Форма государтва

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 07:15, курсовая работа

Краткое описание

Тема данной работы является чрезвычайно интересной. Актуальность данной темы определяется практическими потребностями государства, так как форма государства во многом влияет на его содержание и функции. Четкого соотношения между типом и формой государства нет. Из-за этого, с одной стороны в пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой стороны государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего, уровнем зрелости общества и государственной жизни, целями и задачами, которые ставит перед собой то, или иное государство.

Оглавление

Введение. 3
1 .Определение формы государства и ее структура. 4
2. Виды форм правления и их различия. 5
3. Виды форм государственного устройства и их различия. 10
4. Политический режим. 14
5. Российская Федерация с точки зрения формы государства. 22
Заключение. 23
Список использованной литературы . 25

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 45.79 Кб (Скачать)

      Механизм утверждения авторитарных режимов включает как незаконные, насильственные методы ликвидации и замены прежних политических институтов и правителей, так и формально – демократические процедуры (например, приход к власти диктаторов в Индонезии или Бангладеш). Главные типы легитимности режима: традиционная, идеологическая

18

(теологическая) и персональная легитимности. Непременная духовная база авторитаризма – господствующая идеология. В качестве таковой могут выступать революционная, реакционная, националистическая, религиозная и иные виды идеологий.

      Тоталитарный режим (тоталитаризм). Крайняя форма авторитарного режима – тоталитаризм. Формирование политических тоталитарных режимов стало возможным на индустриальной стадии развития человечества, когда технически стали возможными не только всеобъемлющий контроль над личностью, но и тотальное управление ее сознанием, особенно в периоды социально-экономических кризисов. Не следует рассматривать данный термин лишь как негативно оценочный. Это научное понятие, требующее соответствующего теоретического определения. Первоначально понятие «тотальное государство» имело вполне позитивное значение. Оно обозначало самоорганизующееся государство, тождественное с нацией, государство, где ликвидируется разрыв между политическим и общественно-политическим факторами. Нынешняя интерпретация понятия впервые предложена для характеристики фашизма. Затем она была распространена на советскую и родственные ей модели государства. Первые тоталитарные режимы были сформированы после первой мировой войны в странах, относившихся ко «второму эшелону индустриального развития» (Италия, Германия, Россия). Идейные истоки, отдельные черты тоталитаризма уходят своими корнями в древность. Изначально его трактовали как принцип построения целостного едино действующего общества. В VII-IV вв. до н. э. теоретики рационализации китайской политико-правовой мысли (легисты) Цзы Чань, Шан Ян, Хань Фэй и другие, отвергая конфуцианство, выступали с обоснованием доктрины сильного, централизованного государства, регулирующего все стороны общественной и частной жизни. В том числе за наделение административного аппарата экономическими функциями,

19

установления круговой поруки среди населения и чиновничества (наряду с принципом ответственности  чиновника за свои дела), систематический  контроль государства за поведением и умонастроением граждан и т.п. При этом государственный контроль ими рассматривался в виде постоянной борьбы правителя с подданными. Близким к легистам Китая тип тоталитарного государственного режима предложил Платон. В его более поздних диалогах («Полития», «Законы») нарисована социально-экономическая характеристика второго, более совершенного и отличного от Афинского общества, изображенного в «Государстве». Свое втрое по достоинству государство Платон наделил такими чертами: безусловное подчинение всех граждан и каждого индивидуума в отдельности государству; государственная собственность на землю, жилые дома и культурные строения, которыми пользовались граждане на правах владения, а не частной собственности; насаждения коллективистских начал и единомыслия в быту; государственное регламентирование законами воспитания детей; единая для всех сограждан религия, политическое и правовое равноправие женщин с мужчинами, исключая занятие должностей в высших органах власти. Платоновский закон запрещал лицам до 40 лет выезжать по частным вопросам за пределы государства и ограничивал въезд иностранцев; предусматривал очищение общества от неугодных лиц с помощью смертной казни или изгнания из страны.  Платоновская модель государственного режима для большинства современных стран неприемлема, но в каком общественном строе лучше жить, понятнее после Платона. Либеральные демократы, философы, Б.Рассел, К.Поппер, в цело пришли к заключению, что именно к Платону восходят как средневековый авторитаризм, так и современный тоталитаризм. Понятие тоталитарного режима было разработано в творчестве ряда немецких мыслителей XIX в.: Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Ницше, О.Шпенглера и некоторых других авторов. И тем не менее как законченное, оформленное политическое явление

20

тоталитаризм вызрел в  первой половине XX в.  Политическое значение ему впервые придали  руководители идеологи фашистского  движения в Италии. В 1925 году Бенито Муссолини был первым, кто пустил в оборот термин «тоталитаризм» для характеристики итало-фашистского режима. В конце 20-х годов английская газета «Таймс» также высказалась о тоталитаризме как негативном политическом явлении, характеризующем не только фашизм, но и политический режим в Советском Союзе.  Западная концепция тоталитаризма, в том числе и направления его критиков, складывалось на основе анализа и обобщения режимов фашистской Италии, нацистской Германии, франкистской Испании и в СССР в годы сталинизма. После первой мировой войны предметом дополнительного изучения политических режимов стали Китай, страны Центральной и Юго-Восточной Европы некоторых государств «третьего мира». Это далеко не полный перечень свидетельствует о том, что тоталитарные режимы могут возникать на различной социально-экономической базе и в многообразных культурно-идеологических средах. Они могут быть следствием военных поражений или революций, появляться в результате внутренних противоречий или быть навязанными извне. Западные политологи К. Фридрих и З. Бжезинский в работе «Тоталитарная диктатура и автократия» первыми выделили шесть признаков, отличающих все тоталитарные государственные режимы от демократии и авторитаризма: всеобщая государственная идеология;                               одна массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером, то есть исключительно одаренным и наделенным особым даром; монополия государства на средства массовой информации; монополия государства на все  средства  вооружения;   особо организованная система насилия, террора как специфического средства контроля в обществе; жестко централизованный контроль над экономикой. Отдельные из приведенных признаков того или другого тоталитарного государственного режима сложились, как уже отмечалось, еще в глубокой древности. Но большинство

21

их не могло окончательно сформироваться в доиндустриальном обществе. Лишь в XX в. они приобрели качества всеобщего характера и в совокупности давали возможность пришедшим к власти диктаторам в Италии 20-х годов, в Германии и Советском Союзе 30-х годов превращать политические режимы власти (но не «общество» и не «мышление») в тоталитарные. Существенные признаки тоталитаризма выявляются при сравнении его с авторитарным режимом. Главное заключается не в том, насколько часто практикуется здесь прямое насилие (террор). Иные авторитарные системы им также не пренебрегают. Не может служить достаточным критерием однопартийность, поскольку она встречается и при авторитаризме. Суть различий прежде всего в отношениях государства с обществом. Если при авторитаризме сохраняется определенная автономность общества по отношению к государству, то в условиях тоталитаризма она игнорируется, отвергается. Государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни. Устраняется из социально-политической жизни плюрализм. Насильственно демонстрируются социально-классовые барьеры. Власть претендует представлять некий всеобщий «сверхинтерес» населения, в котором исчезают, обезличиваются социально-групповые, классовые, этнические, профессиональные и региональные интересы. Утверждается тотальное отчуждение индивида от власти. Следовательно, тоталитаризм принудительным образом снимает проблемы: гражданское общество – государство, народ – политическая власть. Государство полностью идентифицирует себя с обществом, лишая его своих социальных функций саморегуляции и саморазвития. Отсюда особенности организации тоталитарной системы государственной власти:                                                     глобальная централизация публичной власти во главе с диктатором; господство репрессивных аппаратов; упразднение представительных органов власти; монополия правящей партии и интеграция ее и всех других общественно-политических организаций непосредственно в систему

22

государственной власти и  превращение последних в своеобразные «приводные ремни» (средства) тоталитарной диктатуры. Легитимация власти основывается на прямом насилии, государственной идеологии и личной приверженности граждан вождю, политическому лидеру (харизме). Правда и свобода личности фактически отсутствуют. Весьма важным признаком тоталитаризма является его социальная база и обусловленная ею специфика властвующих элит. По мнению многих исследователей марксистской и иных ориентаций тоталитарные режимы возникают на базе антагонизма средних классов и даже широких масс по отношению к господствующей ранее олигархии.                                                          

5. Российская Федерация  с точки зрения формы государства.

Итак, рассмотрены все  составляющие формы государства. Еще  раз перечислим их:                                                                                                           1. Форма правления

2. Форма государственного  устройства 

3. Политический режим                                                                                                                               

Эти три составляющих и  образуют государство, то есть говорят  о способах организации власти, о  ее источнике; о том, какую форму  примет административно-территориальное  деление государства, о содержании власти, о ее отношениях с народом. Именно по этому каждое государство следует характеризовать в комплексе, рассматривая его со всех трех точек. Только тогда можно говорить о четко определенной форме государства. Это можно хорошо проиллюстрировать на примере Российской Федерации, в новой Конституции которой форма государства определяется сразу ( ст. 1) и довольно четко: " Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления."  Таким образом, декларируется, что в Российской Федерации господствует

23

демократический политический режим ( и, соответственно, ей присуще все то, что присуще демократическому политическому режиму ), формой государственного устройства является федерация, а форма правления в России - республика.

Заключение.

В заключение хотелось бы еще  раз рассмотреть форму государства  в историческом аспекте и попытаться вывести наиболее справедливую ( по современным понятиям ) и эффективную ее разновидность.

Исторически сложилось так, что сначала появились государства, форму которых прежде всего определяла форма правления; более того, таких категорий, как форма государственного устройства или политический режим попросту не существовало. Как уже говорилось выше, необходимость во вводе классификации по форме государственного устройства появилось в XVII - XVIII веках, когда начала складываться такая форма, как федерация, а категория "политический режим" возникла, по мнению С.С. Алексеева, и вовсе в 20-х годах XX века.

Таким образом, в древности  и в средние века все государства  были унитарные, а формой правления, как правило, была монархия. О политическом режиме можно говорить шире - так, в  некоторых государствах древности  существовали многие институты демократии. Однако гораздо чаще встречались  авторитарные или вовсе тоталитарные государства.

С появлений федераций  положение изменилось. И хотя в  форме правления монархия продолжала и продолжает играть значительную роль, основной формой правления становится республика. Политический режим становится все более демократичным, пока не достигает современного уровня.

 

24

Сейчас наиболее распространенной формой государства является демократическая  федеративная республика. Именно в  ней наиболее четко проявляются  все современные воззрения на то, каким должно быть общество. Однако это вовсе не означает, что человечество не может изобрести ничего более  совершенного. Возможно, в будущем  появятся принципиально новые элементы формы государства, и это лишь еще раз доказывает перспективность  и необходимость рассмотрения данной темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25

Список использованной литературы :

1. Учебник для ВУЗов под редакцией Марченко "Теория государства и права: учебник для ВУЗов по специальности: "Правоведение"" Москва,МГУ,1987 г.

2. Венгеров А.Б.  Теория государства и права. – М., 1999.

3. Матузов Н.И. и Малько А.В. Теория государства и права. - М., 2000.

4. Жидков О.А. и Крашенинникова Н.А. История государства и права. -  М., 1999.

5. Марченко М.Н. Теория государства и права. - М., 1996.

6. Петров В.С.  Тип и формы государства. - ЛГУ, 1967.

7. Лазарев В.В. Теория государства и права. - М., 1992.


Информация о работе Форма государтва