Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 07:15, курсовая работа
Тема данной работы является чрезвычайно интересной. Актуальность данной темы определяется практическими потребностями государства, так как форма государства во многом влияет на его содержание и функции. Четкого соотношения между типом и формой государства нет. Из-за этого, с одной стороны в пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой стороны государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего, уровнем зрелости общества и государственной жизни, целями и задачами, которые ставит перед собой то, или иное государство.
Введение. 3
1 .Определение формы государства и ее структура. 4
2. Виды форм правления и их различия. 5
3. Виды форм государственного устройства и их различия. 10
4. Политический режим. 14
5. Российская Федерация с точки зрения формы государства. 22
Заключение. 23
Список использованной литературы . 25
План работы
Введение. 3
1 .Определение формы
2. Виды форм правления
и их различия.
3. Виды форм государственного
устройства и их различия.
4. Политический режим. 14
5. Российская Федерация
с точки зрения формы
Заключение. 23
Список использованной литературы . 25
3
Введение.
Тема данной работы является чрезвычайно интересной. Актуальность данной темы определяется практическими потребностями государства, так как форма государства во многом влияет на его содержание и функции. Четкого соотношения между типом и формой государства нет. Из-за этого, с одной стороны в пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой стороны государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего, уровнем зрелости общества и государственной жизни, целями и задачами, которые ставит перед собой то, или иное государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им. Кроме того, серьезное влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его традиции, религия, национальные особенности, географические и природные условия и многие другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями и объединениями, партиями, общественными движениями и другими организациями. Форма государства - это фактически и есть государство, так как именно в форме проявляется существование государства, которое в принципе существует лишь в умах людей. То есть государство, будучи созданным человеческим умом, проявляется только в том, какую форму оно принимает, как оно "выглядит"; вместе с тем надо отметить, что государство обретает форму, строго отвечающую его сущности. Рассмотреть форму государства - это значит изучить его составные части, структуру, методы осуществления государственной власти. В процессе развития юридической науки произошла систематизация проявления признаков государства и его форма стала
4
рассматриваться как единство формы правления, формы государственного устройства, и политического режима. Это три составляющих, которые и образуют форму государства. Поэтому представляется необходимым рассмотреть их по отдельности, с конкретными историческими и политическими примерами, а затем представить себе форму государства в целом, во всем многообразии ее составляющих.
1 .Определение формы государства и ее структура.
Важность четкого определения формы государства становится понятной после того, как разрешается вопрос о сущности государства. После определения того, чем же является государство, необходимо четкое, ясное представление о его разновидностях, классификации; о форме государства. Форма государства - это реальное выражение его сущности, а также его функций. Форма государства - это фактически и есть государство, так как именно в форме проявляется существование государства, которое в принципе существует лишь в умах людей. То есть государство, будучи созданным человеческим умом, проявляется только в том, какую форму оно принимает, как оно выглядит; вместе с тем надо отметить, что государство обретает форму, строго отвечающую его сущности. Рассмотреть форму государства - это значит изучить его составные части, структуру, методы осуществления государственной власти.
В юридической литературе в качестве элемента формы государства выделяется, как правило, не государственный, а политический режим. Однако, на наш взгляд, категория политического режима больше характеризует не государство, а политическую систему в целом, так как складывается в результате функционирования как государства, так и политических партий, общественных организаций, политических движений, органов местного самоуправления, т.е. всех субъектов политической
5
системы, использующих богатую палитру средств властвования. Государство же для осуществления своей организующей деятельности пользуется более ограниченным и специфичным набором средств управленческого воздействия, основным из которых является право. В процессе развития юридической науки произошла систематизация проявления признаков государства и его форма стала рассматриваться как единство формы правления, формы государственного устройства, и политического режима. Это три составляющих, которые и образуют форму государства. Поэтому представляется необходимым рассмотреть их по отдельности, с конкретными историческими и политическими примерами, а затем представить себе форму государства в целом, во всем многообразии ее составляющих.
2. Виды форм правления и их различия.
Итак, рассмотрим первую часть структуры формы государства - форму правления. Под формой правления понимается организация власти характеризуемая ее формальным источником, то есть тем, кому принадлежит власть в данном государстве. На форму государства известное влияние оказывают также национальный состав населения (наличие нескольких наций приводит, как правило, к формированию федеративной государственности), уровень культуры и те традиции, которые сложились в результате исторического развития страны , а в определенной степени, хотя и косвенно, даже особенности ее географического положения. При анализе формы государств следует учитывать также и влияние международных связей. При современном многообразии экономических, политических, культурных и иных зависимостей между странами даже экономически мощные государства не могут полноценно развиваться в международной изоляции. В этой связи происходит известная адаптация государственного аппарата, в ходе которой менее развитые в экономическом и политическом отношении страны используют опыт государственно-правового
6
строительства более развитых государств и создают органы одинаковой функциональной направленности.
Формы правления различаются в зависимости от того, принадлежит ли верховная власть в государстве одному лицу, которое одновременно является символом государства, или же она осуществляется при помощи различных демократических институтов (представительные органы власти, референдумы, и.т.д. ). В связи с этим все государства по форме правления делятся на монархии и республики.
Отличительным признаком монархии является то, что верховная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха ( фараона, короля, цезаря, шаха, императора и.т.д.). В большинстве случаев эта власть наследственная. В историческом процессе монархия складывается еще в Древнем Мире, ( Др. Израиль, Др. Египет, государства Эллады, Др. Рим и.т.д.) в период рабовладельческих государств, но наиболее полное выражение эта форма нашла в Средние века, когда вместе с господствовавшим в общественных отношениях феодализмом она послужила крепким цементом для строительства государства. Примером могут служить все европейские государства ( Англия, Франция, Польша, и др. ). В период буржуазных революций и последовавших за ними перемен монархия как форма правления зачастую сохранялась, но при этом претерпевала существенные изменения ( Например, ограниченная власть короля в Великобритании, сословная монархия в России в XVII веке, и т.д. ). В наше время на Земле существует несколько государств, сохранивших монархическую форму правления, причем не только конституционную, но и абсолютную ее разновидность. Итак, монархии делятся на два основных вида: абсолютную и ограниченную. Как можно было заметить из сказанного выше, первая характерна в основном для Древних и средневековых государств, вторая - для государств Нового и Новейшего времени. В
7
абсолютной монархии вся власть сосредоточена в руках единоличного главы государства. Как правило, любые формы коллегиальных органов имеют совещательный характер. Монарх является полным властителем, его особа священна, а решения общеобязательны.
Ограниченная монархия предполагает наличие высшего органа представительной власти, имеющего мандат народа и наделенного тем или иным количеством полномочий. Исполнительная власть сосредоточена либо непосредственно монарха, либо она принадлежит правительству, которое им контролируется. Впрочем иногда, особенно в наше время, монарх является лишь символом государства и национального суверенитета (Например, современная Великобритания, Япония и др. ). Республика — форма правления, при которой государственная власть делегируется коллегиальному (сенат, парламент, народное собрание и т.п.) или единоличному органу, избираемому на определенный срок. Республика стала наиболее распространенной формой государственности. Она представлена двумя ее основными разновидностями парламентской и президентской республиками. Главное различие между ними состоит в особенностях политической 0тветственности правительств (совета, кабинета министров).В классической парламентской республике правительство формируется партиями, обладающими большинством или даже меньшинством в парламенте (однопартийное, коалиционное), и несет перед парламентом политическую ответственность. В случае необходимости парламент может объявить правительству вотум недоверия (Италия, Германия, Индия и др.) Президент такой республики избирается либо парламентом, либо расширенной коллегией, состоящей из членов парламента. Формально он может обладать значительными полномочиями, но является лишь номинальным главой государства.
8
В классической президентской республике президент одновременно является и главой государства и главой исполнительной власти. Поэтому он свободен в выборе министров, а парламент не вправе отправить их в отставку как персонально, так и всем кабинетом. Президент в президентской республике, как и парламент, избирается населением и потому непосредственной ответственности перед парламентом не несет, однако нуждается в его поддержке (особенно в вопросах бюджета). В то же время он не может распустить парламент. Отношения между президентом и парламентом строятся на системе сдержек и противовесов (США, Сирия, Зимбабве). Последние десятилетия показывают, что классические формы парламентской и президентской республик не всегда способствуют согласованности и взаимодействию высших органов государства, что ведет к снижению управляемости государством, к кризису всей политической системы.
Так, если в парламентской республике парламент состоит из многочисленных противоборствующих фракций, то страна обречена на частые правительственные кризисы и отставки. Президентская же республика имеет тенденции к авторитаризму. Для устранения этих и некоторых иных негативных проявлений создаются смешанные, «гибридные» формы современной государственности. Это выражается в том, что на основе демократизации политических режимов практически утрачиваются различия между монархией и республикой. Ведь в настоящее время существуют такие монархии, где глава государства (индивидуальный или даже коллегиальный) не наследует трон, а переизбирается через определенный период времени (Объединенные Арабские Эмираты, Малайзия). В то же время в некоторых современных республиках при тоталитарных режимах проявляется монархический признак — несменяемый глава государства.
9
Достаточно широкое
Социалистическая государственность по своей сути может существовать только в форме республики. Впервые социалистическая республика как форма государства возникла в 1871 г. в Париже и просуществовала всего 72 дня. Советская социалистическая республика как государственная форма народовластия возникла в России на рубеже столетий. Впервые к управлению обществом и государством были допущены широкие слои населения. Однако тоталитарный режим коммунистической партии, не допускавший инакомыслия, использующий жесткие методы управления обществом, в итоге привел Россию к экономическому и политическому кризису, дискредитировал саму идею социализма. Народно-демократическая республика как форма социалистического государства возникла в ряде стран Европы и Юго-Восточной Азии в конце 40-х - начале 50-х годов (Венгрия, Польша, Чехословакия и др.). В этих странах, как и в советской России, несмотря на формальное признание политического плюрализма, устанавливалось монопольное правление коммунистических партий как руководящих и направляющих сил, осуществляющих догматическую по