Глобальные проблемы. Загрязнение морей и океанов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 00:28, реферат

Краткое описание

В течение последних нескольких десятков лет происходит загрязнение океанов и морей такими вредными для их жизнедеятельности веществами, как нефть, тяжелые металлы, пестициды, радиоизотопы и другие вредные вещества. Загрязнение происходит в результате сброса в реки, а затем и в океан сточных вод различных промышленных предприятий, стока с полей и лесов, обработанных пестицидами, и потерь нефти при ее перевозках танкерами. Газообразные токсические вещества, такие, как оксид углерода (II), оксид серы (IV), попадают в морскую воду через атмосферу.

Оглавление

Предисловие
Загрязнение нефтью и нефтепродуктами
Загрязнение ртутью и другими тяжелыми металлами
Загрязнение пестицидами
Загрязнение бытовыми отходами
Загрязнение морей
Защита Мирового океана от загрязнения
Заключение

Файлы: 1 файл

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НОВЫЙ.docx

— 550.17 Кб (Скачать)
 

Реферат на тему:

« Глобальные проблемы. Загрязнение морей и  океанов»

 

Подготовил  ученик 11 «Б» класса

Овчинников  Евгений 
 

Г. МИНСК

Содержание:

  • Предисловие
  • Загрязнение нефтью и нефтепродуктами
  • Загрязнение ртутью и другими тяжелыми металлами
  • Загрязнение пестицидами
  • Загрязнение бытовыми отходами
  • Загрязнение морей
  • Защита Мирового океана от загрязнения
  • Заключение
 
 
 

 
 

Предисловие

 В течение последних  нескольких десятков лет происходит  загрязнение океанов и морей  такими вредными для их жизнедеятельности  веществами, как нефть, тяжелые  металлы, пестициды, радиоизотопы  и другие вредные вещества. Загрязнение  происходит в результате сброса  в реки, а затем и в океан  сточных вод различных промышленных  предприятий, стока с полей  и лесов, обработанных пестицидами,  и потерь нефти при ее перевозках  танкерами. Газообразные токсические  вещества, такие, как оксид углерода (II), оксид серы (IV), попадают в морскую  воду через атмосферу. По подсчетам  Калифорнийского технологического  института в Мировой океан  вместе с дождем ежегодно поступает  50 тыс. т свинца, попадающего в  воздух вместе с выхлопными  газами автомобилей. Вблизи береговой  линии в районах больших городов  в морской воде нередко обнаруживается  патогенная микрофлора. Степень  загрязнения вод в океане все  возрастает. Нередко способность  воды к самоочищению оказывается  уже недостаточной, чтобы справиться  с постоянно увеличивающимся  количеством сбрасываемых отходов.  Поля загрязнения формируются  в основном в прибрежных водах  крупных промышленных центров  и устьев рек, а также в  районах интенсивного судоходства  и нефтедобычи. Течениями загрязнения  распространяются очень быстро  и оказывают вредные воздействия  на зоны океанов, наиболее богатые  животными и растительностью,  наносят серьезный ущерб экономике  и состоянию морских экосистем.

 
 
 

К числу наиболее вредных химических загрязнений, как  указано в принятой в конце 1972 г. Международной конвенции по предотвращению загрязнений морей сбросами отходов, относятся нефть и нефтепродукты. В современном капиталистическом  мире потребление нефти во всех ее видах ежегодно обходится в астрономическую  сумму - 740 млрд. Дол. А стоимость добычи нефти равна всего 80 млрд. дол. Отсюда стремление нефтяных монополий заполучить в свое распоряжение новые и Новые  месторождения черного золота. В  связи с ростом добычи, транспортировки, переработки и потребления нефти  и нефтепродуктов расширяются масштабы загрязнения природы. Растет загрязнение  нефтяными продуктами и водной среды. "Океан умирает, он болен по вине человека",- эти слова Тура Хейердала  хорошо известны. Еще в 1969 г. вовремя  плавания через Атлантический океан  на папирусном судне "Ра" он отмечал, что поверхность моря была свободна от глобул нефти и дегтя только в течение нескольких дней за весь двухмесячный период путешествия. В  настоящее время положение не улучшилось. По оценке национальной Академии наук США в середине 70-х годов  только в морскую среду попадало примерно 6 млн. т нефти. К концу 70-х  годов выбросы нефти в моря и океаны возросли до 10 млн. т/год. Наибольший вред наносят разливы нефти в  результате катастроф танкеров и  аварий на морских буровых платформах. Число таких аварий необычайно велико: только в США в 1972-1976 гг. береговой  охраной регистрировалось в среднем 12,3 тыс. случаев таких выбросов в  год. При сохранении числа аварий прослеживается тенденция к увеличению масштабов единовременных выбросов нефти главным образом из-за аварий супертанкеров. Выбросы нефти в конце 60-х - начале 70-х годов в результате катастроф таких танкеров, как "Белен" и "Торри Каньон", меркнут в сравнении с разливом 220 тыс. т нефти при аварии танкера "Амоко Кадис" в марте 1978 г. Анализ последствий этой аварии для окружающей среды, выполненный 20 месяцев спустя, показал, что в течение последующих трех - пяти лет добыча устриц в пораженной акватории будет невозможна, а осевшая на дно нефть будет выбрасываться на поверхность штормами по крайней мере в течение 10 ближайших лет. Прогноз подтвердился. Возрастает и "лепта", вносимая в загрязнение водной среды морскими буровыми платформами. Загрязнение имеет место при добыче нефти на шельфе. В апреле 1977 г. в Северном море в 270 км от норвежского города Ставангер на крупнейшей платформе норвежских разработок нефтяного месторождения вырвался фонтан нефти высотой в 60 м. Больше недели понадобилось, чтобы перекрыть нефтяной фонтан. За это время в воды Северного моря было выброшено 25 тыс. т нефти. Площадь нефтяного пятна достигла 4000 км2.  

Попытки собрать  нефть с поверхности воды продемонстрировали почти полную беспомощность находящейся  на вооружении нефтедобывающих компаний техники по удалению нефтяных пятен. С помощью своеобразных "пылесосов" с поверхности моря удалось собрать  всего лишь 800 т нефти.

Большая часть разлитой нефти затонула и будет еще долго отравлять придонную флору и фауну Северного моря. Авария поставила под угрозу излюбленные места развития сельди и потомства скумбрии, которая нерестится в этих местах. По мнению некоторых ученых, воздействие катастрофы должно было сказываться по меньшей мере в течение трех лет. Увеличение потребления нефтепродуктов во всем мире привело в последние годы к значительному росту танкерного флота. В мире действует гигантский танкерный флот общей вместимостью более 120 млн. брутт-регистровых тонн - это свыше трети вместимости всех морских транспортных средств. В последние годы наметилась тенденция резкого увеличения грузоподъемности танкеров. Уже плавают 230 судов, обладающих грузоподъемностью 200 тыс. т и более, в том числе два "полумиллионника". Строятся и более мощные танкеры. Это значительное достижение инженерной мысли, но в то же время и колоссальная потенциальная опасность для вод Мирового океана. Подсчитано, что 200 тыс. т нефти достаточно, чтобы превратить все Балтийское море в биологическую пустыню. В портах не удается выгрузить нефть до конца. Около 1% ее теряется на испарение и остается на стенках и днищах танкеров. Приходится их промывать, и это чаще всего делают в открытом море. Пустой танкер теряет управляемость. Чтобы избежать этого, в танкеры закачивают морскую воду в качестве балласта (обычно более 30% тоннажа судна). Перед новой загрузкой балласт выкачивают вместе с остатками .нефти. По подсчетам специалистов танкеры и другие суда, которые промывают свои трюмы в открытом море, оставляют в нем более 2 млн. т/год нефти. Нефть и нефтепродукты оказывают вредное воздействие на многие живые организмы и пагубно влияют на все звенья биологической цепи. Нефтяные пленки на поверхности морей и океанов могут нарушать обмен энергией, теплом, влагой и газами между океаном и атмосферой. В конечном итоге наличие нефтяной пленки на поверхности океана может повлиять не только на физико-химические и гидробиологические условия в океане, но также и на климат Земли, на баланс кислорода в атмосфере. Нефтяное загрязнение наносит жестокий удар по биологическому равновесию моря. Пятно не пропускает солнечные лучи, замедляет обновление кислорода в воде. В результате перестает размножаться планктон - основной продукт питания морских обитателей. В верхних пяти - десяти сантиметрах водной толщи развивается богатейшее сообщество самых разнообразных организмов. Его называют нейстоном. Здесь находится "питомник" молоди очень многих видов рыб и беспозвоночных животных, которые во взрослом состоянии населяют водную толщу и дно морей и океанов.

На поверхности  океана накапливаются и вещества-загрязнители, в том числе нефть и нефтепродукты. Растворимые компоненты нефти очень  ядовиты.

Их присутствие  приводит к гибели морских обитателей и прежде всего рыб, чем наносится  серьезный ущерб экономике ряда стран мира.

Растворимые компоненты нефти нередко становятся причиной гибели морских птиц, отрицательно влияют на вкусовые качества мяса морских  животных. Если оплодотворенную икру рыбы поместить в аквариум с весьма незначительной концентрацией нефтепродуктов, то большинство зародышей погибает, а многие из уцелевших оказываются уродами. Нефть отрицательно влияет на физиологические процессы, вызывает патологические изменения в тканях и органах, нарушает работу ферментативного аппарата, нервной системы. Нефть - своего рода наркотик для морских обитателей. Замечено, что некоторые рыбы, "хлебнув" однажды нефти, уже не стремятся покинуть отравленную зону. Нефтяное загрязнение - грозный фактор, влияющий на жизнь всего Мирового океана. Особенно опасно загрязнение высокоширотных вод, где из-за низкой температуры нефтепродукты практически не разлагаются и как бы "консервируются" льдами, поэтому нефтяное загрязнение может нанести серьезный ущерб окружающей среде Арктики и Антарктики.

Ежедневно с земли  в океан поступает до 5 тыс. т  ртути, используемой в сельском хозяйстве  и промышленности. Отходы, содержащие ртуть, свинец и медь, локализованы в отдельных районах у берегов, однако некоторая часть выносится  далеко за пределы территориальных  вод. Загрязнения ртутью существенно  снижают первичную продуктивность морских вод. В зонах наибольшей концентрации ртути отмечается уменьшение количества мельчайших зеленых водорослей, синтезирующих органические вещества и выделяющих кислород. Тяжелые металлы  поглощаются фитопланктоном, а затем  передаются по пищевой цепочке более  высокоорганизованным организмам. В  результате в рыбах, морских млекопитающих, птицах тяжелые металлы могут  накапливаться в опасных концентрациях. Так, отдельные виды рыб в Средиземном  море содержат в два-три раза больше ртути, чем считается безопасным, согласно стандартам, принятым Всемирной  организацией здравоохранения. Владельцы  расположенного в небольшом японском городке Мина-мате (остров Кюсю) химического комбината в безудержной погоне за прибылью долгие годы сбрасывали в океан сточные воды комбината, насыщенные ртутью. В результате прибрежные воды и рыбы оказались отравленными ею. Питание отравленной рыбой привело к гибели десятков местных жителей, сотни людей получили тяжелые психопаралитические заболевания. В июле 1972 г. специальная комиссия официально подтвердила 231 случай заболеваний, в том числе 59 случаев со смертельным исходом. Четыре месяца спустя эта цифра увеличилась до 292. Ко времени, когда суд вынес свое заключение о причине заболевания, официально признанных больными было уже 370 человек. В марте 1973 г. их количество увеличилось до 397, а к настоящему времени оно достигло 602 человека, из которых 79 умерли. Минамата стала подлинной "промышленной Хиросимой" Японии, а термин "болезнь Минаматы" широко применяется теперь в медицине для обозначения отравления людей промышленными отходами.

Трагедия Минаматы еще раз напоминает людям, к чему может привести бездумное, хищническое отношение человека к окружающей его природной среде.

Мировая продукция  пестицидов (химические средства для  уничтожения вредных насекомых) достигает 200 тыс. т/год. Относительная  химическая устойчивость многих из этих соединений, а также характер распространения  способствовали их поступлению в  моря и океаны в больших объемах. Постоянное накопление в воде хлорорганических веществ представляет серьезную угрозу для жизни людей. Установлено, что существует определенное равновесие между уровнем загрязнения воды хлорорганическими веществами и их концентрациями в жировых тканях рыб и морских млекопитающих.

Пестициды обнаружены в различных районах Балтийского, Северного, Ирландского морей, в  Бискайском заливе, у Западного побережья  Англии, Исландии, Португалии, Испании. ДДТ и гексахлоран обнаружены в значительных количествах в печени и жире тюленей и антарктических пингвинов, хотя препараты ДДТ в условиях Антарктиды и не применялись. Пары ДДТ и других хлорорганических веществ могут концентрироваться на взвешенных коллоидных частицах атмосферного воздуха или соединяться с капельными частицами аэрозолей и в таком состоянии переноситься на большие расстояния. Другим возможным источником появления этих веществ в Антарктиде может быть загрязнение океана в результате интенсивного применения их в США и Канаде. Вместе с океанической водой ядохимикаты достигают Антарктиды. 
 
 
 

В моря и океаны через  реки непосредственно с суши, с  судов и барж сбрасываются жидкие и твердые бытовые отходы (фекалии, отстойный шлам, отбросы). Часть этих загрязнений оседает в прибрежной зоне, а часть под влиянием морских течений и ветра рассеивается в разных направлениях. В поверхностном слое моря в огромных количествах развиваются бактерии. И не только полезные, играющие важную роль в жизни нейстона и всего моря. В последнее время вблизи крупных городов все чаще появляются патогенные виды бактерий, возбудители желудочно-кишечных и других заболеваний. Это следствие выпуска в море бытовых сточных вод без предварительной биологической очистки. Бытовые отбросы опасны не только тем, что они являются фактором передачи некоторых болезней человека, главным образом кишечной группы (брюшной тиф, дизентерия, холера), но и тем, что содержат значительное количество кислород поглощающих веществ. Кислород поддерживает жизнь в море, он - необходимый элемент для процесса разложения органических веществ, поступающих в водную среду. Если коммунальные отбросы поступают в воду в очень больших количествах, может наступить значительное снижение растворимого кислорода, необходимого для жизни морских организмов. В последние десятилетия особым видом твердых отбросов, загрязняющих океаны, стали пластмассовые изделия (синтетические пленки и емкости, пластмассовые сети и др.). Эти материалы, будучи более легкими, чем вода, длительное время плавают на поверхности, загрязняют морские побережья. Пластмассовые отходы - серьезная опасность для судоходства. Они опутывают гребные винты судов, засоряют трубопроводы системы охлаждения морских двигателей и нередко являются причиной кораблекрушений. Известны случаи гибели крупных морских млекопитающих, вызванные механической закупоркой легких мелкими обрезками синтетической упаковки. Загрязняют моря и особенно их прибрежные части фановые и хозяйственно-бытовые сточные воды судов, количество которых постоянно увеличивается как вследствие возрастания интенсивности судоходства, так и с ростом благоустройства судов. Величина водопотребления на пассажирских судах приближается к показателям крупных городов, т. е. 300-400 л/сут и более на одного человека.

Информация о работе Глобальные проблемы. Загрязнение морей и океанов