Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 12:59, контрольная работа
Цель работы – рассмотреть формирование гражданского общества в России.
Значительный отпечаток на процесс формирования гражданского общества накладывает форсированный характер процесса российской модернизации, когда в сжатые сроки одновременно решаются задачи, доставшиеся от разных исторических этапов. Изменения материального положения различных групп населения приводит к слишком быстрой и радикальной трансформации прежней социальной структуры. Это обстоятельство порождает конфликты государства с различными профессиональными и социальными группами, что находит выражение в массовых забастовках. Процесс кристаллизации автономной личности осложняет то обстоятельство, что создание рыночных отношений и переход от тоталитаризма к демократии совпал по времени с процессами национального самоопределения этносов и социальной стратификацией на основе отношений собственности. Совпадение данных тенденций делает процесс формирования гражданского общества неустойчивым, возвратным.
В реальной жизни противоречиво переплетаются различные, порой противоположные по своей направленности интересы и потребности социальных групп. Это обстоятельство снижает возможности управления процессами формирования нормальных экономических, социальных, национальных и иных интересов. Наиболее негативным следствием снижения регулятивной функции государства является формирование существенного разрыва в уровне доходов небольшой группы людей, стоящих у власти или рядом с ней, и большинством бедного населения. Вновь воспроизводится биполярная социальная структура. Так, соотношение зарплаты 10% высокооплачиваемых слоев к зарплате остального населения в 1992 году составляла 16:1, в 1993 году 26:1, в 1995 году – 29:1. Для сравнения, в разных странах это соотношение составляет от 5:1 до 8:1, а в Швеции 4:1.
В этих условиях только сильные государство могло бы стать инициатором и гарантом поступательности процесса формирования гражданского общества, создавая правовые, экономические, политические и культурные предпосылки для самореализации индивидов и групп, удовлетворения их повседневных потребностей. Само же государство должно на практике все больше приобретать признаки правового конституционального государства.
Российское общество вновь оказалось
перед делимой: либо найти согласованную
модель взаимодействия индивидуальной
свободы, активности и инициативы личности
с принципом ограниченного правления
государства, либо пойти по пути очередной
модификации державной модели власти
при отчуждении от нее народа. Есть случаи
использования власти номенклатурной
бюрократией в своих корпоративных интересах,
что больше отчуждает общество от власти,
не служит неприкосновенности прав индивидов
Заключение
Правовое государство - многомерное развивающееся явление. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Непреходящим общим началом любого правового государства является его связанность правом. Правовое государство - эго такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную рель лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости.
Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных фермах собственности как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан—носителей общественного прогресса. Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности, её чести и достоинства. Режим правовой государственности реально утверждает высшие нравственные ценности человека, обеспечивает их определяющую роль в жизни общества, исключает произвол и насилие над личностью.
Политическая природа государства, наиболее
четко проявляется в его суверенитете.
Именно в суверенитете концентрируется
вся гамма потребностей и интересов различных
звеньев политической системы общества.
Благодаря суверенитету координируются
интересы государственных и негосударственных
организации, обеспечивается их справедливое
правовое равновесие и свободное развитие.
Список литературы
1. Александров А.И., Калинычев Ф.И. и др. Основы теории государства и права М., 2003.
2. Государственное
право Российской Федерации./
О. Е. Кутафина. - М.: Юридическая литература, 2003. - 584 с.
3. Кашанина Т.
В., Кашанин А. В. Основы
4. Комаров С.А. Общая теория государства и права, М., 2003
5. Общая теория права и государства./ Под ред. В.В.Лазарева. - М.: Юрист, 2001. — 360 с.
6. Политология. Энциклопедический словарь, Publishers, 2003
7. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. — М.: Гардарика, 2002. - 304 с.
8. Теория государства
и права. Под ред. В.К.
9. Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, 2002. – 352 с.
10. Юридический энциклопедический словарь, М., 1997
Информация о работе Формирование гражданского общества в России