Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 12:03, контрольная работа
Машиностроительный комплекс – составная часть единого народного хозяйственного комплекса страны. Это обусловлено в первую очередь тем, что машиностроение:
* создает машины и оборудование, используемое в других отраслях и тем самым создает условия для развития всех других отраслей промышленности;
* является крупнейшим потребителем продукции черной и цветной металлургии, а также целого ряда других отраслей;
* обеспечивает занятость довольно большой доли трудовых ресурсов;
* выступает как районообразующий фактор;
* является отражением степени развития производительных сил в регионе;
* дает существенный толчок развитию прогрессивных технологий.
1.
Место машиностроительного комплекса в хозяйстве РФ. Факторы и особенности его размещения.
2.
Территориальная структура машиностроительного комплекса РФ.
3.
Современные проблемы и перспективы развития и размещения машиностроительного комплекса.
Использованные источники
По степени влияния
Группа |
Принцип размещения группы |
Характеристика |
Группа1 |
Отрасли, размещающиеся в районах металлургических баз |
Подъемно-транспортное, металлургическое, энергетическое машиностроение. Производство характеризуется небольшими сериями или единичными экземплярами. Продукция металлоемкая, но малотрудоемкая. |
Группа2 |
Отрасли, размещающиеся
в районах потребления |
Оборудование для нефтяной,
химической промышленности. Строительные,
дорожные, сельскохозяйственные машины.
Производство характеризуется большими
объемами. Продукция средней металлоемкос |
Группа3 |
Отрасли, размещающиеся в центрах, с наличием квалифицированных кадров |
Автомобиле и тракторостроение,
дизелестроение, оборудование для легкой,
пищевой и полиграфической |
Группа4 |
Отрасли, размещающиеся в районах высокой технической культуры (наличие НИИ, экспериментальных баз) |
Радиотехническая и электронная промышленность, приборостроение, некоторые производства электропромышленности. Для продукции характерна высокая трудоемкость, малая металлоемкость. |
По формам специализации
Специализация в машиностроении способствует:
Размещение машиностроительных производств осуществляется по определенному типу:
В настоящее время в структуре машиностроения насчитывается 19 самостоятельных отраслей, куда входят свыше 100 специализированных подотраслей и производств. К комплексным самостоятельным отраслям относятся: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроение и инструментальная промышленность; приборостроение; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и т.д. [7]
Также, развитие машиностроительного комплекса зависит от условий рационального размещения, таких как:
Расширение сети металлообрабатывающих
производств в порядке
Машиностроение | |||
тяжелое |
общее |
среднее |
приборостроение |
Производство: металургического оборудования, подъемно- транспортного, энергоблоков, других крупногабаритных и металлоемких изделий. Особенности: большое потребление металла, относительно малая трудоемкость и использование энергии |
Включает: транспортное машиностроение (без автостроения), производство технологического оборудования для промышленности (без легкой и пищевой) и строительства, сельскохозяйственное машиностроение (без тракторостроения) Особенности: средние нормы потребления металла, энергии. Невысокая трудоемкость |
Производство: автомашин, тракторов, станков, машин и оборудования средних габаритов для промышленности, сельского хозяйства, транспорта и строительства Особенности: малая металлоемкость, повышенная трудоемкость, значительная энергоемкость |
Производство: группа отраслей по производству приборов, точных машин, механизмов и инструментов Особенности: наименьшая металлоемкость, наибольшая трудоемкость. Требует квалифицированных кадров. |
Также, развитие машиностроительного комплекса зависит от условий рационального размещения, таких как:
Поэтому машиностроение развито во всех экономических районах России, хотя его роль в хозяйстве районов не одинакова (таблица 2).
Таблица 2.
Экономический район |
Доля производимой продукции (%) |
Северный |
1.5 |
Северо-западный |
5 |
Центральный |
23 |
Волго-Вятский |
10 |
Центрально-Черноземный |
4 |
Поволжский |
18 |
Уральский |
20 |
Северокавказский |
6 |
Западно-Сибирский |
7 |
Восточно-Сибирский |
3 |
Дальневосточный |
2.5 |
Следовательно 87.5% машиностроительной продукции выпускает Западная экономическая зона и всего 12.5% выпускает Восточная экономическая зона. В Восточной зоне машиностроение работает не на местные потребности, а на Европейскую зону (79% продукции вывозится в европейские районы, а из европейских районов поступает 67% продукции).[7]
В зависимости от особенностей размещения в машиностроении условно можно выделить несколько групп отраслей, в том числе:
Предприятия данной отрасли распространены в России повсеместно. Но в одних районах машиностроение имеет профилирующее значение, а в других - его функции ограничены главным образом удовлетворением внутренних потребностей в продукции отрасли. Иногда оно лишь дополняет профиль тех промышленных комплексов, создание которых обязано использованию природных ресурсов, например, в Восточной Сибири.
Тяжелое машиностроение включает производство оборудования для металлургических предприятий, горно-шахтного, крупного энергетического оборудования, тяжелых станков и кузнечно-прессовых машин, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов. Особенности производства продукции тяжелого машиностроения заключаются в отливке, механической обработке и сборке крупногабаритных деталей, узлов, агрегатов и целых секций. Для этой цели отрасли характерны как предприятия законченного производственного цикла, самостоятельно осуществляющие заготовку, обработку и сборку деталей и узлов, так и заводы, сочетающие эти операции с монтажом привозных, поступающих в порядке кооперированных связей деталей, агрегатов и секций. В составе отрасли имеются и узкоспециализированные заводы. Тяжелое машиностроение производит 60% товарной продукции отрасли затраты на сырье и материалы здесь составляют от 40 до 85 %, затраты на зарплату 8-15 %, затраты на транспорт от 15 до 25 %, затраты на электроэнергию 8-15 %. Заводы тяжелого машиностроения могут быть ориентированны как на металлургические базы, так и на районы потребления. Около 90% производства отрасли сосредоточено в европейской зоне, остальное- в Западной Сибири и на Дальнем востоке. К основным районам и центрам тяжелого машиностроения относятся:
Производство
На заводах Урала сосредоточен выпуск в стране экскаваторов для добычи руды, агломерационных машин, оборудования доменных и электротермических печей (Екатеринбург, Орск).
Оборудование для мартенов, проката и сварки труб производится в Центральном районе (Электросталь). Рудоразмольное оборудование поставляет Поволжье (Сызрань). Литейные машины - Дальний Восток (Комсомольск-на-Амуре) и т.д.[7]
Производство крупного энергетического оборудования возникло и развивалось преимущественно вне металлургических баз в крупных центрах развитого машиностроения, которые специализируются на производстве отдельных видов этой сложной, требующей квалифицированного труда продукции. Мощные турбины и генераторы для электростанций дают Северо-западный (Санкт-Петербург), Уральский (Екатеринбург) и Западно-Сибирский (Новосибирск) районы. Крупнейший центр по выпуску этой металлоемкой, но мелкосерийной или индивидуальной продукции - Санкт-Петербург. В этих районах и центрах сложилась специализация на выпуске определенных видов оборудования. Почти все они производят паровые или гидравлические турбины и генераторы для них, но разных мощностей и конструкций, особенно для разного типа ГЭС. Быстрое развитие атомной энергетики заставило перейти к производству сложного оборудования на существующих заводах. Энергетическое оборудование - мощные дизели для судов - выпускают в Санкт-Петербурге, Брянске, Нижнем Новгороде, Хабаровске, для тепловозов и электростанций - в Балаково, Пензе, Коломне.[17]
Высокопроизводительные котлы, дающие сотни и тысячи тонн пара в час, производят в Центральном районе (Подольск), Центрально-Черноземном (Белгород), Северо-Кавказском (Таганрог), Западно-Сибирском (Барнаул).
Преимущественно вне металлургических баз размещается производство тяжелых станков и кузнечно-прессового оборудования. Их выпускают небольшими сериями и нередко по индивидуальным заказам для отечественных и зарубежных заводов. Предприятия этой отрасли разместились в Западно-Сибирском (Новосибирск), Центральном (Коломна, Иваново), Центрально-Черноземном (Воронеж), Поволжском (Екатеринбург) и т.д.
Производство горно-шахтного оборудования сложилось в главных угольных районах страны Западно-Сибирский (Прокопьевск, Кемерово); Уральский (Екатеринбург, Копейск); Восточно-Сибирский (Черемхово, Красноярск). Нередко такое размещение предприятий по изготовлению горно-шахтного оборудования связано с учетом местных особенностей добычи угля, руды и других полезных ископаемых.[7]
Вне металлургических баз
размещается и большинство
Информация о работе Проблемы и тенденции развития машиностроения в России