Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 05:22, курсовая работа
В настоящее время такой вид топлива, как нефть, имеет уникальное и огромное значение. Нефтяная промышленность — это крупный народнохозяйственный комплекс, который живет и развивается по своим закономерностям. Нефть — источник могущества страны, фундамент ее экономики.
Значение нефти в народном хозяйстве велико: это сырье для нефтехимии в производстве синтетического каучука, спиртов, полиэтилена, широкой гаммы различных пластмасс и готовых изделий из них, искусственных тканей; источник для выработки моторных топлив (бензина, керосина, дизельного и реактивных топлив), масел и смазок, а также котельного печного топлива (мазут), строительных материалов (битумы, гудрон, асфальт); сырье для получения ряда белковых препаратов, используемых в качестве добавок в корм скоту для стимуляции его роста.
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НЕФТЯНЫХ
РЕСУРСОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
2. ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
КРУПНЕЙШИХ НЕФТЕДОБЫВАЮЩИХ РАЙОНОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
2.1.Экономико-географическая характеристика Западно-Сибирского
нефтедобывающего района . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
2.2.Экономико-географическая характеристика Урало-Поволжского
нефтедобывающего района . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
2.3.Экономико-географическая характеристика Тимано-Печорского
нефтедобывающего района . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
3. ГЕОГРАФИЯ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
3.1.Факторы размещения отрасли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
3.2.Транспортировка нефти. Развитие системы нефтепроводов и их направления . .14
3.3.Экологические проблемы отрасли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
ПРИЛОЖЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Российская нефть требует глубокой очистки от серы, однако оборудование подобного рода есть не на всех заводах. Глубина переработки нефтяного сырья по мере развития отрасли возрастает, в 2005-2006 годах она составила 72%.
Тенденции
нефтеперерабатывающей
Таблица 1.
Основные показатели работы организаций по виду экономической деятельности
“производство кокса и нефтепродуктов”1
2000 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |
Число действующих организаций (на конец года) | 486 | . . . | . . . | 795 | 955 |
Индекс производства, в процентах к предыдущему году | 102 | 102,2 | 102,4 | 105,4 | 106,1 |
Среднегодовая численность работников организаций, тыс. чел. | 113 | 202 | 138 | 136 | 134 |
Сальдированный результат (прибыль минус убыток), млн. руб. | 28166 | 20126 | 56268 | 335959 | 466583 |
Рентабельность проданных товаров, продукции (работ услуг), % | 34,5 | 15,5 | 22,3 | 21,4 | 21,1 |
Размещение
нефтеперерабатывающей
Нефтеперерабатывающая промышленность вырабатывает нефтепродукты (мазут, бензин, керосин, дизельное топливо, смазочные масла), которые непосредственно используются потребителями. Технический прогресс в транспортировке нефти привел к отрыву нефтеперерабатывающей промышленности от нефтедобывающей. Переработка нефти чаще сосредотачивается в районах массового потребления нефтепродуктов.
Между
тем приближение
Размещение переработки нефти приобретает повсеместный характер. В то же время экономический фактор становится лимитирующим.
В
настоящее время часть
Нефтеперерабатывающие заводы разместились на трассах нефтепроводов (Нижний Новгород, Рязань, Москва, Кириши, Полоцк, Орск, Омск, Ангарск), на водных путях (Волгоград, Саратов, Сызрань, Самара, Ярославль, Хабаровск) и в морских портах (Туапсе), куда сейчас проложены трубопроводы, а также в пунктах с выгодным транспортно-географическим положением (Хабаровск). Поэтому удельных вес районов добычи нефти в ее переработке резко сокращается. Такими районами являются: территория между Волгой и Уралом (Уфа, Салават, Ишимбай, Саратов, Самара, Новокуйбышевск, Пермь), Северный район (Ухта), Северный Кавказ (Краснодар). В них сосредоточена еще значительная часть нефтеперерабатывающих заводов, идет интенсивная их реконструкция и зачастую расширение. Новых заводов в районах добычи нефти уже не строят. Они сооружаются на трассах нефтепроводов идущих на восток.
Эта
тенденция территориального разрыва
нефтедобывающей и
Основной рынок нефтепродуктов совпадает с крупнейшими районами и центрами их производства: автобензина – Ярославская, Самарская, Омская, Иркутская области и Республика Башкортостан, дизельного топлива – те же регионы и Нижегородская область, топочного мазута – перечисленные регионы без Омской области, Ленинградская и Рязанская области. По железным дорогам нефтяные грузы перевозятся в среднем более чем на 1250 км.
Развитие
нефтеперерабатывающей
Стратегия
территориальной организации
3.2. Транспортировка нефти. Развитие системы нефтепроводов и их направления
В прошлом из районов добычи нефть перевозилась по железным дорогам в цистернах и танкерами по водным путям. В настоящее время большая часть нефти перекачивается по нефтепроводам, протяжённость которых в России составляет более 70 тысяч км. [1, стр.57] Они соединяют нефтедобывающие районы со всеми частями страны. По размеру грузооборота нефтепроводный транспорт в 2,5 раза превзошел железнодорожный в части перевозок нефти и нефтепродуктов. Транспортировка нефти по нефтепроводам стоит в настоящее время дороже, чем перевозка по воде, но значительно дешевле, чем перевозка по железной дороге.
На железной дороге основной поток нефти образуется в Западной Сибири и Поволжье. Из Западной Сибири нефть по железной дороге транспортируется на Дальний Восток, Южный Урал и страны центральной Азии. Из Урала нефть везут на Запад, Северный Кавказ и Новороссийск.
Транспортировка нефти водным путем обходится дешевле и экономичней других видов транспортировки, однако из-за географических особенностей нашей страны используется мало, в основном при перевозке нефти на экспорт, а также по внутренним бассейнам страны (Ленский, Амурский) и северному морскому пути.
Трубопроводы - наиболее эффективное средство транспортировки нефти (исключая морские перевозки танкерами). Пропускная способность нефтепровода диаметром 1220 мм составляет 80-90 миллионов тонн в год при скорости движения потока нефти 10-12 км/ч.
Трубопроводному транспорту принадлежит особая роль в развитии и размещении нефтяной промышленности. Продвижение добычи нефти в восточные районы страны и на север европейской части России придаёт особое значение проблеме расширения сети и увеличения мощности трубопроводного транспорта. На сегодняшний день сформировалась развитая сеть магистральных нефтепроводов, которая обеспечивает поставку более 95% всей добываемой нефти при средней дальности перекачки 2300 км. В настоящее время наблюдается рост объёма поставок нефтяных грузов:
Таблица 2.
Грузооборот магистральных нефтепроводов2
(миллиард тонно-километров)
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |
нефть | 867 | 971 | 1083 | 1123 | 1119 |
нефтепродукты | 30 | 32 | 33 | 33 | 35 |
В целом вся сеть нефтепроводов представлена двумя неравными по значимости и условиям управления группами объектов: внутререгиональными, межобластными и системой дальних транзитных нефтепроводов. Первые обеспечивают индивидуальные связи промыслов и заводов, вторые - интегрируют потоки нефти, обезличивая ее конкретного владельца. Связывая очень большое число нефтедобывающих предприятий одновременно со многими нефтеперерабатывающими заводами и экспортными терминалами, нефтепроводы второй группы образуют технологически связную сеть - единый объект экономического и режимного управления, которая получила название системы дальних транзитных нефтепроводов и в которую входят такие трубопроводы, как Нижневартовск - Курган - Самара; Усть-Балык - Курган - Уфа Альметьевск; Сургут - Полоцк; Холмогоры - Клин; Самара - Тихорецкая; система нефтепроводов "Дружба" и другие трубопроводы, включая выходы к экспортным терминалам.
В свое время создание нефтяной базы между Волгой и Уралом намного улучшило снабжение нефтью центральных и восточных районов страны. Занимая выгодное транспортно-географическое положение, Волго-Уральский район вызвал появление целой системы магистральных нефтепроводов, идущих по следующим направлениям:
1. на восток: Туймазы - Омск - Ангарск; Туймазы - Омск; Уфа - Новосибирск (нефтепродукты); Уфа - Курган - Петропавловск (нефтепродукты);
2. запад: нефтепровод "Дружба" от Альметьевска через Самару - Брянск до Мозыря (Белоруссия), откуда в Польшу, Германию, Венгрию, Чехию, а также с ответвлением: Унеча - Полоцк - Вентспилс; Самара - Пенза - Брянск (нефтепродукты); Альметьевск - Нижний Новгород - Рязань - Москва с ответвлением Нижний Новгород - Ярославль - Кириши (Северо - Запад);
3. на юг: Пермь - Альметьевск; Альметьевск - Саратов; Ишимбай - Орск.
Формирование в Западной Сибири главной нефтяной базы страны изменило ориентацию основных потоков нефти. Волго-Уральский район теперь "повернут" целиком на запад. Важнейшие функции дальнейшего развития сети магистральных нефтепроводов перешли к Западной Сибири. Отсюда нефтепроводы идут по следующим направлениям:
1. на запад: Усть-Балык - Курган - Альметьевск; Нижневартовск - Самара - Лисичанск - Кременчуг - Херсон - Одесса (Украина); Сургут - Новополоцк (Белоруссия); Альметьевск - Ярославль - Кириши – Приморск.
2. на юг: Шаим - Тюмень; Усть-Балык - Омск - Павлодар – Чимкент (Казахстан).
3. на восток: Александровское - Анжеро-Судженск - Ангарск.
Для транспортировки нефти как на запад, так и на восток используются трубопроводы Волго-Уральского района восточного направления.
Северо-Кавказская система объединяет нефтепроводы этого экономического района Российской Федерации: Грозный – Армавир – Тихорецк далее на Туапсе, Новороссийск и в Ростов-на-Дону; Грозный – Махачкала.
Из других магистральных направлений выделяют Тимано-Печорскую магистраль, здесь действует нефтепровод из Республики Коми в районы Центральной России: Усинск – Ухта - Котлас – Ярославль – Москва. Сейчас разрабатывается проект «Балтийского экспертного нефтепровода», который будет направлен из Тимано-Печорского бассейна в Приморск (там предполагается построить новый экспортный терминал) и в Финляндию. «Северные ворота» — проект, также рассчитанный на добычу нефти в Тимано-Печорском бассейне. Нефтепровод будет направлен к Арктическому побережью. На Печорской губе будет построен новый порт, из которого нефть будет поставляться на ледоколах в порты на Баренцевом море.
Информация о работе Развитие и размещение нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности