История изучения народных промыслов. Виды и классификация народных промыслов

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 21:13, статья

Краткое описание

Рожденное в среде земледельцев, скотоводов, охотников, народное творчество на протяжении всей истории связано с природой, - ведь само существование человека неотделимо от природы, которая дает материал для жилища и одежды, продукты питания, определяет ритм человеческой жизни сменой дня и ночи, чередованием времен года.

Файлы: 1 файл

статьяРЯЗАНЬ.doc

— 61.00 Кб (Скачать)

     - Кружевоплетение - Вологодское кружево,  Михайловское кружево;

     - Роспись по ткани - Павловские  платки и шали;

     - Вышивка - Владимирская, Цветная перевить, Золотошвейная вышивка[4].

     Определяющими и самыми устойчивыми факторами  классификации народных художественных промыслов как культурной формы  составляющей культурной системы - являются материал, способы и характер его  обработки.

     Взаимодействие этих трех факторов — материала, техники его обработки и предметного существа изделий — составляет, на наш взгляд, основу и наиболее устойчивую часть художественной системы народных художественных промыслов, а, следовательно, играет существенную роль в формировании традиций. Классификация базируется на сочетании следующих факторов: а) по исходному используемому материалу: б) по техникам и способам обработки в) по содержанию и функциям предмета народного искусства: 1 г) по социальной принадлежности потребителя: д) историко-географический фактор, (время возникновения, существования и угасания промысла, его локализация) [3].

     П. И. Уткин предлагает тринадцать разновидностей самых распространенных на традиционной территории нашей страны промыслов. Он знакомит нас с резьбой и росписью по дереву и кости, с художественной керамикой, обработкой камня и металла, с декоративной росписью и многослойной многоцветной живописью, а также с вышивкой, кружевоплетением, узорным ткачеством и вязанием, ковроделием, ручной набойкой, изготовлением украшений из кожи и меха.

     Для знакомства с тем или иным промыслом, он дает хорошую схему: узнать историю  их возникновения и развития, рассмотреть  их художественные особенности. Много  раз подчеркивает, что многообразие художественного ремесла проявляется в творчестве индивидуально работающих мастеров и в деятельности различных мастерских и предприятий художественных промыслов, представляющих одну из форм современного народного декоративно-прикладного искусства. Однако в каждом случае художественное своеобразие создаваемых изделий определяется их связью с исторически сложившимися традициями, которые и служат основой для развития современных промыслов.

     Народное  декоративно-прикладное искусство - результат  деятельности многих поколений мастеров. Оно едино в своей художественной структуре и необычайно разнообразно по своим национальным особенностям, которые проявляются во всем, начиная с выбора (использования) материала и кончая трактовкой изобразительных форм.

     Рожденное в среде земледельцев, скотоводов, охотников, народное творчество на протяжении всей истории связано с природой, - ведь само существование человека неотделимо от природы, которая дает материал для жилища и одежды, продукты питания, определяет ритм человеческой жизни сменой дня и ночи, чередованием времен года. Потому и находит все это отражение в произведениях народного творчества, составляющих целостное явление культуры каждого села, региона, народа[5].

     Люди  старались использовать естественные качества материала, создавали подходящие художественно-технические приемы, позволяющие наиболее рационально конструировать и украшать изделия орнаментом или сюжетными изображениями, соединяя в них реальные прообразы со смелой фантазией. Так сложились традиционные для многих мест нашей страны виды художественного ремесла.

     Велико  значение мастера в народном искусстве. От того, как владеет он своим  ремеслом, как использует свои знания и практическое умение, зависит художественный уровень создаваемой им вещи.

     Список  использованной литературы 

     [1] Лифшиц М. Книга по истории  русского искусства // Лифшиц М.  Собр. сочинений в 3-х т.т. Т. III. — М. Изобразительное искусство. 1988

     [2] http://www.znaytovar.ru/s/Klassifikaciya_izdelij_narodnyx.html

     [3] Балаболкин А. С. « Интегративный  потенциал народных художественных  промыслов Нижегородской области». Диссертация. 2005

     [4] Ашикова Ю. М. Виды искусства и их классификация

     [5] П. И. Уткин, Н. С. Королева «Народные художественные промыслы». Учеб. для проф. учеб. заведений. - М.: Высш. шк., 1992

Информация о работе История изучения народных промыслов. Виды и классификация народных промыслов