Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 17:27, реферат
Краткое описание
Лесопромышленный комплекс (ЛПК) Украины — это совокупность предприятий, связанных с выращиванием и переработкой (до получения конечной продукции) лесного сырья. Значение ЛПК в экономике Украины определяется тем, что в современных условиях нет такой сферы хозяйства, где бы древесина и продукция ее переработки не играли существенной роли.
Неэффективно (преимущественно как дрова)
используется древесина, заготавливаемая
в процессе ухода за полосами вдоль железнодорожных
и автомобильных дорог, в условиях острого
дефицита на древесину, когда ее можно
использовать как полноценное сырье для
изготовления целлюлозы, картона ДСП,
ДВП и другой эффективной в потреблении
продукции.
Значительная доля круглых лесоматериалов
в Украине используется без предварительной
механической и химико-механической обработки
(столбы, топливо и т.п.). Поэтому их необходимо
заменить более эффективными.
Еще одно направление решения проблемы
- это существенное улучшение воспроизведения
лесосырьевых ресурсов. Перспективными
являются плантационное лесоразведение
(особенно на непригодных для сельскохозяйственного
производства землях), выращивание насаждений
из быстрорастущих древесных пород, введение
в лесные культуры лиственницы японской
и других производительных древесных
пород с целью их вырубки в процессе промежуточного
пользования лесом.
Необходимо повысить эффективность воспроизведения
защитных полос вдоль транспортных путей
не только для усиления защитных функций,
но и получение полноценной древесины.
Повышение лесистости территории Украины
до 20 % позволит в перспективе обеспечить
лесопромышленный комплекс местными сырьевыми
ресурсами, улучшить климатические условия
и их положительное влияние на производительность
сельского хозяйства, а также увеличить
рекреационный потенциал лесов и его положительное
влияние на здоровье населения [4].
В борьбе с незаконной вырубкой лесов
Украина развивается по двум направлениям:
сертификация и инвентаризация лесов.
Сертификацией называется деятельность
независимой организации по подтверждению
соответствия продукции или деятельности
субъекта сертификации определенным,
специально установленным стандартам.
С экономической точки зрения сертификация
является механизмом снижения некоммерческих
рисков для покупателей. Лесная стартовала
еще в 1989 году, как ответ на беспокойство
общества об источнике древесной продукции
и необходимости определения стойкого
управления лесами. Главные цели, которые
преследовала и преследует лесная сертификация,
— это улучшить экологическое, социальное
и экономическое качество управления
лесами, поддержать или улучшить доступ
к рынку легальной продукции, а также увеличить
экономические выгоды от законной лесозаготовки
[1].
Советом Европейского Союза и Европейским
парламентом 20 октября 2010 был одобрен,
а уже с 3 марта 2013 года вступил в
силу регламент ЕС № 995/2010, накладывающий
обязательства на импортеров лесоматериалов
и продукции из древесины на рынок ЕС и
запрещающий импорт в ЕС древесины нелегального
и сомнительного происхождения.
Поэтому в настоящее время те компании-импортеры
лесного сырья, которые зарабатывают на
рынках ЕС и хотят остаться в этом сегменте,
должны работать над разработкой соответствующей
программы проверки легальности происхождения
источников древесины или же воспользоваться
одной из признанных международным сообществом
схем лесной сертификации. Таких сегодня
в мир две — FSC (сертификация Совета управления
лесными ресурсами — The Forest Stewardship Council)
и PEFC (Программа внедрения Сертификации
использования лесных ресурсов, направленная
на поддержку разумного использования
ресурсов леса через контроль третьей
стороной — The Programme for the Endorsement of Forest Certification).
Сегодня в Украине уже сделано несколько
шагов к созданию системы легализации
заготовки и обращения древесины. Это,
в частности, внедрение сертификата легальности
происхождения древесины и лесоматериалов
(СЛПД). В соответствии с последним, каждый
экспортер должен получить СЛПД на каждую
партию лесопродукции, оформленную одним
транспортным документом. Чтобы получить
СЛПД, экспортер предоставляет в областное
управление лесного хозяйства либо транспортные
документы на покупку древесины (лесоматериалов),
либо лесорубный билет.
Второй шаг — создание единой государственной
системы электронного учета древесины.
Пока еще работают только отдельные ее
элементы, чаще — на уровне отдельных
лесхозов. В целом система еще на стадии
разработки и требует достаточно больших
средств для ее совершенствования и внедрения.
И, наконец, легальность украинской лесопродукции
подтверждает добровольная сертификация
части украинских лесхозов по разным международным
программам. Обычно участие в таких программах
свидетельствует не только об определенном
уровне ведения лесного хозяйства, но
и, например, о сохранении биомногообразия,
защите прав местных жителей и малого
бизнеса и т. п. По состоянию на 19 сентября
2011 года площадь сертифицированных лесов
в Украине достигла свыше 1,21 миллиона
гектаров или почти 12 % всех лесов Украины
[6]. Так полностью сертифицированы государственные
предприятия Закарпатской, Львовской
областей, а также семь предприятий Черниговской
и по одному предприятию Киевской и Волынской
областей. Активную работу в подготовке
к сертификации осуществляют предприятия
Волынского и Ивано-Франковской областей.
На сегодняшний день как сертификация,
так и легализация еще требует существенной
доработки. Например, упоминавшаяся Регуляция
ЕС охватывает почти полный перечень категорий
товарной группы "Древесина и изделия
из нее". Это намного больше списка тех
товаров, на которые в Украине выдается
сертификат легальности происхождения
древесины. Кроме того, на практике для
получения сертификата легальности происхождения
древесины и лесоматериалов экспортер
чаще всего предоставляет не лесорубный
билет, а документы на покупку древесины.
То есть сертификат легальности происхождения
древесины и лесоматериалов фактически
является свидетельством покупки лесопродукции,
а не ее легальности. Поэтому необходимо
занесение номера лесорубного билета
в сертификат легальности происхождения
древесины и лесоматериалов, которое
в случае необходимости даст возможность
проследить легальность древесины прямо
от лесосеки.
Кроме совершенствования существующих,
необходимо создать новые элементы системы
подтверждения легальности. В частности,
в законодательстве Украины нет прямого
определения незаконных вырубок. А понятия,
используемые в украинском законодательстве
и Регламенте ЕС относительно незаконных
вырубок, отличаются. Последний значительно
расширяет пределы традиционного понятия
незаконно добытой древесины. Таким образом признание украинской
продукции в соответствии с требованиями
ЕС будет зависеть как от правительственных
структур в части усовершенствования
законодательства и усиления борьбы с
таким явлением, как незаконные вырубки,
так и самих импортеров, которые должны
внедрить соответствующие механизмы оценки
источников происхождения древесины.
Заключение
Развитие рыночных условий хозяйствования
поставил перед работниками леса сложные
задачи в связи с приватизацией государственного
имущества и возможным изменением форм
организации производства в комплексных
лесохозяйственных предприятиях.
Основными направлениями решения проблем
развития лесного хозяйства являются:
совершенствование форм управления этим
комплексом; комплексное использование
имеющихся древесных ресурсов (собственных
и завозных); интенсификация воспроизведения
лесов и пользование лесом.
При ситуации, которая складывается в
нашей стране (корпоратизации лесопромышленных
предприятий и государственной собственности
на леса), определяющим становится выбор
форм организации производства в комплексных
предприятиях, и в том числе – обеспечение
реализации основных принципов воспроизводства
лесов, пользования лесом, эффективной
переработки лесосырьевых ресурсов.
Учитывая состояние окружающей среды,
лесного фонда и пользования им, на необходимость
комплексной переработки лесосырьевых
ресурсов, отечественный и зарубежный
опыт, особенности экономики лесного комплекса
в условиях становления рыночной модели
хозяйствования, управление лесохозяйственным
и лесопромышленным производством в Украине
целесообразно организовать с учетом
четкого разделения функций между структурными
подразделениями: Министерством лесов
Украины, Министерством промышленности
Украины, Министерством охраны окружающей
среды Украины.
Реализация предложенной модели управления
лесным комплексом возможна при условии
разработки концепции хозяйствования
в отрасли и пакета нормативных материалов,
соответствующей доработки Лесного Кодекса,
а также становление основных институтов
рынка, которые в целом должны обеспечить
ведение работ по воспроизводству лесов,
пользованию лесосырьевыми ресурсами
и их промышленной переработке на научной
основе. Трансформация существующей системы
может быть и частичной - в порядке эксперимента
в определенных природно-экономических
зонах.
Медленные темпы увеличения лесопокрытых
площадей обусловлены недостаточными
капиталовложениями в лесное хозяйство,
радиоактивным загрязнением значительной
площади лесов. Ориентация в прошлом на
импорт дешевой древесины обусловила
низкий уровень использования отходов
деревообрабатывающей промышленности.
Лесное хозяйство нуждается в активизации
лесовозобновления и ежегодного на протяжении
10-15 лет расширения лесопокрытой площади
на 250 - 280 тыс. га.
Литература
[1]. Лесная
сертификация по схеме FSC [Электронный
ресурс] 2013. – Режим доступа: http://www.lesprominform.ru/jarchive/articles/itemshow/933
[2]. Лесное
и охотничье хозяйство [Электронный ресурс]
2013. – Режим доступа: http://www.mlh.by/lioh/2008-8/1_9.pdf
[3]. Лесопромышленный
комплекс Украины [Электронный ресурс]
2013. – Режим доступа: http://ukrexport.gov.ua/rus/economy/ukr/3008.html
[4]. Лесопромышленный
комплекс Украины. Лесное и охотничье
хозяйство [Электронный ресурс] 2013. –
Режим доступа: http://chitalky.ru/?p=7667
[5]. Лесорубка
[Электронный ресурс] 2013. – Режим доступа:
http://www. lesovod.org.ua/node/10417
[6]. Полтора
года — на легализацию лесов [Электронный
ресурс] 2013. – Режим доступа: http://www.ukrrudprom.ua/digest/Poltora_goda__
na_legalizatsiyu_lesov.html
[7]. Состояние
и перспективы развития лесоустройства
в Украине [Электронный ресурс] 2013.
– Режим доступа: http://www.roslesinforg.ru/
press/news/35/Ukraina.pdf