Федерация: договор о разграничении предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 09:43, курсовая работа

Краткое описание

Мировой опыт государственного строительства решает вопрос распределения власти между федерацией и ее составными частями путем закрепления в конституциях федеративных государств и в договорах участников федерации разграничения предметов ведения и полномочий по осуществлению власти между федерацией и ее составными частями. При этом под предметами ведения понимаются сферы общественных отношений и деятельности органов федеративного государства и входящих в него образований по правовому регулированию и осуществлению другой деятельности, а под полномочиями - их права и обязанности по осуществлению определенных ими мер по предметам, отнесенным к их ведению.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3


I.ФЕДЕРАТИВНЫЙ ДОГОВОР ОТ 31 МАРТА 1992 ГОДА .
1. Предпосылки и работа по подготовке подписания Федеративного договора 5

2. Проблема реализации Федеративного договора 10

3. Сравнительный анализ полномочий субъектов по Федеративному договору 16
4. Федеративный договор и Конституция РФ 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ТГП.doc

— 106.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Заложенное в договоре неравноправие его участников могло послужить основой для противоречивых оценок самого договора. Договор должен был способствовать федерализации государства, однако на деле он лишь обозначил тенденцию к последующей федерализации России. Принятие Федеративного договора явилось отражением процессов распада в 1990-91 гг. единого союзного государства и дезинтеграционных процессов в конституировавшейся как независимое суверенное государство Российской Федерации

Все вышеприведенные факты говорят о том, что Федеративный договор не решил поставленных при создании этого документа задач. С одной стороны, он не устранил центробежные тенденции, не предохранил государство от угрозы распада. С другой стороны, он усилил противоречия между разными уровнями субъектов федерации, породил новые проблемы в их взаимоотношениях друг с другом и с центром. Договор имел сугубо политическое значение: решая сиюминутные проблемы, он не решал проблемы стратегии развития государства. Эта ситуация привела к необходимости создания нового юридического документа, который бы на иных основах выстраивал взаимоотношения федерации и ее субъектов.

Договор должен был, таким образом, способствовать сохранению единства государства и его сплочению на базе признававшихся всеми участниками договора принципов территориального строительства; в том числе и на основе перехода от декларативной к реальной федерации.

Однако заложенные в договоре противоречия между уровнем полномочий различных групп участников не позволили реализовать интеграционные тенденции, что вызвало необходимость  перейти к новому этапу урегулирования противоречий в территориальном устройстве и управлении Российской Федерации.

Тем не менее, подписание договоров между Федерацией в целом и субъектами - перспективный путь разрешения противоречий. Сегодня наша Федерация - конституционная, и это бесспорно. Но мы используем и договоры именно для того, чтобы снимать возникающие противоречия. Процесс подписания договоров нужно продолжить, но, как отмечал председатель Правительства Евгений Примаков, сначала следует провести как бы некий обзор их, чтобы выяснить: какие положения ослабляют, а какие усиливают наше единство?

     Подписывая подобные договоры, стало возможным отрегулировать и закрепленное в Конституции РФ равноправие субъектов Федерации. В результате заключения многих подобных договоров края и области, населенные преимущественно русскими, смогли исправить диспропорции в социально-экономическом развитии.

     Многие до сих пор считают, что в новой России национальные республики получили гораздо больше прав, чем края и области. Это неверно, считает министр, у республик и в советское время были свои гербы, свои гимны, они обладали большой самостоятельностью. Сегодня больше прав получили края и области. Главное, что нужно теперь, - сделать, чтобы уровень социально-экономического обеспечения граждан был единым по всей России. Человек должен чувствовать себя защищенным, независимо от того, где он живет, - в Поволжье, на Сахалине или в Сибири.

     Нет такой национальной самобытности, которая бы мешала соблюдению Конституции РФ. А потому все мы должны опираться только на закон, а не на политические эмоции.[11]  

   

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.Нормативные правовые источники

1.Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993г.

              2. Федеративный договор: Документы. Комментарий. – М., 1992.

              3. Постановление  Президиума Верховного Совета РСФСР  «О федеративном договоре» от 17.07.1990 года. http://www.lawmix.ru/docs_cccp.php?id=884.

 

2. Специальная литература

              1. Абдулатипов Р.Г. Федералогия.  Учебн. пособие. Спб, Питер, 2004 .

5. Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. – М., 2000.

6. Абдулатипов Р.Г. Федеративный договор и перспективы нашей федерации // Российский федерализм: опыт становления и стратегия перспектив. – М., 1998/

7. Абдулатипов Р.Г. «Федеративный договор предотвратил распад России».  Парламентская газета. № 939 от 28 марта 2002 года.

7. Валентей С.Д. Федерализм: российская история и российская реальность. – М., 1998.

8. Федерализм. Энциклопедический словарь. – М., 1997.

10. Шахрай С.М. Актуальные проблемы российского федерализма. // Власть. – 1995. – № 8.

              11. Шахрай С.М. Федерализм и конституционное правосудие (проблемы теории, методологии, практики). Автореф. дисс. … докт. юрид. наук. – СПб., 2001.

               12. Умнова И. А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 1998.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



[1]              Единая конституционная система Российской Федерации. М., 1994.С. 13.

 

[2]              Единая конституционная система Российской Федерации. М., 1994.С. 18

[3]              Преамбула Федеративного договора

[4]              Абдулатипов Р.Г. «Федеративный договор предотвратил распад России».  Парламентская газета. № 939 от 28 марта 2002 года.

 

[5]              Умнова И. А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 1998. С. 65—70.

 

[6]              Российская газета. 1993. 5 авг.

[7]              Умнова И. А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 1998. С. 71.

 

[8]              Единая конституционная система Российской Федерации. М., 1994.С. 19

[9]                Российские вести. 1993 . 13 июля

[10]              Национальная политика России: история и современность. М.,1997, с. 408

[11]              Комментарий Анны Козыревой   «Только все вместе мы и есть Россия» Российская газета, 13.02.99

 


Информация о работе Федерация: договор о разграничении предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами