Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 20:52, курсовая работа
Конституция РФ 1993 года ввела новый для российского конституционализма термин – права и свободы "человека и гражданина" В чем суть этой формулы и чем отличаются права и свободы человека от прав и свобод гражданина. В юридической науке наибольшее признание получила концепция о том, что права человека обусловлены естественными правами, а гражданина – позитивными Исходными являются права человека, которые присущи каждому от рождения и не зависят от наличия гражданства той или иной страны.
Введение 3
Глава 1. Формирование системы прав и свобод. 5
Глава 2. Общая характеристика прав, свобод и обязанностей гражданина: современный подход. 16
Глава 3. Основания юридического ограничения прав и свобод человека и гражданина 21
Заключение 30
Правовые нормы, закрепляющие
основы правового статуса личности,
тесно связаны с другими
Глава 3. Основания юридического ограничения прав и свобод человека и гражданина
Поскольку права и свободы
реализуются в обществе, что нередко
требует сотрудничества людей, то это
обстоятельство обусловливает неизбежность
определенных ограничений прав и
свобод. Ограничения диктуются прежде
всего необходимостью уважения таких
же прав и свобод других граждан, недопущения
произвольного обращения с
Ограничения прав человека – это установленные государством пределы, в рамках которых человек может реализовать свои права и свободы.
На конституционном уровне устанавливается запрет на издание в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина.
Согласно Ст.8 Конституции РФ права и свободы граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации может быть ограничено:
– в пограничной полосе;
– в закрытых военных городках;
– в закрытых административно-
– в зонах экологического бедствия;
– на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;
– на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.
Действия или бездействие
государственных и иных органов,
предприятий, учреждений, организаций,
должностных лиц и иных юридических
и физических лиц, затрагивающие
право граждан Российской Федерации
на свободу передвижения, выбор места
пребывания и жительства в пределах
Российской Федерации, могут быть обжалованы
гражданами в вышестоящий в порядке
подчиненности орган, вышестоящему
в порядке подчиненности
Определение границ допустимого
ограничения основных прав и свобод
в силу содержащейся в Конституции
РФ отсылки к федеральному закону
относится к полномочиям только
федерального законодателя, однако и
он не свободен в своих решениях.
Соответствие этих границ установленным
Конституцией РФ критериям может
быть предметом судебной проверки,
имея при этом в виду, что такие
ограничения должны быть соразмерны
конституционным целям
Ограничения прав и свобод
человека и гражданина со стороны
российского государства
Отсюда следуют два
принципиальных требования: ограничения
прав и свобод граждан допустимы
только в том случае и в той
мере, в каких они: 1) предусмотрены
законом конкретного
В том случае, когда обстоятельства
требуют более жестких подходов
к ограничению прав и свобод человека,
необходимо вносить соответствующие
поправки в Конституцию. Наличествуют
ли такие обстоятельства в настоящее
время? Решая данный вопрос, отметим,
что, вероятно, можно было бы вести
речь о внесении антитеррористических
поправок, тем более что общественное
мнение при сложившейся в настоящее
время в стране ситуации, возможно,
поддержало бы такие нововведения.
Очевидно, можно говорить и о возможности
проведения таких поправок через
парламент. Однако решать данный вопрос,
безусловно, нужно очень осторожно,
ибо любое изменение
Определяя критерии ограничения прав человека, необходимо исходить из следующих принципиальных позиций:
1) форма ограничения прав человека – федеральный закон;
2) цель ограничения прав
человека – общественная
3) критерий ограничения
прав человека – крайняя
4) общий характер таких
ограничений – ограничения не
носят персонифицированной
5) соблюдение общепризнанных
международных норм и
6) разумная достаточность
мер государственного
7) соразмерность ограничения
прав, свобод и цели, во имя
которой ограничиваются права,
– безопасность всех
8) установленные ограничения
должны быть четко
В международной практике считается общепризнанным ограничение прав и свобод в условиях чрезвычайного и военного положения, которые можно отнести к особым государственно-правовым режимам функционирования государства.
В Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30.05.2001 № З-ФКЗ "О чрезвычайном положении" чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных |\iep. К таким обстоятельствам закон относит:
– попытки насильственного изменения конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовку и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
– чрезвычайные ситуации природного
и техногенного характера, чрезвычайные
экологические ситуации, в том
числе эпидемии и эпизоотии, возникшие
в результате аварий, опасных природных
явлений, катастроф, стихийных и
иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь)
человеческие жертвы, нанесение ущерба
здоровью людей и окружающей среде,
значительные материальные потери и
нарушение условий
Здесь учтены события как
зависящие от людей, так и происходящие
помимо их воли. Именно при наступлении
данных событий и возникает
В связи с тем, что введение
чрезвычайного положения
Национальное конституционное законодательство всех стран разрешает Президенту РФ временно ограничить или приостановить реализацию ряда политических и гражданских прав и свобод для целей восстановления конституционного правопорядка. Однако и Конституция РФ, и международные договоры с участием Российской Федерации запрещают в любых ситуациях посягать на ряд специально указанных прав и свобод.
Статья 56 Конституции РФ допускает,
что "в условиях чрезвычайного
положения для обеспечения
Еще большему риску подвергаются права и свободы человека в период войны. Конкретизация порядка введения данного вида особого положения содержится в Федеральном конституционном законе от 30.01.2002 № 1-ФКЗ "О военном положении". В Федеральном конституционном законе "О военном положении" под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории РФ или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией РФ Президентом России в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии (ст. 1).
Актами агрессии против Российской Федерации независимо от объявления иностранным государством (группой государств) войны Российской Федерации признаются:
1) вторжение или нападение
вооруженных сил иностранного
государства (группы
2) бомбардировка вооруженными
силами иностранного
3) блокада портов или
берегов РФ вооруженными
4) нападение вооруженных
сил иностранного государства
(группы государств) на Вооруженные
силы РФ или другие войска
независимо от места их
5) действия иностранного
государства (группы
6) засылка иностранным
государством (группой государств)
или от имени иностранного
государства (группы
Данный подход к определению агрессии согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права.
Применительно к правам человека
Федеральный закон "Об обороне"
определяет военное положение как
особый правовой режим деятельности
органов государственной
Кроме ограничений прав человека,
в период военного положения на граждан
могут быть наложены дополнительные
обязанности: выполнять требования
федеральных органов