Формы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 23:47, контрольная работа

Краткое описание

Понятие «источник права» принадлежит к числу наиболее неясных в теории права. Не только нет общепризнанного определения этого понятия, но даже спорным является самый смысл, в котором употребляются слова «источник права». Ведь «источник права» это не более как образ, который скорее должен помочь пониманию, чем дать понимание того, что обозначается этим выражением. «В самом деле, под источником права понимают и материальные условия жизни общества (источник права в материальном смысле), и причины юридической обязательности нормы (источник права в формальном смысле), и материалы, посредством которых мы познаем право (источник познания права). Кроме того, ряд авторов отечественных и зарубежных выделяют исторические источники права.

Файлы: 1 файл

К.р._К.А.Галашова.doc

— 132.00 Кб (Скачать)

В юридическом энциклопедическом словаре прецедент (от лат. praecedentis – предшествующий) определяется как поведение в конкретной ситуации, которое рассматривается как образец при аналогичных обстоятельствах[8].

Правовой прецедент – решение по конкретному делу, являющееся обязательным для организации той же или нижестоящей при решении аналогичных дел либо служащее образцом толкования закона, не имеющим обязательной силы[9].

С течением времени прецедент не утрачивает своей силы, а переходит из поколения в поколение. Эти нормы на деле являются прямым отражением общечеловеческих ценностей[10].

Определяющая роль в разработке концепции судебного прецедента сыграла классическая школа естественного права в лице английского правоведа Блэкстона. Сторонники естественного права не признают факт судейского нормотворчества.

Сторонники позитивизма признают факт существования судейского нормотворчества, право судов как государственных органов творить право. Приверженцы аналитического позитивизма рассматривают судебный прецедент как источник права, а сторонники социологического направления стремятся все право свести к прецедентному[11].

Несмотря на видимые разночтения данного понятия, существует наиболее традиционное понятие.

Прецедент – это норма права, сформулированная в конкретном судебном или административном решении, доминирует в странах англосаксонского права (Англия, США, Канада, Австралия и т. д.).

Из этого можно сделать вывод, что существует две ветки прецедентного права:

        судебная;

        административная.

При прецедентной форме права судебные (а иногда и административные) органы фактически обладают властью создавать новые правовые нормы. При прецедентной форме право неизбежно отличается крайней сложностью и запутанностью. В силу разных причин теория и практика социалистического типа права не признавали и не признают прецедентную форму права. Официальная доктрина стояла на позиции – при режиме социалистической законности судебные и административные органы должны применять право, а не творить его.

Результатом правоприменительной деятельности нередко является выработка правоположений, для которых характерна известная степень обобщенности и обязательности.

Правоположения – это концентрированное выражение юридической практики. В силу этого они в состоянии компенсировать естественное отставание норм права от динамики общественных отношений, могут устранять противоречия между относительным «консерватизмом» права и изменчивостью общественной жизни. Разумное использование правоположений обеспечивает стабильность правопорядка, укрепляет законность, придает устойчивость проводимой государством политике.

2.3             Юридическая наука (правовая доктрина)

На определенных этапах развития юридическая наука тоже служит его формой. Так, наиболее выдающимся римским юристам предоставлялось право давать разъяснения, обязательные для судов[12].

В российском государстве юридическая наука играет большую роль для развития правовой практики, совершенствования законодательства, правильного толкования закона, но официальным источником права не признается. Мировой опыт свидетельствует, что значение правовой доктрины как формального источника падает, но её роль в качестве неформального элемента правообразования и правореализации растет.

Роль правовой доктрины как жизненного источника права проявляется в том, что она создает понятия и конструкции, которыми пользуется правотворческий орган. Именно юридическая наука вырабатывает приемы и методы установления, толкования и реализации права. К тому же сами творцы права не могут быть свободны от влияния правовых доктрин: более или менее осознанно, но им приходится становиться на сторону той или иной юридической концепции, воспринимать её предложения и рекомендации.

2.4             Договоры нормативного содержания

Договоры нормативного содержания – это совместные юридические акты, выражающие взаимное изъявление воли правотворческих органов, встречное принятие на себя каждым из них юридических обязанностей. Это такие документы, в которых содержится волеизъявление сторон по поводу прав и обязанностей, устанавливается их круг и последовательность, а также закрепляется добровольное согласие выполнять принятые обязательства. Имеют широкое распространение в конституционном, гражданском, трудовом, экологическом праве[13].

Нормативно-правовой договор – это соглашение между субъектами по поводу совместной деятельности, представляющее их общий интерес и содержащее нормы права[14].

В настоящее время сформировались три основных подхода к рассматриваемой проблеме:

        договор – это всегда индивидуально-правовой акт, который источником права быть не может;

        некоторые договоры из общей массы договоров и соглашений имеют нормативный характер, выступая источником права;

        любой договор содержит нормы права – локальные или микронормы, и поэтому все договоры по сути являются источниками права.

Нормативные договоры непосредственно содержат правовые нормы и являются источниками права.

Договоры нормативного типа обладают следующими признаками:

        договаривающиеся стороны стремятся к единой цели – установлению юридической нормы;

        мотив у договаривающихся сторон один и тот же – наличие потребности в такой норме;

        договор такого типа создает юридическую норму.

Все договоры по их функционально-содержательной природе могут быть разделены на индивидуальные (юридические факты) и нормативные (источники права). Нормативный договор можно определить как договорной акт, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для многочисленного и формально неопределенного круга лиц, рассчитанный на неоднократное применение, действующий независимо от того, возникли или прекратились предусмотренные им конкретные правоотношения.

2.5             Нормативно-правовые акты

Нормативно-правовой акт – это изданный в особом порядке официальный акт-документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права[15].

Нормативный правовой акт — одна из основных, наиболее распространенных и совершенных внешних форм современного права. Эта форма права превалирует в странах континентальной Европы (Германия, Австрия, Испания, Франция, Российская Федерация) и относится к романо-германскому типу права. Это государственный акт нормативного характера. Государственные акты, которыми разрешаются индивидуально-конкретные дела, в отличие от нормативных актов, называются индивидуальными. Нормативные акты содержат юридические основания для разрешения индивидуальных дел. Нормативно-правовой акт выступает не только источником в юридическом смысле, но и фактическим источником. Кратко, нормативный акт можно определить как акт правотворчества, содержащий нормы права.

К нормативным правовым актам относятся Конституция государства, иные законы, а также система подзаконных актов (указы Президента, постановления Правительства, приказы и инструкции министерств, ведомств, госкомитетов, решения местных органов власти). Нормативный правовой акт признается основной, господствующей во всех современных цивилизациях формой права в силу вполне объективных причин.

Ведущая роль нормативных правовых актов в системе источников права объясняется рядом обстоятельств:

1.             При его помощи достигается наиболее точное и полное выражение юридических норм, верное отражение реальной деятельности и перспектив ее развития. Это помогает проводить единую правовую политику, не допускать произвольного толкования и применения юридических норм.

2.        Усложнение общественной жизни и в западных демократиях,
и на Востоке, рост темпов нынешнего общественного развития, возросшая политизация граждан с неизбежностью влекут повышение роли нормативных актов в системе юридических источников права.

3.        Нормативные правовые акты более всего приспособлены к постоянному обновлению действующего права.

4.             Нормативные правовые акты легко систематизируются и кодифицируются, что в дальнейшем позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для его реализации.

В самом общем виде иерархическую систему нормативно-правовых актов России можно представить следующим образом:

1.        Конституция Российской Федерации является основой всего законодательства России. Верховенство ее в системе нормативных актов Российского государства определяется, следующим:

        Конституция принята на референдуме в результате свободного волеизъявления всего народа.

        Конституция устанавливает основные начала, принципы, нормы общественного и государственного строя.

        Конституция содержит перечень основных прав человека и фиксирует структуру и компетенцию высших органов государственной власти и управления.

        Конституция принимается, изменяется в результате соблюдения усложненной процедуры правотворчества.

Конституция Российской Федерации содержит нормы, относящиеся к различным отраслям права. Для настоящего раздела имеют значение нормы Основного закона, определяющие компетенцию высших органов государства по изданию нормативно-правовых актов определенного вида, порядок принятия и вступления в действие федеральных законов, и некоторые другие.

2.        Федеральные законы принимаются в Российской Федерации Государственной Думой, после чего передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Роль Президента Российской Федерации в деле принятия законов заключается в его подписании в течение четырнадцати дней и обнародовании.

Особая группа федеральных законов - конституционные законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации и отличаются особым порядком принятия - требуется 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 голосов от общего числа членов Думы. В отличие от этого, например, такой важный закон, как Гражданский кодекс Российской Федерации, принимался простым большинством голосов.

Закон от 14 нюня 1994 г. признает датой принятия федерального закона день, когда он был утвержден Государственной Думой в окончательной редакции, а федерального конституционного закона - день его одобрения палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации. Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом Российской Федерации.

Для всех видов законов официальной является публикация полного их текста в «Российской газете» или в «Собрании законодательства. Российской Федерации». Федеральные конституционные законы и федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования, если в самом законе не установлен иной порядок его вступления в силу.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации субъекты Федерации (республики, края, области, автономная область, автономные округа и города федерального значения) по вопросам своего ведения осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов. Такие законы не могут противоречить федеральным законам. В этом проявляется принцип единства правовой регламентации и правового режима на территории всего государства.

Правовое регулирование в Российской Федерации только законами не исчерпывается. Соответствующие отношения регулируются актами Президента, Правительства, а также министерств и иных федеральных органов власти, т.е. подзаконными актами.

3.             Нормативно-правовые акты Президента Российской Федерации. Президент - глава государства, и в соответствии с этим издаваемые им нормативно-правовые акты (указы) занимают следующее после законов место и обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. В качестве предмета регулирования указов выступают основные направления внутренней и внешней политики.

4.             Нормативно-правовые акты Правительства. Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть в стране и, реализуя эту задачу, принимает постановления и издает распоряжения. Решения, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение, издаются в форме постановлений. Решения по текущим и оперативным вопросам издаются в форме распоряжений. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов Российской Федерации, а также указов Президента Российской Федерации

5.        Нормативно-правовые  акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (ведомств). Особенность их состоит в том, что министерства и ведомства (могут издавать приказы и инструкции, содержащие нормы права, в случаях и пределах, предусмотренных законами Российской Федерации, указами Президента, постановлениями Правительства.

Нормативные акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и иные законные интересы граждан, а также любые межведомственные акты подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и публикуются не позднее десяти дней после регистрации.

Информация о работе Формы государства