Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 21:13, статья
Рожденное в среде земледельцев, скотоводов, охотников, народное творчество на протяжении всей истории связано с природой, - ведь само существование человека неотделимо от природы, которая дает материал для жилища и одежды, продукты питания, определяет ритм человеческой жизни сменой дня и ночи, чередованием времен года.
- Кружевоплетение - Вологодское кружево, Михайловское кружево;
- Роспись по ткани - Павловские платки и шали;
- Вышивка - Владимирская, Цветная перевить, Золотошвейная вышивка[4].
Определяющими и самыми устойчивыми факторами классификации народных художественных промыслов как культурной формы составляющей культурной системы - являются материал, способы и характер его обработки.
Взаимодействие этих трех факторов — материала, техники его обработки и предметного существа изделий — составляет, на наш взгляд, основу и наиболее устойчивую часть художественной системы народных художественных промыслов, а, следовательно, играет существенную роль в формировании традиций. Классификация базируется на сочетании следующих факторов: а) по исходному используемому материалу: б) по техникам и способам обработки в) по содержанию и функциям предмета народного искусства: 1 г) по социальной принадлежности потребителя: д) историко-географический фактор, (время возникновения, существования и угасания промысла, его локализация) [3].
П. И. Уткин предлагает тринадцать разновидностей самых распространенных на традиционной территории нашей страны промыслов. Он знакомит нас с резьбой и росписью по дереву и кости, с художественной керамикой, обработкой камня и металла, с декоративной росписью и многослойной многоцветной живописью, а также с вышивкой, кружевоплетением, узорным ткачеством и вязанием, ковроделием, ручной набойкой, изготовлением украшений из кожи и меха.
Для знакомства с тем или иным промыслом, он дает хорошую схему: узнать историю их возникновения и развития, рассмотреть их художественные особенности. Много раз подчеркивает, что многообразие художественного ремесла проявляется в творчестве индивидуально работающих мастеров и в деятельности различных мастерских и предприятий художественных промыслов, представляющих одну из форм современного народного декоративно-прикладного искусства. Однако в каждом случае художественное своеобразие создаваемых изделий определяется их связью с исторически сложившимися традициями, которые и служат основой для развития современных промыслов.
Народное декоративно-прикладное искусство - результат деятельности многих поколений мастеров. Оно едино в своей художественной структуре и необычайно разнообразно по своим национальным особенностям, которые проявляются во всем, начиная с выбора (использования) материала и кончая трактовкой изобразительных форм.
Рожденное в среде земледельцев, скотоводов, охотников, народное творчество на протяжении всей истории связано с природой, - ведь само существование человека неотделимо от природы, которая дает материал для жилища и одежды, продукты питания, определяет ритм человеческой жизни сменой дня и ночи, чередованием времен года. Потому и находит все это отражение в произведениях народного творчества, составляющих целостное явление культуры каждого села, региона, народа[5].
Люди старались использовать естественные качества материала, создавали подходящие художественно-технические приемы, позволяющие наиболее рационально конструировать и украшать изделия орнаментом или сюжетными изображениями, соединяя в них реальные прообразы со смелой фантазией. Так сложились традиционные для многих мест нашей страны виды художественного ремесла.
Велико значение мастера в народном искусстве. От того, как владеет он своим ремеслом, как использует свои знания и практическое умение, зависит художественный уровень создаваемой им вещи.
Список
использованной литературы
[1]
Лифшиц М. Книга по истории
русского искусства // Лифшиц М.
Собр. сочинений в 3-х т.т. Т.
III. — М. Изобразительное
[2] http://www.znaytovar.ru/s/
[5] П. И. Уткин, Н. С. Королева «Народные художественные промыслы». Учеб. для проф. учеб. заведений. - М.: Высш. шк., 1992
Информация о работе История изучения народных промыслов. Виды и классификация народных промыслов