Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 21:13, статья
Рожденное в среде земледельцев, скотоводов, охотников, народное творчество на протяжении всей истории связано с природой, - ведь само существование человека неотделимо от природы, которая дает материал для жилища и одежды, продукты питания, определяет ритм человеческой жизни сменой дня и ночи, чередованием времен года.
История изучения народных промыслов. Виды и классификация народных промыслов
Последнее десятилетие XXI столетия ознаменовалось стремительным ростом интереса к истории традиционной культуры России и, в частности, декоративно-прикладного искусства (ДПИ). Необходимо отметить, что, несмотря на всю сложность и неоднозначность ситуации, современное общество испытывает большой интерес к культурному наследию. Сегодня формируются новые грани и границы национального мышления, переосмысливаются духовные ценности прошлого. Как отмечал М. Лифшиц, «значение каждой национальной культуры связано с богатством ее исторических ступеней».[1]
Но, обращаясь к вопросам возрождения национальной культуры, необходимо помнить, что любая национальная культура имеет народные корни. И если в обществе происходят социальные изменения, приводящие к нарушению стабильности, то и естественной защитой от них является реакция самосохранения, заключающаяся в возврате к стабильному прошлому, к изначальному состоянию. Такой механизм возвращения к образцам прошлого опыта существовал всегда, в любом обществе. Но чаще всего оказывалось, что имеющихся традиций недостаточно для функционирования общественной системы, поэтому возникала необходимость создания новых культурных ценностей, внедрения их в повседневную жизнь, а затем и превращения в культурные традиции. Реализация этих принципов, на наш взгляд, и есть то, что принято называть возрождением национальной культуры.
После многолетнего пренебрежения и забвения сегодня возвращается уважение к ручному труду, так как новое равновесие высокоинтеллектуального труда и традиционного «рукоделия» необходимо для формирования гармонического синтеза многовековой российской традиционной культуры с культурой городской, индустриальной и постиндустриальной. В этом процессе наиболее слабо исследован вопрос о корнях, семантике и преемственности декоративно-прикладного искусства, приобщения молодежи к традиционному народному творчеству. Социологические исследования подтверждают, что школьники и студенты имеют слабые представления о всемирноизвестных народных художественных промыслах России и своего региона. Поэтому подрастающее поколение не идентифицирует себя с особенностями национальной духовности, проявляющейся в этих видах искусств, не усваивает содержащихся в них национальных социально-психологических черт, чем углубляется культурный разрыв между поколениями. В настоящее время в огромной стране существуют лишь островки приобщения к традиционной материально-художественной культуре, изучению народных художественных промыслов России.
Одним из таких островков для нашей культуры служит с. Подлесная Тавла Кочкуровского муниципального района. В произведениях преподавателей и учащихся экспериментальной детской художественной школы с. Подлесная Тавла отображены представления о жизни и труде, а также религиозные верования и мифологизация. Произведениям тавлинцев свойственны своеобразие пластики форм и приемы обработки фактур, использование опыта мордовского народного искусства. Но это еще не всё. Произведения современных мастеров по вышивке, резьбе и росписи по дереву, керамике, бисерному плетению и вышивке бисером, традиционные виды вязания на спицах, ткачество, роспись по ткани, художественная обработка бересты и др. создаются в Рузаевском, Кочкуровском, Ардатовском, Краснослободском, Теньгушевском муниципальных районов Республики Мордовия и г. Саранска.
А с возрождением интереса к промыслам как части национальной культуры, появляется необходимость их изучения. В этой связи необходимо назвать работы Е.Г. Яковлева, М.С.Кагана, П.С. Гуревича, Л.А. Никитич, Е.А. Чичиной, Э.С. Маркаряна и др., среди которых особый интерес представляют труды М.С. Кагана «О прикладном искусстве», «Социальные функции искусства», «Морфология искусства», «Философия культуры». Обширный материал по истории декоративно-прикладного искусства, начиная с древнейших времен до наших дней, собран в книге Анри де Морана «История декоративно-прикладного искусства», а также в книгах Э.А. Лапковской «Русское декоративно-прикладное искусство», в трехтомном издании «Русское декоративное искусство» под ред. А.И.Леонова, Холминского «Обзор художественного конструирования», Н.Ю. Бирюковой «Прикладное искусство конца XIX - начала XX века», Р.Розенталя «История прикладного искусства нового времени» и др.
Но, к сожалению, это все работы общего характера. А декоративно-прикладное искусство большинства регионов до сих пор фактически не затронуто вниманием исследователей. Исключением могут быть разве что некоторые районы Центральной и Поволжской части нашей страны.
Изучение традиционного декоративно-прикладного искусства началось сравнительно недавно. Первые публикации по материалам народного, в основном крестьянского, искусства относятся ко второй половине XIX века, когда наблюдался подъем интереса демократически настроенной прогрессивной части общества к памятникам народного творчества. В некоторых из этих работ о крестьянских производствах и ремеслах мало затрагивались вопросы собственно искусства, художественные ремесла рассматривались в них наравне с хозяйственными. И только основоположники искусствоведческой науки о народном искусстве - А.В. Бакушинский, B.C. Воронов, А.И. Некрасов, А.Б. Салтыков и др. - стали уделять значительное внимание не только отдельным видам декоративно-прикладного искусства, его художественным и техническим характеристикам, но и социальным и историческим аспектам этого феномена. В тот же период появились и начали складываться первые собрания произведений народного искусства. Работы В.В. Стасова, посвященные вопросам народного искусства, сохраняют научную ценность до сегодняшнего дня. Они стали во многом основополагающими для дальнейших исследований в области художественного творчества. Стасов дал сравнительный анализ материалов, он был первым, кто по достоинству оценил памятники народного искусства и обратил внимание на их древнейшие истоки. Важным шагом в изучении культурного наследия народа явились работы Д.К. Зеленина. Он обратил внимание на содержание, внутренний смысл отдельных предметов художественного творчества, теснейшим образом связанного с духовной культурой народа, его обрядами, поверьями, традициями. К числу первых исследований начала XX столетия относится работа И.Э. Грабаря, вошедшая в его многотомную «Историю русского искусства». Он дал общую широкую характеристику форм народного искусства от мелких бытовых вещей до деревянного зодчества. Работы B.C. Воронова дают целостное представление об особенностях народного искусства, его традиционности, устойчивости форм, декоративности оформления. Он наметил основную проблематику изучения народного искусства, различил понятия «народный» и «крестьянский» как схожие, но не вполне тождественные. В работе А.И. Некрасова «Русское народное искусство» четко прозвучала мысль о городских влияниях на деревню. Он выделил русский Север, указав на городскую направленность этой зоны по характеру художественных вкусов его населения, то есть прослеживал влияние места поселения на культуру и традиции народа. Рост уровня урбанизации оказал немалое влияние не только на само народное искусство, но и на сохранение яркого национального колорита. Работы Воронова и Некрасова определили пути исследования народного творчества, основные проблемы, включая теоретические, которые разрабатывалась последующими поколениями. Труды этих ученых - первые плодотворные попытки изучения народной художественной культуры.
В 1920-е годы были заложены основы изучения народного искусства в его разнообразных связях, как внешних — со средой бытования, так и внутренних, а так же его географии. Е.Н. Клетнева в книге «Символика народных украс Смоленского края» (1924) коснулась взаимовлияния русского и финского народного творчества. Исследователи Б.А. Куфтин, Н.И. Лебедева, Н.П. Гринкова зафиксировали в 1926-1927 гг. терминологию, материал, основные мотивы орнамента, обогатив науку новыми данными. В.М. Василенко, А.Б. Салтыков, А.В. Бакушинский были авторами первых монографий о народном искусстве.
Эту же проблему продолжали разрабатывать в 1930-1960 годах. Работы Л.А. Динцеса, Б.А. Рыбакова свидетельствуют об интересе к раскрытию традиций, сохраняющихся в произведениях народного искусства. В трудах Н.Н. Соболева, М.В. Рехачева, С.К. Жегаловой получают характеристику художественные ремесла не только крестьянских, но и городских мастеров XVIII-XIX веков. Следовательно, они рассматривали уже географию промыслов сами того не подозревая. Значительный вклад внесла С. К. Просвиркина работой, посвященной рассмотрению резной деревянной посуды XVII-XIX вв., вопросов деревенского ремесла на фоне его исторической и экономической характеристики. А так же влияние лесных ресурсов на размещение промыслов по изготовлению деревянной посуды.
Вопросы теории, истории и, порой, географии народной художественной культуры в последнее десятилетие XX в. Исследовались Н. А. Хреновым, К.Б. Соколовым, СБ. Рождественской, М.М. Громыко и др. Автор монографии «Народное декоративно-прикладное искусство городов и посадов Русского Севера конца XVII-XIX веков», посвященной - И.Н. Уханова посвятила свою работу изучению различных видов декоративно-прикладного искусства, бытовавшего на Русском Севере. Впервые на широком круге художественных памятников XVII-XIX столетий показывается роль народного мастера, своим творчеством влившегося в процесс формирования городской культуры и вносившего в нее определенное стилевое своеобразие. О кузнечном, гончарном, вышивальном и камнерезном деле Алтая представлена информация в работе A.M. Родионова. Орнаментам на предметах декоративно-прикладного искусства народов Сибири, их скульптуре посвятил свое исследование С.В. Иванов. Возникновению художественных промыслов на Урале, их классификации, складыванию центров художественной промышленности посвящено значительное число монографий и публикаций. Как мы видим, в последнее время интерес к промыслам и их изучению заметно возрос. На региональном уровне исследований появляется все больше и больше.
Изучением народных промыслов мордвы занимается Александр Степанович Лузгин. Так же можно назвать имена таких исследователей как Ю. А. Мишанин, С. С. Маркова, Л. Н. Названова.
Анализ
литературы позволяет заключить, что
в исследовании темы исторического
развития и современного состояния
декоративно-прикладного
Народное декоративно-прикладное творчество - сложное и многогранное явление. Оно включает в себя самые различные направления, виды, формы. Но все их объединяет сочетание практической целесообразности изделий с естественной красотой их внешнего облика, идущей от окружающей природы.
Издревле народные мастера в своем творчестве использовали то, что давала им сама природа - дерево, глину, кость, железо, лен, шерсть. Природа постоянно служила главным источником вдохновения народных умельцев. Но, воплощая в своих произведениях образы природы, мастера никогда не копировали ее буквально. Озаренная народной фантазией реальность приобретала порой волшебные, сказочные черты, в ней быль и вымысел представлялись неразделимыми.
Дом, очаг, мебель, орудия труда, одежда, утварь, игрушки - все, к чему прикасались руки народных мастеров, воплощало их любовь к родной земле и врожденное чувство прекрасного. И тогда обычные бытовые предметы становились произведениями искусства. Красоту их формы дополняли декоративные украшения в виде орнамента, изображений людей, зверей, птиц, сюжетных сценок.
Именно из-за столь большого разнообразия форм, размеров и назначения предметы народных промыслов очень тяжело классифицировать. Далее приведена самая простая классификация.
По назначению изделия народных художественных промыслов подразделяют на предметы украшения интерьера жилого помещения (декоративные вазы, скульптура, настенные панно); костюма и самого человека (бусы, броши, браслеты); предметы, используемые при ведении домашнего хозяйства (различная посуда, разделочные доски); принадлежности туалета (расчески, заколки для волос, сумки, шкатулки); игрушки, сувениры, принадлежности для курения и другие изделия[2].
По особенностям функционального использования различают декоративные и декоративно-утилитарные изделия.
По
виду используемого материала
По способу изготовления и обработки выделяют литые, кованные, плетенные, столярные, токарные, резные, выдувные, вышивные, тканые, вязаные, филигранные, чеканные, расписные, гравированные, инкрустированные художественные изделия[2].
Изделия народных художественных промыслов также классифицируют по названию промысла (местности, где эти изделия изготавливаются): Хохломские, Богородские, Городецкие, Полхов-Майданские, Жостовские, Великоустюгские, Ростовские, Красносельские, Мстерские, Каслинские, Гжельские, Федоскинские, Холмогорские, Палехские, Дымковские и др.[3].
Важной
составляющей декоративно - прикладного
искусства являются народно-художественные
промыслы - форма организации
Ключевая творческая идея традиционных промыслов - утверждение единства природного и человеческого мира.
Основными народными промыслами России являются:
- Резьба по дереву - Богородская, Абрамцево-кудринская;
- Роспись по дереву - Хохломская, Городецкая, Полхов-Майданская, Мезенская;
-
Декорирование изделий из
-
Художественная обработка
- Резьба по кости - Холмогорская, Тобольская, Хотьковская;
-
Миниатюрная живопись на папье-
-
Художественная обработка
-
Народная керамика - Гжельская керамика,
Скопинская керамика, Дымковская
игрушка, Каргопольская
Информация о работе История изучения народных промыслов. Виды и классификация народных промыслов