История развития медицины в Индии и Тибете

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 13:18, реферат

Краткое описание

C давних времен многие европейцы предпринимали путешествия в страны Востока. Как правило, из-за обособленного образа жизни, неосторожности или незнания местных особенностей, а также примитивной фармакологии, иноземцы часто заболевали разными экзотическими болезнями о которых никогда прежде не слышали. Но чаще других недомоганий они «страдали животом», причем в разных формах проявления этого неприятного недуга. Поэтому, прежде всего, во времена колониальных захватов, власти распоряжались организовывать христианские госпитали с невиданной в этих местах чистотой.

Файлы: 1 файл

медицинская география.docx

— 379.15 Кб (Скачать)

Випассана  
Випассана – это одна из наиболее древних техник медитации Индии. Во времена Будды множество людей в северной Индии, практикуя Випассану, освободились от страданий, что позволило им достичь высот во всех сферах жизни.

Лечение в Дхарамсале в главной клинике Мен Тсе Кханг  
Многие великие правители и ламы Тибета посвящали себя изучению знаний Тибетской Медицины, были построены институты и клиники. В 20 веке был основан Институт Медицины и Астрологии Мен Тсе Кханг. Он находится под чутким руководством Его Святейшества Далай Ламы 14. Он перевёл Институт из Тибета в Индию после вторжения китайцев и сейчас контролирует его деятельность из своей зимней резиденции в Дхарамсале.

Экскурсии  
Как правило, консультации у врача будут занимать у вас 1 час в неделю. Всё остальное время вы свободны от посещения медицинского центра.  
Вы сможете совершать походы высоко в горы. Устроиться на курсы медитаций и йоги. Либо научиться играть на классических индийских музыкальных инструментах: табла, флейта, ситара.

О тибетской  медицине  
Тибетская медицина – наука, искусство и философия, обеспечивающая целостный подход к здравоохранению. Наука потому, что ее принципы перечислены в систематической и логической структуре, основанной на понимании тела и его отношений к окружающей среде. Искусство потому, что использует диагностические методы, основанные на творческом потенциале, понимании, тонкости и сострадании врача. Философия потому, что охватывает ключевые Буддийские принципы альтруизма и этики

Медицина  Древней Индии


Материал из Википедии — свободной энциклопедии

До недавнего времени  существовало убеждение, будто медицина получила начало и развитие в Греции. В действительности же, индийцы раньше других народностей изучали окружающую природу и применяли свои знания к облегчению страданий.

Согласно их мифам, основателем медицины были боги Шива и Дханвантари; бушующее море между прочими драгоценностями выбросило на берег ученого врача. Медицинские познания собраны в священных гимнах, или ведах, именно в Яджур-веде, которая составлена не раньше IX века до н. э. Позже, в период браминов, появились объяснения вед, сделанные различными писателями; из последних особенно замечательны Чарака и Сушрута. У них мы встречаем здравый взгляд на болезни и логические выводы относительно лечения. Вероятно, сочинения двух только что названных авторов составлены были в III—IX вв. до н. э.; сочинения имеют вид сборников, в которые вошли отрывки из различных писателей. Кроме двух приведенных сочинений сохранилось много других, разъясняющих ту или другую отрасль медицины.

Сначала медициной занимались исключительно брамины; однако, довольно рано врачебное дело перешло в  руки особого сословия — к касте ведия. Представители этой касты, в противоположность браминам, получали вознаграждение за свои труды. Преподавание медицины производилось особыми браминами, которые назывались гуру; оно состояло в чтении священных книг, объяснении их, изучении лекарств, в примерном лечении больных; для пополнения образования ученики с учителем совершали путешествия и наблюдали как лечит другой гуру. Окончив врачебное образование, молодой человек получал от раджи право лечить, при чём давал обещание одеваться чисто, стричь бороду и ногти, говорить мягко, без резкостей, являться к больному по первому требованию, лечить даром браминов и не браться за лечение неизлечимых страданий. Наряду с образованными врачами были и знахари. Призванный к больному, образованный врач тщательно исследовал страдающую часть тела и назначал лекарство, когда окончательно убеждался в характере болезни.

Особенно хорошо разработана  в индийской медицине хирургия, называвшаяся шалия. Индийские хирурги умело производили извлечение мочевого камня, извлечение катаракты, прокол грудной клетки и т. д. При переломах накладывались удовлетворительные повязки. Кровотечения останавливались прижиганиями. Раны перевязывались надлежащим образом. Особенную славу составляют пластические операции — для восстановления отсутствующих носа или уха; лоскут брался из здорового соседнего участка и приживлялся к окровавленному пополняемому месту. Подобные операции производились и в Европе, начиная с XVI столетия, но при них лоскут брался из отдаленной части тела; позже распространился и индийский способ.

Гигиене в Индии было посвящено  много сочинений. В них изучалось  влияние климата, времен года, пищи и т. д. Свежие припасы считаются наиболее способствующими здоровью, также весьма полезны купанье, растирание тела мазями. Зубы чистятся щеточкой из мягких древесных ветвей; зубной порошок приготовлялся из меда, длинного перца, сухого имбиря и проч. Из пищевых веществ наиболее полезны свежее мясо, мёд, очищенный животный жир, молоко различных животных. Спиртные напитки были запрещены ведами, но позже распространились повсюду; Сушрута описывает напитки из различных плодов; вино признавалось необходимым для усиления аппетита.

Число упоминаемых индийскими авторами лекарств громадно; Сушрута описывает свойства 760 растительных средств, давая точные указания о выборе времени собирания, способах сохранения и приготовлении их. Для лекарств употреблялись различные части растений и животных, также отделения последних. Из неорганического мира применялось множество веществ; индусы изучили свойства металлов и их соединения: ртуть, золото, серебро, медь, селитру, буру, соду и др. Индусы искали такого соединения, которое способно было бы сделать человека молодым и бессмертным. Это искание жизненного эликсира отличало в средние века арабов, которые заимствовали у индусов познания и усвоили их стремления.

Отравления играют видную роль в истории Индии. Из животных ядов наиболее часто вызывает смерть змеиный, и индусы выработали вполне удовлетворительные способы лечения укушения змеей; к их приемам современная медицина может прибавить мало. От укушения насекомых приводятся также действительные средства. Акушерство и женские болезни составляют одну из хорошо разработанных глав индийской медицины.

Очень подробные указания даются о том, как должна вести  себя беременная женщина. Роды принимаются  четырьмя опытными женщинами в присутствии  врача, который, если требуется, производит операции при неправильных родах. Подробные  советы даются о том, как кормить  младенца и лечить болезни новорожденных.

Внутренних болезней описывается  очень много вследствие того, что из каждого значительного припадка делается особенное заболевание. Подробно излагаются лихорадки, которых признается несколько видов; описываются также сыпные болезни, ревматизм, далее, нервные и душевные. При последних применялись ванны, развлечения и музыка. Глаза подвергались часто заболеваниям. При лечении их давались как местные средства, так и действующие на все тело.

Медицина в Индии в  некоторых отношениях была выше развившихся  после неё египетской и греческой  медицины; некоторые отделы были даже более разработаны, чем в Европе в начале текущего столетия. Такие  успехи тем более поразительны, что  в Индии анатомия и физиология были почти не известны. Теоретические  воззрения на болезнь были односторонни и скудны. Жизнью тела заправляют воздух, желчь и мокрота; из сочетания  их происходят 7 веществ: хил, кровь, мясо, подкожная клетчатка, кости, костный мозг и семя. Болезнь зависит от недостатка или излишка только что названных веществ; воздух вызывает 80 болезней, желчь 40 и мокрота 20.

 

В ведийскую эпоху была создана Аюрведа — «наука о долголетии». Часто индийские медицинские сочинения называют аюрведическими. Хранителями аюрведических знаний о долгой жизни, лишенной страданий, в Индии считались брахманы.  
 
Аюрведическая система медицинских знаний разделялась на 8 главных разделов, в их числе: лечение ран; лечение болезней, относящихся к области головы; лечение болезней, охватывающих весь организм; лечение душевных болезней и психических расстройств, которые приписывались действию злых духов. В особый раздел выделялось учение о противоядиях.  
 
Ведийские тексты содержат упоминания о разнообразных заболеваниях глаз, ушей, сердца, желудка, легких, кожи, мускулов и нервной системы. Перечислено около трехсот различных частей и органов человеческого тела. Внезапное заболевание считается проявлением злого начала, идущего либо от демонов, либо от проникающих в организм червей. Большое значение придается диете, при этом особое место в диетических предписаниях занимают молоко, мед и рис. Более поздние медицинские сочинения называли молоко священным напитком, который сохранял силу и ум человека, предохранял от болезней. Мед традиционно входил в состав рецептов лекарственных препаратов, излечивающих многие заболевания. Он считался основным противоядием при отравлении минеральными, растительными и животными ядами. 
 
Часто для приготовления лекарственных средств употребляли экстракты лекарственных растений. Целебные свойства индийских лекарств, приготовленных на основе растений, были известны далеко за пределами Древней Индии: морскими и сухопутными торговыми путями их везли в Средиземноморье, Среднюю Азию и Китай, во многие другие страны Древнего мира. Лучшие лекарственные растения привозили с Гималаев. 
 
Йога как способ управления. 
 

Сведения о йоге были собраны  в III в. до н.э. индийским мудрецом Патанджали в книге «Йога-сутра». В этом сборнике мировоззрение йогов, система дыхательных и физических упражнений изложены в виде кратких изречений — сутр. Как правило, современные представления о йоге придают большое значение физической тренировке. При этом философский аспект доктрины часто не принимается во внимание. 
 
Философия йогов стремится привести человека к гармонии и уравновешенности не только физическими упражнениями, но всей системой мировоззрения. «Ясное, веселое и счастливое настроение ума, — учит йога, — создает нормальное функционирование физического тела; подавленное состояние ума, меланхолия, терзания, страх, ненависть, ревность и гнев также оказывают действие на тело и вызывают в нем физическую дисгармонию и временные заболевания».

 
 
Медицинские трактаты Древней Индии. 
 
Лекарства, которые применяла индийская медицина, готовились из продуктов растительного, минерального и животного происхождения. Большую роль в искусстве врачевания играли благородные металлы. В состав мазей часто входили цинк, свинец, сера, сурьма, нашатырь, но чаще всего применялась ртуть и ее соли. Широкое применение ртути в древнеиндийской медицине было связано с высоким уровнем развития алхимии. Соединение ртути с серой должно было открыть путь к получению эликсира бессмертия. Алхимические сведения содержались преимущественно в медицинских текстах.  
 
Чарака и Сушрута — великие врачи Древней Индии. 
 
Основные направления искусства врачевания древних индусов отражены в медицинских трактатах «Чарака-самхита» — о внутренних болезнях (I-II вв. до н.э.), и «Сушрута-самхита» — о хирургии (IV в. н.э.). Первый трактат принадлежит Чараке — великому врачу Древней Индии. Большое внимание в этом сочинении уделено диагностике заболевания: врач должен был учитывать возраст больного, его физические особенности, условия жизни, привычки, профессию, особенности питания, климата и местности. Необходимо было тщательно осмотреть мочу и выделения организма, проверить чувствительность к различным раздражителям, силу мышц, голос, память, пульс. Интересно отметить, что «Чарака-самхита» упоминает о таких случаях, когда следует изучить каплю крови, взятую у пациента, а также описывает методы активного воздействия на организм с целью обострения болезни на короткий срок для выявления ее симптомов. 
 
Чарака дал подробное описание методов лечения внутренних болезней, в том числе — чумы, оспы, малярии, холеры, туберкулёза. Трактат содержит разделы об анатомии и искусстве кровопусканий. 
 
Автором трактата «Сушрута-самхита» был другой великий индийский врач — Сушрута. Медицинские сведения в его трактате составляли шесть разделов, первый из которых содержит специальный раздел о хирургии: автор считал ее важнейшей частью медицины. Кроме того, в трактате изложены сведения по анатомии, терапии, учение о ядах и противоядиях, а также — о лечении глазных болезней. 
 
Медицинские трактаты постоянно подчеркивают, что настоящий врач кроме хорошего знания теории и практики должен обладать нравственными достоинствами: бескорыстием, честностью, смелостью, самообладанием. Медицина требует от человека большей моральной стойкости, чем другие профессии. Долг перед пациентом следует ставить выше личной заинтересованности.

В случае неизлечимой  болезни врач должен честно признать свое бессилие. Предписания врачебной  этики касались и внешнего вида врача: требовалось, чтобы «врач, который  желает иметь успех в практике, был здоров, опрятен, скромен, терпелив, носил коротко остриженную бороду, старательно вычищенные, обрезанные ногти, белую надушенную благовониями одежду, выходил из дома не иначе, как  с палкой и зонтиком и в особенности  избегал болтовни». 
 
Хирургия. 
 
Хирургия была той областью медицинского искусства, в которой Индия превзошла многие страны Древнего мира. Сушрута называл хирургию «первой и лучшей из всех медицинских наук, драгоценным произведением неба и верным источником славы». Он описал более 300 операций, свыше 120 медицинских инструментов и более 650 лекарственных средств. Об анатомических познаниях врачей Древней Индии можно судить по тому, что в труде Сушруты перечислены 300 костей, 500 мышц, более 700 сосудов и около 100 суставов. 
 
Особенно хорошо удавались индийским хирургам пластические операции на лице. Врачи умели восстанавливать носы, губы и уши, потерянные или искалеченные в бою или по приговору суда. В этой области индийская хирургия опережала европейскую вплоть до XVIII в. Европейские хирурги учились у индийцев искусству ринопластики (от греч. «rhinos» — нос) — восстановлению утраченного носа. Этот способ подробно описан в трактате Сушруты и вошел в историю медицины под названием «индийского метода»: нос восстанавливали с помощью лоскута кожи, вырезанного со лба или щеки. 
 
Не менее блистательной была операция по удалению помутневшего глазного хрусталика — катаракты. Индийские хирурги сумели добиться тщательного соблюдения чистоты во время операций. Опытные кузнецы делали хирургические инструменты из стали, а не из меди или бронзы, как в других странах Древнего мира. Эти инструменты хранились в специальных деревянных коробках и были заточены так, что ими можно было разрезать волос. Перед операцией они обеззараживались соками растений, мытьем в горячей воде, прокаливанием на огне. Впрочем, к этим действиям не совсем подходит современный термин «обеззараживание». Воздействие на инструменты врача огнем и водой по необходимости сопровождало лечение как всякое священное искусство.

Древняя и самобытная цивилизация  Индии сложилась в III тысячелетии  до н. э. в пределах Индостанского субконтинента (рис. 28) задолго до появления в стране индо-иранских (арийских) племен. В настоящее время на ее территории    располагаются современные государства: Индия, Пакистан, Бангладеш, Бутан, Непал. Периодизация истории врачевания В истории врачевания древней Индии четко прослеживаются три этапа, разделенные как во времени, так и в пространстве:

Информация о работе История развития медицины в Индии и Тибете