Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 13:18, реферат
C давних времен многие европейцы предпринимали путешествия в страны Востока. Как правило, из-за обособленного образа жизни, неосторожности или незнания местных особенностей, а также примитивной фармакологии, иноземцы часто заболевали разными экзотическими болезнями о которых никогда прежде не слышали. Но чаще других недомоганий они «страдали животом», причем в разных формах проявления этого неприятного недуга. Поэтому, прежде всего, во времена колониальных захватов, власти распоряжались организовывать христианские госпитали с невиданной в этих местах чистотой.
Випассана
Випассана – это одна из наиболее древних
техник медитации Индии. Во времена Будды
множество людей в северной Индии, практикуя
Випассану, освободились от страданий,
что позволило им достичь высот во всех
сферах жизни.
Лечение
в Дхарамсале в главной клинике Мен
Тсе Кханг
Многие великие правители и ламы Тибета
посвящали себя изучению знаний Тибетской
Медицины, были построены институты и
клиники. В 20 веке был основан Институт Медицины и Астрологии
Мен Тсе Кханг. Он находится под чутким
руководством Его Святейшества Далай
Ламы 14. Он перевёл Институт
из Тибета в Индию после вторжения китайцев
и сейчас контролирует его деятельность
из своей зимней резиденции в Дхарамсале.
Экскурсии
Как правило, консультации у врача будут
занимать у вас 1 час в неделю. Всё остальное
время вы свободны от посещения медицинского
центра.
Вы сможете совершать походы высоко в
горы. Устроиться на курсы медитаций и
йоги. Либо научиться играть на классических
индийских музыкальных инструментах:
табла, флейта, ситара.
О тибетской
медицине
Тибетская медицина – наука, искусство
и философия, обеспечивающая целостный
подход к здравоохранению. Наука потому,
что ее принципы перечислены в систематической
и логической структуре, основанной на
понимании тела и его отношений к окружающей
среде. Искусство потому, что использует
диагностические методы, основанные на
творческом потенциале, понимании, тонкости
и сострадании врача. Философия потому,
что охватывает ключевые Буддийские принципы
альтруизма и этики
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
До недавнего времени существовало убеждение, будто медицина получила начало и развитие в Греции. В действительности же, индийцы раньше других народностей изучали окружающую природу и применяли свои знания к облегчению страданий.
Согласно их мифам, основателем медицины были боги Шива и Дханвантари; бушующее море между прочими драгоценностями выбросило на берег ученого врача. Медицинские познания собраны в священных гимнах, или ведах, именно в Яджур-веде, которая составлена не раньше IX века до н. э. Позже, в период браминов, появились объяснения вед, сделанные различными писателями; из последних особенно замечательны Чарака и Сушрута. У них мы встречаем здравый взгляд на болезни и логические выводы относительно лечения. Вероятно, сочинения двух только что названных авторов составлены были в III—IX вв. до н. э.; сочинения имеют вид сборников, в которые вошли отрывки из различных писателей. Кроме двух приведенных сочинений сохранилось много других, разъясняющих ту или другую отрасль медицины.
Сначала медициной занимались исключительно брамины; однако, довольно рано врачебное дело перешло в руки особого сословия — к касте ведия. Представители этой касты, в противоположность браминам, получали вознаграждение за свои труды. Преподавание медицины производилось особыми браминами, которые назывались гуру; оно состояло в чтении священных книг, объяснении их, изучении лекарств, в примерном лечении больных; для пополнения образования ученики с учителем совершали путешествия и наблюдали как лечит другой гуру. Окончив врачебное образование, молодой человек получал от раджи право лечить, при чём давал обещание одеваться чисто, стричь бороду и ногти, говорить мягко, без резкостей, являться к больному по первому требованию, лечить даром браминов и не браться за лечение неизлечимых страданий. Наряду с образованными врачами были и знахари. Призванный к больному, образованный врач тщательно исследовал страдающую часть тела и назначал лекарство, когда окончательно убеждался в характере болезни.
Особенно хорошо разработана в индийской медицине хирургия, называвшаяся шалия. Индийские хирурги умело производили извлечение мочевого камня, извлечение катаракты, прокол грудной клетки и т. д. При переломах накладывались удовлетворительные повязки. Кровотечения останавливались прижиганиями. Раны перевязывались надлежащим образом. Особенную славу составляют пластические операции — для восстановления отсутствующих носа или уха; лоскут брался из здорового соседнего участка и приживлялся к окровавленному пополняемому месту. Подобные операции производились и в Европе, начиная с XVI столетия, но при них лоскут брался из отдаленной части тела; позже распространился и индийский способ.
Гигиене в Индии было посвящено много сочинений. В них изучалось влияние климата, времен года, пищи и т. д. Свежие припасы считаются наиболее способствующими здоровью, также весьма полезны купанье, растирание тела мазями. Зубы чистятся щеточкой из мягких древесных ветвей; зубной порошок приготовлялся из меда, длинного перца, сухого имбиря и проч. Из пищевых веществ наиболее полезны свежее мясо, мёд, очищенный животный жир, молоко различных животных. Спиртные напитки были запрещены ведами, но позже распространились повсюду; Сушрута описывает напитки из различных плодов; вино признавалось необходимым для усиления аппетита.
Число упоминаемых индийскими авторами лекарств громадно; Сушрута описывает свойства 760 растительных средств, давая точные указания о выборе времени собирания, способах сохранения и приготовлении их. Для лекарств употреблялись различные части растений и животных, также отделения последних. Из неорганического мира применялось множество веществ; индусы изучили свойства металлов и их соединения: ртуть, золото, серебро, медь, селитру, буру, соду и др. Индусы искали такого соединения, которое способно было бы сделать человека молодым и бессмертным. Это искание жизненного эликсира отличало в средние века арабов, которые заимствовали у индусов познания и усвоили их стремления.
Отравления играют видную роль в истории Индии. Из животных ядов наиболее часто вызывает смерть змеиный, и индусы выработали вполне удовлетворительные способы лечения укушения змеей; к их приемам современная медицина может прибавить мало. От укушения насекомых приводятся также действительные средства. Акушерство и женские болезни составляют одну из хорошо разработанных глав индийской медицины.
Очень подробные указания даются о том, как должна вести себя беременная женщина. Роды принимаются четырьмя опытными женщинами в присутствии врача, который, если требуется, производит операции при неправильных родах. Подробные советы даются о том, как кормить младенца и лечить болезни новорожденных.
Внутренних болезней описывается очень много вследствие того, что из каждого значительного припадка делается особенное заболевание. Подробно излагаются лихорадки, которых признается несколько видов; описываются также сыпные болезни, ревматизм, далее, нервные и душевные. При последних применялись ванны, развлечения и музыка. Глаза подвергались часто заболеваниям. При лечении их давались как местные средства, так и действующие на все тело.
Медицина в Индии в некоторых отношениях была выше развившихся после неё египетской и греческой медицины; некоторые отделы были даже более разработаны, чем в Европе в начале текущего столетия. Такие успехи тем более поразительны, что в Индии анатомия и физиология были почти не известны. Теоретические воззрения на болезнь были односторонни и скудны. Жизнью тела заправляют воздух, желчь и мокрота; из сочетания их происходят 7 веществ: хил, кровь, мясо, подкожная клетчатка, кости, костный мозг и семя. Болезнь зависит от недостатка или излишка только что названных веществ; воздух вызывает 80 болезней, желчь 40 и мокрота 20.
В ведийскую эпоху была
создана Аюрведа — «наука о долголетии».
Часто индийские медицинские сочинения
называют аюрведическими. Хранителями
аюрведических знаний о долгой жизни,
лишенной страданий, в Индии считались
брахманы.
Аюрведическая система медицинских знаний
разделялась на 8 главных разделов, в их
числе: лечение ран; лечение болезней,
относящихся к области головы; лечение
болезней, охватывающих весь организм;
лечение душевных болезней и психических
расстройств, которые приписывались действию
злых духов. В особый раздел выделялось
учение о противоядиях.
Ведийские тексты содержат упоминания
о разнообразных заболеваниях глаз, ушей,
сердца, желудка, легких, кожи, мускулов
и нервной системы. Перечислено около
трехсот различных частей и органов человеческого
тела. Внезапное заболевание считается
проявлением злого начала, идущего либо
от демонов, либо от проникающих в организм
червей. Большое значение придается диете,
при этом особое место в диетических предписаниях
занимают молоко, мед и рис. Более поздние
медицинские сочинения называли молоко
священным напитком, который сохранял
силу и ум человека, предохранял от болезней.
Мед традиционно входил в состав рецептов
лекарственных препаратов, излечивающих
многие заболевания. Он считался основным
противоядием при отравлении минеральными,
растительными и животными ядами.
Часто для приготовления лекарственных
средств употребляли экстракты лекарственных
растений. Целебные свойства индийских
лекарств, приготовленных на основе растений,
были известны далеко за пределами Древней
Индии: морскими и сухопутными торговыми
путями их везли в Средиземноморье, Среднюю
Азию и Китай, во многие другие страны
Древнего мира. Лучшие лекарственные растения
привозили с Гималаев.
Йога как способ управления.
Сведения о йоге были собраны
в III в. до н.э. индийским мудрецом Патанджали
в книге «Йога-сутра». В этом сборнике
мировоззрение йогов, система дыхательных
и физических упражнений изложены в виде
кратких изречений — сутр. Как правило,
современные представления о йоге придают
большое значение физической тренировке.
При этом философский аспект доктрины
часто не принимается во внимание.
Философия йогов стремится привести человека
к гармонии и уравновешенности не только
физическими упражнениями, но всей системой
мировоззрения. «Ясное, веселое и счастливое
настроение ума, — учит йога, — создает
нормальное функционирование физического
тела; подавленное состояние ума, меланхолия,
терзания, страх, ненависть, ревность и
гнев также оказывают действие на тело
и вызывают в нем физическую дисгармонию
и временные заболевания».
Медицинские трактаты Древней Индии.
Лекарства, которые применяла индийская
медицина, готовились из продуктов растительного,
минерального и животного происхождения.
Большую роль в искусстве врачевания играли
благородные металлы. В состав мазей часто
входили цинк, свинец, сера, сурьма, нашатырь,
но чаще всего применялась ртуть и ее соли.
Широкое применение ртути в древнеиндийской
медицине было связано с высоким уровнем
развития алхимии. Соединение ртути с
серой должно было открыть путь к получению
эликсира бессмертия. Алхимические сведения
содержались преимущественно в медицинских
текстах.
Чарака и Сушрута — великие врачи Древней
Индии.
Основные направления искусства врачевания
древних индусов отражены в медицинских
трактатах «Чарака-самхита» — о внутренних
болезнях (I-II вв. до н.э.), и «Сушрута-самхита»
— о хирургии (IV в. н.э.). Первый трактат
принадлежит Чараке — великому врачу
Древней Индии. Большое внимание в этом
сочинении уделено диагностике заболевания:
врач должен был учитывать возраст больного,
его физические особенности, условия жизни,
привычки, профессию, особенности питания,
климата и местности. Необходимо было
тщательно осмотреть мочу и выделения
организма, проверить чувствительность
к различным раздражителям, силу мышц,
голос, память, пульс. Интересно отметить,
что «Чарака-самхита» упоминает о таких
случаях, когда следует изучить каплю
крови, взятую у пациента, а также описывает
методы активного воздействия на организм
с целью обострения болезни на короткий
срок для выявления ее симптомов.
Чарака дал подробное описание методов
лечения внутренних болезней, в том числе
— чумы, оспы, малярии, холеры, туберкулёза.
Трактат содержит разделы об анатомии
и искусстве кровопусканий.
Автором трактата «Сушрута-самхита» был
другой великий индийский врач — Сушрута.
Медицинские сведения в его трактате составляли
шесть разделов, первый из которых содержит
специальный раздел о хирургии: автор
считал ее важнейшей частью медицины.
Кроме того, в трактате изложены сведения
по анатомии, терапии, учение о ядах и противоядиях,
а также — о лечении глазных болезней.
Медицинские трактаты постоянно подчеркивают,
что настоящий врач кроме хорошего знания
теории и практики должен обладать нравственными
достоинствами: бескорыстием, честностью,
смелостью, самообладанием. Медицина требует
от человека большей моральной стойкости,
чем другие профессии. Долг перед пациентом
следует ставить выше личной заинтересованности.
В случае неизлечимой
болезни врач должен честно признать
свое бессилие. Предписания врачебной
этики касались и внешнего вида врача:
требовалось, чтобы «врач, который
желает иметь успех в практике,
был здоров, опрятен, скромен, терпелив,
носил коротко остриженную
Хирургия.
Хирургия была той областью медицинского
искусства, в которой Индия превзошла
многие страны Древнего мира. Сушрута
называл хирургию «первой и лучшей из
всех медицинских наук, драгоценным произведением
неба и верным источником славы». Он описал
более 300 операций, свыше 120 медицинских
инструментов и более 650 лекарственных
средств. Об анатомических познаниях врачей
Древней Индии можно судить по тому, что
в труде Сушруты перечислены 300 костей,
500 мышц, более 700 сосудов и около 100 суставов.
Особенно хорошо удавались индийским
хирургам пластические операции на лице.
Врачи умели восстанавливать носы, губы
и уши, потерянные или искалеченные в бою
или по приговору суда. В этой области
индийская хирургия опережала европейскую
вплоть до XVIII в. Европейские хирурги учились
у индийцев искусству ринопластики (от
греч. «rhinos» — нос) — восстановлению утраченного
носа. Этот способ подробно описан в трактате
Сушруты и вошел в историю медицины под
названием «индийского метода»: нос восстанавливали
с помощью лоскута кожи, вырезанного со
лба или щеки.
Не менее блистательной была операция
по удалению помутневшего глазного хрусталика
— катаракты. Индийские хирурги сумели
добиться тщательного соблюдения чистоты
во время операций. Опытные кузнецы делали
хирургические инструменты из стали, а
не из меди или бронзы, как в других странах
Древнего мира. Эти инструменты хранились
в специальных деревянных коробках и были
заточены так, что ими можно было разрезать
волос. Перед операцией они обеззараживались
соками растений, мытьем в горячей воде,
прокаливанием на огне. Впрочем, к этим
действиям не совсем подходит современный
термин «обеззараживание». Воздействие
на инструменты врача огнем и водой по
необходимости сопровождало лечение как
всякое священное искусство.
Древняя и самобытная цивилизация Индии сложилась в III тысячелетии до н. э. в пределах Индостанского субконтинента (рис. 28) задолго до появления в стране индо-иранских (арийских) племен. В настоящее время на ее территории располагаются современные государства: Индия, Пакистан, Бангладеш, Бутан, Непал. Периодизация истории врачевания В истории врачевания древней Индии четко прослеживаются три этапа, разделенные как во времени, так и в пространстве:
Информация о работе История развития медицины в Индии и Тибете