Демократия и государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 20:52, курсовая работа

Краткое описание

Конституция РФ 1993 года ввела новый для российского конституционализма термин – права и свободы "человека и гражданина" В чем суть этой формулы и чем отличаются права и свободы человека от прав и свобод гражданина. В юридической науке наибольшее признание получила концепция о том, что права человека обусловлены естественными правами, а гражданина – позитивными Исходными являются права человека, которые присущи каждому от рождения и не зависят от наличия гражданства той или иной страны.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Формирование системы прав и свобод. 5
Глава 2. Общая характеристика прав, свобод и обязанностей гражданина: современный подход. 16
Глава 3. Основания юридического ограничения прав и свобод человека и гражданина 21
Заключение 30

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 44.93 Кб (Скачать)

Правовые нормы, закрепляющие основы правового статуса личности, тесно связаны с другими конституционно-правовыми  институтами, причем эта связь взаимная. Формирование, принципы деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления основываются на основных началах статуса  человека и гражданина и, в свою очередь, содержат соответствующие конкретные гарантии их реализации.

Глава 3. Основания  юридического ограничения прав и  свобод человека и гражданина

Поскольку права и свободы  реализуются в обществе, что нередко  требует сотрудничества людей, то это  обстоятельство обусловливает неизбежность определенных ограничений прав и  свобод. Ограничения диктуются прежде всего необходимостью уважения таких  же прав и свобод других граждан, недопущения  произвольного обращения с ними, а также необходимостью нормального  функционирования общества и государства Это согласуется с рядом важнейших международных документов. Всеобщая Декларация прав человека говорит о том, что какие бы то ни были ограничения прав и свобод отдельной личности могут быть "установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе".

Ограничения прав человека –  это установленные государством пределы, в рамках которых человек  может реализовать свои права  и свободы.

На конституционном уровне устанавливается запрет на издание  в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права  и свободы человека и гражданина.

Согласно Ст.8 Конституции РФ права и свободы граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации может быть ограничено:

– в пограничной полосе;

– в закрытых военных городках;

– в закрытых административно-территориальных  образованиях;

– в зонах экологического бедствия;

– на отдельных территориях  и в населенных пунктах, где в  случае опасности распространения  инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей  введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной  деятельности;

– на территориях, где введено  чрезвычайное или военное положение.

Действия или бездействие  государственных и иных органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и иных юридических  и физических лиц, затрагивающие  право граждан Российской Федерации  на свободу передвижения, выбор места  пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, могут быть обжалованы гражданами в вышестоящий в порядке  подчиненности орган, вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо непосредственно в суд.

Определение границ допустимого  ограничения основных прав и свобод в силу содержащейся в Конституции  РФ отсылки к федеральному закону относится к полномочиям только федерального законодателя, однако и  он не свободен в своих решениях. Соответствие этих границ установленным  Конституцией РФ критериям может  быть предметом судебной проверки, имея при этом в виду, что такие  ограничения должны быть соразмерны конституционным целям ограничений  и соответствовать характеру  и природе отношений государства  и гражданина. Нормирующим пределом для законодателя, а также органов  исполнительной и судебной власти является ст. 55 Конституции Российской Федерации.

Ограничения прав и свобод человека и гражданина со стороны  российского государства предполагают решение следующих задач: поддержание  правопорядка; обеспечение личной безопасности; обеспечение внутренней и внешней  безопасности общества и государства; создание благоприятных условий  для экономической деятельности и охраны всех форм собственности; учет минимальных государственных стандартов по основным показателям уровня жизни, культурное развитие граждан.

Отсюда следуют два  принципиальных требования: ограничения  прав и свобод граждан допустимы  только в том случае и в той  мере, в каких они: 1) предусмотрены  законом конкретного государства; 2) соответствуют нормам международного права.

В том случае, когда обстоятельства требуют более жестких подходов к ограничению прав и свобод человека, необходимо вносить соответствующие  поправки в Конституцию. Наличествуют ли такие обстоятельства в настоящее  время? Решая данный вопрос, отметим, что, вероятно, можно было бы вести  речь о внесении антитеррористических поправок, тем более что общественное мнение при сложившейся в настоящее  время в стране ситуации, возможно, поддержало бы такие нововведения. Очевидно, можно говорить и о возможности  проведения таких поправок через  парламент. Однако решать данный вопрос, безусловно, нужно очень осторожно, ибо любое изменение конституционного текста чревато многими политическими  последствиями, в том числе и  на международном уровне.

Определяя критерии ограничения  прав человека, необходимо исходить из следующих принципиальных позиций:

1) форма ограничения прав  человека – федеральный закон;

2) цель ограничения прав  человека – общественная безопасность;

3) критерий ограничения  прав человека – крайняя необходимость,  при соблюдении следующих условий:  наличие реального или возможного  вреда государственным и общественным  интересам; невозможность защиты  правоохраняемых благ иными способами; соразмерность вводимых ограничений; причиняемый вред меньше, чем предотвращаемый вред;

4) общий характер таких  ограничений – ограничения не  носят персонифицированной направленности, их действие распространяется  на каждого;

5) соблюдение общепризнанных  международных норм и принципов  – ограничения прав человека  не должны нарушать обязательства  Российской Федерации по международному  праву;

6) разумная достаточность  мер государственного ограничения  прав – ограничения могут осуществляться  только в той степени, в какой  это требуется, однако в любом  случае не допускается ограничение  фундаментальных прав и свобод  человека и дискриминация на  основе расы, цвета кожи, пола, языка,  религии или социального происхождения;

7) соразмерность ограничения  прав, свобод и цели, во имя  которой ограничиваются права,  – безопасность всех рассматривается  как приоритет по отношению  к соблюдению (гарантированию) определенных  свобод каждого отдельного гражданина (человека).

8) установленные ограничения  должны быть четко сформулированы  и не допускать произвольного  толкования. Норма, ограничивающая  права и свободы, должна ясно  определять пределы ограничений.

В международной практике считается общепризнанным ограничение  прав и свобод в условиях чрезвычайного  и военного положения, которые можно  отнести к особым государственно-правовым режимам функционирования государства.

В Российской Федерации в  соответствии с Федеральным конституционным  законом от 30.05.2001 № З-ФКЗ "О  чрезвычайном положении" чрезвычайное положение вводится лишь при наличии  обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни  и безопасности граждан или конституционному строю РФ и устранение которых  невозможно без применения чрезвычайных |\iep. К таким обстоятельствам закон относит:

– попытки насильственного  изменения конституционного строя  РФ, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовку и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

– чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том  числе эпидемии и эпизоотии, возникшие  в результате аварий, опасных природных  явлений, катастроф, стихийных и  иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей среде, значительные материальные потери и  нарушение условий жизнедеятельности  населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и  других неотложных работ.

Здесь учтены события как  зависящие от людей, так и происходящие помимо их воли. Именно при наступлении  данных событий и возникает чрезвычайное положение. По общепризнанному определению, под чрезвычайным положением понимается конституционно установленное положение, при наличии которого осуществление  государственной власти происходит в чрезвычайном конституционном  порядке.

В связи с тем, что введение чрезвычайного положения повлечет за собой ограничения прав и свобод человека, подходить к его введению нужно осмотрительно.

Национальное конституционное  законодательство всех стран разрешает  Президенту РФ временно ограничить или  приостановить реализацию ряда политических и гражданских прав и свобод для  целей восстановления конституционного правопорядка. Однако и Конституция  РФ, и международные договоры с  участием Российской Федерации запрещают  в любых ситуациях посягать на ряд специально указанных прав и  свобод.

Статья 56 Конституции РФ допускает, что "в условиях чрезвычайного  положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным  конституционным законом могут  устанавливаться отдельные ограничения  прав и свобод с указанием пределов и срока их действия". В то же время ч. 3 этой же статьи Конституции запрещает в любых ситуациях, в том числе в условиях чрезвычайного положения, ограничивать права и свободы, предусмотренные ст. 20 (право на жизнь), ст. 21 (право на сохранение достоинства личности), ст. 23, 24 (право на неприкосновенность частной жизни и право доступа к документам и материалам, затрагивающим права и свободы личности), ст. 28 (свобода совести и вероисповедания). В условиях чрезвычайного положения ни Президент РФ, ни любой другой орган государства не могут посягать на такие права, как право на судебную защиту; право на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ст. 46) и ряд иных прав, направленных на защиту личности обвиняемого (ст. 47–50).

Еще большему риску подвергаются права и свободы человека в  период войны. Конкретизация порядка  введения данного вида особого положения  содержится в Федеральном конституционном  законе от 30.01.2002 № 1-ФКЗ "О военном  положении". В Федеральном конституционном  законе "О военном положении" под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории РФ или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией РФ Президентом России в случае агрессии против Российской Федерации или  непосредственной угрозы агрессии (ст. 1).

Актами агрессии против Российской Федерации независимо от объявления иностранным государством (группой  государств) войны Российской Федерации  признаются:

1) вторжение или нападение  вооруженных сил иностранного  государства (группы государств) на территорию РФ, любая военная  оккупация территории РФ, являющаяся  результатом такого вторжения  или нападения, либо любая аннексия  территории РФ или ее части  с применением вооруженной силы;

2) бомбардировка вооруженными  силами иностранного государства  (группы государств) территории РФ  или применение любого оружия  иностранным государством (группой  государств) против Российской Федерации;

3) блокада портов или  берегов РФ вооруженными силами  иностранного государства (группы  государств);

4) нападение вооруженных  сил иностранного государства  (группы государств) на Вооруженные  силы РФ или другие войска  независимо от места их дислокации;

5) действия иностранного  государства (группы государств), позволяющего (позволяющих) использовать  свою территорию другому государству  (группе государств) для совершения  акта агрессии против Российской  Федерации;

6) засылка иностранным  государством (группой государств) или от имени иностранного  государства (группы государств) вооруженных банд, групп, иррегулярных  сил или наемников, которые  осуществляют акты применения  вооруженной силы против Российской  Федерации, равносильные указанным  в настоящем пункте актам агрессии.

Данный подход к определению  агрессии согласуется с общепризнанными  принципами и нормами международного права.

Применительно к правам человека Федеральный закон "Об обороне" определяет военное положение как  особый правовой режим деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов  местного самоуправления и организаций, предусматривающего ограничения прав и свобод граждан. Так же как и  чрезвычайное положение, военное положение  вводится указом Президента РФ. Вопрос об утверждении указа Президента РФ о введении военного положения  должен быть рассмотрен Советом Федерации  в течение 48 часов с момента  получения этого указа.

Кроме ограничений прав человека, в период военного положения на граждан  могут быть наложены дополнительные обязанности: выполнять требования федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов военного управления, обеспечивающих режим военного положения, и их должностных лиц и оказывать  содействие таким органам и лицам; участвовать в выполнении работ  для нужд обороны, в ликвидации последствий  применения противником оружия, в  восстановлении поврежденных объектов экономики, систем жизнеобеспечения и  военных объектов, а также в  борьбе с пожарами, эпидемиями и  эпизоотиями, вступать в специальные  формирования.

Информация о работе Демократия и государство