Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 19:51, реферат
Теоретическая основа административно-государственного управления в Германии, система государственной службы. Современный опыт административно-государственного управления в Германии и перспективы формирования российской школы государственного администрирования.
Глава 2.
Система государственной службы в Германии
2.1
Историческое обоснование
административно-
Среди европейских
стран с федеральным типом
административно-
Пруссия и ее правящий
класс - юнкеры - наложили свой отпечаток
на германскую администрацию. Покорность,
работоспособность и трудолюбие
- все эти качества с самого начала
культивировались аристократическим
юнкерством. Уже в XVIII веке прусский
король Фридрих Великий, имевший
страсть к эффективной
Крах гитлеровской
Германии значительно изменил дух
и структуры боннской бюрократии.
Сегодняшние гражданские
В последние десятилетия произошли значительные изменения в «политическом мировоззрении» чиновников, иной стала их роль в политической жизни страны. Государственные служащие Германии - это уже не то «особое сословие», каким оно было в германской империи. Давно нет претензий на «независимость и надпартийность» государственного аппарата, что было характерно для бюрократии Веймарской республики. Английский политолог К. Дайсон (профессор Ливерпульского университета) справедливо отмечает, что в послевоенные годы образ немецкого чиновника - объективного и беспристрастного вершителя общественных интересов - был основательно поколеблен. Он также подчеркивает, что развитие бюрократии в Германии осуществлялось при направляющем воздействии политических партий.
Действительно, ведущая роль партий в политическом процессе Германии (закрепленная Основным законом) оказывала и продолжает оказывать серьезное влияние на развитие системы государственного управления. Следует выделить ряд факторов, способствовавших активной роли политических партий в становлении и эволюции системы государственной администрации в Германии:
• концепция «надпартийности и политической нейтральности» бюрократии была скомпрометирована в период нацизма;
• процесс денацификации
системы государственной службы
не дал желаемых результатов, что
привело к возникновению
• именно партии как наиболее «надежные» институты пользовались полной поддержкой западных союзников;
• наличие членов партии на государственной службе рассматривалось как гарантия лояльности бюрократии к политическому режиму.
В результате борьбы
политических партий (прежде всего
СДПГ и ХДС/ХСС) за влияние на органы
государственной администрации
возникли и утвердились определенные
принципы партийного «патронажа». Важнейшим
среди них является принцип пропорционального
представительства партий в органах
государственного управления. Вместе
с тем партии стремятся расширить
свое влияние в системе
Для современной Германии характерно тесное взаимопроникновение и переплетение политической и административной сфер. Это нашло свое отражение и в законе о государственной службе, согласно которому чиновники имеют право участвовать в деятельности политических партий и добиваться парламентской карьеры. Чиновники, избранные в Бундестаг или Земельный парламент, пользуются правом двухмесячного отпуска на время избирательной кампании. Наряду с депутатским содержанием они продолжают получать значительную часть своего основного жалованья. Кроме того, они сохраняют право на получение пенсий для государственных служащих. Иными словами, чиновники в Германии представляют собой привилегированную политическую группу. Их профессиональная компетентность и финансовая независимость позволяют им добиваться значительного продвижения в партиях. В отличие от многих европейских стран (Великобритании, Франции и США), карьера государственного служащего в Германии не является альтернативной политической карьере. Напротив, зачастую она становится предпосылкой для успешной политической деятельности.
Если проводить
аналогии с современным положением
дел в России, то подобные случаи
когда государственные служащие уходят
в политику и наоборот – отнюдь не редки.
И обуславливается это не законодательством
и менталитетом – еще раз доказывая сходство
с Германией и актуальность пристального
анализа ее административно-управленческой
системы.
2.2
Основные уровни
административно-
административный государственный управление германия
Современное правительство
Германии имеет достаточно сильную
федеральную администрацию. Теоретически
она отвечает за контроль иностранных
дел, сбор налогов, оборону, транспорт,
почтовую службу, программы социального
обеспечения и разведывательную
деятельность. Но на практике федеральное
правительство контролирует только
наиболее общие внутренние программы.
Даже сбор налогов центральная
Сегодня в Германии каждая из 16 земель имеет собственную конституцию (как и субъекты РФ, только у нас подобный документ не всегда называется конституцией) и свою организацию управления. Административные учреждения земель составляют единую систему с соответствующими федеральными административными учреждениями. Область их компетенции распространяется на образование, местное хозяйство, деятельность полиции, здравоохранение, социальное обеспечение. Земли в административном отношении делятся на округа, округа - на уезды, уезды состоят из общин. Вся полнота административной власти в округе сосредоточена в руках регирунгс-президента, назначаемого правительством земли. При нем действует регирунгс-президиум, члены которого тоже назначаются сверху. В уездах органом исполнительной власти является ландрат. В компетенцию администрации ландрата входит местный бюджет, налоги и все коммунальное хозяйство.
В городских общинах функции исполнительного органа выполняет бургомистр - профессиональный чиновник, назначаемый городским советом на 8-12 лет. В некоторых городах существует коллегиальный исполнительный орган - магистрат, в состав которого входят профессиональные чиновники, назначаемые также на 8-12 лет.
Интересно, что в
Германии сегодня нет понятия
«государственная служба». После первой
мировой войны появился термин «публичная
служба», и это понятие прочно
вошло в словарь немецких политологов.
В функциональном плане «публичная
служба» понимается как деятельность
в целях выполнения общегосударственных
задач управления. В институциональном
плане под ней подразумевается
определенный круг лиц, для которых
выполнение публичных дел составляет
профессиональную деятельность. Понятие
«публичная служба» охватывает три
категории лиц: чиновников, служащих
и рабочих. Критерием различения
выступает правовая форма назначения:
для чиновника - издаваемый в особом
порядке компетентными властями
акт назначения; для служащего
и рабочего - заключаемый сторонами
договор о поступлении на службу.
Чиновники выделены в группу особо
доверенных лиц, специально облеченных
функцией управления и наделенных в
связи с этим особым правовым и
политическим статусом.
2.3
Анализ нормативной
базы Административно-
Основным нормативным актом, регулирующим деятельность чиновников является Федеральный закон о чиновнике (ФЗоЧ) в редакции 1971 г. По этому закону чиновниками считаются следующие лица: чиновники государственного аппарата, судьи, преподаватели школ и высших учебных заведений, военнослужащие, работники почты, железнодорожной службы, государственных банков. Табель о рангах предусматривает 16 групп чиновников: А1-А5 - низшие чины (вспомогательно-технические); А6-А9 - средние чины (правительственные секретари, обер-секретари, гаупт-секретари); А10-А13 - высшие чины I ступени (правительственные инспекторы, регирунгс-атаманы); А14-А16 - высшие чины II ступени (высшие правительственные советники). Материальное содержание чиновников составляется из основного оклада, территориальной надбавки, надбавок на детей, за выслугу лет, за звание. Размеры, структура и динамика выплат определяются специальным законом об оплате.
Особую группу составляют
политические и почетные чиновники.
Институт политических чиновников сложился
в Германии в конце XIX века. Смысл
этого института заключается
в том, что вместе с правительством
или отдельным министром
Персональные перемещения
в высшем звене государственной
администрации - удобное средство для
достижения лучшего взаимодействия
между правительством и бюрократией.
Особенно это важно в тех случаях,
когда в силу своих политических
ориентации бюрократия не симпатизирует
тому или иному правительству. Так
произошло, в частности, после прихода
к власти в 70-е годы социал-демократов
(в коалиции со свободными демократами).
Были предприняты значительные перемещения
среди высшего персонала
Несколько иное значение имеет в Германии институт почетных чиновников. Это лица, имеющие гражданскую профессию, которых назначают на почетную должность без оплаты и права претендовать на особое социальное обеспечение. К ним относятся присяжные, выборные консулы.
Согласно исконно германской доктрине, чиновник рассматривается как слуга, орган и представитель государства, его идеи. На этом постулате основывается вся система подготовки чиновников и их последующего продвижения по службе. И хотя по конституции (ст. 33, п. 2) «каждый немец имеет равный доступ ко всякой государственной должности в соответствии со своими склонностями и профессиональной квалификацией» (что пересекается с Конституцией РФ ст.32 «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей»).
Закон о чиновнике называет особые качества, позволяющие претендовать на это звание.
Прежде всего, требуется быть немцем в смысле ст. 116 Основного закона. В особом порядке закон допускает назначение чиновником иностранца (например, в качестве преподавателя высшего учебного заведения Германии); такое назначение, однако, не ведет автоматически к приобретению гражданства.
Далее, лицо, претендующее на должность чиновника, должно предоставить гарантии своей политической благонадежности, т.е. готовности в любое время выступить в защиту конституционного строя. Помимо этого будущий чиновник должен обладать необходимой профессиональной подготовкой. Вид и деятельность такой подготовки устанавливаются соответственно уровню служебной иерархии.
К службе на низшем уровне (А1-А5) допускаются лица, успешно закончившие народную школу и прошедшие подготовительную службу (§16 ФЗоЧ), к службе на среднем уровне (А6-А9) - лица, успешно кончившие народную школу, проходившие служебную подготовку в течение года и сдавшие специальный экзамен для поступления на должность среднего уровня (§17 ФЗоЧ).
Значительно более высокие требования предъявляются к поступающим на службу высшего уровня. К службе на высшем уровне I ступени допускаются лица, успешно окончившие среднюю школу, проходившие специальную подготовку в течение 3 лет и сдавшие экзамен по требованию этого уровня (§18 ФЗоЧ). Наконец, к службе на высшем уровне II ступени допускаются лица с высшим образованием, сдавшие первый государственный экзамен, прошедшие подготовительную службу в течение 2 лет и сдавшие второй экзамен (§19 ФЗоЧ).
Все вышеперечисленные
пункты в той или иной степени
отражены в Федеральном законе о
Государственной гражданской
Информация о работе Административно-государственное управление в Германии