Федеративная форма государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 20:39, контрольная работа

Краткое описание

Государство - это сложная политическая организация, с различными функциями, формами, принципами образования и т.д. Как не существует двух совершенно одинаковых людей, так не существует двух совершенно одинаковых государств. И в определении типа государства нам помогает такое понятие как форма государства.

Оглавление

1.Введение
2.Формы государственного устройства
3.Федеративная форма государства
3.1 Понятия, признаки, задачи и принципы образования федерации
3.2 Виды федераций
4.Конфедеративная форма государственного устройства
4.1 Понятия, признаки и особенности конфедерации
5.Правовой нигилизм и пути его преодоления
5.1 Правовой нигилизм
5.2 Основные пути преодоления правового нигилизма
6.Литература

Файлы: 1 файл

тгп.docx

— 36.04 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Южно-Уральский государственный университет»

(Национальный исследовательский  университет)

Факультет Подготовки сотрудников правоохранительных органов

Кафедра «Государственных и гражданско-правовых дисциплин»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине _______________________________________________________________________    

Вариант № __________

                              

 

 

 

 

                      Выполнил:

                                                                    Студент группы__________________

                                                                                  ________________   (_____________________)

                                                                                           Подпись                    ( расшифровка)

                                                                      Проверил:________________________                                                                                            

                                                                     Работа ___________________________

                                                                                                           (зачтена/незачтена)

                                                                                 ________________ (_____________________)

                                                                                                Подпись                      ( расшифровка)

                                                                                                «_________» ____________________2015г        

Рег.№_________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск, 2015

      План.

1.Введение

2.Формы государственного  устройства

3.Федеративная форма государства

          3.1 Понятия, признаки, задачи и принципы образования федерации

  3.2 Виды федераций

4.Конфедеративная форма  государственного устройства

          4.1 Понятия, признаки и особенности конфедерации

5.Правовой нигилизм и  пути его преодоления

          5.1 Правовой нигилизм

          5.2 Основные пути преодоления  правового нигилизма

6.Литература

         

         

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение

          Государство - это сложная политическая  организация, с различными функциями, формами, принципами образования  и т.д. Как не существует двух  совершенно одинаковых людей, так  не существует двух совершенно  одинаковых государств. И в определении  типа государства нам помогает  такое понятие как форма государства. Понятие формы позволяет узнать, как устроено управление, кто  правит, какова взаимосвязь между  частями государства и целым  государством, какие методы используются  для осуществления власти. Более  полное представление о форме  конкретного государства дает  анализ трех его составных  частей - формы правления, государственного  устройства и государственно-правового  режима. На мой взгляд, наиболее  важными являются первые две  составляющие, а третья носит  очень субъективный характер, так  как очень трудно объективно  оценить, демократический режим  в государстве или нет. Особенно  это трудно сделать по отношению  к другому государству, т.е. к тому, в котором ты не проживаешь, т.к. не знаешь исторических, культурных, религиозных и других особенностей  народов, проживающих в этом государстве. Рассмотрим более подробно Федерацию  и Конфедерацию, как формы государственного  устройства.

   

 

2.ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА    

       Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, раскрывающее характер взаимоотношений между составными частями государства и местными органами власти.  
          Форма государственного устройства показывает:   
         • Какие части имеет внутренняя структура государства;  
          • Правовое положение отдельных частей и взаимоотношение органов;  
          • Отношения центральных и местных органов власти;  
          • Какой государственной формой выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории государства.    

      Унитарное государство - единое целое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, подчиняющихся органам центральной власти и признаками государственного суверенитета не обладают.   
         Основные признаки унитарного государства:  
          • Единая конституция, единый высший представительский, исполнительный и судебный орган, единое законодательство, одно гражданство, денежная система, налоговая и кредитная политика.  
          • Составные части суверенитетом не обладают (нет законодательства, армии и т.д.), но обладают самостоятельностью - децентрализованное или централизованное самоуправление (если во главе местных властей стоит назначенный сверху чиновник).  
          • Допускается национальная и законодательная автономия для малочисленных наций;  
          • Все внешние сношения осуществляются центральными органами власти  
          • Единые вооруженные силы.     

     Федерация - добровольное объединение нескольких ранее независимых государственных образований в одно единое союзное государство.  
          Основные признаки федерации:  
          • Территория федерации состоит из территорий субъектов  
          • Верховная судебная, законодательная и исполнительная власть принадлежит  
федеральным органам  
          • Разграничение полномочий межу федерацией и субъектами регулируется федеральной конституцией.  
          • Субъекты имеют право принятия собственных конституций и имеют свои высшие суд, законодательные и исполнительные органы.  
          • Существует единое федеральное гражданство и гражданство субъектов.  
          • Представление внешнеполитической деятельности - федеральные органы власти.  
          • При федеральном Парламенте есть палата, представляющая интересы субъектов.    

      Виды федераций:  
          1. Территориальная федерация.  
          • Территориальные образования не являются суверенными государствами, разграничение компетенции и полномочий;  
          • Нет права прямого представительства в международных органах;  
          • Зачастую запрещен односторонний выход из союза.  
          • Управление армией осуществляется на союзном уровне.  
          2. Национальные федерации.  
          • Субъекты - национальные государства и национально-государственного образования;  
          • Принцип добровольности объединения субъектов и их равные права в федерации;  
          • Государственный суверенитет больших и малых наций;  
          • Высшие органы формируются из представителей субъектов;  
          • Право на самоопределение - свободный выход.    

       Конфедерация - временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. Члены сохраняют свои права как во внешнем так и во внутреннем деле.  
          Основные признаки конфедерации:  
          • Нет единых законодательных, исполнительных и судебных органов;  
          • Нет единой армии, налогов, бюджета;  
          • Сохранение гражданства тех государств, кои находятся в союзе;  
          • Могут договориться о единой денежной, таможенной, визовой и т.д. системе.  
          • Недолговечность.

 

 

3.Федеративная форма государства

          3.1. Понятие, признаки, задачи и принципы образования федерации.

Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и, прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием культуры и быта народов, входящим в союзное государство. Например, можно рассмотреть Россию, в которой еще при Временном правительстве предпринимались первые серьезные попытки федерализации обширных губерний и регионов. Уже 22 марта 1917 г. был заслушан доклад министра-председателя внутренних дел Г.Е. Львова о реформе местного управления России "на основе преобразования органов непосредственного государственного управления на местах в органы самоуправления и предоставления последним всей полноты государственной власти". Но федерализм юридически был закреплен после октябрьской революции 1917 г. в конституции РСФСР 1918 г. В декабре она вместе с другими республиками (Украиной, Белоруссией и Закавказской федерацией) сформировала новое федеративное государство - СССР.

          По мнению Хаффмана, федерализм - это такая форма организации правительства, которая стремиться примирить региональное разнообразие с определенным уровнем коллективного единства и делает это таким путем, при котором региональные правительства играют вполне конкретную роль.1 

 

          Я считаю, что определение, которое дает Хаффман не точно; суть оговорок здесь сводится: во-первых, к некоторой неточности, содержащейся в приведенной дефиниции (федерализм, на мой взгляд, - не только и даже не столько "Форма организации правительства", сколько, прежде всего форма организации самого государства), во-вторых, к значительной абстракции приведенной дефиниции (она была бы более конструктивной и эффективной, если бы содержала в себе помимо самых общих теоретических выкладок и положений и более конкретные, четче идентифицирующие рассматриваемое явление суждения. Что же имеется ввиду? Прежде всего, указание хотя бы в общих чертах на основные общеродовые, свойственные всем без исключения федеративным системам признаки и черты, на принципы их построения и функционирования, а также на их основные цели и задачи.

          Аксиоматичным, в частности, представляется то обстоятельство, что любая федеративная система, независимо от ее черт и специфических особенностей, выступает как единое союзное государство, состоит из двух или более относительно самостоятельных государств и государственных образований. Каждое из них, будучи субъектом федерации имеет свое собственное административно-территориальное деление, создает наряду с федеральными свои высшие органы государственной власти и управления, судебные, правоохранительные и иные органы, располагает своей конституцией и текущим законодательством, может иметь в редких случаях собственные воинские формирования и гражданство. 2 

         Следует выделить ряд основополагающих принципов образования, функционирования федеративной системы, с позиции которых следует рассматривать и оценивать любую, в том числе и Российскую федерацию:

          - добровольное объединение государств или государственных образований в федерацию;

          - равноправие субъектов федераций независимо от величины их территории, численности населения, экономического потенциала;

          - плюрализм и демократизм во взаимоотношениях субъектов федерации между собой и с гражданами;

          - широкие возможности граждан активно и беспрепятственно участвовать в федеральных и региональных политических процессах;

          - соблюдение законности и конституционных прав, означает строгое и неуклонное соблюдение федерацией и субъектами федерации, федеративными и всеми остальными органами и организациями обычных и конституционных законов как в отношении друг с другом, так и с гражданами и формируемыми ими партийными, профсоюзными и иными общественно-политическими органами и организациями.

          Любая федеративная система может быть эффективной лишь тогда, когда ее деятельность осуществляется в строгих рамках конституции и текущего законодательства, когда четко разграничены сферы деятельности и компетенция центральных и местных государственных органов, когда строго соблюдены права и свободы граждан. В этом смысле можно лишь приветствовать характеристику федерализма как "договорного отказа от централизма", как "структурно оформленную дисперсию полномочий" между различными государственными организациями - своего рода властными центрами, "законные полномочия которых гарантируются конституцией". Важно исходить так же из того, что федерализм - это не одномерное, а многомерное явление, что он имеет не только статический, но и динамический характер. Когда речь идет о многомерности федерализма, имеется в виду существование различных, более или менее одинаково значащих его сторон либо аспектов: исторических, политических, культурных, идеологических, и др. Федерализм, как представляется, это даже не столько статика, сколько динамика, процесс, причем не простой, а циклический. Это подтверждается периодически изменяющимся характером отношений между федерацией и ее субъектами. В разные периоды истории, данные отношения являются в различной степени жесткими, централизованными или децентрализованными. Федерализм независимо от того, в какой стране он устанавливается - в США, Германии, России, Канаде - существует не сам по себе и не для себя как самоцель, а приобретает смысл лишь в служении обществу, отдельному человеку.

          Федерализм преследует, по крайней мере, пять основных целей. Среди них:

          - "примирение единства и разнообразия";

          - защита от тирании центральное правительство;

          - создание условий для участия населения в политических процессах на нескольких уровнях власти; создание условий для повышения “эффективности производства через региональную конкуренцию” и выступление в качестве формы или пути "к стимулированию новаторских идей в региональных правительствах”3

         Главная же из целей - всестороннее обеспечение процесса свободного развития различных национальностей и народностей, принцип плюрализма и демократизма, гарантия прав и свобод граждан.

          Следует выделить наиболее общие  черты, которые характерны для  большинства федеративных государств:

          Территория федерации состоит  из территорий ее отдельных  субъектов: штатов, кантонов, земель, республик  и т. п.

 

 

 

          В союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией.

Информация о работе Федеративная форма государства