Понятие регион. Классификация регионов

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 14:59, реферат

Краткое описание

Любое вмешательство государства в экономику преследует определенные цели. Государство корректирует те несовершенства, которые могут быть присущи рыночному механизму и с которыми, по мнению государства, сам он справиться не в состоянии или его решения окажутся неэффективными.
Государство занимается созданием условий для соперничества между предпринимателями, что способствует эффективной конкуренции. Государство занимается контролем производства необходимого количества товаров для населения, так как сам рыночный механизм не имеет возможности удовлетворять коллективные потребности людей должным образом.
Государство реализует социально-экономические и политические принципы сообщества граждан. Оно принимает активное участие в формировании макроэкономических рыночных процессов.
Именно государственное регулирование должно быть направлено на координирование социально-экономических процессов и должно увязывать интересы регионов с интересами государства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ЧАСТЬ 1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ РЕГИОНОВ 4
1.1 Сущность понятия регионов 4
1.2 Классификация регионов 5
ЧАСТЬ 2. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ 8
2.1 Инструменты регулирования 8
2.2 Социально-экономический потенциал (СЭП) региона 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПОНЯТИЕ РЕГИОН, КЛАССИФИКАЦИЯ РЕГИОНОВ.doc

— 85.00 Кб (Скачать)
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

 
 

     Любое вмешательство государства в экономику преследует определенные цели.  Государство корректирует те несовершенства, которые могут быть присущи рыночному механизму и с которыми, по мнению государства, сам он справиться не в состоянии или его решения окажутся неэффективными.

     Государство занимается созданием условий для соперничества между предпринимателями, что способствует эффективной конкуренции. Государство занимается контролем производства необходимого количества товаров для населения, так как сам рыночный механизм не имеет возможности удовлетворять коллективные потребности людей должным образом.

     Государство реализует социально-экономические  и политические принципы сообщества граждан. Оно принимает активное участие в формировании макроэкономических рыночных процессов.

     Именно  государственное регулирование должно быть направлено на координирование социально-экономических процессов и должно увязывать интересы регионов с интересами государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЧАСТЬ 1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ  И КЛАССИФИКАЦИЯ  РЕГИОНОВ

1.1 Сущность понятия регионов

 

      Под «регионом» с экономической точки зрения понимается "территориально специализированную часть народного хозяйства страны, характеризующуюся единством и целостностью воспроизводственного процесса. В тоже время региональный хозяйственный комплекс необходимо рассматривать не как явление изолированное, а как совокупность элементов взаимосвязанных.

      Хозяйственный комплекс региона – это такая  функциональная система, которая обладает определенной устойчивостью. Однако это не говорит о том, что с экономической точки зрения все регионы одинаковы. В России экономические регионы различны по целому ряду параметров. Их различают по:

      - демографическим условиям.

      - по природно-географическим условиям  производства.

      - по транспортным и энергетическим  условиям.

      -  по наличию или отсутствию ископаемых ресурсов.

     Некоторые регионы специализируются на производстве экспортной продукции, другие специализируются на продукции, которая предназначена  для российского потребителя.

     Разница, существующая в региональных условиях хозяйствования является важным обстоятельством для России. Отсюда следует вывод, что не может существовать унифицированной стратегии экономического развития для всех регионов.

     Определение выбора стратегии экономического развития для каждого региона должно рассматриваться индивидуально по региону, исходя из его типа и специфической направленности.

1.2 Классификация регионов

 

     Из  всего вышесказанного возникает  необходимость в разработке классификации  регионов, разработки их типологии, которая  будет максимально отвечать потребностям практики. То есть данная типология должна в полной мере отражать все различия между регионами.

       В первую очередь для этого  необходимо определить факторы,  которые будут наиболее значимыми  с точки зрения возможностей  развития экономики регионов. Данными факторами являются:

     1.   интеллектуальный, инвестиционный, инновационный, и трудовой потенциалы региона;

     2.   емкость и доступность рынков  сбыта товаров, производимых в  регионе, также: национального рынка, внутрирегионального рынка, экспортных рынков;

     3.   технологический уровень, состояние и возраст имеющихся на предприятиях региона производственных мощностей;

     4.  уровень развития рыночной инфраструктуры в регионе;

     5.  сложившаяся производственная специализация региона (при наличии таковой);

     6.   доступность и цена ресурсов в регионе.

     Данная  специализация экономики регионов определяет дальнейшее развитие региона, а также возможности и направления  для его дальнейшего развития.

     Сотрудники  Института экономики РАН предложили свою типологию регионов по критерию лидирующего комплекса в структуре промышленного производства. Авторы выделяют шесть типов регионов:

     1.     машиностроения и металлообработки (29 регионов);

     2.     металлургического комплекса (8 регионов);

     3.     пищевой промышленности (19 регионов).

     4.     топливно-энергетического комплекса  (5 регионов);

     5.     легкой промышленности (9 регионов).

     6.     лесохимического производства (7 регионов);

     В тоже время эту типологию считать  объективной нельзя, так как у  нее есть ряд недостатков.

     Во-первых, нельзя считать доминирование одного комплекса в структуре производств  очевидным  для всех регионов.

     Во-вторых, данная типология сформирована на основе данных по структуре производства промышленной продукции и она ни в коей мере не отражает сельскохозяйственную ориентацию, которая характерна для некоторых регионов России.

     В-третьих, выводы о специализации и направленности региона лучше делать не на основании  данных по отраслевой структуре промвшленного  производства, но еще и на основании  данных об отраслевой структуре занятости.

     Учитывая  все вышесказанное, можно типологию  регионов по специализации предложить следующим образом:

     1. регионы, которые не обладают  какой-либо специализацией:

     - с   преимущественным   развитием   производств   продукции   высокой  степени переработки;

     - с преимущественным развитием   производств интеллектуальноемкой  высокотехнологичной продукции;

     -  с   преимущественным   развитием   производств   продукции   низкой  степени переработки;

     2. регионы, которые обладают специализацией;

     - промышленные, с преимущественным развитием машиностроения:

     - промышленные,    с    преимущественным    развитием    сырьевого    и топливно-энергетического сектора;

     -  промышленные,       с      преимущественным      развитием      отраслей производящих конечную продукцию;

     -  сельскохозяйственные регионы.

     В то же время научно-благотворительный     фонд      «Экспертный институт»  предложил свою типологию регионов:

     1. по динамике производства (динамике  физических объемов промышленного  производства, производства сельскохозяйственной продукции предприятиями и населением);

     2.  по финансовому положению;

     3. по демографической ситуации (оценка  динамики численности населения;  оценка естественного движения  населения; оценка миграционного  движения населения);

     4. по уровню жизни населения;

     5.  по состоянию рынка труда (по уровню и динамике официальной безработицы и скрытой безработицы (неполный рабочий день и вынужденные отпуска); 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЧАСТЬ 2. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ  СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

2.1 Инструменты регулирования

 

     Развитие регионов является многомерным процессом. Развитие всегда имеет какую-то направленность, которая определяется или целью, или системой целей.

      Социально-экономическое  развитие включает в себя следующие  составные:

  • перемены в привычках и традициях;
  • сдвиги в институциональной, социальной и административной структурах;
  • повышение уровня образования и улучшение здоровья;
  • рост доходов, производства и повышение благосостояния населения;
  • перемены, происходящие в общественном сознании;
  • увеличение степени свободы народа;
  • создание условий, которые способствуют росту самоуважения людей в результате формирования экономической, социальной, институциональной и политической систем. Данные системы ориентируются на уважение человеческого достоинства.

     Также можно выделить ряд методов и  форм, которые находятся в арсенале инструментов государственного регулирования  экономики региона. Данное регулирование  может осуществляться в различных  формах:

  • кредитной,
  • налоговой,
  • субвенционной;
  • законодательной.
 
 

     При законодательной форме регулирования  принимаются законодательные акты, которые обеспечивают:

     - относительно равные возможности  для соперничества, 

     - расширяют границы конкуренции, 

     - ведут контроль по установлению  непомерно высоких цен, 

     - препятствуют развитию монополизированного производства.

     Кредитная и налоговая формы регулирования  представляют собой использование  кредитов и налогов для воздействия на национальный объем производства. Правительство при изменении налоговых льгот и ставок воздействует не только на расширение или сужение производства, но и на инвестиционные решения.

     Государство, продавая ценные бумаги, сокращает  банковские резервы, но при этом происходит повышении процентных ставок, что  соответственно ведет к сокращению производства и наоборот.

     Если  же государство скупает ценные бумаги, то в таком случае увеличиваются  банковские резервы, что приводит к  падению процентных ставок и тогда  происходит расширение производства.

      Субвенционная форма регулирования основывается на предоставлении налоговых льгот и государственных субсидий отдельным отраслям и предприятиям. В данном случае к таким отраслям можно отнести:

      - добывающую промышленность

      - сельское хозяйство

      - транспорт

      - судостроение.

      Основными методами государственного регулирования являются:

      - администрирование

      - прямое регулирование

      - косвенное регулирование

      - правовое регулирование. 

     К административному регулированию  можно отнести меры по:

     - рационированию и контингентированию,

     - лицензированию и квотированию,

     - контролю над ценами, доходами,

     - контролю над валютными курсами, учетным процентом

Информация о работе Понятие регион. Классификация регионов