Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 09:43, курсовая работа
Мировой опыт государственного строительства решает вопрос распределения власти между федерацией и ее составными частями путем закрепления в конституциях федеративных государств и в договорах участников федерации разграничения предметов ведения и полномочий по осуществлению власти между федерацией и ее составными частями. При этом под предметами ведения понимаются сферы общественных отношений и деятельности органов федеративного государства и входящих в него образований по правовому регулированию и осуществлению другой деятельности, а под полномочиями - их права и обязанности по осуществлению определенных ими мер по предметам, отнесенным к их ведению.
ВВЕДЕНИЕ 3
I.ФЕДЕРАТИВНЫЙ ДОГОВОР ОТ 31 МАРТА 1992 ГОДА .
1. Предпосылки и работа по подготовке подписания Федеративного договора 5
2. Проблема реализации Федеративного договора 10
3. Сравнительный анализ полномочий субъектов по Федеративному договору 16
4. Федеративный договор и Конституция РФ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Заложенное в договоре неравноправие его участников могло послужить основой для противоречивых оценок самого договора. Договор должен был способствовать федерализации государства, однако на деле он лишь обозначил тенденцию к последующей федерализации России. Принятие Федеративного договора явилось отражением процессов распада в 1990-91 гг. единого союзного государства и дезинтеграционных процессов в конституировавшейся как независимое суверенное государство Российской Федерации
Все вышеприведенные факты говорят о том, что Федеративный договор не решил поставленных при создании этого документа задач. С одной стороны, он не устранил центробежные тенденции, не предохранил государство от угрозы распада. С другой стороны, он усилил противоречия между разными уровнями субъектов федерации, породил новые проблемы в их взаимоотношениях друг с другом и с центром. Договор имел сугубо политическое значение: решая сиюминутные проблемы, он не решал проблемы стратегии развития государства. Эта ситуация привела к необходимости создания нового юридического документа, который бы на иных основах выстраивал взаимоотношения федерации и ее субъектов.
Договор должен был, таким образом, способствовать сохранению единства государства и его сплочению на базе признававшихся всеми участниками договора принципов территориального строительства; в том числе и на основе перехода от декларативной к реальной федерации.
Однако заложенные в договоре противоречия между уровнем полномочий различных групп участников не позволили реализовать интеграционные тенденции, что вызвало необходимость перейти к новому этапу урегулирования противоречий в территориальном устройстве и управлении Российской Федерации.
Тем не менее, подписание договоров между Федерацией в целом и субъектами - перспективный путь разрешения противоречий. Сегодня наша Федерация - конституционная, и это бесспорно. Но мы используем и договоры именно для того, чтобы снимать возникающие противоречия. Процесс подписания договоров нужно продолжить, но, как отмечал председатель Правительства Евгений Примаков, сначала следует провести как бы некий обзор их, чтобы выяснить: какие положения ослабляют, а какие усиливают наше единство?
Подписывая подобные договоры, стало возможным отрегулировать и закрепленное в Конституции РФ равноправие субъектов Федерации. В результате заключения многих подобных договоров края и области, населенные преимущественно русскими, смогли исправить диспропорции в социально-экономическом развитии.
Многие до сих пор считают, что в новой России национальные республики получили гораздо больше прав, чем края и области. Это неверно, считает министр, у республик и в советское время были свои гербы, свои гимны, они обладали большой самостоятельностью. Сегодня больше прав получили края и области. Главное, что нужно теперь, - сделать, чтобы уровень социально-экономического обеспечения граждан был единым по всей России. Человек должен чувствовать себя защищенным, независимо от того, где он живет, - в Поволжье, на Сахалине или в Сибири.
Нет такой национальной самобытности, которая бы мешала соблюдению Конституции РФ. А потому все мы должны опираться только на закон, а не на политические эмоции.[11]
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Нормативные правовые источники
1.Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993г.
2. Федеративный договор: Документы. Комментарий. – М., 1992.
3. Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР «О федеративном договоре» от 17.07.1990 года. http://www.lawmix.ru/docs_
2. Специальная литература
1. Абдулатипов Р.Г. Федералогия. Учебн. пособие. Спб, Питер, 2004 .
5. Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. – М., 2000.
6. Абдулатипов Р.Г. Федеративный договор и перспективы нашей федерации // Российский федерализм: опыт становления и стратегия перспектив. – М., 1998/
7. Абдулатипов Р.Г. «Федеративный договор предотвратил распад России». Парламентская газета. № 939 от 28 марта 2002 года.
7. Валентей С.Д. Федерализм: российская история и российская реальность. – М., 1998.
8. Федерализм. Энциклопедический словарь. – М., 1997.
10. Шахрай С.М. Актуальные проблемы российского федерализма. // Власть. – 1995. – № 8.
11. Шахрай С.М. Федерализм и конституционное правосудие (проблемы теории, методологии, практики). Автореф. дисс. … докт. юрид. наук. – СПб., 2001.
12. Умнова И. А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 1998.
[1] Единая конституционная система Российской Федерации. М., 1994.С. 13.
[2] Единая конституционная система Российской Федерации. М., 1994.С. 18
[3] Преамбула Федеративного договора
[4] Абдулатипов Р.Г. «Федеративный договор предотвратил распад России». Парламентская газета. № 939 от 28 марта 2002 года.
[5] Умнова И. А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 1998. С. 65—70.
[6] Российская газета. 1993. 5 авг.
[7] Умнова И. А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 1998. С. 71.
[8] Единая конституционная система Российской Федерации. М., 1994.С. 19
[9] Российские вести. 1993 . 13 июля
[10] Национальная политика России: история и современность. М.,1997, с. 408
[11] Комментарий Анны Козыревой «Только все вместе мы и есть Россия» Российская газета, 13.02.99