Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 14:59, реферат
Любое вмешательство государства в экономику преследует определенные цели. Государство корректирует те несовершенства, которые могут быть присущи рыночному механизму и с которыми, по мнению государства, сам он справиться не в состоянии или его решения окажутся неэффективными.
Государство занимается созданием условий для соперничества между предпринимателями, что способствует эффективной конкуренции. Государство занимается контролем производства необходимого количества товаров для населения, так как сам рыночный механизм не имеет возможности удовлетворять коллективные потребности людей должным образом.
Государство реализует социально-экономические и политические принципы сообщества граждан. Оно принимает активное участие в формировании макроэкономических рыночных процессов.
Именно государственное регулирование должно быть направлено на координирование социально-экономических процессов и должно увязывать интересы регионов с интересами государства.
ВВЕДЕНИЕ 3
ЧАСТЬ 1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ РЕГИОНОВ 4
1.1 Сущность понятия регионов 4
1.2 Классификация регионов 5
ЧАСТЬ 2. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ 8
2.1 Инструменты регулирования 8
2.2 Социально-экономический потенциал (СЭП) региона 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15
Любое вмешательство государства в экономику преследует определенные цели. Государство корректирует те несовершенства, которые могут быть присущи рыночному механизму и с которыми, по мнению государства, сам он справиться не в состоянии или его решения окажутся неэффективными.
Государство занимается созданием условий для соперничества между предпринимателями, что способствует эффективной конкуренции. Государство занимается контролем производства необходимого количества товаров для населения, так как сам рыночный механизм не имеет возможности удовлетворять коллективные потребности людей должным образом.
Государство
реализует социально-
Именно
государственное регулирование должно
быть направлено на координирование социально-экономических
процессов и должно увязывать интересы
регионов с интересами государства.
Под «регионом» с экономической точки зрения понимается "территориально специализированную часть народного хозяйства страны, характеризующуюся единством и целостностью воспроизводственного процесса. В тоже время региональный хозяйственный комплекс необходимо рассматривать не как явление изолированное, а как совокупность элементов взаимосвязанных.
Хозяйственный комплекс региона – это такая функциональная система, которая обладает определенной устойчивостью. Однако это не говорит о том, что с экономической точки зрения все регионы одинаковы. В России экономические регионы различны по целому ряду параметров. Их различают по:
- демографическим условиям.
-
по природно-географическим
-
по транспортным и
- по наличию или отсутствию ископаемых ресурсов.
Некоторые регионы специализируются на производстве экспортной продукции, другие специализируются на продукции, которая предназначена для российского потребителя.
Разница, существующая в региональных условиях хозяйствования является важным обстоятельством для России. Отсюда следует вывод, что не может существовать унифицированной стратегии экономического развития для всех регионов.
Определение выбора стратегии экономического развития для каждого региона должно рассматриваться индивидуально по региону, исходя из его типа и специфической направленности.
Из всего вышесказанного возникает необходимость в разработке классификации регионов, разработки их типологии, которая будет максимально отвечать потребностям практики. То есть данная типология должна в полной мере отражать все различия между регионами.
В первую очередь для этого
необходимо определить факторы,
1. интеллектуальный, инвестиционный, инновационный, и трудовой потенциалы региона;
2. емкость и доступность рынков сбыта товаров, производимых в регионе, также: национального рынка, внутрирегионального рынка, экспортных рынков;
3. технологический уровень, состояние и возраст имеющихся на предприятиях региона производственных мощностей;
4. уровень развития рыночной инфраструктуры в регионе;
5. сложившаяся производственная специализация региона (при наличии таковой);
6. доступность и цена ресурсов в регионе.
Данная
специализация экономики
Сотрудники
Института экономики РАН
1.
машиностроения и
2. металлургического комплекса (8 регионов);
3. пищевой промышленности (19 регионов).
4.
топливно-энергетического
5. легкой промышленности (9 регионов).
6. лесохимического производства (7 регионов);
В тоже время эту типологию считать объективной нельзя, так как у нее есть ряд недостатков.
Во-первых, нельзя считать доминирование одного комплекса в структуре производств очевидным для всех регионов.
Во-вторых, данная типология сформирована на основе данных по структуре производства промышленной продукции и она ни в коей мере не отражает сельскохозяйственную ориентацию, которая характерна для некоторых регионов России.
В-третьих,
выводы о специализации и
Учитывая все вышесказанное, можно типологию регионов по специализации предложить следующим образом:
1. регионы, которые не обладают какой-либо специализацией:
- с преимущественным развитием производств продукции высокой степени переработки;
-
с преимущественным развитием
производств
- с преимущественным развитием производств продукции низкой степени переработки;
2.
регионы, которые обладают
- промышленные, с преимущественным развитием машиностроения:
- промышленные, с преимущественным развитием сырьевого и топливно-энергетического сектора;
- промышленные, с преимущественным развитием отраслей производящих конечную продукцию;
- сельскохозяйственные регионы.
В
то же время научно-
1.
по динамике производства (динамике
физических объемов
2. по финансовому положению;
3.
по демографической ситуации (оценка
динамики численности
4. по уровню жизни населения;
5.
по состоянию рынка труда (по уровню и
динамике официальной безработицы и скрытой
безработицы (неполный рабочий день и
вынужденные отпуска);
Развитие регионов является многомерным процессом. Развитие всегда имеет какую-то направленность, которая определяется или целью, или системой целей.
Социально-экономическое развитие включает в себя следующие составные:
Также можно выделить ряд методов и форм, которые находятся в арсенале инструментов государственного регулирования экономики региона. Данное регулирование может осуществляться в различных формах:
При
законодательной форме
-
относительно равные
-
расширяют границы конкуренции,
-
ведут контроль по
- препятствуют развитию монополизированного производства.
Кредитная
и налоговая формы
Государство, продавая ценные бумаги, сокращает банковские резервы, но при этом происходит повышении процентных ставок, что соответственно ведет к сокращению производства и наоборот.
Если же государство скупает ценные бумаги, то в таком случае увеличиваются банковские резервы, что приводит к падению процентных ставок и тогда происходит расширение производства.
Субвенционная форма регулирования основывается на предоставлении налоговых льгот и государственных субсидий отдельным отраслям и предприятиям. В данном случае к таким отраслям можно отнести:
- добывающую промышленность
- сельское хозяйство
- транспорт
- судостроение.
Основными методами государственного регулирования являются:
- администрирование
- прямое регулирование
- косвенное регулирование
-
правовое регулирование.
К
административному
- рационированию и контингентированию,
- лицензированию и квотированию,
- контролю над ценами, доходами,
- контролю над валютными курсами, учетным процентом