Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 13:18, реферат
C давних времен многие европейцы предпринимали путешествия в страны Востока. Как правило, из-за обособленного образа жизни, неосторожности или незнания местных особенностей, а также примитивной фармакологии, иноземцы часто заболевали разными экзотическими болезнями о которых никогда прежде не слышали. Но чаще других недомоганий они «страдали животом», причем в разных формах проявления этого неприятного недуга. Поэтому, прежде всего, во времена колониальных захватов, власти распоряжались организовывать христианские госпитали с невиданной в этих местах чистотой.
Випассана  
Випассана – это одна из наиболее древних 
техник медитации Индии. Во времена Будды 
множество людей в северной Индии, практикуя 
Випассану, освободились от страданий, 
что позволило им достичь высот во всех 
сферах жизни.
Лечение 
в Дхарамсале в главной клинике Мен 
Тсе Кханг  
Многие великие правители и ламы Тибета 
посвящали себя изучению знаний Тибетской 
Медицины, были построены институты и 
клиники. В 20 веке был основан Институт Медицины и Астрологии 
Мен Тсе Кханг. Он находится под чутким 
руководством Его Святейшества Далай 
Ламы 14. Он перевёл Институт 
из Тибета в Индию после вторжения китайцев 
и сейчас контролирует его деятельность 
из своей зимней резиденции в Дхарамсале.
Экскурсии  
Как правило, консультации у врача будут 
занимать у вас 1 час в неделю. Всё остальное 
время вы свободны от посещения медицинского 
центра.  
Вы сможете совершать походы высоко в 
горы. Устроиться на курсы медитаций и 
йоги. Либо научиться играть на классических 
индийских музыкальных инструментах: 
табла, флейта, ситара.
О тибетской 
медицине  
Тибетская медицина – наука, искусство 
и философия, обеспечивающая целостный 
подход к здравоохранению. Наука потому, 
что ее принципы перечислены в систематической 
и логической структуре, основанной на 
понимании тела и его отношений к окружающей 
среде. Искусство потому, что использует 
диагностические методы, основанные на 
творческом потенциале, понимании, тонкости 
и сострадании врача. Философия потому, 
что охватывает ключевые Буддийские принципы 
альтруизма и этики
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
До недавнего времени существовало убеждение, будто медицина получила начало и развитие в Греции. В действительности же, индийцы раньше других народностей изучали окружающую природу и применяли свои знания к облегчению страданий.
Согласно их мифам, основателем медицины были боги Шива и Дханвантари; бушующее море между прочими драгоценностями выбросило на берег ученого врача. Медицинские познания собраны в священных гимнах, или ведах, именно в Яджур-веде, которая составлена не раньше IX века до н. э. Позже, в период браминов, появились объяснения вед, сделанные различными писателями; из последних особенно замечательны Чарака и Сушрута. У них мы встречаем здравый взгляд на болезни и логические выводы относительно лечения. Вероятно, сочинения двух только что названных авторов составлены были в III—IX вв. до н. э.; сочинения имеют вид сборников, в которые вошли отрывки из различных писателей. Кроме двух приведенных сочинений сохранилось много других, разъясняющих ту или другую отрасль медицины.
Сначала медициной занимались исключительно брамины; однако, довольно рано врачебное дело перешло в руки особого сословия — к касте ведия. Представители этой касты, в противоположность браминам, получали вознаграждение за свои труды. Преподавание медицины производилось особыми браминами, которые назывались гуру; оно состояло в чтении священных книг, объяснении их, изучении лекарств, в примерном лечении больных; для пополнения образования ученики с учителем совершали путешествия и наблюдали как лечит другой гуру. Окончив врачебное образование, молодой человек получал от раджи право лечить, при чём давал обещание одеваться чисто, стричь бороду и ногти, говорить мягко, без резкостей, являться к больному по первому требованию, лечить даром браминов и не браться за лечение неизлечимых страданий. Наряду с образованными врачами были и знахари. Призванный к больному, образованный врач тщательно исследовал страдающую часть тела и назначал лекарство, когда окончательно убеждался в характере болезни.
Особенно хорошо разработана в индийской медицине хирургия, называвшаяся шалия. Индийские хирурги умело производили извлечение мочевого камня, извлечение катаракты, прокол грудной клетки и т. д. При переломах накладывались удовлетворительные повязки. Кровотечения останавливались прижиганиями. Раны перевязывались надлежащим образом. Особенную славу составляют пластические операции — для восстановления отсутствующих носа или уха; лоскут брался из здорового соседнего участка и приживлялся к окровавленному пополняемому месту. Подобные операции производились и в Европе, начиная с XVI столетия, но при них лоскут брался из отдаленной части тела; позже распространился и индийский способ.
Гигиене в Индии было посвящено много сочинений. В них изучалось влияние климата, времен года, пищи и т. д. Свежие припасы считаются наиболее способствующими здоровью, также весьма полезны купанье, растирание тела мазями. Зубы чистятся щеточкой из мягких древесных ветвей; зубной порошок приготовлялся из меда, длинного перца, сухого имбиря и проч. Из пищевых веществ наиболее полезны свежее мясо, мёд, очищенный животный жир, молоко различных животных. Спиртные напитки были запрещены ведами, но позже распространились повсюду; Сушрута описывает напитки из различных плодов; вино признавалось необходимым для усиления аппетита.
Число упоминаемых индийскими авторами лекарств громадно; Сушрута описывает свойства 760 растительных средств, давая точные указания о выборе времени собирания, способах сохранения и приготовлении их. Для лекарств употреблялись различные части растений и животных, также отделения последних. Из неорганического мира применялось множество веществ; индусы изучили свойства металлов и их соединения: ртуть, золото, серебро, медь, селитру, буру, соду и др. Индусы искали такого соединения, которое способно было бы сделать человека молодым и бессмертным. Это искание жизненного эликсира отличало в средние века арабов, которые заимствовали у индусов познания и усвоили их стремления.
Отравления играют видную роль в истории Индии. Из животных ядов наиболее часто вызывает смерть змеиный, и индусы выработали вполне удовлетворительные способы лечения укушения змеей; к их приемам современная медицина может прибавить мало. От укушения насекомых приводятся также действительные средства. Акушерство и женские болезни составляют одну из хорошо разработанных глав индийской медицины.
Очень подробные указания даются о том, как должна вести себя беременная женщина. Роды принимаются четырьмя опытными женщинами в присутствии врача, который, если требуется, производит операции при неправильных родах. Подробные советы даются о том, как кормить младенца и лечить болезни новорожденных.
Внутренних болезней описывается очень много вследствие того, что из каждого значительного припадка делается особенное заболевание. Подробно излагаются лихорадки, которых признается несколько видов; описываются также сыпные болезни, ревматизм, далее, нервные и душевные. При последних применялись ванны, развлечения и музыка. Глаза подвергались часто заболеваниям. При лечении их давались как местные средства, так и действующие на все тело.
Медицина в Индии в некоторых отношениях была выше развившихся после неё египетской и греческой медицины; некоторые отделы были даже более разработаны, чем в Европе в начале текущего столетия. Такие успехи тем более поразительны, что в Индии анатомия и физиология были почти не известны. Теоретические воззрения на болезнь были односторонни и скудны. Жизнью тела заправляют воздух, желчь и мокрота; из сочетания их происходят 7 веществ: хил, кровь, мясо, подкожная клетчатка, кости, костный мозг и семя. Болезнь зависит от недостатка или излишка только что названных веществ; воздух вызывает 80 болезней, желчь 40 и мокрота 20.
В ведийскую эпоху была 
создана Аюрведа — «наука о долголетии». 
Часто индийские медицинские сочинения 
называют аюрведическими. Хранителями 
аюрведических знаний о долгой жизни, 
лишенной страданий, в Индии считались 
брахманы.  
 
Аюрведическая система медицинских знаний 
разделялась на 8 главных разделов, в их 
числе: лечение ран; лечение болезней, 
относящихся к области головы; лечение 
болезней, охватывающих весь организм; 
лечение душевных болезней и психических 
расстройств, которые приписывались действию 
злых духов. В особый раздел выделялось 
учение о противоядиях.  
 
Ведийские тексты содержат упоминания 
о разнообразных заболеваниях глаз, ушей, 
сердца, желудка, легких, кожи, мускулов 
и нервной системы. Перечислено около 
трехсот различных частей и органов человеческого 
тела. Внезапное заболевание считается 
проявлением злого начала, идущего либо 
от демонов, либо от проникающих в организм 
червей. Большое значение придается диете, 
при этом особое место в диетических предписаниях 
занимают молоко, мед и рис. Более поздние 
медицинские сочинения называли молоко 
священным напитком, который сохранял 
силу и ум человека, предохранял от болезней. 
Мед традиционно входил в состав рецептов 
лекарственных препаратов, излечивающих 
многие заболевания. Он считался основным 
противоядием при отравлении минеральными, 
растительными и животными ядами. 
 
Часто для приготовления лекарственных 
средств употребляли экстракты лекарственных 
растений. Целебные свойства индийских 
лекарств, приготовленных на основе растений, 
были известны далеко за пределами Древней 
Индии: морскими и сухопутными торговыми 
путями их везли в Средиземноморье, Среднюю 
Азию и Китай, во многие другие страны 
Древнего мира. Лучшие лекарственные растения 
привозили с Гималаев. 
 
Йога как способ управления. 
 
Сведения о йоге были собраны 
в III в. до н.э. индийским мудрецом Патанджали 
в книге «Йога-сутра». В этом сборнике 
мировоззрение йогов, система дыхательных 
и физических упражнений изложены в виде 
кратких изречений — сутр. Как правило, 
современные представления о йоге придают 
большое значение физической тренировке. 
При этом философский аспект доктрины 
часто не принимается во внимание. 
 
Философия йогов стремится привести человека 
к гармонии и уравновешенности не только 
физическими упражнениями, но всей системой 
мировоззрения. «Ясное, веселое и счастливое 
настроение ума, — учит йога, — создает 
нормальное функционирование физического 
тела; подавленное состояние ума, меланхолия, 
терзания, страх, ненависть, ревность и 
гнев также оказывают действие на тело 
и вызывают в нем физическую дисгармонию 
и временные заболевания».
 
 
Медицинские трактаты Древней Индии. 
 
Лекарства, которые применяла индийская 
медицина, готовились из продуктов растительного, 
минерального и животного происхождения. 
Большую роль в искусстве врачевания играли 
благородные металлы. В состав мазей часто 
входили цинк, свинец, сера, сурьма, нашатырь, 
но чаще всего применялась ртуть и ее соли. 
Широкое применение ртути в древнеиндийской 
медицине было связано с высоким уровнем 
развития алхимии. Соединение ртути с 
серой должно было открыть путь к получению 
эликсира бессмертия. Алхимические сведения 
содержались преимущественно в медицинских 
текстах.  
 
Чарака и Сушрута — великие врачи Древней 
Индии. 
 
Основные направления искусства врачевания 
древних индусов отражены в медицинских 
трактатах «Чарака-самхита» — о внутренних 
болезнях (I-II вв. до н.э.), и «Сушрута-самхита» 
— о хирургии (IV в. н.э.). Первый трактат 
принадлежит Чараке — великому врачу 
Древней Индии. Большое внимание в этом 
сочинении уделено диагностике заболевания: 
врач должен был учитывать возраст больного, 
его физические особенности, условия жизни, 
привычки, профессию, особенности питания, 
климата и местности. Необходимо было 
тщательно осмотреть мочу и выделения 
организма, проверить чувствительность 
к различным раздражителям, силу мышц, 
голос, память, пульс. Интересно отметить, 
что «Чарака-самхита» упоминает о таких 
случаях, когда следует изучить каплю 
крови, взятую у пациента, а также описывает 
методы активного воздействия на организм 
с целью обострения болезни на короткий 
срок для выявления ее симптомов. 
 
Чарака дал подробное описание методов 
лечения внутренних болезней, в том числе 
— чумы, оспы, малярии, холеры, туберкулёза. 
Трактат содержит разделы об анатомии 
и искусстве кровопусканий. 
 
Автором трактата «Сушрута-самхита» был 
другой великий индийский врач — Сушрута. 
Медицинские сведения в его трактате составляли 
шесть разделов, первый из которых содержит 
специальный раздел о хирургии: автор 
считал ее важнейшей частью медицины. 
Кроме того, в трактате изложены сведения 
по анатомии, терапии, учение о ядах и противоядиях, 
а также — о лечении глазных болезней. 
 
Медицинские трактаты постоянно подчеркивают, 
что настоящий врач кроме хорошего знания 
теории и практики должен обладать нравственными 
достоинствами: бескорыстием, честностью, 
смелостью, самообладанием. Медицина требует 
от человека большей моральной стойкости, 
чем другие профессии. Долг перед пациентом 
следует ставить выше личной заинтересованности.
В случае неизлечимой 
болезни врач должен честно признать 
свое бессилие. Предписания врачебной 
этики касались и внешнего вида врача: 
требовалось, чтобы «врач, который 
желает иметь успех в практике, 
был здоров, опрятен, скромен, терпелив, 
носил коротко остриженную 
 
Хирургия. 
 
Хирургия была той областью медицинского 
искусства, в которой Индия превзошла 
многие страны Древнего мира. Сушрута 
называл хирургию «первой и лучшей из 
всех медицинских наук, драгоценным произведением 
неба и верным источником славы». Он описал 
более 300 операций, свыше 120 медицинских 
инструментов и более 650 лекарственных 
средств. Об анатомических познаниях врачей 
Древней Индии можно судить по тому, что 
в труде Сушруты перечислены 300 костей, 
500 мышц, более 700 сосудов и около 100 суставов. 
 
Особенно хорошо удавались индийским 
хирургам пластические операции на лице. 
Врачи умели восстанавливать носы, губы 
и уши, потерянные или искалеченные в бою 
или по приговору суда. В этой области 
индийская хирургия опережала европейскую 
вплоть до XVIII в. Европейские хирурги учились 
у индийцев искусству ринопластики (от 
греч. «rhinos» — нос) — восстановлению утраченного 
носа. Этот способ подробно описан в трактате 
Сушруты и вошел в историю медицины под 
названием «индийского метода»: нос восстанавливали 
с помощью лоскута кожи, вырезанного со 
лба или щеки. 
 
Не менее блистательной была операция 
по удалению помутневшего глазного хрусталика 
— катаракты. Индийские хирурги сумели 
добиться тщательного соблюдения чистоты 
во время операций. Опытные кузнецы делали 
хирургические инструменты из стали, а 
не из меди или бронзы, как в других странах 
Древнего мира. Эти инструменты хранились 
в специальных деревянных коробках и были 
заточены так, что ими можно было разрезать 
волос. Перед операцией они обеззараживались 
соками растений, мытьем в горячей воде, 
прокаливанием на огне. Впрочем, к этим 
действиям не совсем подходит современный 
термин «обеззараживание». Воздействие 
на инструменты врача огнем и водой по 
необходимости сопровождало лечение как 
всякое священное искусство.
Древняя и самобытная цивилизация Индии сложилась в III тысячелетии до н. э. в пределах Индостанского субконтинента (рис. 28) задолго до появления в стране индо-иранских (арийских) племен. В настоящее время на ее территории располагаются современные государства: Индия, Пакистан, Бангладеш, Бутан, Непал. Периодизация истории врачевания В истории врачевания древней Индии четко прослеживаются три этапа, разделенные как во времени, так и в пространстве:
Информация о работе История развития медицины в Индии и Тибете