Формы государственного устройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 21:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является комплексный анализ проблемы конфедерации в современном мире.
Для этого ставятся следующие цели:
1) определить, является ли конфедерация самостоятельной формой государственного устройства;
2) выделить ее особенности и отличия от федеративной формы;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Формы государственного устройства
1.1. Понятие формы государственного устройства. Унитарное государство………………………………………………………………..5
1.2. Федеративное устройство государства………………………………….7
1.3. Конфедерия……………………………………………………………11
Глава 2. Развитие конфедераций в современном мире
2.1. Анализ модели конфедеративного устройства на примерах конкретных государств…………………………………………………………….18
2.2. Межгосударственные и союзные конфедеративные образования…..23
Заключение…………………………………………………………………………24
Список нормативных правовых актов и литературы……………………………25
Приложения………………………………………………………………………...27


ац

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ !!!!!.doc

— 250.50 Кб (Скачать)

         Проведя краткий сравнительный  анализ федерации и конфедерации, можно сделать вывод о том,  что федерации присущи такие  признаки, как:

  • единая территория,
  • единое гражданство,
  • единые органы государственной власти и управления, издающие общеобязательные акты,
  • единые вооружённые силы и система налогов,
  • стабильный, постоянный союз.

         В свою очередь конфедерация  по тем же критериям имеет существенные отличия от федерации, что еще раз свидетельствует о том, что такое образование как конфедерация является спорно относимым к форме государственного устройства:

  • у каждого государства своя территория,
  • у каждого государства своё гражданство,
  • наличие координирующих органов, имеющих право издать только рекомендательные акты,
  • у каждого государства свои вооружённые силы и система налогов,
  • временный, нестабильный союз.

     На  сегодняшний день ни одно государство  нельзя назвать строго конфедеративным. При этом «конфедеративная» мысль развивается достаточно активно. Развитие признаков конфедерации происходит не в результате процессов децентрализации внутри больших государств, но в результате объединения стран. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Развитие конфедераций в современном мире

2.1. Анализ модели  конфедеративного  устройства на  примерах конкретных  государств

 

     Конфедерация  является хотя и редкой, но достаточно древней формой государственного устройства. Классические образцы конфедерации — Ахейский союз Древней Греции и Республика Соединенных провинций Объединение 7 нидерландских провинций (XVI – XVIII вв.). 26

     Является  ли конфедерацией Евросоюз? Политика Евросоюза поощряет независимость территориальных образований на подгосударственном уровне и регионализацию как «структурный элемент в пространстве европейского сообщества, даже если еще рано утверждать, что Европу формируют регионы».

     В связи с этим федералистические  тенденции не только очевидны в странах  Европейского Союза, но они способствуют утверждению на европейском уровне межправительственного федерализма. Большинство авторов проводят аналогию между механизмами работы европейских органов и органов государств-членов Европейского Союза, в частности, такой федерации, как Германия, и обозначают это термином «кооперативный» или «межправительственный» федерализм. Кооперативный федерализм основан на проведении программ по развитию и осуществлению совместной политики на двух уровнях правительств. Механизмы работы Союза свидетельствуют о его постепенной федерализации. Кроме того, интеграции способствует и общая политическая культура в Европе, характеризующая процесс выработки и принятия решений органами исполнительной власти.27

     Однако, по мнению ряда авторов, Европейский  Союз не является федерацией как статическая  структура, что не исключает использование в работе механизмов, свойственных федерации. Иными словами, европейский федерализм может рассматриваться как процесс, в котором используются некоторые принципы, свойственные федерализму. Федерализм на уровне объединенной Европы находится еще в процессе формирования. Однако, не исключено, что результатом этого станет «новая форма межправительственного федерализма».28

     Действительно, в Союзе нет «сверхгосударства». Даже если существует Европарламент и Евросуд, правительственные функции распределены между тремя органами-инстанциями: Европейским советом, Советом Союза (в который входит целый ряд министерских инстанций) и Комиссией. Помимо этого, нет четкого распределения полномочий между государствами-членами и Союзом, которому бы передавались исключительные полномочия по ограниченному ряду сфер. Наконец, высшие органы власти Союза не обладают суверенитетом, который остается в руках государств-членов. Согласно Маастрихтскому договору устанавливается процедура принятия решений на межправительственных конференциях при полном согласии всех членов Союза, которое выражается в подписании всех документов.

     Автономное  федеральное правительство Евросоюза  не может образоваться, пока вопрос об изменении учредительных документов будет оставаться в ведении государств-членов, т.е. решаться единогласно.

     Американская конфедерация превратилась в 1787 году в федерацию потому, что федеральная конституция вступает в силу без ее ратификации некоторыми членами (известно, что в США конституция вступает в силу, если за нее проголосовало 9 из 13 штатов). И если бы в феврале 1992 года и в 1993 году не прошла ратификация хотя бы в одной стране, то Маастрихтский договор не был бы принят. В этом заключается вся разница.29

     Итак, Европейский Союз по некоторым признакам не отвечает тем критериям, которые обычно характеризуют федерацию. Однако, по мнению ряда западноевропейский ученых, Евросоюз уже и не конфедерация. Он уже прошел ту стадию, на которой его можно было бы считать конфедерацией и представляет собой нечто большее, чем «общество обществ» по выражению Монтескье. Союз становится постепенно «обществом граждан» по мере того, как решения, содержащиеся в постановлениях, «напрямую осуществляются в каждом государстве-участнике» согласно ст. 189 п. 2 Договора ЕС. Кроме того, существуют такие процедуры, как голосование квалифицированным большинством, применяемые к двум третям всех вопросов, решаемых Советом союза, монополия на право внесения предложения, закрепленная за Комиссией, а также процедура вынесения заключений и совместного решения вопросов, закрепленная за Европарламентом. Все это выходит за рамки механизмов, свойственных обычным конфедерациям. Кроме того, даже в самом начале цели и задачи ЕЭС не отвечали целям и задачам классической конфедерации государств. Если конфедерация создается по необходимости дипломатической или военной, ЕЭС никогда не ставила своей целью заменить НАТО. Задачей ЕЭС было построение общего рынка. 30

     Таким образом, Европейский Союз может  рассматриваться через призму кооперативного федерализма, механизмы которого стали практиковаться благодаря широкому применению межправительственного сотрудничества каждого из входящих в него государств, от федераций до унитарных государств. Это говорит о том, что федерализм является важным инструментом интеграции и возможного расширения Союза, а также решения проблем государственности стран-участниц. Однако для трансформации такого образования, как Евросоюз в федерацию необходимо поменять его концепцию и перейти от союза экономического, ключевым понятием которого является «управление», к союзу политическому, основу которого составит правительство с отведенной ему частью суверенитета. В настоящее время, по мнению автора, вести речь об этом пока преждевременно, поскольку страны к этому не готовы ни в экономическом, ни в юридическом плане. Кроме того, для населения стран-участниц пока еще трудно осознать факт частичной утери своей самобытности и культуры.

     Что же касается конфедеративных элементов  в системе Европейского Союза (например, наличие полного государственного суверенитета у государств и, соответственно, единогласное принятие всех решений), то все эти факторы говорят, разумеется, в пользу конфедерации. С другой стороны, сказать однозначно, что Европейский Союз – конфедерация было бы не совсем правильно. Такие принципы, например, как непосредственное, прямое применение европейского законодательства во всех странах-участницах приближает Союз к федерации. Можно заключить, что Европейский Союз представляет собой сложное децентрализованное образование, в котором отдельные механизмы, свойственные федерациям, применяются в конфедеративных условиях на основе принципа независимости и взаимной ответственности государств.

     Разумеется, дебаты по вопросам федерализма Европейского Союза далеки от завершения. Интересно, что сейчас высказываются идеи и о превращении России в конфедерацию. «Единая, конфедеративная...» – так называлась статья Д. Орешкина на эту тему.31 Ее основные тезисы:

     - Конфедерация – государство,  части которого, помимо налога  в центр, связаны общей валютой и системой обороны, – есть самая необременительная из форм государственного устройства.

     - Конфедерализм в том виде, в  котором он существует сегодня  в Евросоюзе и США, не чужд  традициям российской государственности. 

     - Российская империя была гораздо более гибким государственным образованием, чем СССР, за счет того, что национальным протекторатам (Хивинское и Бухарское ханства, Польша, Финляндия) было дано больше суверенитета, чем советским республикам.

     - Горизонтальное взаимодействие  субъектов РФ работает эффективнее, чем сложившаяся в России жесткая вертикаль «Центр – регионы».

     Направить конституционное развитие страны в  сторону превращения ее в конфедерацию выдвигают и некоторые политики, в частности, Б. А. Березовский, усматривая в конфедерации единственный путь не допустить распада России.

     Э. Пайп считает, что и Д. Орешкин, и Б. Березовский исходят из «ложной посылки, будто бы конфедерация есть одна из форм государства». То есть Э. Пайп, как можно заметить, относится к тому направлению, который считает конфедерацию юридическим, а не государственным объединениям: «Конфедерация – это из области межгосударственных отношений, то есть предмет не государственного, а международного права. Конфедерация – не государство, а союз независимых государств, организуемый на договорной основе для совместного решения определенных вопросов, у конфедерации нет собственного суверенитета, нет собственной территории, гражданства, армии, системы налогов и прочих атрибутов государства.32

     Таким образом, в современной политической ситуации вопрос конфедератии является не только научным, но и политическим.

     В целом, анализируя ретроспективный  взгляд на примеры конфедераций, нельзя отрицать, что эта форма довольно редкая и процент конфедераций как в современном мире, так и в историческом разрезе, очень невысок. Кроме того, конфедерация чаще всего является нестабильным государственным образованием, стремящимся либо к распаду (Ливония), либо к превращению в федерацию (США, Швейцария – хотя Швейцария до сих пор позиционирует себя как конфедерацию, на деле она уже давно перешла к федеративной системе). В то же время нельзя отрицать возросший интерес к этой проблеме в современном мире. Евросоюз, проблемы взаимоотношения России и Чечни, России и Белоруссии вызывают пристальный взгляд на форму конфедерации, вдумчивый и всесторонний анализ ее признаков, особенностей, достоинств и недостатков.

2.2. Межгосударственные  и союзные конферативные образования

 

    Межгосударственные  образования хотелось бы разобрать и показать особенности этого вида конфедеративных государств на примере Содружества Независимых Государств (далее СНГ) и роли в нем России.

    Распад  в 1991 году СССР не выстроил каменных стен на границах бывших союзных республик. Объективные законы исторического  развития оказались сильнее амбиций политиков. Россия с ее огромными материальными и людскими ресурсами стала центром экономической интеграции, желанным потребителем неконкурентоспособной на мировом рынке продукции стран «ближнего зарубежья». Политический авторитет России позволяет ей с большими или меньшим успехом осуществлять миротворческие операции в горячих точках бывшего союза, выступать посредником в мирных переговорах между воюющими государствами.

    Взаимоотношения с «ближним зарубежьем» подвержены влиянию как внутренних, так и  внешних факторов. Сиюминутные политические выгоды от предвыборных обещаний вернуть прежнюю спокойную жизнь в рамках СССР, решить одним махом проблему соотечественников в других республиках оборачивается недоверием со стороны соседей, желанием заручиться поддержкой более сильных стран на случай непредсказуемого развития событий. При этом не остаются в стороне и другие страны. Включение ими в сферу своих интересов государств-участников СНГ становится причиной острых дипломатических конфликтов.

    Тем не менее, Россия продолжает сохранять свое главенствующее положение в СНГ и дальнейшее развитие событий в этой области во многом зависит от мудрости, терпения и гибкости политики нашего государства.33

    За  время существования Содружества  был подписан ряд соглашений, касающихся вопросов обороны и охраны границ, денежно-финансовой политики, промышленности, транспорта, охраны окружающей среды.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

         В современной науке  ведется спор о том, является ли конфедерация отдельной формой государственного устройства. Проанализировав в основной части теоретические выкладки исследователей и материал, касающийся конкретных конфедераций, можно сделать вывод о том, что конфедерация все-таки представляет форму государственного устройства. Однако нельзя отрицать, что эта форма довольно редкая и процент конфедераций как в современном мире, так и в историческом разрезе, очень невысок. Кроме того, конфедерация чаще всего является нестабильным государственным образованием, стремящимся либо к распаду (Ливония), либо к превращению в федерацию (США, Швейцария – хотя Швейцария до сих пор позиционирует себя как конфедерацию, на деле она уже давно перешла к федеративной системе).

Информация о работе Формы государственного устройства