Новосибирская область

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 12:48, реферат

Краткое описание

Ранние стоянки первых поселенцев на территории нынешней Новосибирской области, как считают археологи, появились 10–14,5 тысячи лет назад.
XVII век. Постоянные русские поселения стали появляться в Приобье в конце XVII века. Первая заимка была основана в 1695 году боярским сыном Алексеем Кругликом — деревня Кругликово до сих пор существует в Болотнинском районе. Сохранились деревни Гутово и Изылы в Тогучинском районе.

Оглавление

История формирования региона 3-4
Современная административная карта Новосибирской области 4
Природно-ресурсный потенциал области 4-10
Демографический «портрет» региона 10-15
Отраслевая и территориальная структура экономики региона 15-26
Транспортный комплекс и его структура 26-28
Экологическая инфраструктура 28-29
Перспективы развития Новосибирской области 29-36
Взаимоотношения области с другими регионами и странами 36-38
Список используемых источников 39

Файлы: 1 файл

Новосибирская область.docx

— 94.53 Кб (Скачать)
  • обеспечить качественный прорыв в уровне жизни населения; изменить демографическую ситуацию; обеспечить эффективную занятость населения и стимулировать приток квалифицированной рабочей силы на территорию области;
  • создать условия для эффективной реализации национальных проектов на территории региона и наполнить их новым качеством;
  • возродить промышленность посредством придания ей инновационного характера; обеспечить организацию инновационных центров и технопарковых зон на территории области; обеспечить эффективную интеграцию новосибирских предприятий в отечественную и мировую экономику; создать комплекс современных производств, соответствующих стратегическим потребностям социального развития, обеспечения высокого качества жизни населения и национальной безопасности;
  • реализовать принципы устойчивого развития региона в среднесрочной и долгосрочной перспективе с учётом решения задач по охране окружающей среды;
  • создать современную транспортную и телекоммуникационную инфраструктуру, отвечающую требованиям XXI века и резко увеличивающую транспортную и информационную доступность для всех жителей области;
  • обеспечить стратегическое развитие Новосибирска в качестве мегаполиса международного уровня с современной социальной и рыночной инфраструктурой;
  • обеспечить реализацию новой пространственной стратегии Новосибирской области, основанной на размещении ряда предприятий в административных районах и создании там новых промышленных зон и рекреационных центров;
  • реализовать программы поддержки сельского хозяйства и повышения уровня жизни населения в сельской местности, разработать и реализовать новые формы взаимодействия города и села;
  • поддерживать культуру, а также развивать индустрию отдыха и туризма для жителей Новосибирской области и других территорий с целью обеспечения им качественно иного уровня комфортности жизни (создание постиндустриальных «средовых зон» – торговых, развлекательно-образовательных, рекреационных, инновационно-образовательных и других ареалов, стимулирующих приток в область человеческого капитала);
  • обеспечивать развитие институтов гражданского общества и участия граждан в принятии решений и реализации программ социального, экономического, культурного и общественного развития области и ее территорий как значимого условия обеспечения качества жизни населения.

Все отмеченные цели и задачи Стратегии должны по возможности  учитывать переход в рассматриваемой  перспективе на качественно новый  уровень функционирования производственно-технологических  систем, систем жизнедеятельности, медицины, коммуникации, транспорта и т. д., определяемых бурным распространением в XXI веке достижений научно-технического прогресса и  новых технологий. Эти тенденции  трудно прогнозировать, тем не менее они могут и должны дать развитию Новосибирской области более сильный импульс, чем это мотивируется современным уровнем знаний и существующим производственным потенциалом региона. Должны произойти качественные изменения и в социально-трудовых отношениях, связанные с переходом к развитию на принципах «сетевой» экономики и «сетевого» общества. Развёртывание научно-технического прогресса на транспорте и в системе телекоммуникаций значительно уменьшит негативное влияние удалённости Новосибирской области от западных и восточных границ страны, от развитых стран Европы, Азии и Америки, которая существенно удорожает производство и снижает конкурентоспособность региона в настоящее время.

Таким образом, основная концептуальная идея Стратегии сводится к следующему тезису: в условиях отсутствия крупных месторождений полезных ископаемых Новосибирская область обладает, по сути, лишь двумя стратегическими ресурсами: научным, интеллектуальным и человеческим потенциалом и особым геополитическим и экономико-географическим положением в центре России. Цель предстоящего периода развития состоит в мобилизации и максимальном использовании этих ресурсов, на что должны быть направлены консолидированные усилия власти, бизнес-сообщества и населения региона.

Основные ожидаемые результаты реализации Стратегии 
Реализация намеченных стратегических целей и выполнение поставленных задач с учётом потенциальных возможностей региона и успеха предпринимаемых властью, бизнесом и населением действий должны обеспечить:

  • рост душевого объёма ВРП за период 2006 – 2025 годы в 4,7 раза;
  • превышение основных параметров качества жизни населения области и развития её человеческого потенциала над среднероссийским уровнем и доведение их до показателей регионов-лидеров; сокращение резких социальных различий между городом и селом;
  • перелом негативных тенденций в демографической ситуации; увеличение численности населения области к 2025 году до 2,8 млн. человек;
  • приближение региона к десятке наиболее развитых субъектов Федерации по абсолютным показателям производства;
  • окончательное формирование Новосибирской области как главного инновационного центра Востока России в XXI веке;
  • упрочение имиджа Новосибирска как одного из главных культурных центров России;
  • вхождение Новосибирской области в категорию регионов-доноров федерального бюджета с обеспечением финансовой самодостаточности территории.

Реализация Стратегии  социально-экономического развития Новосибирской  области должна доказать, что будущее Сибири не только за крупномасштабной добычей и переработкой природных ресурсов. Будущее Сибири – это и наукоёмкая экономика нового типа, основанная на новейших достижениях научно-технического прогресса, и комфортные условия для проживания и жизнедеятельности наших соотечественников. Новосибирская область в результате реализации Стратегии должна прочно занять своё место в числе «регионов-локомотивов» России и быть её достойным представителем в мировом экономическом и культурном сообществе.

В регионе сформирован перечень приоритетных инновационно-инвестиционных программ и проектов, использующих конкурентные преимущества области и служащих основой научно-технической и инновационной политики области. Осуществляется реализация следующих проектов:

  • Общественно-гуманитарные проблемы человека и социума: образование, культура, нравственность, молодёжная политики, демократические свободы и др.;
  • Силовая электроника Сибири (новые материалы, пластины и структуры, приборы и системы);
  • Здоровье сберегающие технологии (генотерапия и генодиагностика, биоинженерия и иммунокоррекция, стволовые клетки, фотодинамическая терапия, системы жизнеобеспечения человека, лекарственные средства и др.);
  • Развитие транспортного комплекса Новосибирска как мультимодального транспортного узла;
  • Научно-технологическое и экономическое обеспечение агропромышленного комплекса;
  • Индустрия программных продуктов и информационных систем (моделирование процессов, автоматизация и управление, базы данных, телекоммуникации и сети и т. д.);
  • Создание методов и средств противодействия терроризму (методы профилактики, обнаружения и идентификации, медико-санитарные средства защиты и др.);
  • Энергосбережение (новые технологии генерации и снижения потерь, создание приборов и систем, оптимизация энергопотребления, сооружения и коммуникации и др.);
  • Лазерные и электронно-лучевые технологии;
  • Каталитические технологии на основе нового поколения катализаторов;
  • Новые материалы (монокристаллы для электронной и ювелирной промышленности, композиты, наноматериалы, биметаллы и т. д.);
  • Научно-технологическое обеспечение стройиндустрии, в том числе дорожного строительства (новые материалы на основе местного сырья, методы и приборы диагностики, технологии повышения надёжности и долговечности, архитектурно-технические решения и др.).

Правовое и  информационное обеспечение инновационного развития.

Для развития инновационной  деятельности используются следующие законы Новосибирской области:

  • «О научной деятельности и научно-технической политике»;
  • «О государственной поддержке инвестиционной деятельности»;
  • «О мерах государственной поддержки товаропроизводителей»;
  • «О государственной поддержке малого предпринимательства»;
  • «О государственной поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств и других субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве»;
  • «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков»;
  • «О молодёжной политике».

На базе этих законов осуществляется государственная поддержка предприятий и учреждений в сфере производства, науки, образования и научного обслуживания. В частности, предоставляются льготы по налогам на прибыль и имущество, зачисляемым в областной бюджет, выдаются инвестиционные налоговые кредиты, осуществляется субсидирование части процентной ставки по банковским кредитам, предоставляются льготные условия по налогу на землю, предоставляются прямые инвестиции для реализации инновационных проектов, имеющих значительный экономический или социальный эффект и др.

В области создан областной  научный совет, которым руководят  три сопредседателя – губернатор области, председатель Областного Совета депутатов и председатель Сибирского отделения РАН; научный экспертный совет; высший экономический совет, в состав которых входят ведущие  учёные, имеющие успехи в инновационной  деятельности. В 1996 году администрацией Новосибирской области создан Новосибирский областной фонд поддержки науки и высшего образования, который содействует проведению региональной научно-технической политики.

Региональным правительством в целях развития инновационной  деятельности была разработана Концепция развития инновационной деятельности в экономике и социальной сфере на территории Новосибирской области. Её стратегическая цель – устойчивое развитие инновационной системы региона для повышения конкурентоспособности экономики и роста качества жизни населения. [3, c.19]

  1. Взаимоотношения области с другими регионами и странами

Новосибирск — город в  России, административный центр Новосибирской  области и Сибирского федерального округа.

Если определить место  Новосибирска в системе российских городов, то он, несомненно, войдет в  элиту мегаполисов страны. Он сопоставим, прежде всего, с такими крупнейшими  городами-миллионниками как Нижний Новгород, Екатеринбург, Самара и другими.

Одним из экономических парадоксов является то, что несмотря на депрессивное состояние экономики, в 90-е годы отчетливо проявилась тенденция превращения Новосибирской области в крупнейший финансовый и деловой центр общесибирского значения. Последнее в существенной степени связано как с преимуществами экономико-географического положения области, так и с «человеческим фактором». Кризисное финансовое состояние науки и предприятий ВПК фактически стимулировало отток в сферу бизнеса и деловых услуг высококвалифицированных и инициативных работников, которые быстро сформировали “деловую элиту” Новосибирской области. По данным социологических наблюдений, бизнес с Новосибирске имеет более «цивилизованное лицо», он менее коррумпирован, здесь используются достаточно современные управленческие технологии. В Новосибирске уже функционирует значительный ряд учреждений рыночной деловой инфраструктуры межрегионального значения. [5]

Международное сотрудничество

Новосибирская область —  регион, активно развивающий международное  сотрудничество со странами как дальнего, так и ближнего зарубежья. Внешнеторговые операции осуществлялись с партнёрами из 104 стран дальнего и ближнего зарубежья (в январе – июне 2010 года – из 95 стран). При этом 79,4% стоимостного объёма внешнеторгового оборота пришлось на торговлю с Китаем, Украиной, Ираном, Германией, Болгарией, США, Узбекистаном, Бельгией, Киргизией, Японией. Экспортно-импортные операции осуществляют около 1 800 предприятий и организаций, зарегистрированных в Новосибирской области.

Новосибирская область уже  длительное время поддерживает отношения  с рядом китайских провинций. Действуют соглашения «Об установлении побратимских связей между Новосибирской областью и провинцией Ляонин, о торгово-экономическом сотрудничестве с провинциями Хэйлунцзян, Чжецзян».

В области создано более 100 совместных предприятий. В экспортных поставках в Китай ведущее  место занимает продукция машиностроения, из Китая импортируются в первую очередь товары народного потребления  и продукты питания. Одним из важнейших  стабилизирующих факторов для экономики  области является сотрудничество со странами СНГ. Так, например, из Украины  в область в большом объеме поставляются прокат черных металлов, электродвигатели, сахар, товары народного  потребления.

Информация о работе Новосибирская область