Лесопромышленный комплекс Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 17:27, реферат

Краткое описание

Лесопромышленный комплекс (ЛПК) Украины — это совокупность предприятий, связанных с выращиванием и переработкой (до получения конечной продукции) лесного сырья.
Значение ЛПК в экономике Украины определяется тем, что в современных условиях нет такой сферы хозяйства, где бы древесина и продукция ее переработки не играли существенной роли.

Файлы: 1 файл

реферат приролапользование.docx

— 34.43 Кб (Скачать)

Неэффективно (преимущественно как дрова) используется древесина, заготавливаемая в процессе ухода за полосами вдоль железнодорожных и автомобильных дорог, в условиях острого дефицита на древесину, когда ее можно использовать как полноценное сырье для изготовления целлюлозы, картона ДСП, ДВП и другой эффективной в потреблении продукции.

Значительная доля круглых лесоматериалов в Украине используется без предварительной механической и химико-механической обработки (столбы, топливо и т.п.). Поэтому их необходимо заменить более эффективными.

Еще одно направление решения проблемы - это существенное улучшение воспроизведения лесосырьевых ресурсов. Перспективными являются плантационное лесоразведение (особенно на непригодных для сельскохозяйственного производства землях), выращивание насаждений из быстрорастущих древесных пород, введение в лесные культуры лиственницы японской и других производительных древесных пород с целью их вырубки в процессе промежуточного пользования лесом.

Необходимо повысить эффективность воспроизведения защитных полос вдоль транспортных путей не только для усиления защитных функций, но и получение полноценной древесины. Повышение лесистости территории Украины до 20 % позволит в перспективе обеспечить лесопромышленный комплекс местными сырьевыми ресурсами, улучшить климатические условия и их положительное влияние на производительность сельского хозяйства, а также увеличить рекреационный потенциал лесов и его положительное влияние на здоровье населения [4].

В борьбе с незаконной вырубкой лесов Украина развивается по двум направлениям: сертификация и инвентаризация лесов.

Сертификацией называется деятельность независимой организации по подтверждению соответствия продукции или деятельности субъекта сертификации определенным, специально установленным стандартам. С экономической точки зрения сертификация является механизмом снижения некоммерческих рисков для покупателей. Лесная стартовала еще в 1989 году, как ответ на беспокойство общества об источнике древесной продукции и необходимости определения стойкого управления лесами. Главные цели, которые преследовала и преследует лесная сертификация, — это улучшить экологическое, социальное и экономическое качество управления лесами, поддержать или улучшить доступ к рынку легальной продукции, а также увеличить экономические выгоды от законной лесозаготовки [1].

Советом Европейского Союза и Европейским парламентом 20 октября 2010 был одобрен, а уже  с  3 марта 2013 года вступил в силу регламент ЕС № 995/2010, накладывающий обязательства на импортеров лесоматериалов и продукции из древесины на рынок ЕС и запрещающий импорт в ЕС древесины нелегального и сомнительного происхождения.

Поэтому в настоящее время те компании-импортеры лесного сырья, которые зарабатывают на рынках ЕС и хотят остаться в этом сегменте, должны работать над разработкой соответствующей программы проверки легальности происхождения источников древесины или же воспользоваться одной из признанных международным сообществом схем лесной сертификации. Таких сегодня в мир две — FSC (сертификация Совета управления лесными ресурсами — The Forest Stewardship Council) и PEFC (Программа внедрения Сертификации использования лесных ресурсов, направленная на поддержку разумного использования ресурсов леса через контроль третьей стороной — The Programme for the Endorsement of Forest Certification).

Сегодня в Украине уже сделано несколько шагов к созданию системы легализации заготовки и обращения древесины. Это, в частности, внедрение сертификата легальности происхождения древесины и лесоматериалов (СЛПД). В соответствии с последним, каждый экспортер должен получить СЛПД на каждую партию лесопродукции, оформленную одним транспортным документом. Чтобы получить СЛПД, экспортер предоставляет в областное управление лесного хозяйства либо транспортные документы на покупку древесины (лесоматериалов), либо лесорубный билет.

Второй шаг — создание единой государственной системы электронного учета древесины. Пока еще работают только отдельные ее элементы, чаще — на уровне отдельных лесхозов. В целом система еще на стадии разработки и требует достаточно больших средств для ее совершенствования и внедрения.

И, наконец, легальность украинской лесопродукции подтверждает добровольная сертификация части украинских лесхозов по разным международным программам. Обычно участие в таких программах свидетельствует не только об определенном уровне ведения лесного хозяйства, но и, например, о сохранении биомногообразия, защите прав местных жителей и малого бизнеса и т. п. По состоянию на 19 сентября 2011 года площадь сертифицированных лесов в Украине достигла свыше 1,21 миллиона гектаров или почти 12 % всех лесов Украины [6]. Так полностью сертифицированы государственные предприятия Закарпатской, Львовской областей, а также семь предприятий Черниговской и по одному предприятию Киевской и Волынской областей. Активную работу в подготовке к сертификации осуществляют предприятия Волынского и Ивано-Франковской областей.

На сегодняшний день как сертификация, так и легализация еще требует существенной доработки. Например, упоминавшаяся Регуляция ЕС охватывает почти полный перечень категорий товарной группы "Древесина и изделия из нее". Это намного больше списка тех товаров, на которые в Украине выдается сертификат легальности происхождения древесины. Кроме того, на практике для получения сертификата легальности происхождения древесины и лесоматериалов экспортер чаще всего предоставляет не лесорубный билет, а документы на покупку древесины. То есть сертификат легальности происхождения древесины и лесоматериалов фактически является свидетельством покупки лесопродукции, а не ее легальности. Поэтому необходимо занесение номера лесорубного билета в сертификат легальности происхождения древесины и лесоматериалов, которое в случае необходимости даст возможность проследить легальность древесины прямо от лесосеки.

Кроме совершенствования существующих, необходимо создать новые элементы системы подтверждения легальности. В частности, в законодательстве Украины нет прямого определения незаконных вырубок. А понятия, используемые в украинском законодательстве и Регламенте ЕС относительно незаконных вырубок, отличаются. Последний значительно расширяет пределы традиционного понятия незаконно добытой древесины.  Таким образом признание украинской продукции в соответствии с требованиями ЕС будет зависеть как от правительственных структур в части усовершенствования законодательства и усиления борьбы с таким явлением, как незаконные вырубки, так и самих импортеров, которые должны внедрить соответствующие механизмы оценки источников происхождения древесины.

 

 

Заключение

Развитие рыночных условий хозяйствования поставил перед работниками леса сложные задачи в связи с приватизацией государственного имущества и возможным изменением форм организации производства в комплексных лесохозяйственных предприятиях.

Основными направлениями решения проблем развития лесного хозяйства являются: совершенствование форм управления этим комплексом; комплексное использование имеющихся древесных ресурсов (собственных и завозных); интенсификация воспроизведения лесов и пользование лесом.

При ситуации, которая складывается в нашей стране (корпоратизации лесопромышленных предприятий и государственной собственности на леса), определяющим становится выбор форм организации производства в комплексных предприятиях, и в том числе – обеспечение реализации основных принципов воспроизводства лесов, пользования лесом, эффективной переработки лесосырьевых ресурсов.

Учитывая состояние окружающей среды, лесного фонда и пользования им, на необходимость комплексной переработки лесосырьевых ресурсов, отечественный и зарубежный опыт, особенности экономики лесного комплекса в условиях становления рыночной модели хозяйствования, управление лесохозяйственным и лесопромышленным производством в Украине целесообразно организовать с учетом четкого разделения функций между структурными подразделениями: Министерством лесов Украины, Министерством промышленности Украины, Министерством охраны окружающей среды Украины.

Реализация предложенной модели управления лесным комплексом возможна при условии разработки концепции хозяйствования в отрасли и пакета нормативных материалов, соответствующей доработки Лесного Кодекса, а также становление основных институтов рынка, которые в целом должны обеспечить ведение работ по воспроизводству лесов, пользованию лесосырьевыми ресурсами и их промышленной переработке на научной основе. Трансформация существующей системы может быть и частичной - в порядке эксперимента в определенных природно-экономических зонах.

Медленные темпы увеличения лесопокрытых площадей обусловлены недостаточными капиталовложениями в лесное хозяйство, радиоактивным загрязнением значительной площади лесов. Ориентация в прошлом на импорт дешевой древесины обусловила низкий уровень использования отходов деревообрабатывающей промышленности. Лесное хозяйство нуждается в активизации лесовозобновления и ежегодного на протяжении 10-15 лет расширения лесопокрытой площади на 250 - 280 тыс. га.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

[1]. Лесная сертификация по схеме FSC [Электронный ресурс] 2013. –  Режим доступа: http://www.lesprominform.ru/jarchive/articles/itemshow/933

[2]. Лесное и охотничье хозяйство [Электронный ресурс] 2013. –  Режим доступа: http://www.mlh.by/lioh/2008-8/1_9.pdf

[3]. Лесопромышленный комплекс Украины [Электронный ресурс] 2013. –  Режим доступа: http://ukrexport.gov.ua/rus/economy/ukr/3008.html

[4]. Лесопромышленный комплекс Украины. Лесное и охотничье хозяйство [Электронный ресурс] 2013. –  Режим доступа: http://chitalky.ru/?p=7667

[5]. Лесорубка [Электронный ресурс] 2013. –  Режим доступа: http://www. lesovod.org.ua/node/10417

[6]. Полтора года — на легализацию лесов [Электронный ресурс] 2013. –  Режим доступа: http://www.ukrrudprom.ua/digest/Poltora_goda__ na_legalizatsiyu_lesov.html

[7]. Состояние  и перспективы развития лесоустройства  в Украине [Электронный ресурс] 2013. –  Режим доступа: http://www.roslesinforg.ru/ press/news/35/Ukraina.pdf


Информация о работе Лесопромышленный комплекс Украины