Экономико-географическое положение Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 12:49, реферат

Краткое описание

Прекрасная, пленительная, великолепная... Именно такие слова слышишь чаще всего, когда речь заходит о Франции. И действительно, эта страна на протяжении многих веков привлекает весь мир своей неповторимой историей и культурой. Во всем мире известны имена государственных деятелей, литераторов, философов, ученых, деятелей искусства. Франция привлекла меня также тем, что в этом государстве говорят на французском языке.

Оглавление

Введение.


1.1 Экономико-географическое положение.


1.2 Государственное устройство страны.


1.3 Население.


1.4 Природные условия и отрасли специализации сельского хозяйства.


1.5 Природные ресурсы и отрасли специализации промышленности


1.6 Транспорт страны.


1.7 Интересные факты о стране.


Заключение.


Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

лелькин реферат.doc

— 187.00 Кб (Скачать)

На  северо-востоке находятся равнинные Эльзас и Лотарингия, южнее которых вдоль границы расположены средневысотные горы Юра, за которыми следуют Альпы — любимейший регион для альпинистов и любителей горнолыжного спорта, протянувшийся до самого Лазурного берега. В центральной части Франции находится долина Луары, южнее которой расположен Центральный массив, отличительной чертой которого являются гигантские конусы потухших вулканов Оверни, контрастирующие с пологими холмами, плато и глубокими речными долинами Перигора и Лимузена.

На  юге страны расположены Пиренеи, высшая точка — пик Д'Эстатс (3145 м).

         

Франция занимает первое место в Западной Европе по производству зерна, молока, сахарной свеклы, второе — по производству мяса и картофеля (после Германии) и винограда (после Италии), является крупнейшим экспортером продуктов сельского хозяйства. Структура сельского хозяйства характеризуется большим разнообразием отраслей при примерном равенстве значения растение - и животноводства.

В растениеводстве главное — производство зерна (сборы 55—60 млн. т в год). Ведущая культура — пшеница, занимающая обычно около 1/4 пашни и 1/2 площади под зерновыми культурами. Основные пшеничные районы — Северо-французская и Аквитанская низменности. Средняя урожайность — более 60 ц/га. Велико значение кукурузы (главные посевы — на юго-западе) и ячменя. На бедных почвах Центрального массива культивируются рожь, в дельте Роны — рис. Важную роль играют широко распространенный картофель и сахарная свекла, посевы которой, как и сахарные заводы, сосредоточены в Северо-Французской низменности. В некоторых местах немалое значение имеют хмель, лен, табак, подсолнечник, рапс, цветочные плантации (у Ниццы).

Велика  роль виноградарства и овощеводства; они дают по 8—10 % всей стоимости  продукции сельского хозяйства. Основная часть винограда идет на изготовление вина — в среднем более 60 млн. л в год. По производству виноградных вин и их качеству Франция занимает первое место в мире. Марки напитков "Шампанское", "Коньяк", "Кагор" и многие другие широко известны за пределами страны. Главный район виноградарства — Лангедок дает около 1/3 производства вин, но это преимущественно рядовые вина. Марочные вина производят в районе Бордо (Жиронда), в Шампани, Эльзасе, долине Луары.

Плодоводство  и овощеводство являются основной специализацией многих небольших районов, снабжающих овощами и фруктами города и промышленные районы, в первую очередь — Париж. Из плодовых деревьев умеренных широт наиболее распространены яблоневые (особенно на северо-западе), грушевые и персиковые. Для Средиземноморского района характерны сливы и цитрусовые.

Животноводство  имеет мясомолочное направление, важнейшая  отрасль — разведение крупного рогатого скота (21,5 млн. голов, 1994 г.). Главный  животноводческий район Северо-запад, здесь 1/3 поголовья крупного рогатого скота, развиты свино- и коневодство. Вторым районом по поголовью крупного рогатого скота и свиней и главным ареалом овцеводства является Центральный массив. В Парижском и Северном районах плотность скота не столь велика, но интенсивность животноводства здесь выше. Мало развито животноводство в средиземноморской Франции, где бедна кормовая база. В последние годы сельское хозяйство страдает от обострения аграрного кризиса, вызванного ограниченностью внутреннего рынка и противоречиями аграрной политики ЕС (ограничивается производство зерна, молока, винограда).

Рыболовство играет большую роль в экономике  многих городов на побережье Атлантического океана и Ла-Манша. Основной район  рыбной ловли — воды Северного  моря и Северной Атлантики (сельдь, треска). Но импорт морепродуктов больше экспорта. Главные рыболовные порты — Булонь, Лорьян и Ла-Рошель. Развит устричный промысел.

1.5 Природные ресурсы и отрасли специализации промышленности.

Франция располагает значительными запасами железной руды, урановых руд, бокситов, калийных и каменных солей, угля, цинка, меди, свинца, никеля, нефти, древесины. Добыча железной руды составила в 1999 г. 40 млн. т, бокситов — 2 млн. т, нефти — 4 млн. т.

В 1999 г. выплавлено 19 млн. т чугуна и 23 млн. т стали (3-е место в Европе), произведено 320 тыс. т алюминия (6 % общемирового производства), добыто 3560 т урана (19,3 % общемирового производства).

Агроклиматические условия Франции позволяют выращивать пшеницу, сахарную свеклу, кукурузу, подсолнечник, виноград, картофель, яблоки, цитрусовые, луговые травы и т.д.

Земельные ресурсы. Пахотные земли занимают 33 % территории, леса и кустарники — 27, луга и пастбища — 23, застроенные  и неиспользуемые земли — 17%.

Основные  виды растительности — дуб, бук, граб, каштан, сосна, липа, береза и др. Животный мир — медведь, волк, лиса, кабан, олень, косуля, заяц, горные козлы, змеи, барсуки, белки, из птиц — куропатки, орлы, ласточки, рябчики.

         

Ведущей отраслью экономики Франции является промышленность, на долю которой приходится около 27 % всех занятых, производится около 30 % ВВП. Она дает примерно 50 % стоимости экспорта. Главное место занимают энергетика, машиностроение и химическая промышленность. В связи с бедностью традиционными энергоресурсами после второй мировой войны особенно большое внимание уделялось развитию ядерной энергетики, которая опирается в основном на собственную научно-техническую и сырьевую базу, частично — на импорт урановой руды из Нигера, Габона и других стран Африки.

Ежегодно  в Центральном массиве добывается 2—3 тыс. т урановой руды. По масштабам ядерной энергетики Франция уступает только США. В стране работают более 50 энергоблоков АЭС, на которых ежегодно производится более 70 % всей электроэнергии. В стране много уникальных центров ядерной энергетики. Так, в Трикастене (в долине Роны) — самый крупный в Западной Европе завод по обогащению урана, а на мысе Л'Аг находится крупнейший по мощности в регионе завод по регенерации стержней атомных электростанций. Атомная энергетика обеспечивает более 1/3 всего потребления энергии в стране. Однако там за год добывается около 10 млн. т угля, 3—4 млн. т нефти и 3 млрд. м3 природного газа, отчего в целом самообеспеченность страны энергоресурсами не достигает и 50 %.

Зависимость страны от импорта нефти — "узкое  место" в ее экономике. Планы развития энергетики ставят целью сокращение потребления энергии и уменьшения зависимости от ввоза энергоносителей за счет сокращения использования нефти, дальнейшего развития атомной энергетики и использования своих возобновляемых ресурсов (энергии солнца, ветра, морских приливов).

За  последние 20—30 лет существенно изменилась обрабатывающая промышленность страны; уменьшились ее материале- и энергоемкость, усилились позиции машиностроения и химической промышленности, хотя и здесь отдельные производства эволюционировали по-разному. Так, особенно быстро росло производство в электротехнике и электронике, но резко сократился выпуск металлорежущих станков и кузнечно-прессового оборудования (КПО), тоннаж спускаемых со стапелей судов. Среди химикатов почти удвоился выпуск пластмасс и синтетических смол, но уменьшилось производство многих продуктов базовых отраслей неорганической химии. Налицо свертывание некоторых важных старых отраслей, на 1/3 уменьшилась выплавка стали (хотя это производство было сильно модернизировано). Теперь вся сталь получается в электропечах или кислородно-конверторным способом. Примерно на 1/4 сократился выпуск хлопчатобумажных и шерстяных тканей, мужской одежды и т.д.

В стране хорошо развиты черная металлургия  и выплавка алюминия, хотя эти отрасли производства испытывают спад из-за конкуренции других стран. Ежегодно выплавляется 13—14 млн. т чугуна и 18—19 млн. т стали. Причем около половины чугуна и 1 /4 стали производятся в Лотарингии, где заводы работают на местной железной руде и частично — на своем коксе. Велико значение двух крупных металлургических комбинатов, построенных у моря в Дюнкерке и Фосе (спутник Марселя), работающих на импортном сырье и топливе. В горных районах — Савойе, Центральном массиве, Пиренеях — вблизи ГЭС развита электрометаллургия (производство ферросплавов, качественных сталей и цветных металлов).

На  долю машиностроения приходится более 2/5 промышленных рабочих и стоимости  промышленной продукции. Франция —  одна из передовых стран в мире по производству и экспорту машин и промышленного оборудования. Главные статьи международной специализации — производство автомобилей, авиационной и космической техники, вооружения, оборудования для АЭС. Ежегодно выпускается 3,5—4,0 млн. автомобилей. Причем свыше 90 % машин производят две компании — "Рено" (государственная) и "Пежо-Ситроен". Более 4/5 продукции составляют легковые автомобили, свыше 1/2 из них экспортируется (но 1/3 покупаемых в стране автомобилей — импортируемые). Головные заводы находятся в пригородах Парижа, Лиона и в Сошо-Монбельяр (Франш-Конте).

Авиаракетная  промышленность Франции лидирует в  Западной Европе. Конструируются разные виды гражданских и военных самолетов, вертолетов и ракет для многих стран. Французские ракеты "Ариан" используются многими странами ЕС для запуска спутников (основной космодром Франции — Куру во Французской Гвиане). Главные авиационные заводы в Париже и Тулузе принадлежат государству. Другие важные центры этой промышленности — в Бордо, Бурж, Мариньян.

Развито производство электротехники и электроники, особенно изготовление производственного электрооборудования, но бытовых электроприборов страна больше закупает, чем продает. Значительная часть предприятий (например, по выпуску ЭВМ) принадлежит американскому капиталу. Около 2/5 этого производства приходится на заводы столицы. Слабее позиции Франции в общем машиностроении, в частности в станкостроении и выпуске сельскохозяйственных машин. Во внешней торговле такой продукцией она обычно имеет пассив.

Главная особенность размещения машиностроения в целом — его высокая концентрация в Большом Париже (почти 1 /4 всех занятых). Велика также роль Лионского и Северного районов.

Франция входит в число первых пяти стран  мира по производству и экспорту химикатов; специализация — производство минеральных удобрений (есть своя сырьевая база), синтетического каучука и пластмасс. Крупные заводы есть почти во всех районах. На местном сырье получили развитие: в Лотарингии — углехимия и производство соды, в Эльзасе — производство калийных удобрений, в Ландах — лесохимия и т.д. На импортном сырье выросла крупная нефтехимия в промузлах Марселя и Нижней Сены, дешевая электроэнергия привлекла в Альпы и Пиренеи электрохимию, в Лионском районе текстильная промышленность стимулировала развитие смежных химических производств. В столице характерны тонкая химия (фармацевтика, парфюмерия и др.), а также производство шин. Другие крупные заводы резиновых изделий в Клермон-Ферране и Понлюсоне, наоборот, были размещены в сельских районах в расчете на дешевизну рабочей силы. Развитие трубопроводного транспорта стимулировало строительство новых химических заводов в Лионе и Страсбурге.

Важнейшая отрасль легкой промышленности —  текстильная — утратила свое былое  значение во французской экономике, но по масштабам и качеству продукции она по-прежнему занимает видное место в мире. Так, по производству тканей Франция наряду с Италией и Германией лидирует в Западной Европе, отличаясь от этих стран более высокой долей в потреблении хлопка и шерсти и меньшей — химических волокон. Из-за кризиса сбыта текстильных товаров на внешних и внутреннем рынках текстильное производство давно уже находится в упадке. Число занятых с середины 50-х гг. сократилось в 3 раза.

Текстильная промышленность сосредоточена в  трех районах. На севере (Рубе, Туркуэн, Армантьер, Камбре) сконцентрированы шерстяные, льняные, джутовые фабрики и значительная часть хлопкопрядения. Склоны Вогезов и Эльзас — главные районы хлопчатобумажной промышленности (центры Мюлуз, Эпиналь). Лион, прежде славившийся производством тканей из натурального шелка, теперь — центр главного ареала выделки химических волокон и тканей из них. Важнейшие производители трикотажа — Труа, Париж и Рубе.

Большое значение имеет швейная промышленность. Ее изделия пользуются большим спросом  и за пределами страны. Главный "законодатель мод" и центр по выпуску одежды и галантереи — Париж. Крупные масштабы имеет пищевая промышленность, особенно славятся французские вина, сыры, кондитерские изделия.

Уже из перечня основных центров отдельных  производств видно, что промышленность размещена очень неравномерно. 1/5 часть продукции создается в Париже и его пригородах (Иль-де-Франс), еще столько же — в Лионском и Северном районах, вместе взятых (всего на 17 % территории страны). Уровень индустриализации на севере и востоке страны значительно выше, чем в Центральной, Западной и Южной Франции, где нет крупных промышленных районов, хотя имеются отдельные важные промышленные узлы (Марсель, Тулуза, Бордо, Нант, Клермон-Ферран).

1.6 Транспорт.   

Транспортная  система Франции является одной из самых плотных и эффективных в мире. Плотность автомобильных дорог составляет 146 км, железных дорог — 6.2 км на 100 км².

Большое значение имеет железнодорожный  транспорт, особенно электрифицированный  и высокоскоростной, а также автодорожный.

Во  внутренних перевозках людей и грузов первенствует автомобильный транспорт, на 1000 жителей приходится 420 личных автомобилей. Остальная часть внутренних перевозок грузов обеспечивается главным  образом железнодорожным и трубопроводным транспортом. Длина сети железных дорог — 34 тыс. км, 35 % — электрифицировано. Франция обладает разветвленной сетью железных дорог. Главные железнодорожные магистрали: Париж — Лион — Марсель; Париж — Тур — Бордо; Париж — Лимож — Тулуза и другие пути, связывающие столицу и периферийные районы. Транспортная сеть Франции имеет ярко выраженную радиальную конфигурацию с единым центром — Парижем. В столице сходятся важнейшие железные дороги, автострады, внутренние водные пути.

Информация о работе Экономико-географическое положение Франции