Федеративная форма государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 20:39, контрольная работа

Краткое описание

Государство - это сложная политическая организация, с различными функциями, формами, принципами образования и т.д. Как не существует двух совершенно одинаковых людей, так не существует двух совершенно одинаковых государств. И в определении типа государства нам помогает такое понятие как форма государства.

Оглавление

1.Введение
2.Формы государственного устройства
3.Федеративная форма государства
3.1 Понятия, признаки, задачи и принципы образования федерации
3.2 Виды федераций
4.Конфедеративная форма государственного устройства
4.1 Понятия, признаки и особенности конфедерации
5.Правовой нигилизм и пути его преодоления
5.1 Правовой нигилизм
5.2 Основные пути преодоления правового нигилизма
6.Литература

Файлы: 1 файл

тгп.docx

— 36.04 Кб (Скачать)

          Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

В большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.

          При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.

          Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях.

Федеральную систему государственного устройства можно рассмотреть на примере Соединенных Штатов Америки: центральным элементом американского федерализма является наличие реальной власти отдельных штатов определять свою собственную политическую структуру, впрочем, как и саму политику. Штаты сами определяют "свой электорат", устанавливают обязательные требования "прохождения партийных кандидатов на государственные посты не иначе как через праймэриз (первичные выборы)". Другие же штаты в отличие от федерального законодательного органа могут создавать однопартийный парламент (штат Небраска), могут принимать законы, в соответствии с которыми суды и члены кабинета должны избираться (на федеральном уровне они назначаются). Отдельные штаты вправе принимать законы о проведении референдумов.

          Конкретным проявлением и воплощением механизма «сдержек и противовесов» стали сама структура и порядок деятельности трех основных ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Их носителями в США выступает конгресс, президент и федеральная система судов возглавляемая Верховным судом США.

          С принятием Конституции 1787 года США из конфедерации превратились в федеративное государство. Создание федеративного государства отвечало интересам образования и функционирования эффективной государственной власти, способной защитить и обеспечить общие интересы объединившихся штатов. Одновременно выбор федеративной формы государственного устройства должен был послужить гарантией сохранения определенной самостоятельности штатов. И ограничить всесилие центральной власти. Федерализм выступал в качестве орудия и средства предотвращения узурпации власти или злоупотребление ею. Это было также своего рода разделения властей, но не по горизонтали, а по вертикали.

          По Конституции все вопросы, связанные с предметом ведения штатов и центра, строго распределены. В тексте Конституции перечислено, что именно отнесено к ведению федерального парламента -- конгресса (раздел 1 и 8 ст.1) и что запрещено отдельным штатам (раздел 10 ст.1). В тексте определено, что все то, что не отнесено Конституцией к полномочиям федерации, остается в компетенции субъектов федерации.

          К ведению федерации отнесены важнейшие полномочия в сфере финансов и налогообложения, внешней политики и обороны, патентное и авторское право, федеральное судоустройства, порядок приобретения американского гражданства и некоторые другие вопросы. Также в США действует принцип верховенства федерального права. 4

          3.2. Виды федераций

          Существует два вида федераций: национальная и территориальная. Основное различие между территориальной  и национальной федерацией состоит  в различной степени суверенности  их субъектов. Центральная власть  в территориальных федерациях  обладает верховенством по отношению  к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований. Общенациональная государственная власть осуществляет лишь координацию интересов субъектов федерации, обеспечивая их наиболее оптимальную внутреннюю и внешнюю деятельность. Субъекты национальной федерации в сфере международных отношений могут устанавливать дипломатические отношения с любым государством мирового сообщества, заключать политические, экономические и другие договоры. Национальный признак придает федерации такие особенности, которые не могут быть присущи территориальному федеральному государственному устройству.

          Итак, можно выделить признаки  как территориальной, так и национальной  федераций.

          Территориальная:

          Государственные образования, составляющие  данный вид федерации, не являются  суверенными образованиями;

          Субъекты лишены конституцией  права прямого представительства  в международных отношениях;

          Установлен запрет одностороннего  выхода из союза;

          Управление вооруженными силами  осуществляется федеральными органами.

          Примером территориальной федерации  являются США, Мексика и Германия.

          Национальная:

          Субъекты - национально-государственные  образования;

          Субъекты федерации объединяются  согласно принципу добровольности;

          Гарантированность суверенитета  больших и малых наций;

Утверждения права на самоопределение.5 

          В настоящее время национальной  федерацией является Индия.

          Ряд исследователей выделяет  также смешанный тип федеративного  устройства, к такому типу относится  форма государственного устройства  России. Применительно к российскому  федерализму существует понятие  «асимметричной» федерации, т.е. федерации, в которой правовой статус  субъектов различается. Но об  этом в следующем пункте моей  работы.

 

 

 

4.Конфедеративная форма государственного устройства.

          4.1.Понятие, признаки и особенности конфедерации.

          Конфедерация - форма государственного  устройства, при которой госyдаpства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления, они создают специальные объединенные органы для координации действий в определенных целях (военные, внешнеполитические).

          Как формы союза государств, сохраняющих  суверенитет в полном объеме, в настоящее время не существует  нигде, а разных этапах истории  образовывались конфедерации, но  после непродолжительного существования  они распадались, либо обретали  федеративную форму государственного  устройства. По сути, совмещая в  себе черты как международно-правовой, так и государственной организации, она под воздействием тех или  иных причин теряет равновесие, необходимое для ее сохранения  Решающее значение при этом  имеют этнические и экономические  факторы. Характерно, что к федеративной  форме устройства перешли только  конфедерации с мононациональным  составом (США, Германия) Имеется в виду принадлежность к единой американской нации, а не этническое происхождение; наличие единого, принятого в общественной жизни языка, аконфедерации с многонациональным составом (Австро-Венгрия, Норвегия 

и Швеция, Сенегамбия и ряд других) распались. Велико значение и экономических факторов. Фактически только они могут сбить волну центробежных тенденций и интегрировать конфедерацию в единое целое. Наиболее известны две конфедерации - североамериканская и швейцарская. В настоящее время Европа стремится к конфедерации (но только в экономическом вопросе)

          США: С момента обретения независимости американские штаты образовали де-факто конфедеративное государство, в котором практически вся власть сохранялась за отдельными штатами. Конфедеративную форму устройства сохранили и первой общенациональной конституцией - Статьи Конфедерации. Статьи Конфедерации предусматривали орган представительной власти - Конгресс конфедерации, в котором каждый из штатов имел один голос. Конгрессу делегировались следующие полномочия: право объявлять войну, заключать договоры и вступать в союзы, формировать армию, чеканить монету, делать займы и т. д. Наиболее важные полномочия осуществлялись с согласия 9 из 13 штатов. От каждого штата в состав Конгресса конфедераций избирались от 2 до 7 делегатов (которые и составляли 1 голос). Статьи конфедерации не предусматривали учреждение исполнительной и судебной власти. Не принадлежали конфедерации и право взыскания налогов (Взносы на ее нужды определялись на основе стоимостной оценки и степени мелиоративной оснащенности земель штатов). Набор в армию осуществлялся отдельными штатами по квотам, "соразмерным с числом белого населения". Ущербность конфедеративной формы устройства проявилась уже в годы войны за независимость - Конгресс не мог содержать армию ввиду отказа штатов выплачивать взносы. Глубокий экономический кризис, развал финансовой системы и социальные потрясения - таким был фон, на котором разрабатывалась конституция США 1787 г., учредившая федеральную форму государственного устройства.

Швейцария: Сходна была судьба и швейцарской конфедерации. Образованная на основе союзного договора, по которому кантоны Швейцарии сохраняли свою независимость, а также все права, не делегированные союзу. Кантоны имели свою монету, гражданство, заключали торговые договора с иностранными государствами, определяли формы внутреннего управления. Жители одного кантона не имели права селиться в другом кантоне, если между властями кантонов не было соглашений по этому поводу. Союзной власти были предоставлены в основном политические и военные вопросы. Парламент Швейцарии - Сейм конструировался не как орган представительства, а как собрание уполномоченных от кантональных правительств. Делегаты Сейма подчинялись только данным им инструкциям и принимали лишь предварительные решения. Правительство союза - Исполнительный совет был лишен властных полномочий и самостоятельной финансовой базы. Все эти вопросы решались кантонами. С 1829 г. в условиях углубившегося экономического кризиса в Швейцарии началось движение за формирование нового союза власти. Итогом стало учреждение союзного государства ставшее фактически федеративным. 6

          Опыт истории североамериканской, швейцарской и др. конфедераций позволили выделить следующие признаки, характерные для этой формы государственного устройства:

          1. Договорная форма образования конфедерации. Большая часть конфедераций была образованна на основе соответствующих договоров;

          2. Свобода выхода из конфедерации (сецессии). В отличие от федерации, где попытка сецессии рассматривалась как мятеж, выход же из состава конфедерации означает расторжение договорной связи с союзом;

          3. Конфедерация не обладает суверенитетом, суверенитет принадлежит государствам, входящим в нее. То есть никакие решения союзной власти не имеют силы на территории государства, входящего в состав конфедерации, без их согласия;

          4. Предметы ведения конфедерации ограниченны перечнем небольшого и в целом незначительного круга вопросов. Это - вопросы войны и мира, внешней политики, формирование единой армии, общей системы коммуникаций, разрешение споров между субъектами конфедераций;

          5. В конфедерации образуются не все государственные органы, а только те, которые необходимы для осуществления задач, выделенным по договорным актам;

          6. В представительных органах конфедерации делегаты представляют не территориальные части или население одного государства, а суверенитет государства;

          7. Постоянно действующие государственные органы конфедерации не обладают властными полномочиями. Акты конфедеративной власти не содержат норм прямого действия и адресованы к органам власти субъектов конфедерации;

          8. Субъектам конфедерации принадлежит право нуллификации, то есть отказа в признании, либо отказа в применении актов союзной власти;

          9. Бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов субъектов конфедерации. Правом непосредственного налогообложения конфедерация не обладает;

          10. Субъекты конфедерации имеют право устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов;

          11. Как правило, в конфедерациях отсутствует единая система денежного обращения;

          12. Воинские формирования комплектуются субъектами конфедерации, причем нередко сохранялось их двойное подчинение государственным органам конфедерации и ее субъектам.

          13. В конфедерации нет союзного гражданства.

Конфедеративная форма государственного устройства может служить основой для образования суверенных унитарных или федеративных государств.

          Существует мнение, что конфедерация может стать со временем весьма распространенным явлением. Алексеев С.С. пишет: "Не исключено, однако, что конфедерация (и даже конфедеративное государство) окажется в будущем конструктивной моделью государственного устройства, в особенности в условиях, когда распадаются государства имперского характера, имевшие внешние атрибуты федерации, такие, как СССР. 7

 

 

 

 

5.Правовой нигилизм и пути его преодоления 

          5.1Правовым нигилизмом называют форму правового сознания, выражающуюся в отрицательном или равнодушном отношении к правовым нормам.

          Причинами возникновения правового нигилизма считают:

1) деспотичный характер  государственной власти;

2) особенность исторического  развития государства;

3) использование репрессивного  законодательства;

4) пробелы в законодательстве, в правовой системе;

5) наличие административно-командных  методов в политической и экономической  сферах общества;

6) отсутствие в государстве  демократических и правовых традиций;

7) переходный период, который  вызвал трудности в правовой  системе;

8) несовершенное развитие  судебной и правоохранительной  деятельности.

          Можно выделить следующие признаки правового нигилизма:

1) широкое распространение  и повсеместность;

2) неподконтрольность;

3) наличие в государстве  разнообразных форм его проявления;

4) дополнение другими  видами нигилизма (в частности, религиозным, нравственным и. др.);

5) соединение нигилизма  с разными формами протеста;

6) распространение нигилизма  в средствах массовой информации, литературе, кинофильмах.

Информация о работе Федеративная форма государства