Морская энциклопедия: Северный морской путь и Русская Америка

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 22:20, доклад

Краткое описание

Проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и частично Тихого океана (Берингово). Северный морской путь ограничен западными входами в новоземельские проливы и меридианом, проходящим на север от мыса Желания, и на востоке в Беринговом проливе параллелью 66 градусов северной широты и меридианом 168 градусов 58 минут 37 секунд западной долготы. Длина Северного морского пути от Карских Ворот до бухты Провидения около 5600 км. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути составляет свыше 14 тыс. км (через Суэцкий канал — свыше 23 тыс. км).

Файлы: 1 файл

морская энциклопедия.docx

— 35.32 Кб (Скачать)
  1. Северный морской путь

Проходит  по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и частично Тихого океана (Берингово). Северный морской путь ограничен западными входами в новоземельские проливы и меридианом, проходящим на север от мыса Желания, и на востоке в Беринговом проливе параллелью 66 градусов северной широты и меридианом 168 градусов 58 минут 37 секунд западной долготы. Длина Северного морского пути от Карских Ворот до бухты Провидения около 5600 км. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути составляет свыше 14 тыс. км (через Суэцкий канал — свыше 23 тыс. км).

Основные  этапы освоения

  • Открытие пролива, отделяющего Чукотку от Аляски Семёном Дежнёвым в 1648 году.
  • Первая Камчатская экспедиция — подтверждение наличие пролива между Азией и Америкой с декабря 1724 года по 1729 год.
  • Великая Северная экспедиция — ряд географических экспедиций вдоль арктического побережья Сибири, к берегам Северной Америки и Японии во второй четверти XVIII века.
  • Впервые маршрут был пройден с одной зимовкой в 1878-79 годах экспедицией шведа Нильса Норденшельда на барке «Вега».
  • Первое сквозное плавание в направлении с востока на запад, с зимовкой у полуострова Таймыр, совершила гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана под руководством Бориса Вилькицкого на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» в 1914—1915 годах. Это плавание стало также первым сквозным прохождением Северного морского пути российской экспедицией.
  • Впервые за одну навигацию был пройден экспедицией Отто Шмидта в 1932 году на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков».
  • Первое сквозное плавание в направлении с востока на запад за одну навигацию в 1934 году на ледорезе «Литке» (капитан Н. М. Николаев).
  • Первая транспортная операция на Северном морском пути — сквозное грузовое плавание лесовозов «Ванцетти» и «Искра» из Ленинграда во Владивосток c 8 июля по 9 октября 1935 года[1].
  1. Русская Америка

Первыми русскими, которые со стороны Сибири открыли  Аляску (Америку), была экспедиция Семена Дежнева в 1648 году.

В 1732 году Михаил Гвоздев  на боте «Святой Гавриил» совершил плавание к берегам «Большой земли» (северо-западной Америки), первым из европейцев достиг побережья Аляски в районе мыса Принца Уэльского. Гвоздев определил  координаты и нанес на карту около 300 км побережья полуострова Сьюард, описал берега пролива и острова, лежащие в нём. В октябре 1732 вернулся в Нижнекамчатский острог.

В 1741 году экспедиция Беринга  на двух пакетботах «Святой Петр» (Беринг) и «Святой Павел» (Чириков) исследовала Алеутские острова и берега Аляски. В 1772 году на алеутской Уналашке основано первое торговое русское поселение.

3 августа 1784 году на  остров Кадьяк (Бухта Трех Святителей) прибывает экспедиция Шелихова в составе трех галиотов ("Три святителя", "Св. Симеон" и "Св. Михаил"). "Шелиховцы" (Северо-восточная компания) которые начинают усиленно осваивать остров, подчиняя местных эскимосов (конягов), способствуя распространению православия среди туземцев и внедряя ряд сельскохозяйственных культур (картофель, репа).

Параллельно с компанией  Шелихова Аляску осваивала конкурирующая  с ним компания купца Лебедева-Ласточкина. Снаряженный им галиот «Св. Георгий» (Коновалов) прибыл в 1791 году в залив Кука, а его экипаж основал Николаевский редут. В 1792 году "лебедевцы" основали поселение на берегах озера Илиамна и снарядили экспедицию Василия Иванова к берегам реки Юкон.

Губернаторы Русской  Америки

 

Александр Андреевич Баранов 1799-1818

Леонтий Андрианович Гагемейстер 1818-1818

Семён Иванович Яновский 1818-1820

Матвей Иванович Муравьев (1784—1826) 1820-1825

Пётр Игорович Чистьяков 1825-1830

Фердинанд Петрович Врангель (1797—1870) 1 июня 1830 29 октября 1835

Иван Антонович Купреянов (1800—1857) 29 октября 1835 25 мая 1840

Адольф Карлович Этолин (1798—1876) 25 мая 1840 9 июля 1845

Михаил Дмитриевич Тебенков 1845-1850

Николай Яковлевич Розенберг (?—1857) 14 октября 1850 31 марта 1853

Александр Ильич Рудаков 31 марта 1853 22 апреля 1854

Стефан Васильевич Воеводский (?—1884) 22 апреля 1854 22 июня 1859

Иван Васильевич Фуругельм (1821—1909) 22 июня 1859 2 декабря 1863

Дмитий Петрович Максутов (1832—1889) 2 декабря 1863 18 октября 1867

  1. Первая русская кругосветная экспедиция

1803—1806 годах на приобретённых в Великобритании небольших кораблях «Надежда» и «Нева» под командованием Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского, соответственно.

 

  • Врангель

В 1817—1819 мичманом участвовал в кругосветной экспедиции Василия Головнина на шлюпе «Камчатка». В 1820—1824 в чине лейтенанта возглавлял экспедицию по исследованию северо-восточного побережья Сибири (отряд 7 человек). В ходе экспедиции было описано побережье  Сибири от реки Индигирка до Колючинской губы, нанесены на карту Медвежьи острова. В 1824—1827 в чине капитан-лейтенанта возглавлял кругосветное плавание на военном транспорте «Кроткий». 1829 в чине капитана 1 ранга назначается главным правителем Русской Америки и остаётся на этом посту до 1835, в 1830 прибывает на Аляску. За время нахождения на этом посту лично обследовал всё западное североамериканское побережье от Берингова пролива до Калифорнии и создает магнитно-метеорологическую обсерваторию Ситка. В 1836 через Мексику, где выполняет дипломатические поручения Российско-Американской компании, возвращается в Россию, совершив по пути на родину своё третье кругосветное плавание. В том же году ему присвоено звание контр-адмирала. 29 ноября 1837 года награждён орденом св. Георгия 4-й степени (№ 5527 по списку Григоровича — Степанова).

 

  • Головнин

В 1806 году на шлюпе “Диана”  был отправлен в кругосветное плавание к русским владениям  в Северной Америке с целью  гидрографических исследований в этой части Тихого океана Василий Михайлович Головнин.

2 января 1808 года “Диана”  бросила якорь в гавани бразильского  острова Святой Екатерины. Головнин  определил здесь географические  координаты острова и сделал  подробное описание гавани.

Деятельность Головнина  не ограничивалась исследованием Камчатки. Он внимательно изучил материалы, собранные  его предшественниками по изучению северной части Тихого океана.

Весной 1810 года Головнин отправился в новое плавание. В результате своих исследований Головнин составил точную карту Курильских островов,

В 1814 году Головнин возвратился  в Петербург и стал готовиться к новому кругосветному плаванию на шлюпе “Камчатка”.

21 сентября судно отправилось  и вскоре пересекло экватор.  В июне “Камчатка” вошла в  Павловскую гавань на острове  Кадьяк. Здесь Головнин составил обстоятельную карту Чиниатского залива, описал природные условия острова, изучил экономику, быт и культуру его жителей.

Во второй половине августа 1818 года Головнин совершил плавание к  берегам Калифорнии и составил описание это страны: ее естественных богатств, климатических условий, социального  строя.

От Гавайских островов Головнин отправился к Филиппинам.

В сентябре 1819 года “Камчатка” прибыла в Кронштадт.

Его именем названы мыс  на юго-западном берегу бывшей “Русской Америки”, гора на острове Новая  Земля и пролив между островами  Райкоку и Матау в Курильской гряде.

 

  • Литке

В 1821 году Адмиралтейский департамент решил послать в  Северный Ледовитый океан гидрографическую экспедицию для описи берегов  Новой Земли на бриге “Новая Земля”. Руководителем был назначен лейтенант  Федор Петрович Литке.

В 1828 году вышла книга  Литке “Четырехкратное путешествие  в Северный Ледовитый океан на военном бриге “Новая Земля” в 1821-1824 годах”.

Вскоре Литке назначили  командиром шлюпа “Сенявин”, отправлявшегося  в кругосветное плавание.

20 августа 1826 года “Сенявин”  покинул Кронштадт.

До конца марта 1828 года Литке проводил гидрографические исследования в районе Каролинского и Марианского архипелагов.

Определив по пути положение  многих островов Океании, Литке 29 октября  отправился из порта Петропавловска-Камчатского, чтобы, обогнув всю Евразию, закончить  плавание на другом конце России.

25 августа “Сенявин”  вернулся в Кронштадт. Географы  считают это плавание одним  из самых плодотворных русских  кругосветных экспедиций.

Литке составил точную карту  значительной части побережья и  островов Берингова моря, открыл в  этом море большую группу островов, измерил высоту многих сопок Камчатки. В Тихом океане он открыл 12 неизвестных  островов и описал 26 групп не обследованных до него островов, составил карты Каролинского и Марианского архипелагов. В результате всех этих работ был составлен мореходный атлас, содержащий более пятидесяти карт и планов.

Имя Литке было присвоено  одному из советских ледоколов и 14 раз повторяется на карте мира. Его именем названы: пролив между Камчаткой и островом Карагинским, гора, залив, полуостров, губа и мыс на Новой Земле, один из островов Земли Франца-Иосифа, мыс одного из Алеутских островов, остров в Карском море, течение в Баренцевом море, банка в Белом море, группа островов в архипелаге Норденшельда, мыс на острове Врангеля и мыс в Беринговом проливе.

 

  • Беллинсгаузен и Лазарев

Первая русская антарктическая экспедиция Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева на бриге “Новая Земля” под начальством А.Лазарева,

Многовековая загадка  “Terra Australis Incognita” была разрешена русскими военными моряками Беллинсгаузеном и Лазаревым.

Экспедиция из двух судов  — “Восток” и “Мирный” — 29 августа 1819 года взяла курс в Атлантический  океан.

29 декабря показался  берег острова Сандерса. Назвав эту сушу островом, Кук не был уверен в том, что перед ним действительно остров. Русские моряки подтвердили его предположение. Они определили координаты острова и зарисовали очертания его берегов.

15 января “Восток” и  “Мирный” впервые пересекли  Южный полярный круг. На 69°21’28’’  ю.ш. и 2°14’50’’ з.д. 16 января 1820 года моряки заметили полосу высоких льдов. Это была Антарктида.

Открытием Антарктиды русские  моряки внесли большой вклад в  мировую географическую науку. Экспедицией  в общей сложности было пройдено 49723 мили за 751 день. Из них в южном  полушарии корабли находились 535 дней, причем 100 дней — во льдах. Экспедиция на “Востоке” и “Мироном” замечательна еще и ценнейшими для науки  систематическими наблюдениями за температурой воздуха, барометрическим давлением, элементами земного магнетизма, а  также многочисленными измерениями  глубин океана, температуры, удельного  веса океанской воды на различных  глубинах и определением степени  ее прозрачности.

Беллинсгаузен дал правильную характеристику главных особенностей климата Антарктики, сделал первую попытку описать и классифицировать антарктические полярные льды, изложить теорию льдообразования. Русские моряки, систематически наблюдая за океанскими течениями, дали правильное объяснение происхождению Канарского течения, ранее считавшегося ветвью Флоридского. Верные соображения высказал Беллинсгаузен и о происхождении водорослей Саргассова моря.

Беллинсгаузеном был издан  труд “Двукратные изыскания в  Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света на шлюпах “Восток” и  “Мирный””, который перевели на немецкий, голландский, шведский и английский языки.

М.Лазаревым в 1822-1825 годах было совершено еще одно кругосветное плавание в качестве начальника экспедиции и командира фрегата “Крейсер”.

В ходе этого плавания Лазарев  со своими помощниками проделал огромную работу по корректированию мореходных карт, уточнению месторасположения  многих островов, собрал ценные материалы  по океанографии, метеорологии, этнографии и другим отраслям науки.

 

  • Макаров

В 1880-х годах известный  деятель русского флота Степан Осипович Макаров, известный как создатель  первого в мире линейного ледокола “Ермак”, провел научные исследования течений Босфора.

В сентябре 1886 года Макаров  был назначен командиром корвета  “Витязь”, которому предстояло совершить  кругосветное плавание, первое после  многолетнего перерыва.

Во время всех этих плаваний Макаров и его офицеры продолжали вести океанографические исследования, которые дали много ценного материала для изучения дальневосточных морей.

Во время одного из походов  “Витязя” к Командорским островам Макаров сделал гидрологический  разрез от Камчатки к острову Беринга.

Пользуясь результатами этого  разреза и некоторыми другими  данными, Макаров сумел определить некоторые важные черты гидрологии Берингова моря.

Наиболее обстоятельно Макаров исследовал Охотское море. Он верно охарактеризовал особенности его гидрологии, показал общую структуру вод, определил и общий круговорот вод Охотского моря, указав, что движение их происходит против часовой стрелки.

Кроме гидрологических  наблюдений в дальневосточных водах, команда “Витязя” проводила регулярные измерения глубины и гидрографические работы. В частности, была нанесена на карту одна из бухт в заливе Петра  Великого в Японском море, которая  в честь корабля получила название Витязь.

1 июня 1889 года “Витязь”  вернулся в Кронштадт, благополучно  завершив свое кругосветное плавание.

За 993 дня плавания было сделано 493 серии глубоководных наблюдений, огромное количество метеорологических  и гидрологических наблюдений, взяты  пробы грунта, собраны коллекции  различных морских животных и  растений. Итогом работы “Витязя” явился труд Макарова “Витязь и Тихий  океан”, изданная в 1894 году.

Макаров сделал еще один вклад в науку и морское  дело - он создал ледокол “Ермак”  и совершил на нем высокоширотные арктические плавания.

Информация о работе Морская энциклопедия: Северный морской путь и Русская Америка