Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 21:04, контрольная работа
Безусловно, что развитие английской государственности в XVIII-XIX веках, связано со «Славной революцией» 1688 года.
Главным изменением в государственном устройстве и режиме правления после революции 1688 года стало перемещение значительных властных полномочий от короны к палате общин и «усиление зависимости королевской власти от парламентской».
1. Развитие английской государственности в ХУШ - XIX веках…….3
2. Задача 1………………………………………………………………..11
3. Задача 2………………………………………………………………..13
4. Список литературы…………………………………………………...14
1. Развитие английской государственности в ХУШ - XIX веках…….3
2. Задача 1………………………………………………………………..11
3. Задача 2………………………………………………………………..13
4. Список литературы…………………………………
Безусловно, что развитие английской государственности в XVIII-XIX веках, связано со «Славной революцией» 1688 года.
Главным изменением в государственном устройстве и режиме правления после революции 1688 года стало перемещение значительных властных полномочий от короны к палате общин и «усиление зависимости королевской власти от парламентской». [1,стр.416]
Особенностью этих изменений стало то, что они не были, как правило, оформлены какими-либо новыми конституционными актами, а сложились в процессе политической практики как результат соперничества двух партий за право формировать «правительство его величества».
Важнейшим политическим результатом «Славной революции» 1688 года стало утверждение в Англии конституционной монархии, получившей закрепление в двух актах парламента: Билле о правах 1689 года и Акте об устроении 1701 года.
Особое значение имело принятие Билля о правах 1689 года. Данный документ определил положение парламента в системе государственных органов.
Он провозгласил незаконным: приостановление действия законов или их исполнения без согласия парламента; взимание налогов и сборов в пользу короны без согласия парламента; содержать постоянную армию в мирное время дозволялось только с его санкции.
Билль установил «свободу слова и прений в парламенте, свободу выборов в парламент, право обращения подданных с петицией к королю. Также он содержал специальное указание о том, что парламент должен созываться достаточно часто. Впоследствии это положение было уточнено, и срок полномочий парламента был определен сначала в 3 года, а затем - 7 лет». [3,стр.67]
Престолонаследие, согласно акту 1701 года, определялось в Англии по кастильской системе, в соответствие, с которой трон передавался старшему сыну умершего или отрекшегося от престола монарха, а при отсутствии сыновей –старшей дочери.
В Акте закреплялось, что «никакое лицо, которое впоследствии вступит в обладание английской короной, не будет выезжать из английских, шотландских или ирландских владений без согласия на то парламента». Лица, вступившие на английский трон, обязаны были присоединиться к англиканской церкви. Дальнейшее ограничение королевской прерогативы выразилось в том, что «судьи, назначаемые короной, могли оставаться на своих постах, «пока ведут себя хорошо», и отстранялись от должности только по представлению обеих палат парламента. Чтобы уменьшить влияние короны на деятельность палаты, запрещалось совмещение членства в палате общин с занятием должности королевского министра». [5,стр.40-41] Но это положение было вскоре отменено.
Акт предусмотрел правило, согласно которому все акты исполнительной власти, помимо подписи короля, нуждались в подписи соответствующих королевских министров (контрасигнатура), по совету и с согласия которых они приняты. Основным установлением было лишение короля права помилования своих министров, осужденных парламентом в порядке импичмента. Король сохранял право абсолютного вето в отношении законопроектов, прошедших через парламент, безраздельное право на формирование своего правительства и осуществление с его помощью своей политики.
Никакой ответственности перед парламентом король не нес, как не несли политической ответственности ни Правительство Его Величества, ни так называемый кабинет, который выделился из Тайного совета в составе коллегии из 5-7 наиболее важных министров-советников короля.
Принятие данных актов, действующих и ныне в Великобритании, являющихся основой неписанной конституции привели к тому, что английский монарх, продолжая оставаться главой государства, постепенно превратился лишь в номинального главу исполнительной власти.
Право короля отвергать законы, принятые парламентом (абсолютное вето), перестало применяться с 1707 года. Король Георг I , не знавший английского языка, фактически перестал являться на заседания кабинета, что повлекло за собой важные политические последствия. Прежде всего, это способствовало сосредоточению функций по руководству кабинетом в руках его премьер-министра. Кабинет стал действовать от имени «Его Величества», но практически самостоятельно. Положение монарха в дальнейшем было определено правилом, гласившим, что «король царствует, но не управляет». При этом изменились отношения кабинета и парламента. Первым шагом к возникновению новой системы взаимоотношений кабинета и парламента были акты 1705- 1707 гг. о должностях, которые, отменив соответствующие положения Акта 1701 г., открыли министрам возможность избираться в нижнюю палату парламента и тем самым представлять в ней кабинет.
В 1708-1715 года постепенно закрепляется принцип формирования кабинета на однопартийной (тори или виги), а не на смешанной основе. В 1721 году Георг I был принужден палатой общин поручить формирование кабинета лидеру вигов Вальполу, который находился у власти 22 года. Роберт Вальпол, искусный финансист и не менее талантливый парламентский политик из партии вигов, закончил свою политическую карьеру неожиданным маневром — уходом в отставку в 1741 г. после того, как ему пришлось осознать реальную невозможность управлять страной без доверия и поддержки парламента.
Фактически в это время зародилась ныне действующая политическая система Великобритании, когда имеющая большинство в парламенте партия формирует кабинет, а другая создаёт в парламенте организованную оппозицию и так называемый «теневой кабинет». В конце XVIII века начинают устанавливаться еще два важных правила. В случае утраты кабинетом доверия парламента он либо уходил в отставку в полном составе (солидарная ответственность), либо мог распустить палату общин и назначить новые выборы. При этом впервые коллективная отставка кабинета произошла в 1782 году из-за проигрыша Британией войны с американскими колониями, а первый роспуск нижней палаты кабинетом - в 1784 году. Первый роспуск парламента, совершенный в интересах кабинета, которому угрожала отставка, произошел при консерваторах, когда премьер-министром был Питт-младший.
Размежевание сил на две крупные политические группировки, их устойчивое соперничество привели к созданию двухпартийной системы участия в создании и проведении партийно-политического курса и осуществления политической власти. Долгое время это были тори и виги.
Король или королева предоставляла право управления своим министрам и премьер-министру, избираемому из числа членов той партии, которая располагала большинством в парламенте. Если правительство теряло доверие парламента, то монарх назначал новые выборы, для того, чтобы получить возможность избрать новый кабинет министров.
Развитие парламентарной монархии сопровождалось перестройкой аппарата управления в центре и на местах. При этом произошли изменения в государственном устройстве страны.
После оформления уний с Шотландией (1707) и Ирландией (1801) английский парламент распространил свою власть на всю территорию Британских островов. Данные регионы получили определенное количество мест для своих депутатов в британском парламенте. Шотландия сохранила собственную правовую и судебную системы, а также пресвитерианскую церковь.
С 1801 года новое государственное образование получило название Соединенное Королевство Великобритании и Ирландии. В 1837 году воцарилась королева Виктория, которая правила до 1901 года. В Великобритании началась викторианская эпоха, ставшая периодом расцвета Британской империи.
Королева в это время это символ государства. Основную роль в управлении страной играл парламент (состоящий из палаты общин и лордов). Королева имела право вето (запрета) на законы, принимаемые парламентом. Но это право не использовалось. Королева назначала главу кабинета Министров –Премьер-министра.
Но она, как правило, была не свободна, назначая на этот пост лидера партии, имеющей большинство в парламенте. Но иногда оказывалось, что победившая на выборах партия затруднялась с определением своего лидера. В этих случаях королева сама делала выбор.
Виктория порой единолично назначала премьер-министров. Королева назначала и министров, была главным судьей (назначала всех судей), главнокомандующим и главой англиканской церкви в Англии и пресвитерианской –в Шотландии.
Все акты королевы подлежали утверждению парламентом. При этом ответственность за решения королевы несло правительство. В целом именно в правление Виктории в Англии оформился «законный парламентский режим», существующий до сих пор.
Уже с 40 годов 19 века палата общин получила право не только контролировать правительство, но и смещать его. Особое значение имели избирательные реформы, которые проводились под влиянием возрастающего политического протеста, против старой избирательной системы. В ходе реформы 1832 года, как и последовавших за ней в течение XIX в. еще двух реформ, были осуществлены перемены в двух направлениях: произведено перераспределение избирательных округов и расширен круг самих избирателей. Были лишены представительства 56 местечек, сокращены квоты еще 30 местечкам. Высвобожденные таким образом 146 мест были переданы в пользу городов графств и регионов Шотландии, Ирландии и Уэльса. За счет изменения избирательного ценза был увеличен на треть корпус избирателей. «В графствах избирателями стали собственники и арендаторы земли с доходом 10 фунтов стерлингов в год, в городах - собственники и арендаторы домов и других строений с тем же размером годового дохода». [1,стр.425] Таким образом, главным цензом, делающим возможным участие в политической жизни, стал размер собственности.
В 1835 году в Лондоне возникла ассоциация рабочих, которая выдвинула радикальные требования по дальнейшему реформированию избирательной системы: всеобщее избирательное право для мужчин, тайное голосование, отмена имущественного ценза для кандидатов в депутаты, уравнение избирательных округов, вознаграждение за труд депутатов и ежегодные перевыборы парламента. В поддержку подобных перемен развернулось целое движение, известное под названием чартизм (требования его участников были изложены в виде петиции парламенту о народной хартии прав).
Избирательная реформа 1867 г. наряду с очередным перераспределением депутатских мест предусмотрела дальнейшее расширение избирательного корпуса, необходимое в новых условиях двухпартийного соперничества. Избирательное право в городах было распространено не только на собственников, но и на нанимателей (арендаторов) квартир, если стоимость найма составляла не менее 10 фунтов стерлингов в год.
Это увеличило количество избирателей в городах более чем в два раза. При этом старые партии –тори и виги, уже в 60 годы, стали именоваться консерваторами и либералами. Начиная с 1870 года, они образуют в парламенте два четко разграниченных лагеря, и внедряются в каждый избирательный округ.
В рамках двухпартийности «оппозиция Ее Величества» постепенно создает «теневой кабинет», готовый заменить собой правительство. Либералы более охотно шли на проведение реформ, расширявших влияние буржуазии. Обе партии выступали за колониальные захваты. При этом консерваторы, с 60 годов, признавали реформы.
Выдающимся политиком среди консерваторов был Бенджамен Дизраэли (премьер-министр в 1868 году и с 1874 по 1880 год), а у либералов –лорд Пальмерстон Гладстон (с 1868 года по 1894 года был четырежды премьер-министром Англии).
В конце XIX века была проведена важная реформа судебной системы. Серией актов 1873-1876 годов и 1880 года о Верховном суде и апелляционной юрисдикции было упразднено сложившееся в феодальную эпоху разделение высших судов Англии на суды «общего права» и суды «справедливости». Новая структура высших судов предусматривала использование процессуальных норм и той, и другой из английских «ветвей» прецедентного права.
Созданный вместо прежних центральных судов Верховный суд состоял из двух подразделений: Высокого суда, который в свою очередь подразделялся на отделения (канцелярское, королевской скамьи и другие), и Апелляционного суда по гражданским делам.
Одновременно продолжали существовать суды ассизов, формируемые из судей Высокого суда, а также низшие суды - четвертных сессий, мировые суды и суды графств, учрежденные в середине XIX века для рассмотрения только гражданских дел. Особое место занимал Центральный уголовный суд в Лондоне.
Реформа местного управления, проведенная в Англии в 1835 г., изменила управление только в городах, не затронув графств. Эту задачу выполнила реформа 1888 года заложив основы той системы местного управления, которая сохранялась в Англии в течение последующего столетия. Были созданы однотипные представительные органы - советы - для городов и графств. При этом вся прежняя система графств была пересмотрена, а наиболее крупные города выделялись в самостоятельные графства.
Советам графств были переданы административные полномочия мировых судей. Управление на уровне приходов реформа не изменила, но в 1894 г. был издан закон, который лишал церковно-приходские советы права рассматривать нецерковные дела. Для их решения в приходах создавались приходские собрания, которые могли избирать в крупных населенных пунктах приходские советы.