Проблемы и тенденции развития машиностроения в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 12:03, контрольная работа

Краткое описание

Машиностроительный комплекс – составная часть единого народного хозяйственного комплекса страны. Это обусловлено в первую очередь тем, что машиностроение:
* создает машины и оборудование, используемое в других отраслях и тем самым создает условия для развития всех других отраслей промышленности;
* является крупнейшим потребителем продукции черной и цветной металлургии, а также целого ряда других отраслей;
* обеспечивает занятость довольно большой доли трудовых ресурсов;
* выступает как районообразующий фактор;
* является отражением степени развития производительных сил в регионе;
* дает существенный толчок развитию прогрессивных технологий.

Оглавление

1.
Место машиностроительного комплекса в хозяйстве РФ. Факторы и особенности его размещения.


2.
Территориальная структура машиностроительного комплекса РФ.


3.
Современные проблемы и перспективы развития и размещения машиностроительного комплекса.




Использованные источники

Файлы: 1 файл

kontrol'naya.doc

— 210.00 Кб (Скачать)

По степени влияния определенных факторов на размещение предприятий  машиностроения по территории страны они условно делятся на следующие  группы:

 

Группа

Принцип размещения группы

Характеристика

Группа1

Отрасли, размещающиеся  в районах металлургических баз

Подъемно-транспортное, металлургическое, энергетическое машиностроение. Производство характеризуется небольшими сериями или единичными экземплярами. Продукция металлоемкая, но малотрудоемкая.

Группа2

Отрасли, размещающиеся  в районах потребления продукции

Оборудование для нефтяной, химической промышленности. Строительные, дорожные, сельскохозяйственные машины. Производство характеризуется большими объемами. Продукция средней металлоемкости. Транспортабельна 

Группа3

Отрасли, размещающиеся  в центрах, с наличием квалифицированных  кадров

Автомобиле и тракторостроение, дизелестроение, оборудование для легкой, пищевой и полиграфической промышленности. Производство продукции  массовое, характеризуется высокой трудоемкостью и фондоемкостью.

Группа4

Отрасли, размещающиеся  в районах высокой технической  культуры (наличие НИИ, экспериментальных  баз)

Радиотехническая и  электронная промышленность, приборостроение, некоторые производства электропромышленности. Для продукции характерна высокая трудоемкость, малая металлоемкость.


 

По формам специализации машиностроительных производств выделяют:

  1. отрасли технологической специализации
    • производство литья;
    • производство кузнечно-прессовых изделий
  1. Отрасли подетальной специализации
    • Производство запасных частей
    • Производство подшипников
    • Производство металлических конструкций
  1. Производство ремонтных работ
  1. Отрасли предметной специализации
    • Энергетическое, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение;
    • Производство технологического оборудования для промышленности и строительства.

Специализация в машиностроении способствует:

  • Усложнению связей и развитию кооперации;
  • Росту объемов производства;
  • Пространственному разобщению производства отдельных машин и оборудования, их агрегатов и узлов;
  • Созданию более новых совершенных видов машин, автоматических линий, роботов;
  • Экономии материальных, финансовых и трудовых ресурсов;
  • Изменению степени транспортабельности продукции.

Размещение машиностроительных производств  осуществляется по определенному типу:

  • машиностроение крупных центров;
  • машиностроение при металлургических базах;
  • машиностроение при обслуживаемой отрасли;
  • машиностроение на месте традиционных металлопромышленных уентров;
  • машиностроение транспортных узлов.

В настоящее время в структуре машиностроения насчитывается 19 самостоятельных отраслей, куда входят свыше 100 специализированных подотраслей и производств. К комплексным самостоятельным отраслям относятся: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроение и инструментальная промышленность; приборостроение; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и т.д. [7] 

Также, развитие машиностроительного  комплекса зависит от условий  рационального размещения, таких  как:

  • Четкое определение производственного профиля каждого предприятия машиностроительного комплекса;
  • Организация машиностроительного производства в виде комплексов на основе специализации;
  • Создание широкой сети ремонтно- механических предприятий;
  • Приближение к металлургическим базам;

Расширение сети металлообрабатывающих  производств в порядке кооперирования с крупными заводами.

 

 

Машиностроение

тяжелое

общее

среднее

приборостроение

Производство: металургического оборудования, подъемно- транспортного, энергоблоков, других крупногабаритных и металлоемких изделий.

Особенности: большое потребление металла, относительно малая трудоемкость и использование энергии

Включает: транспортное машиностроение (без автостроения), производство технологического оборудования для промышленности (без легкой и пищевой) и строительства, сельскохозяйственное машиностроение (без тракторостроения)

Особенности:

средние нормы потребления  металла, энергии. Невысокая трудоемкость

Производство: автомашин, тракторов, станков, машин и оборудования средних габаритов для промышленности, сельского хозяйства, транспорта и строительства

Особенности:

малая металлоемкость, повышенная трудоемкость, значительная энергоемкость

Производство:

группа отраслей по производству приборов, точных машин, механизмов и инструментов

Особенности: наименьшая металлоемкость, наибольшая трудоемкость. Требует квалифицированных кадров.


 

Также, развитие машиностроительного комплекса зависит от условий рационального размещения, таких как:

  • Четкое определение производственного профиля каждого предприятия машиностроительного комплекса;
  • Организация машиностроительного производства в виде комплексов на основе специализации;
  • Создание широкой сети ремонтно- механических предприятий;
  • Приближение к металлургическим базам;
  • Расширение сети металлообрабатывающих производств в порядке кооперирования с крупными заводами.

Поэтому машиностроение развито во всех экономических районах России, хотя его роль в хозяйстве районов не одинакова (таблица 2).

 

Таблица 2.

 Экономический район

Доля производимой продукции  (%)

Северный

1.5

Северо-западный

5

Центральный

23

Волго-Вятский

10

Центрально-Черноземный

4

Поволжский

18

Уральский

20

Северокавказский

6

Западно-Сибирский

7

Восточно-Сибирский

3

Дальневосточный

2.5


Следовательно 87.5% машиностроительной продукции выпускает Западная экономическая  зона и всего 12.5% выпускает Восточная  экономическая зона. В Восточной  зоне машиностроение работает не на местные потребности, а на Европейскую зону (79% продукции вывозится в европейские районы, а из европейских районов поступает 67% продукции).[7]

В зависимости от особенностей размещения в машиностроении условно можно  выделить несколько групп отраслей, в том числе:

  1. Тяжелое машиностроение (67 % продукции ).
  2. Общее машиностроение (18 % продукции).
  3. Среднее машиностроение и приборостроение  (15 % продукции).

 

  1. Территориальная структура машиностроительного комплекса РФ

Предприятия данной отрасли распространены в России повсеместно. Но в одних районах машиностроение имеет профилирующее значение, а в других - его функции ограничены главным образом удовлетворением внутренних потребностей в продукции отрасли. Иногда оно лишь дополняет профиль тех промышленных комплексов, создание которых обязано использованию природных ресурсов, например, в Восточной Сибири.

 Тяжелое машиностроение включает производство оборудования для металлургических предприятий, горно-шахтного, крупного энергетического оборудования, тяжелых станков и кузнечно-прессовых машин, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов. Особенности производства продукции тяжелого машиностроения заключаются в отливке, механической  обработке  и  сборке  крупногабаритных деталей,  узлов, агрегатов и целых секций. Для этой цели отрасли характерны как предприятия законченного производственного цикла,  самостоятельно  осуществляющие заготовку, обработку и сборку деталей и узлов, так и заводы, сочетающие эти операции с монтажом привозных,  поступающих в порядке кооперированных связей деталей, агрегатов и секций. В составе отрасли имеются и узкоспециализированные заводы. Тяжелое машиностроение производит 60% товарной продукции отрасли  затраты на сырье и материалы здесь составляют от 40 до 85 %, затраты на зарплату 8-15 %, затраты на транспорт от 15 до 25 %, затраты на электроэнергию 8-15 %. Заводы тяжелого машиностроения могут быть ориентированны как на металлургические базы, так и на районы потребления. Около 90% производства отрасли сосредоточено в европейской зоне, остальное- в Западной Сибири и на Дальнем востоке. К основным районам и центрам тяжелого машиностроения относятся:

  • Центральный (Электросталь).
  • Уральский экономический район (завод "Уралмаш" в Екатеринбурге.)
  • Сибирь (производство металлургического и горного оборудования в городах Иркутск, Красноярск, производство турбин в г. Новосибирске)
  • Северо- Западный:  Санкт-Петербург - исторически сложившийся центр тяжелого машиностроения (завод "Электросила", выпускающий турбогенераторы)
  • новые центры, связанные с производством атомных реакторов - завод "Автоммаш" в г. Волгодонске.

Производство металлургического  оборудования сложилось как в  крупных районах производства металла, так и вне этих районов. Предприятия  этого профиля специализируются на изготовлении отдельных видов оборудования для добычи руды, ее подготовки, доменного, сталеплавильного, литейного, прокатного оборудования или отдельных узлов.

На заводах Урала  сосредоточен выпуск в стране экскаваторов для добычи руды, агломерационных  машин, оборудования доменных и электротермических печей (Екатеринбург, Орск).

Оборудование для мартенов, проката и сварки труб производится в Центральном районе (Электросталь).  Рудоразмольное оборудование поставляет Поволжье (Сызрань). Литейные машины - Дальний Восток (Комсомольск-на-Амуре) и т.д.[7]

Производство крупного энергетического оборудования возникло и развивалось преимущественно вне металлургических баз в крупных центрах развитого машиностроения, которые специализируются на производстве отдельных видов этой сложной, требующей квалифицированного труда продукции. Мощные турбины и генераторы для электростанций дают Северо-западный (Санкт-Петербург), Уральский (Екатеринбург)  и Западно-Сибирский (Новосибирск) районы. Крупнейший центр по выпуску этой металлоемкой, но мелкосерийной или индивидуальной продукции - Санкт-Петербург. В этих районах и центрах сложилась специализация на выпуске определенных видов оборудования. Почти все они производят паровые или гидравлические турбины и генераторы для них, но разных мощностей и конструкций, особенно для разного типа ГЭС. Быстрое развитие атомной энергетики заставило перейти к производству сложного оборудования на существующих заводах. Энергетическое оборудование - мощные дизели для судов - выпускают в Санкт-Петербурге, Брянске, Нижнем Новгороде, Хабаровске, для тепловозов и электростанций - в Балаково, Пензе, Коломне.[17]

Высокопроизводительные  котлы, дающие сотни и тысячи тонн пара в час, производят в Центральном  районе (Подольск), Центрально-Черноземном (Белгород), Северо-Кавказском (Таганрог), Западно-Сибирском (Барнаул).

Преимущественно вне  металлургических баз размещается  производство тяжелых станков и  кузнечно-прессового оборудования. Их выпускают небольшими сериями и нередко по индивидуальным заказам для отечественных и зарубежных заводов. Предприятия этой отрасли разместились в Западно-Сибирском (Новосибирск), Центральном (Коломна, Иваново), Центрально-Черноземном (Воронеж), Поволжском (Екатеринбург) и т.д.

Производство горно-шахтного оборудования сложилось в главных  угольных районах страны  Западно-Сибирский (Прокопьевск, Кемерово); Уральский (Екатеринбург,  Копейск); Восточно-Сибирский (Черемхово, Красноярск). Нередко такое размещение предприятий по изготовлению горно-шахтного оборудования связано с учетом местных особенностей добычи угля, руды и других полезных ископаемых.[7]

Вне металлургических баз  размещается и большинство предприятий  судостроительной промышленности, несмотря на потребление ими большого количества неудобных для транспортировки профилей металла. Судостроительные заводы специализируются на выпуске судов определенного назначения, с разными типами судовых двигателей. Сложность современных судов обусловливает установку на них разнообразного типового и специального оборудования. Поэтому в судостроении исключительно сильно развиты кооперированные связи с многочисленными предприятиями-смежниками, поставляющими не только оборудование, но и нередко целые агрегаты и секции судов. Строительство судов начинается на суше, а достраиваются они на плаву. Поэтому многие морские верфи размещены в укрытых устьях крупных рек (Нева, Амур), или защищенных от моря гаванях. Крупнейший район морского судостроения сложился на Балтийском море, где находится важнейший его центр - Санкт-Петербург с рядом заводов со специализацией на сооружении линейных пассажирских, грузопассажирских, наливных судов, ледоколов-атомоходов, речных судов. Имеются судостроительные заводы в Выборге, в Калининграде. Верфи морского судостроения находятся также в Архангельске, Мурманске, Астрахани, Владивостоке. Судоремонтные верфи расположены в Новороссийске, Владивостоке, Петропавловске-Камчатском.[17]

Информация о работе Проблемы и тенденции развития машиностроения в России