Агнатское и когнатское родство

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 09:35, контрольная работа

Краткое описание

Семья как элемент социальной организации сообщества проявляется в правовом регулировании в двух качествах: это союз мужчины и женщины и это наличие в семье детей. Для государственного признания семьи оба эти качества существенны и самостоятельны. Но по своему правовому содержанию это различные взаимосвязи, из них следуют различные по своей природе имущественные последствия и обязательства личного и материального свойства.

Оглавление

1.Введение
2.Описание агнатского родства
3.Описание когнатского родства
4заключение
5.Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 35.05 Кб (Скачать)

 

 

1. Введение.

2.     Понятие Римская  семья.  Агнатского и когнатского родство.

3.     Правовая сущность брака.

4.     Заключение и прекращение брака.

5.     Личные и имущественные отношения супругов.

6.     Отношения между родителями и детьми.

7.  Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Введение

Семья как элемент социальной организации сообщества проявляется в правовом регулировании в двух качествах: это союз мужчины и женщины и это наличие в семье детей. Для государственного признания семьи оба эти качества существенны и самостоятельны. Но по своему правовому содержанию это различные взаимосвязи, из них следуют различные по своей природе имущественные последствия и обязательства личного и материального свойства.

 

             Понятие Римская семья. Агнатского и когнатского родство.

 

Юристы классического периода  относили правовой строй римской  семьи к числу специфически римских  правовых институтов. И действительно, только римский гражданин, вступив  в римский брак, мог основать римскую  семью. Основные черты семейного  строя были выражены в семейном праве  с исключительной законченностью и  последовательностью.

В древнейший период в состав римской семьи  кроме ее главы входили жена, дети, жены сыновей, внуки, правнуки. Семья - это не только совокупность свободных лиц, но и рабов, зависимых, имущества, принадлежащих ее главе. Об этом Ульпиан писал: "Мы видели, как понимается термин "familia", а именно - как совокупность вещей и как совокупность людей" .

Глава семьи - домовладыка - обладал широкой личной и имущественной властью в отношении жены и детей: правом жизни и смерти, продажи в рабство и телесных наказаний, изгнания из дома. Он распоряжался семейным имуществом. Против его воли никто не мог ни войти в семью, ни выйти из нее. Только признание отцом новорожденного своим ребенком превращало последнего в члена семьи. Домовладыка был вправе даже выбросить родившегося уродца (в классическом и пост классическом периодах сохранилось право выбрасывать детей, родившихся с деформированными органами и нежизнеспособных .

Первоначально власть главы семьи  над всеми ее членами обозначалась термином manus - буквально "рука". Затем стали говорить о власти над женой и власти над детьми, рожденными в законном браке . Только домовладыка являлся лицом своего права . Другие же члены семьи были лицами чужого права , т.е. лицами, подчиненными. Все они, будучи подчинены власти одного и того же домовладыки, именовались агнатами , то есть родичами по власти. Это означало, что за гражданские правонарушения подвластных отвечал отец. Родство определялось подчинением власти одного и того же домовладыки.

Родственники по крови, не входившие  в состав семьи, в том числе  свободные от власти домовладыки дети, составляли когнатическое родство . Так, сын, получивший самостоятельность, терял прежнее агностическое родство и становился когнатом семьи своего отца. Также и дочь, вышедшая замуж, становилась когнатской своей бывшей семьи, но она, ее дети, приобретали агностическое родство новой семьи - семьи мужа. По мере ослабления патриархальных устоев семьи все большее фактическое и юридическое значение приобретало когнатическое родство.

Домовладыка был вправе манципировать своих подвластных третьим лицам. За гражданские правонарушения сородичей глава семьи мог продать подвластного ему сына и других лиц чужого права. Единственное ограничение, установленное, по преданию, Ромулом и затем подтвержденное XII таблицами, заключалось в том, что отец под страхом лишения отцовской власти не мог продавать подвластного сына более трех раз. Домовладыка имел право наказывать детей, в отношении которых он обладал пра­вом жизни и смерти. Но в период империи право отца убить подвластного сына уже ограничивается. Государственная власть в лице императора стоя­ла на той позиции, что целью наказания, применяемого домовладыкой, должно быть надлежащее воспитание, принуждение к дисциплине, а не что-либо иное.

 

 

 

 

                                      Правовая сущность брака.

Не всякая семья, не всякие родственного характера отношения мужчины  и женщины признавались по римскому праву браком, рождающим правовые последствия и связанным с признаваемыми законом взаимоотношениями участников этого союза. Брак — «союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права». В этом общем понимании, сформулированном классическим юристом Модестином, отразилось подчинение регулирования брачно-семейных связей правовым нормам двоякого происхождения: как проявление требований «человеческого права» брачный союз подчиняется установлениям гражданского права (в равной степени публичного и частного), как проявление требований «божественного права», брачный союз должен отвечать высшим предписующим требованиям морального и религиозного характера, предпосланным человеческого праву. В канонах римской юридической культуры брак не был только частным делом, еще меньше — отношениями только в рамках частного права: люди не властны сами и по собственной прихоти предопределять, каким должен быть брак, чему в нем можно следовать и чего избегать.

Неоднозначное правовое происхождение  института брака в це­лом определило сложность его юридической конструкции в римском пра­ве. Брак характеризуется

(1)    взаимностью, в него  вступают два партне­ра, не имея в виду безусловного равенства при этом;

(2)    состоянием физической  зрелости и наличием определенных  сексуальных качеств партнеров:  не отвечает своему предназначению  и не может рассматриваться  в качестве такового «брак»  между людьми одного пола либо  с неопределенными половыми признаками, а также между партнерами несоответствующего  традиционным представлениям возраста;

(3)    согласием партнера, выраженным  лично или его законным представителем: брак не может и не должен  заключаться по принуждению , равно как вступление в брак не может быть предметом никаких категорических распоряжений или предписаний должностных лиц, публичной власти и т.п.;

(4)    наличием поповой связи  между партнерами в браке: брак, при котором сексуальные отношения  заранее исключаются или стороны  отказываются от таких, не может считаться действительным;

(5)    стремлением партнеров  заключить именно брачный союз: не могут служить предпосылкой  к признанию брака только сексуальные  отношения;

(6)    постоянной совместной  жизнью супругов, или, во всяком  случае, стремлением к таковой: партнеры в браке имеют единое местожительство, ведут общее хозяйство и т.п. Отсутствие любого из означенных условий ставит под сомнение правовой смысл брачного союза, переводит отношения мужчины и женщины в другое качество либо служит основанием для признания брака недействительным.

Правовой предпосылкой для заключения брака было предполагаемое в лице, которое вступало в него. Это право было также различным в зависимости от правового качества партнеров. Правильным браком признавался союз, заключенный мужчиной и женщиной одного правового качества; этот брак заключался в специальных, признанных законами формах, этот брак рождал все предусмотренные правом личного и имущественного характера последствия для супругов. Неправильным браком , или вообще брачным союзом, признавался союз между партнерами разного права (между римлянином и женщиной другого гражданства, между перегринами и т.п.); этот брак рождал все правовые последствия для супругов, но не в соответствии с предписаниями цивильного права. Наконец, брачное сожительство как бы оформлялось, когда супруги не обладали необходимыми личными правовыми качествами для признания их семейного союза правом; необходимо было только то, чтобы это сожительство было постоянно и характеризовалось наличием как бы семейных отношений — последнее отличало брачное сожительство от случайной или временной половой связи , которая при определенных обстоятельствах могла квалифицироваться даже как уголовное преступление.

Для признания их союза правовым браком партнеры-супруги должны были обладать соответствующими личными  и социальными качествами. Не все  вообще лица, предполагалось, могли  заключать браки: несовершеннолетние, безумные, кастраты, рабы исключались  из возможных партнеров по брачному союзу. При всех правовых качествах  брака партнеры должны были находиться в подобающем для заключения брака возрасте: мужчины иметь не менее 14 лет от роду, женщины быть в возрасте, определяемом половой зрелостью , т.е. старше 13 лет (в классическую эпоху —12 лет). До достижения возраста в 60 лет для мужчин и 55— для женщин брак полагался для них обязательно-благожелательным институтом, после наступления старческого возраста заключение брачного союза рассматривалось в качестве предосудительного; в эпоху рецепции римского права заключение брака после 80 лет считалось достаточной причиной для ничтожности этого союза в правовом смысле. Не мог признаваться в качестве брака союз между лицами несоответствующего социального уровня (например, между сенатором и артисткой, между магистратом и женщиной, подпадающей под его должностную власть). При намерении вступить в брак следовало учитывать религиозные различия возможных партнеров: правовой брак может, заключен быть только между лицами единой религии и по правилам одной религиозной процедуры. Кровнородственные связи также были препятствием для заключения брака — правда, в дохристианскую эпоху круг запрещенных для брака степеней был существенно уже, нежели в христианскую.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                Заключение и прекращение брака.

Собственно заключение брака распадается  на два раздельных в своем правовом значении» события: обручение и  собственно брачная церемония. Эти  события могли следовать одно за другим непосредственно по времени, но могли быть, и отдалены друг от друга даже несколькими годами. Обручение обязательно предшествует браку: одновременность делает ничтожными оба события и весь брак в целом. Во время обручения предполагаемые будущие брачные партнеры выражают намерение заключить между ними: брак и, как свидетельство серьезности намерений, обмениваются подарками подобающей социальному уровню партнеров стоимости; обручение может быть совершено и представителями будущих супругов — их родителями, опекунами и т.д. Обмен подарками придавал обручению некий вид частноправовой сделки. Факт обручения, брачные намерения и факт обмена подарками закреплялся специальными письменными документами (в более раннее время — присутствием свидетелей-гостей). Обручение не было еще завершенной процедурой заключения брачного союза: обручение можно было расторгнуть как по взаимному согласию, так и в порядке судебной процедуры как отказ от обязательства. Такое расторжение не считалось разводом и не могло в дальнейшем служить препятствием к заключению других браков партнерами. Однако материальный ущерб, возникший в результате несостоявшегося обручения (расход на прием гостей, подарки и т.п.) должен был возмещаться. Претензии по поводу морального ущерба в связи с несостоявшимся браком не принимались.

Основным моментом собственно заключения брака, рождавшим все предусмотренные  правом последствия личного и  имущественного характера, признавался  увод жены в дом мужа', все другие обрядовые процедуры только символизировали  заключение брака, но не считались формальными  условиями наступления брачных  связей. Привод жены в дом уже создавал основания для последующих возможных имущественных притязаний.  Хотя бы между супругами не последовало никаких сверх того отношений на тот момент собственно, положение о том, рождается ли брак единственно соитием или же стремлением к браку.  Оформилось в дискуссии римских правоведов по поводу действительности брака, вследствие нахождения только в доме мужа, либо необходимо было пребывание в брачной комнате.                                                                                                                                                  Правильный римский брак (в классическую эпоху) мог заключаться в двух специфических формах: обрядовой и неформальной . Первая форма заключения брака предполагала либо религиозную процедуру символического провозглашения брачного союза с последующим его освящением, либо символическую покупку жены от полноправного ее прежнего домовладыки, либо признание брака по истечению давности пребывания жены в доме супруга в течение 1 года без каких-либо претензий со стороны ее родственников; все эти виды были историческими и тесно связанными с сословно-патрицианским браком древнейшей поры. Вторая форма заключения брака предполагала заключение специального брачного соглашения и привод жены в дом мужа. Различия в этих двух формах были существенны для имущественных отношений в семье и для судьбы женщины в случае прекращения брака. В христианскую эпоху заключение брака стало проходить посредством церковной процедуры, но все другие требования к оформлению брачного союза сохранились.

Прекращался брак, заключенный по всем требованиям права, также только по правовым основаниям. Такими были смерть супруга, заявление об отказе от брачного союза — развод, утрата супругом его гражданского правового качества в связи с изменением сословного положения (тем более — утратой  свободы) или изменением гражданства. Римский брак допускал развод супругов (в христианскую эпоху развод постепенно был запрещен, а основания к  прекращению брака определялись уже в преимущественной степени  требованиями церковного права). Оформить развод можно было только в отношении  ранее действительного и прошлого брака, нельзя было требовать развода  в отношении неправового брачного союза либо еще не оформленного должным  образом. Процедура развода зависела от форм заключения брака, но в любом  случае она выражала отказ одного из супругов от продолжения брака  и претензию его на личную и  имущественную самостоятельность. Расторжение брака сопровождалось выяснением причин развода, и виновная сторона несла имущественные санкции в виде потери своего добрачного имущества или штрафов.

Допускался повторный брак, но не ранее истечения 10 месяцев с момента  прекращения предыдущего, причем здесь  не имела значения причина прекращения  прошлого брака. Но требование о 10 месяцах  так­же не было абсолютным и допускало  уменьшение срока «пристойности».

                     Личные и имущественные отношения супругов.

Действительный брачный союз предполагал  взаимные права и обязанности  супругов как личного, так и имущественного характера. Неравенство партнеров  внутри римского брака выражалось в  том, что на жену приходились по преимуществу требования обязательного характера, тогда как мужу предоставлялись  значительные права в отношении  жены.

Жена в правильном браке следовала  сословному и гражданскому положению  своего мужа. Ее внутрисемейный статус был подчиненным: она приравнивалась как бы к дочери, а муж приобретал над нею власть домовладыки. Жена не могла жить одна, реципированное право прямо ввело в обиход требование об обязательности ее следовать местожительству своего мужа. Муж имел право заставить жену жить в своем доме, прибегнув для этого или к насильственным действиям, или к помощи властей. Жена обязывалась к домашним работам, к поддержанию дома в состоянии, отвечающем сословному положению семьи (т.е. ее невыполнение этих требований делало причину развода уважительной и для нее влекущей штрафные последствия). Супруги (и муж в том числе) обязаны были поддерживать нормальные отношения в семье как личного, так и сексуального свойства. Отказ в выполнении супружеского долга, прелюбодеяние жены (измена мужа трактовалась римским правом ограничительно — наравне с двоеженством) также считались основаниями для требования о прекращении брака. Прелюбодеяние жены могло караться домашней само расправой, на которую имели право муж и отец жены (но только второй имел право полностью безнаказанно убить нарушительницу супружеских устоев).

Информация о работе Агнатское и когнатское родство