Форма правления, понятие и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 19:35, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования моей курсовой работы является такой
институт государственности, как форма правления.
Понятие формы правления является одним из важнейших,
содержательных характеристик правовой науки, государство ведения в целом.
Несомненно, так же его методологическое значение - еще Кант рассматривал
форму в качестве принципа упорядочения, синтеза материи государственности.
На протяжении многих сотен лет, по традиции, идущей еще от античности, в
центре внимания находились два вопроса: 1) какие формы правления существуют
и 2) какая из известных форм правления наилучшим образом подходит для
данного времени в данной стране.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….2

Глава 1……………………………………………………..6
Монархия, и ее виды…………………………………...6
Глава 2…………………………………………………….14
Республика и ее виды………………………………….14
Заключение………………………………………………..28
Список используемой литературы………………………30

Файлы: 1 файл

Курсовая (формы правления).doc

— 1.06 Мб (Скачать)

Чтобы избежать “челнока” конституция 1958 г. предусмотрела  процедуру преодоления сопротивления  Сената, но только тогда, когда этого  хочет правительство. “Если в результате разногласия между палатами законопроект не был принят после двух чтений в каждой палате или если правительство потребует его срочного обсуждения, то после одного чтения в каждой палате премьер-министр имеет право созвать заседание смешанной паритетной комиссии, уполномоченной продолжить акт, касающийся положений, по которым остаются разногласия”. Для ускорения прохождения проекта премьер-министр может, таким образом, потребовать введения срочной процедуры.

После принятия законопроекта парламентом, он передается президенту для промульгации. Глава государства может, однако, потребовать от парламента нового рассмотрения закона или некоторых его частей. В таком рассмотрении не может быть отказано. Закон контрассигнуется премьер-министром и соответствующим министром и публикуется.

Делегация полномочий правительству осуществляется при  наличии двух условий - при наличии  у правительства программы и  получении уполномочия парламента. Передача полномочий ограничена каким-либо временным отрезком. При соблюдении этих условий правительство может путем издания ордонансов принимать меры, которые обычно входят в сферу законодательного регулирования.8

Французский парламент  применяет практически все известные  формы контроля за деятельностью  правительства; исключение составляет интерпелляция. Хотя ст.156 регламента Национального собрания упоминает о ней, однако это право парламентариев должно подчиняться тем же правилам, что и резолюция порицания. Все формы контроля могут быть разделены на две большие группы: 1) не содержащие прямых санкций в отношении правительства, кроме публичной огласки;  2) содержащие такую санкцию, ведущую к политической ответственности правительства. Первая группа осуществляется в обеих палатах парламента, вторая - только Национальным собранием.

С контрольными полномочиями парламента связано право  петиций и деятельность парламентского посредника. Право петиций состоит  в том, что разного рода обращения  направляются председателям палат. Петиции также могут передаваться парламентариям, которые делают на полях надпись и подписывают ее.

Политическая  ответственность правительства  означает, что депутаты Национального  собрания могут заставить правительство  уйти в отставку либо путем принятия резолюции порицания, либо отказав  в доверии, запрошенном правительством. Только Собрание может решать вопрос о политической ответственности.

Французский парламент  характеризует значительная стесненность в пользовании вотумом доверия  и резолюцией порицания. Вопрос о  доверии - обоюдоострое оружие, поскольку  и правительство и Национальное собрание в результате негативного голосования могут оказаться не у дел.

Вопрос о  доверии в связи с принятием  законопроекта - открытый нажим правительства  на Национальное собрание с целью  заставить его принять угодный  проект. Дебаты в таком случае откладываются  на 24 часа, чтобы дать возможность депутатам внести резолюцию порицания, которая принимается с соблюдением более строгих правил, чем решается вопрос о доверии. Поставив вопрос о доверии на основе третьего абзаца статьи 49 конституции правительство как бы вызывает Собрание против себя, но на неблагоприятных условиях.

Наиболее грозное  оружие Собрания - резолюция порицания - сильно ограничено рядом процессуальных оговорок в пользу правительства. Во-первых, право внесения такой резолюции  предоставлено не отдельному парламентарию, а лишь группе депутатов. Во-вторых, резолюция может голосоваться только через 48 часов после внесения. В-третьих, для принятия резолюции требуется абсолютное большинство голосов членов, составляющих Национальное собрание. Последнее ограничение - запрещение авторам резолюции вносить аналогичную в течение той же сессии, обычной или чрезвычайной. Запрет не распространяется на случаи, когда депутаты вносят резолюцию порицания в ответ на постановку вопроса о доверии. Вследствие этого, если оппозиция располагает в Национальном собрании двумястами местами, то она в период сессии может вносить 3-4 резолюции порицания.

Внешнеполитические  полномочия парламента сводятся к двум - объявлению войны и введению осадного положения в стране и к ратификации  международных договоров.

Ко второму  типу смешанной республиканской  форме правления относится форма  правления установленная в Швейцарии. В Швейцарии существует конституция: соединяющая в себе черты президентской  и парламентской форм правления. Хотя парламент и избирает правительство, но оно не может быть отозвано им. В свою очередь правительству не принадлежит право решения в отношении парламента. Правительственный пост и депутатский мандат несовместимы. Правительство образует коллегиальный орган, а также имеет – в противоположность президентской системе – формальную возможность законодательной инициативы.

 

Заключение

Характерным для  всех президентских республик, несмотря на их разнообразие, является то, что  президент либо совмещает полномочия главы государства и главы  правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров (Франция, Индия). Президент наделяется и другими важными полномочиями: как правило, он имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписывания, нередко представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда.

       В цивилизованных странах президентскую  республику отличает сильная  исполнительная власть, наравне  с которой по принципу разделения властей нормально функционируют законодательная и судебная власти. Эффективно действующий механизм издержек и противовесов, существующих в современных президентских республиках, способствует возможности гармоничного функционирования властей, позволяет избежать произвола со стороны исполнительной власти.

       В странах Латинской Америки  часто встречаются «суперпрезидентские  республики». Эта форма правления  -  практически независимая, слабо  контролируемая законодательной  и судебной властью. Это особый конгломерат традиционной формы с полу диктаторским управлением.

       В современном цивилизованном  обществе принципиальных различий  между формами не существует. Их сближают общие задачи и  цели.

 

Библиография

 

  1. Современные зарубежные конституции. - сост. Маклаков В.В., М.,1992
  2. Иностранное конституционное право.- под ред. Маклакова В.В., М.,1996
  3. Ф.М. Решетников. Правовые системы стран мира. -, М.,1993
  4. Мишин А.А, Барбашев. Государственное право буржуазных и развивающихся стран. - М.,1989
  5. Радугин А.А. «Политология». – М., 1999 г.
  6. Хропанюк В.Н. - “Теория государства и права “ Москва 1993 г.
  7. Общая теория права “ Учебник Москва 1993 г.
  8. “Государственное право буржуазных и освободившихся стран”. Учебник Москва 1988 г.
  9. Матузов Н.И. , Малько А.В. “Теория государства и права “.- М.:  1997 г.
  10. Теория права и государства .// Под редакцией Венгерова А.Б. М.:  1993 г.

КУРСОВИК 4:

 

Министерство Образования  РФ

Архангельский Государственный  Технический Университет

Институт Права

Юридический факультет

Кафедра конституционного права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по Теории государства и права на тему: «Форма государства»

 

  

 

 

 

 

 

              Студента I курса 2 группы

              дневного отделения

              ____________________________

              Дата сдачи работы   26.02.2004

                                                                                   Проверила: _________________

 

              Оценка  5

 

              Работа защищена

 

              Итоговая оценка                  5                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

Архангельск

2004 г.

 

Содержание.

Введение.

  1. Форма правления.
    1. Монархия.
      1. Абсолютная (неограниченная) монархия.
      2. Ограниченная монархия.
    2. Республика.

1.2.1. Президентская республика.

1.2.2. Парламентская республика.

1.2.3. Смешанная «полупрезидентская» республика.

1.2.4. Нетрадиционные республики.

  1. Форма государственного устройства.

2.1. Унитарное государственное  устройство.

2.2. Федеративное государственное  устройство.

2.2.1.Территориальная федерация.

2.2.2.Национальная федерация.

2.2.3.Симметричная федерация.

2.2.4.Ассимметричная федерация.

2.2.5.Нетрадиционные федерации.

2.3. Конфедеративное государственное устройство.

2.4. Нетрадиционные формы  государственного устройства.

  1. Форма политического (государственного) режима.

3.1. Деспотический режим.

3.2.  Тиранический режим.

3.3. Тоталитарный режим.

3.4. Фашистский режим.

3.5. Авторитарный режим.

3.6. Либеральный режим.

3.7. Демократический режим.

  1. Заключение.
  2. Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Для постижения такого сложного социального института, как государство в отечественной теории государства и права особое место выделяется изучению формы государства .

Традиционно отечественная  теория государства и права всегда выделяла в форме государства  три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Если форма правления  отвечает на вопрос о том, кто и  как правит, осуществляет государственную  власть в государственно-организованном обществе, как устроены, организованы и действуют в нем государственно-властные структуры (органы государства), то форма государственного устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом. Политический же режим характеризует, как, каким способом осуществляется государственная власть в конкретном обществе, с помощью каких приёмов и методов государство выполняет своё социальное назначение - обеспечивает экономическую жизнь, общественный порядок, защиту граждан, решает другие общесоциальные задачи.

Нетрудно заметить, что  содержание такого понятия как «форма государства» - три указанных выше блока, весьма четко привязывается к трём основным характеристикам государства как особой политической, структурной и территориальной организации общества, раскрывают предметно, где, собственно, эти характеристики можно наблюдать и, соответственно, изучать.

Вот почему форму государства  можно определить как такое «устройство (строение) государства, в котором проявляются его основные характеристики и которое обеспечивает в комплексе, в системе организацию государственной власти, территориальную организацию населения»9. Учитывая все большее внимание, уделяемое государством социальной сфере жизни необходимо также отметить то, что серьезное влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями партиями, профсоюзами, общественными  движениями, церковью и другими организациями.

В настоящий период вопрос формы государства является весьма злободневным для нашей страны и юридической науки. В обществе все чаще слышны заявления о формировании авторитарного государства в России, об усилении централизации власти и уменьшении роли местных властей. В связи с этим подробное рассмотрение вопроса формы государства, его всестороннее изучение и осмысление позволит сформировать наиболее достоверные выводы о современном положении Российской государственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Форма правления.

 

Форма правления является одной из важнейших частей формы государства. Понятие формы государство зародилось еще до нашей эры. Аристотель писал о разграничении формы правления в зависимости от того, «осуществляется ли верховная власть единолично (монархия), ограниченным числом лиц (аристократия), всем населением (демократия)»10. В принципе вплоть до сегодняшнего времени указанный критерий остался: формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом или принадлежит выборному коллегиальному органу.

Форма правления «раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании»11 показывает, как образуется высшие органы, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют, какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами. Под этой формой понимается организация власти, характеризуемая ее формальным источником, то есть тем, кому принадлежит власть в данном государстве. Также свидетельствует, участвует ли население в формировании высших органов государства, то есть демократическим или недемократическим способом они образованы. Недемократическим путем формируются, например, высшие органы государства при наследственной монархии.

Информация о работе Форма правления, понятие и виды