внутренние функции:
1. Обеспечение народовластия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
2. Экономическая функция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
3. Социальная функция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
4. Экологическая функция. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
5. Налогообложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
6. Защита прав и свобод граждан . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Глава III. Внешние функции:
1. Интергации в мировую экономику . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
2. Поддежки иностранных инвестиций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
3. Функция обороны . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
4. Функция поддежки мирового порядка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
5. Функция сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
Глава IV. Правовые формы выполнения функций. . . . . . . . . . . . . . . .23
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
- способ государственного воздействия на общественные отношения;
- взаимоотношения государств;
- содержание функций.
Действительно, в научных и практических целях функции государства могут быть классифицированы по самым различным критериям.
По времени действия функции делятся на:
- постоянные
(осуществляемые государством
-
временные (появление которых
вызвано специфическими
По
сферам политической
- внутренние[3] (представляющие его деятельность внутри страны, определяющие его роль в жизни данного общества);
-
внешние[4] (деятельность за ее
пределами, в которой
Внутренние и внешние функции любого государства тесно связаны, поскольку внешняя политика, определяющая линию поведения с другими государствами, во многом зависит от внутренних условий существования данного государства.
По сферам общественной жизни функции государства могут быть разделены на:
- экономические;
- политические;
- социальные;
-
осуществляемые в духовной
Высказывается также мнение,
что функции государства
К числу критериев также
можно отнести принцип
-
законодательные (
- управленческие;
- правоохранительные (в том числе судебные);
- информационные.
Особенность данной классификации
состоит в том, что она отражает
процесс реализации государственной
власти. Эту классификацию можно
с полным основанием назвать чисто
формальной, привязанной к совокупности
ветвей государственной власти - законодательной
(представительной), исполнительной, судебной,
- но тем не менее весьма часто
используемой в научных и практических
целях. Здесь следует обратить особое
внимание на информационную функцию, которая
характеризует деятельность четвертой
власти - средств массовой информации.
Она - эта функция - имеет свое собственное
содержание, способы и структуру,
свое обеспечение. Специфика этой функции
заключается в особых способах ее
воздействия на общество - целенаправленная
информированность населения, а
подчас и манипулирование общественным
сознанием (примером тому могут служить
выборы: победа кандидата, "держащего"
в своих руках средства массовой
информации, практически предрешена),
другие способы передачи информации
создают необходимые условия
для существования и
Классификация функций государства, опирающаяся на разделение властей, далеко не у всех ученых - юристов вызывает признание. Дело состоит в том, что это, как считают многие ученые, собственно, даже и не функции государства, а функции осуществления государственной власти или ветвей власти: правотворчество, управление, судебная деятельность и так далее. Происходит, по их глубокому мнению, смешение функций государства и государственной власти.
6. Функции Российского государства
В соответствие с классификацией
функции, основывающейся на принципе разделения
властей, функции государства
Марксистско-ленинская доктрина
исходила из понимания социалистической
государственной власти как единой,
объединяющей законодательные и
управленческие функции в одном
органе, и отвергала принцип разделения
властей из-за его якобы буржуазной
принадлежности. Такой подход был
воспринят практикой советской
государственности, так какв условиях
административно-командной
В Конституции РФ[5] разделение
властей закреплено в качестве одного
из основополагающих принципов конституционного
строя страны.[6] Таким образом, указанная
классификация функций
Анализ реальной действительности позволяет сделать вывод, что современному Российскому государству присущи следующие внутренние функции обеспечение народовластия, экономическая, социальная функция, налогообложение, экологическая функция, функция охраны прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка.
К внешним функциям следует отнести функции интеграции в мировую экономику, внешнеэкономического партнерства и государственной поддежки иностранных инвестиций, обороны страны, поддежки мирового правопорядка, сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, энергетической, демографической и др.)
Рассматривая все эти
вопросы, необходимо
Деление функций государства
на внутренние и внешние во многом
является условным. Ведь деятельность
государства внутри страны - в сферах
экономики, политики, культуры и других
- зависит, а не редко и в значительной
степени, от внешних условий, от внешнеэкономических
и культурных связей. Особенно ярко
это проявляется в современных
условиях, когда возникают такие
образования, как Европейский Союз,
Содружество Независимых
Глава II. Внутренние функции:
1. Обеспечение народовластия
Теория государства и права до самого последнего времени пытается обойтись без понятия функций государства в политической сфере. Безусловно, все функции государства носят политический характер, однако в политической области действует целая система политических институтов, учреждений государственных органов, через которые осуществляется функции народовластия. Это прежде всего представительные органы, выбираемые народом и уполномоченные от имени народа осуществлять государственную власть в стране, органы местного самоуправления, а так же осуществление народом своей власти непосредственно, через референдум[7].
Обладая верховенством в
системе государственной
1) реализация волеизъявления
народа в форме
2). обеспечение государственного
суверенитета[8] , определение правового
положения конкретных
3). официальное представительство
общества, т.е. будучи носителем
политической власти, государство
представляет собой
4). защита конституционного
строя, которая реализуется
2. Экономическая функция
Эта функция государства сильно изменилась в ходе исторического существования государства от полного невмешательства в экономику (концепция “государства - ночного сторожа”) до полного контроля всей хозяйственной деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни (тоталитарные государства социалистического типа).
В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились хозяйственные связи, демократическое государство не остается наблюдателем со стороны. Оно активно разрабатывает и проводит экономическую политику, которая строится на принципах свободного рынка и свободного предпринимательства.
Государство влияет на экономику через налоговую политику, кредитно-финансовую и валютно-денежную системы.
В условиях развитых рыночных
отношений, свободы предпренимательской
деятельности, многообразия и равенства
всех форм собственности, добросовестной
конкуренции экономика
а). выработке экономической политики;
б). управлению предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность. Их круг должен быть ограничен важнейшими отраслями, имеющими общегосударственное значение, например ядерной энергетикой, деятельностью в космосе, транспортом, связью и тд.
в). установлению правовых основ рынка и ценовой политики, в частности, стимулированию государственными средствами предпренимательства и свободного струда, обеспечения равноправия всех форм собственности, правовой защите собственника, принятию мер для пресечения монополизма и недобросовестной конкуренции, охране прав потребителя и пр.
г). регулированию
В периоды экономических
кризисов, состояния депрессии, на переходных
этапах вмешательство государства
в экономику увиличивается. Это
характерно, например для современного
этапа развития России. Как показывает
опыт, экономические реформы, которые
в настоящий момент реализуются
в нашей стране, не могут быть
результативными без
3. Социальная функция
Социальная функция
Многие государства
Так в Конституции Российской
Федерации в частности сказано:
“Каждому гарантируется социальное
обеспечение по возрасту, в случае
болезни, инвалидности, потери кормильца,
для воспитания детей и в иных
случаях предусмотренных
В Российской Федерации финансируются
федеральные программы охраны и
укрепления здоровья населения, принимаются
меры по развитию государственной, муниципальной,
частной систем здравоохранения, поощряется
деятельность, способствующая укреплению
здоровья человека, развитию физической
культуры и спорта, экологическому
и санитарно-
Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. [12]
Кроме этого в РФ принят ряд важнейших законов и других актов, направленных на социальную защиту отдельных категорий граждан, например: Закон РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18.10.1991, Фед. Закон РФ “О повышении минимального размера пенсии и порядке индексации пенсий” от 27.05.1997 и др.
Таким образом, государство принимает различные меры для повышения жизненного уровня граждан.
В реализации социальной функции
большое место принадлежит