Банкротство градообразующих организаций на примере Луховицкого завода специальных конструкций

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 15:42, реферат

Краткое описание

Под градообразующими организациями в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» понимаются юридические лица, численность работников которых с учетом членов их семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта

Оглавление

Глава 1. Особенности банкротства градообразующих организаций 3
1.1. Правовой статус градообразующих организаций 3
1.2. Роль и значение института поручительства в банкротстве градообразующих предприятий 8
Глава 2. Анализ банкротства градообразующих организаций (на примере Луховицкого завода специальных конструкций) 22

Файлы: 1 файл

АУ-реферат!5 курс.docx

— 49.90 Кб (Скачать)

В отношении отдельных категорий  должников процедура внешнего управления не подлежит применению. К таким  должникам относятся: граждане, в  том числе индивидуальные предприниматели  кредитные организаций, ликвидируемый  должник, отсутствующий должник.

       Не применяется процедура внешнего управления также при добровольном объявлении должника о своем банкротстве.

       Данная процедура вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов (ст. 68 закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Вместе с тем, устанавливая, что  решение о введении внешнего управления принимается собранием кредиторов, Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» допускает в ряде случаев возможность введения данной процедуры по инициативе арбитражного суда. Причем арбитражный суд при  определенных условиях имеет право  пойти вразрез с решением собрания кредиторов. В частности, когда имеются  достаточные основания полагать, что решение первого собрания кредиторов об обращении в арбитражный  суд с ходатайством о признании  должника банкротом и об открытии конкурсного производства принято в ущерб большинству кредиторов и установлена реальная возможность восстановления платежеспособности должника (п. 3 ст. 67 вышеназванного закона).

       Одним из наиболее привлекательных для должника условий внешнего управления является введение моратория на удовлетворение требований кредиторов.

      По действующему законодательству мораторий на удовлетворение требований кредиторов означает не только приостановление исполнения судебных решений и иных исполнительных документов о взыскании с должника задолженности, возникшей по обязательствам, срок исполнения по которым наступил до введения внешнего управления. В этот период также не начисляются неустойки (штрафы, пени) по денежным обязательствам и финансовые (экономические) санкции по обязательным платежам, проценты за пользование чужими денежными средствами. Вместо этого на основании ст. 395 ГК РФ начисляются проценты в размере учетной ставки банковского процента.

      Однако следует учесть, что мораторий не распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения по которым наступил после введения внешнего управления, а также на требования кредиторов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью. Последнее положение направлено, в основном, на обеспечение прав и интересов работника должника.

      Что касается правила о нераспространении моратория на денежные обязательства, срок исполнения по которым наступил после введения внешнего управления, оно исходит из того, что внешнему управляющему предоставлено право на отказ от исполнения денежных обязательств должника. Перечень обстоятельств, при которых такой отказ допускается, не является исчерпывающим и предоставляет достаточно широкие возможности для принятия внешним управляющим необходимого решения. Практически управляющий может отказаться от исполнения любого договора, заключенного до введения внешнего управления, если докажет, что исполнение данного договора препятствует восстановлению платежеспособности (ст. 77 закона «О несостоятельности (банкротстве)»). Такая формулировка явно указывает, что законодатель в данном случае признает приоритет интересов должника, заключающихся в восстановлении платежеспособности, перед интересами отдельных кредиторов.

      Внешнее управление включает в себя комплекс различных мероприятий как финансово-экономического, так и организационного характера. В рамках внешнего управления может осуществляться, к примеру, продажа предприятия (бизнеса) должника, части имущества должника, уступка прав требования должника и т.п.

      Необходимо иметь в виду, что новый Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», сохранив единственную восстановительную процедуру, проводимую в форме внешнего управления, сделал неизбежным отстранение органов управления должника от руководства организацией-должником. Внешний управляющий в отличие от временного полностью заменяет руководителя должника, поскольку к нему переходят полномочия всех органов управления юридического лица, в том числе полномочия по распоряжению имуществом, за исключением крупных сделок, стоимость которых превышает 20% балансовой стоимости активов и которые внешний управляющий вправе заключать только с согласия собрания (комитета) кредиторов, если иное не предусмотрено одобренным ими планом внешнего управления.

Правовым последствием принятия арбитражным  судом решения о признании  должника банкротом является открытие конкурсного производства.

      Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному арбитражным судом банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

      Эта процедура, как и внешнее управление, не является новацией в законе. Однако Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» достаточно четко закрепляет особенности конкурсного производства по сравнению с прежним законодательством. Это касается, во-первых, правовых последствий открытия конкурсного производства, во-вторых, непосредственных действий конкурсного управляющего в процессе данной процедуры и, наконец, в-третьих, очередности удовлетворения требований кредиторов.

       Открытие конкурсного производства означает прекращение начисления неустоек (штрафов, пени), финансовых санкций и процентов по всем видам задолженности должника, снятие всех ранее наложенных арестов на имущество должника и иных ограничений по распоряжению этим имуществом, предъявление всех требований к должнику только в рамках конкурсного производства, наступление срока исполнения всех денежных обязательств и отсроченных обязательных платежей должника и др. С моментом открытия конкурсного производства законодатель связывает наступление срока исполнения денежных обязательств. Что касается обязательных платежей, то при открытии конкурсного производства речь идет лишь об отсроченных ранее обязательных платежах.

        Для осуществления конкурсного производства арбитражный суд назначает конкурсного управляющего, к которому переходят все полномочия по управлению делами должника, в том числе по распоряжению имуществом должника.

       Полномочия конкурсного управляющего включают в себя полномочия органов управления должника, которые направлены на поддержание деятельности должника в этот период (к примеру, оценка и инвентаризация имущества должника, уведомление работников должника о предстоящем увольнении и т.д.), а также полномочия, специфические именно для конкурсного управляющего, в частности, касающиеся аккумулирования имущества должника и формирования конкурсной массы в целях продажи имущества и расчета с кредиторами. [8,94]

      Конкурсный управляющий может предпринимать любые меры, направленные на возврат имущества должника: предъявлять иски о признании недействительными сделок, совершенных должником (ст. 166--181 ГК), об истребовании имущества должника у третьих лиц и т.д.

      Требования кредиторов удовлетворяются в порядке очередности, установленной соответствующими положениями ГК РФ (ст. 64). Вместе с тем следует отметить, что вне очереди покрываются задолженность в бюджет и внебюджетные фонды, судебные расходы, требования кредиторов по обязательствам должника, возникшим в ходе наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства (речь идет, к примеру, о договорах, заключенных после возбуждения дела о банкротстве).

      Процедура конкурсного производства считается завершенной после продажи имущества должника, окончания расчетов с кредиторами и составления отчета конкурсным управляющим.

      Мировое соглашение состоит в заключении должником и кредиторами на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве добровольного соглашения об улаживании имущественного спора на определенных ими условиях.

      Заключение мирового соглашения, предусматривающего отсрочку или рассрочку исполнения обязательства, уступку прав требований должника, исполнение обязательств должника третьими лицами, скидку с долгов и т.п., безусловно, наиболее желательный для должника способ окончания дела о банкротстве.

       Основным обязательным условием утверждения арбитражным судом мирового соглашения является предварительное погашение должником задолженности перед кредиторами I и II очередей: по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью; по расчетам по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ БАНКРОТСТВА ГРАДООБРАЗУЮЩИХ  ОРГАНИЗАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ ЛУХОВИЦКОГО  ЗАВОДА СПЕЦИАЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ)

Луховицкий  завод специальных конструкций — предприятие оборонного комплекса с типичной для переходной России судьбой. Неудачная приватизация: 51% акций передано трудовому коллективу, остальные - областным и федеральным структурам. Неудачная конверсия и диверсификация: средства, которые были выделены для освоения нового производства мягкой мебели, были использованы на погашение заработной платы. Уникальное оборудование японского производства использовалось для изготовления гаражных ворот и оградок, причем из дорогостоящих материалов, поэтому себестоимость ворот могла намного превышать стоимость всего гаража.

Профильная продукция завода —  контейнеры для шумоглушения, используемые при испытании авиационных двигателей, — не приносила прибылей, т. к. на тот момент состояние авиастроения было уже плачевным, и спрос на контейнеры потерял актуальность на долгие годы.

Параллельно на предприятии велась деревообработка, рассчитанная на производство тары для транспортировки самолетов. Деревообрабатывающее оборудование можно было бы использовать для изготовления евровагонки, погонажных и столярных изделий, но его физический и моральный износ делал продукцию неконкурентоспособной из-за высокой себестоимости. Попытки превратить предприятие в "субъект рыночных отношений" сделали его банкротом. Это предприятие вынуждено было пройти процедуры внешнего управления и конкурсного производства.

В отношении Луховицкого завода специальных конструкций определением арбитражного суда  Московской области введена процедура наблюдения. Наблюдение осуществляет, назначенный арбитражным судом, временный управляющий Семен Блинник.

В ходе наблюдения стало очевидным, что  завод не имеет ни грамотного менеджмента, ни заказов. Деревообработки как таковой не было, оба металлообрабатывающих пресса не работали. Большая часть оборудования находилась в негодном состоянии - завод с 1994 года не отапливался. С этого же времени люди не получали зарплату. Для запуска производства требовалось около $100 000, это без расходов на подведение газа. В результате проведенного анализа финансового состояния должника выявлено, что общая кредиторская задолженность без пеней составляла 7,4 млн руб. , с пенями 18 млн руб.

Временным управляющим было проведено первое собрание кредиторов, на котором был поставлен вопрос о введении внешнего управления. Наблюдение было прекращено после вынесения арбитражным судом Московской области решения о введении на Луховицком заводе специальных конструкций внешнего управления.

В августе 1998 г. на предприятии введено  внешнее управление.

Внешнее управление далеко не часто  дает положительный результат, а  напротив, может создать ситуацию, когда предприятие еще больше увязнет в долгах. Поэтому внешний  управляющий должен отдавать себе отчет  в том, чтобы использовать наиболее экономичные и оптимальные средства.

Чтобы начать деревообработку, необходимо было полностью сменить оборудование. В этих условиях внешний управляющий  принял решение о создании на базе завода двух акционерных обществ, куда были переданы активы. В "Феррум" были переданы активы, задействованные в производстве шумоглушителей, в "ДОК" - связанные с деревообработкой. Оба предприятия были зарегистрированы в Луховицком районе, что полностью удовлетворяло интересы областной и районной администраций.

Создание новых предприятий  позволило заключить договор  под фактические объемы потребления". "Феррум" был продан за 2,1 млн  руб. , "ДОК" - за 2,4 млн. руб.

В ходе внешнего управления выполнена главная задача - сохранение рабочих мест на находившемся в глубоком кризисе уникальном предприятии. На месте завода-банкрота созданы два жизнеспособных АО, которые скорее всего и станут покупателями нереализованной инфраструктуры завода.

На Луховицком заводе специальных конструкций завершилось внешнее управление. Внешнему управляющему Семену Блиннику не удалось восстановить платежеспособность предприятия. Комитет кредиторов принял решение ходатайствовать перед судом о назначении конкурсным управляющим того же Семена Блинника.

Предприятие «Феррум» было образовано в результате реорганизации «Луховицкого завода специальных конструкций» в 1999 году. Генеральным директором ООО «Феррум»  назначен Голованов Андрей Борисович. Новый собственник навел порядок в цехах, там забурлила жизнь. В коллективе работают 175 человек. Сохранена база для производства контейнеров шумопонижения. Капитальный ремонт старого оборудования и введение в эксплуатацию нового оборудования позволили не только развить и улучшить имеющиеся технологии, но и запустить новое серийное производство по выпуску металлической производственной мебели.

Сегодня «Феррум» - это одно из успешно  развивающихся производств района. Это современное, хорошо оснащенное предприятие, с высоким уровнем  производительности труда и творческим потенциалом. Сегодня вся Россия знает изделия с маркой «Ferrum». Этому способствует широкая дилерская сеть, сотни партнеров по всей стране. Предприятие занимает лидирующие позиции на рынке мебели из металла.

Информация о работе Банкротство градообразующих организаций на примере Луховицкого завода специальных конструкций