Развитие и размещение нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 05:22, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время такой вид топлива, как нефть, имеет уникальное и огромное значение. Нефтяная промышленность — это крупный народнохозяйственный комплекс, который живет и развивается по своим закономерностям. Нефть — источник могущества страны, фундамент ее экономики.
Значение нефти в народном хозяйстве велико: это сырье для нефтехимии в производстве синтетического каучука, спиртов, полиэтилена, широкой гаммы различных пластмасс и готовых изделий из них, искусственных тканей; источник для выработки моторных топлив (бензина, керосина, дизельного и реактивных топлив), масел и смазок, а также котельного печного топлива (мазут), строительных материалов (битумы, гудрон, асфальт); сырье для получения ряда белковых препаратов, используемых в качестве добавок в корм скоту для стимуляции его роста.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НЕФТЯНЫХ
РЕСУРСОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
2. ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
КРУПНЕЙШИХ НЕФТЕДОБЫВАЮЩИХ РАЙОНОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
2.1.Экономико-географическая характеристика Западно-Сибирского
нефтедобывающего района . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
2.2.Экономико-географическая характеристика Урало-Поволжского
нефтедобывающего района . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
2.3.Экономико-географическая характеристика Тимано-Печорского
нефтедобывающего района . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
3. ГЕОГРАФИЯ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
3.1.Факторы размещения отрасли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
3.2.Транспортировка нефти. Развитие системы нефтепроводов и их направления . .14
3.3.Экологические проблемы отрасли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
ПРИЛОЖЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 184.00 Кб (Скачать)

      Российская  нефть требует глубокой очистки  от серы, однако оборудование подобного рода есть не на всех заводах. Глубина переработки нефтяного сырья по мере развития отрасли возрастает, в 2005-2006 годах она составила 72%.

      Тенденции нефтеперерабатывающей промышленности (см. Таблица 1.) характеризуются общим увеличением количества действующих организаций за последние 6 лет почти в 2 раза, ростом индекса производства.

     Таблица 1.

     Основные показатели работы организаций по виду экономической деятельности

     “производство кокса и нефтепродуктов”1

    2000 2003 2004 2005 2006
Число действующих организаций (на конец  года) 486 . . . . . . 795 955
Индекс  производства, в процентах к предыдущему году 102 102,2 102,4 105,4 106,1
Среднегодовая численность работников организаций, тыс. чел. 113 202 138 136 134
Сальдированный  результат (прибыль минус убыток), млн. руб. 28166 20126 56268 335959 466583
Рентабельность  проданных товаров, продукции (работ услуг), % 34,5 15,5 22,3 21,4 21,1
 

     Размещение  нефтеперерабатывающей промышленности зависит от размеров потребления нефтепродуктов, техники переработки и транспортировки нефти, территориальных соотношений между ресурсами и объемами потребления жидкого топлива. Добытая из  недр земли нефть содержит большое количество песка, солей и воды. Нефть нужно очистить, поэтому она сначала поступает на нефтеочистительные заводы, которые строят обычно в районах ее добычи. Затем очищенная нефть поступает на нефтеперерабатывающие  заводы,  которые строятся в районах потребления нефтепродуктов.

      Нефтеперерабатывающая промышленность  вырабатывает нефтепродукты (мазут, бензин, керосин, дизельное топливо, смазочные масла),  которые непосредственно используются потребителями. Технический прогресс в транспортировке нефти привел к отрыву нефтеперерабатывающей промышленности от нефтедобывающей.  Переработка нефти чаще сосредотачивается  в  районах  массового  потребления нефтепродуктов.

      Между тем приближение нефтеперерабатывающей промышленности  к местам потребления нефтепродуктов имеет ряд преимуществ, связанных с ее транспортировкой и хранением:

    • транспортировка нефти всегда экономичнее перевозки ее многочисленных производных;
    • для транспортировки нефти могут быть широко использованы трубопроводы которые,  помимо сырой нефти,  осуществляют  перекачку светлых продуктов;
    • хранение сырой нефти обходится дешевле, чем нефтепродуктов; потребитель получает  возможность  одновременно  использовать сырую нефть, поступающую из разных районов.

      Размещение  переработки  нефти приобретает  повсеместный характер. В то же время экономический фактор становится лимитирующим.

      В настоящее время часть нефтепродуктов используется химической промышленностью, поэтому при строительстве нефтеперерабатывающих заводов учитываются кооперирование и комбинирование их с химическими предприятиями. На выбор района и площади строительства нефтеперерабатывающих предприятий влияют также наличие источников топлива, энергии и воды.

     Нефтеперерабатывающие заводы  разместились на трассах нефтепроводов (Нижний Новгород,  Рязань, Москва, Кириши, Полоцк, Орск, Омск,  Ангарск),  на водных путях (Волгоград,  Саратов, Сызрань, Самара,  Ярославль, Хабаровск) и в морских портах (Туапсе), куда сейчас проложены трубопроводы, а также в пунктах с выгодным транспортно-географическим положением (Хабаровск). Поэтому удельных вес районов добычи нефти в ее переработке резко сокращается. Такими районами являются: территория между Волгой и Уралом (Уфа, Салават, Ишимбай, Саратов, Самара, Новокуйбышевск, Пермь), Северный район (Ухта), Северный Кавказ (Краснодар). В них сосредоточена еще значительная часть нефтеперерабатывающих заводов, идет интенсивная их реконструкция и зачастую расширение. Новых заводов в районах добычи нефти уже не строят.  Они сооружаются на трассах нефтепроводов идущих на восток.

     Эта тенденция территориального разрыва  нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности еще больше усилилась в связи с превращением Западной Сибири в главную базу добычи нефти страны. В  настоящее время там имеется лишь один центр переработки нефти в Омске,  куда поступает небольшая часть  добываемого  в  районе жидкого топлива.

     Основной  рынок нефтепродуктов совпадает  с крупнейшими районами и центрами их производства: автобензина – Ярославская, Самарская, Омская, Иркутская области и Республика Башкортостан, дизельного топлива – те же регионы и Нижегородская область, топочного мазута – перечисленные регионы без Омской области, Ленинградская и Рязанская области. По железным дорогам нефтяные грузы перевозятся в среднем более чем на 1250 км.

     Развитие  нефтеперерабатывающей промышленности на востоке страны значительно улучшило снабжение этих районов нефтепродуктами, которые прежде завозились из Европейской части нашей страны. В настоящее время созданы крупные нефтехимические комплексы в Нижнекамске, Тобольске, Томске. Планируется освоить крупнотоннажное производство автоматических углеводородов, жидких парафинов, этилена, нефтяного электродного кокса на Томском химическом заводе и Тобольском нефтехимическом комбинате.

     Стратегия территориальной организации переработки  нефти направлена на самообеспечение регионов моторным топливом и по возможности другими нефтепродуктами. Признается, в частности, целесообразным рассредоточение мощностей в европейской части путем строительства новых заводов вдоль магистральных нефтепроводов мощностью до 1 млн. тонн – без химических производств, и до 3–6 млн. тонн – с химическими производствами. [11, стр. 137]

       3.2. Транспортировка нефти. Развитие системы нефтепроводов и их направления

      В прошлом из районов добычи нефть  перевозилась по железным дорогам в  цистернах и танкерами по водным путям. В настоящее время большая часть нефти перекачивается по нефтепроводам, протяжённость которых в России составляет более 70 тысяч км. [1, стр.57] Они соединяют нефтедобывающие районы со всеми частями страны. По размеру грузооборота нефтепроводный транспорт в 2,5 раза превзошел железнодорожный в части перевозок нефти и нефтепродуктов. Транспортировка нефти по нефтепроводам стоит в настоящее время дороже, чем перевозка по воде, но значительно дешевле, чем перевозка по железной дороге.

      На  железной дороге основной поток нефти образуется в Западной Сибири и Поволжье. Из Западной Сибири нефть по железной дороге транспортируется на Дальний Восток,  Южный Урал и страны центральной Азии. Из Урала нефть везут на Запад, Северный Кавказ и Новороссийск.

      Транспортировка нефти водным путем обходится дешевле и экономичней других видов транспортировки, однако из-за географических особенностей нашей страны используется мало,  в основном при перевозке нефти на экспорт, а также по внутренним бассейнам страны (Ленский, Амурский) и северному морскому пути.

      Трубопроводы - наиболее эффективное средство  транспортировки нефти (исключая морские перевозки танкерами). Пропускная способность нефтепровода диаметром 1220 мм составляет 80-90 миллионов тонн в год при скорости движения потока нефти 10-12 км/ч.

      Трубопроводному транспорту принадлежит особая роль в развитии и размещении нефтяной промышленности. Продвижение добычи нефти в восточные районы страны и на север европейской части России придаёт особое значение проблеме расширения сети и увеличения мощности трубопроводного транспорта. На сегодняшний день сформировалась развитая сеть магистральных нефтепроводов, которая обеспечивает поставку более 95%  всей  добываемой нефти при средней дальности перекачки 2300 км. В настоящее время наблюдается рост объёма поставок нефтяных грузов:

      Таблица 2.

      Грузооборот магистральных нефтепроводов2

      (миллиард  тонно-километров)

  2002 2003 2004 2005 2006
нефть 867 971 1083 1123 1119
нефтепродукты 30 32 33 33 35
 

      В целом вся сеть нефтепроводов  представлена двумя неравными по значимости и условиям управления группами объектов: внутререгиональными, межобластными и системой дальних транзитных нефтепроводов.  Первые  обеспечивают  индивидуальные связи промыслов и заводов, вторые - интегрируют потоки нефти, обезличивая ее конкретного владельца.  Связывая очень большое число нефтедобывающих предприятий одновременно со многими нефтеперерабатывающими заводами и экспортными терминалами, нефтепроводы второй группы образуют технологически связную сеть - единый объект экономического  и режимного управления,  которая получила название системы дальних транзитных нефтепроводов и в которую входят такие трубопроводы, как Нижневартовск - Курган - Самара; Усть-Балык - Курган - Уфа Альметьевск;  Сургут - Полоцк;  Холмогоры - Клин; Самара - Тихорецкая;  система  нефтепроводов "Дружба" и другие трубопроводы, включая выходы к экспортным терминалам.

      В свое  время  создание  нефтяной  базы между Волгой и Уралом намного  улучшило снабжение нефтью центральных и восточных  районов страны.  Занимая выгодное транспортно-географическое положение,  Волго-Уральский район вызвал появление целой  системы  магистральных нефтепроводов, идущих по следующим направлениям:

      1. на восток: Туймазы - Омск - Ангарск;  Туймазы - Омск;  Уфа - Новосибирск (нефтепродукты);  Уфа - Курган - Петропавловск (нефтепродукты);

      2. запад: нефтепровод "Дружба" от Альметьевска через Самару - Брянск до Мозыря  (Белоруссия),  откуда в Польшу,  Германию, Венгрию,  Чехию,  а также с ответвлением: Унеча - Полоцк - Вентспилс;  Самара - Пенза - Брянск (нефтепродукты);  Альметьевск - Нижний Новгород - Рязань - Москва с ответвлением Нижний Новгород - Ярославль - Кириши (Северо - Запад);

      3. на юг: Пермь - Альметьевск; Альметьевск - Саратов; Ишимбай - Орск.

      Формирование  в  Западной  Сибири главной нефтяной базы страны изменило ориентацию основных потоков нефти.  Волго-Уральский район теперь "повернут" целиком на запад.  Важнейшие функции дальнейшего развития сети магистральных нефтепроводов перешли к  Западной Сибири. Отсюда нефтепроводы идут по следующим направлениям:

      1. на запад: Усть-Балык - Курган - Альметьевск; Нижневартовск - Самара - Лисичанск - Кременчуг - Херсон - Одесса (Украина);  Сургут - Новополоцк  (Белоруссия);  Альметьевск - Ярославль - Кириши – Приморск.

      2. на юг: Шаим - Тюмень; Усть-Балык - Омск - Павлодар – Чимкент (Казахстан).

      3. на восток: Александровское - Анжеро-Судженск - Ангарск.

      Для транспортировки нефти как на запад, так и на восток используются трубопроводы Волго-Уральского района восточного направления.

      Северо-Кавказская система объединяет нефтепроводы этого  экономического района Российской Федерации: Грозный – Армавир – Тихорецк далее на Туапсе, Новороссийск и в Ростов-на-Дону; Грозный – Махачкала.

      Из  других магистральных направлений выделяют Тимано-Печорскую магистраль, здесь действует нефтепровод из Республики Коми в районы Центральной России: Усинск – Ухта - Котлас – Ярославль – Москва. Сейчас разрабатывается проект «Балтийского экспертного нефтепровода», который будет направлен из Тимано-Печорского бассейна в Приморск (там предполагается построить новый экспортный терминал) и в Финляндию. «Северные ворота» — проект, также рассчитанный на добычу нефти в Тимано-Печорском бассейне. Нефтепровод будет направлен к Арктическому побережью. На Печорской губе будет построен новый порт, из которого нефть будет поставляться на ледоколах в порты на Баренцевом море.

Информация о работе Развитие и размещение нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности