Географические аспекты радиоактивного загрязнения Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2011 в 08:15, курсовая работа

Краткое описание

Человеческая деятельность в области добывающей промышленности, осуществление крупномасштабных энергетических проектов, развитие транспортной сети, расширение промышленных и сельскохозяйственных комплексов, а также увеличение современных мегаполисов изменяют глобальное равновесие между биосферой и техносферой. Результат этих процессов — повышение уровня загрязнения обширных территорий вредными химикатами и радиоактивными отходами.

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 509.50 Кб (Скачать)

      Для улучшения условий проживания на загрязненных территориях проложено 1015 км газопроводов, 252 км сетей водоснабжения, 15 км канализационных коллекторов, 72 км автодорог с твердым покрытием. В наиболее загрязненных населенных пунктах проводились работы по их дезактивации и благоустройству, приведению в надлежащее санитарное состояние. Для десяти районов Гомельской и Могилевской областей составлены комплексные программы социально-экономической реабилитации.

     Для обеспечения производства нормативно-чистой сельскохозяйственной продукции внедрялись специальные новые технологии, создавались окультуренные сенокосы и пастбища, вводились в рацион животных цезийсвязывающие добавки, осуществлялась мелиорация, что в комплексе позволило значительно снизить объемы производства сельхозпродукции с содержанием радионуклидов, превышающим республиканский допустимый уровень (РДУ).

     Для предотвращения переноса радионуклидов  на чистые и менее загрязненные территории в зонах отчуждения и отселения осуществлялись радиационно-экологический мониторинг и специальные мероприятия по охране лесов от пожаров. Создан специальный орган управления отселенными территориями - Администрация зон отчуждения и отселения, призванная контролировать соблюдение необходимого режима в этих зонах и проведение реабилитационных мер.

     Принимаются меры по организации международного сотрудничества в решении проблем радиационно загрязненных территорий, совместному выполнению ряда программ. В их числе Программа ООН содействия территориям, пострадавшим в результате Чернобыльской катастрофы, Программа совместной деятельности по преодолению последствий Чернобыльской катастрофы в рамках Союза Беларуси и России, проекты МАГАТЭ, программы ТАСИС, «ЮНЕСКО - Чернобыль» и др. В последние годы Комчернобылем и МИД Беларуси активно проводятся результативные мероприятия по привлечению и удержанию внимания мирового сообщества на чернобыльских проблемах Беларуси.

     Обобщение достижений по преодолению последствий Чернобыльской катастрофы во торой половине 90-х годов позволяет сделать следующий вывод: несмотря на ограниченность средств, недостаточное внимание международных организаций, в стране удалось решить ряд крупных задач в области создания нормативно-правовой базы, повышения уровня медицинской и социальной защиты всех категорий пострадавшего населения, улучшения условий жизнедеятельности населения на загрязненных территориях, создания надежной системы радиационного контроля и мониторинга природной среды, обеспечения допустимого уровня загрязнения сельскохозяйственной и лесной продукции на загрязненных землях, предотвращения переноса радионуклидов на чистые территории. Однако ни одна из перечисленных задач по преодолению чернобыльских последствий не решена полностью из-за их масштабности и недостатка средств, знаний, организованности, а некоторые проблемы даже обострились.

     Ввиду того, что регион по основным параметрам динамики радиационной обстановки и основным медико-биологическим параметрам переходит к стадии проявления и необходимости преодоления отдаленных последствий катастрофы, а социально-экономическая и демографическая ситуация здесь не улучшается, подходы к решению проблем данного региона вновь требуют корректировки. Об этом со всей очевидностью свидетельствуют выводы Национального доклада «Последствия Чернобыля в Беларуси: 17 лет спустя» (Минск, 2003 г.): по-прежнему для части населения (в 2001 г. в 604 населенных пунктах), проживающего на загрязненных территориях, среднегодовая эффективная доза облучения превышает установленный законом норматив (1 м3); ухудшаются медико-демографические показатели - в загрязненных регионах смертность населения в 2 и более раза превышает рождаемость, продолжительность жизни за 1993-2001 гг. снизилась с 73,1 года до 67,2 года (в среднем по республике - с 69,2 до 68,5); наблюдается увеличение радиационно-индуцированных случаев рака щитовидной железы (табл. 3.2), «омоложение» и рост заболеваемости женщин раком молочной железы, снижение количества здоровых детей среди проживающих в «грязных» районах; сельскохозяйственное производство (основной вид занятости сельского населения) в подавляющем большинстве хозяйств убыточно из-за вынужденных дополнительных затрат и не обеспечивает населению достойных доходов; значительное количество сельскохозяйственной продукции, особенно произведенной в личных хозяйствах населения, не соответствует нормативам РДУ; средства, которые может выделить государство из своего бюджета, недостаточны для преодоления чернобыльских последствий - они составили за последние два пятилетия менее 15 % общей суммы социально-экономического ущерба, приходящегося на этот период.

     Таблица 3.2

     Статистика  заболевания раком щитовидной железы в Беларуси

      До  аварии па ЧАЭС После аварии на ЧАЭС
      Год Взрослые Дети Год Взрослые Дети
      1977 121 2 1986 162 2
      1978 97 2 1987 202 4
      1979 101 - 1988 207 5
      1980 127 - 1989 226 7
      1981 132 1 1990 289 29
      1982 131 1 1991 340 59
      1983 136 - 1992 416 66
      1984 139 - 1993 512 79
      1985 148 1 1994 553 82
            1995 3720 462
            1996 4066 508
      Всего 1131 7 Всего 10693 1303
 

     Загрязненные  продукты питания и вода, вдыхание радиоактивных частиц в результате лесных и торфяных пожаров, отопление домов загрязненным топливом остаются серьезными источниками внутреннего облучения, опасного для здоровья.

     Обновление  стратегии и тактики преодоления  последствий катастрофы на ЧАЭС должно в максимальной степени опираться на сформулированные в Повестке дня на XXI век, а также в документах Саммита по устойчивому развитию 2002 года принципы устойчивого развития территорий, а также на ценности и цели основополагающего документа нового тысячелетия - Декларации тысячелетия ООН, принятой на Саммите нового тысячелетия в Нью-Йорке в сентябре 2000 г.

     Переход к устойчивому развитию территорий, загрязненных радионуклидами в результате глобальной катастрофы, последствия которой для человечества еще невозможно полностью оценить, нереален без международной помощи. Для таких ситуаций в Декларации тысячелетия предусматривается «активизировать сотрудничество в целях сокращения числа и последствий стихийных бедствий и антропогенных катастроф». В ней сказано: «Мы приложим все усилия к тому, чтобы детям, а также всему гражданскому населению, которое испытывает наибольшие страдания в результате чрезвычайных гуманитарных ситуаций, предоставлялась всяческая помощь и защита с целью их скорейшего возвращения к нормальной жизни».

     Основными целями осуществляемой в настоящее время в Беларуси Государственной программы преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2001-2005 гг. и на период до 2010 г. являются снижение ущерба здоровью пострадавшего населения, сокращение негативных социальных и психологических последствий катастрофы, социально-экономическая и радиационно-экологическая реабилитация радиоактивно загрязненных территорий, возвращение их к нормальным условиям функционирования.

Новая стратегия преодоления последствий  Чернобыльской катастрофы, предусматривающая комплексную экологическую и социально-экономическую реабилитацию загрязненных территорий, уже начала постепенно реализовываться. Так, для повышения занятости и доходов населения загрязненных районов, для стимулирования развития здесь предпринимательства, повышения эффективности экономики региона предпринят ряд конкретных мер.

     В 2001 г. издан и в 2002 г. уточнен Декрет Президента Республики Беларусь №10 «О мерах по социально-экономической реабилитации районов, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС», устанавливающий для хозяйствующих субъектов на территориях 13 самых загрязненных районов (получивших статус территорий специального экономического регулирования) ряд существенных льгот по налогообложению; с 2002 г. начала осуществляться программа переспециализации                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        сельского хозяйства с растениеводства на мясное скотоводство (производство говядины) в наиболее загрязненных Брагинском, Хойникском и Наровлянском районах; в целях привлечения специалистов сельского хозяйства, врачей, учителей увеличивается строительство для них жилья, расширены льготы для выпускников вузов и средних специальных заведений.

     Для повышения медицинской и социальной защищенности жителей загрязненных территорий сэкономленные в результате упорядочения льгот средства направляются на приобретение медицинского оборудования и поддержание жилищно-коммунального хозяйства «чернобыльских» районов, осуществляется программа газификации жилых домов в пострадавших районах, завершено строительство специализированного диспансера в Гомеле и других объектов социальной инфраструктуры, расширена сеть государственных центров социально-психологической помощи населению.

Особо следует остановиться на необходимости  и направлениях активизации международной помощи в решении чернобыльских проблем. В 2002 г. подготовлены имеющие принципиальное значение для организации международного сотрудничества доклады миссии ООН «Гуманитарные последствия аварии на Чернобыльской АЭС. Стратегия реабилитации» и Всемирного банка «Беларусь: обзор последствий аварии на Чернобыльской АЭС и программа их реабилитации». В первом из них на основе анализа современной информации об условиях жизни населения на загрязненных территориях экспертами ООН изложены рекомендации по оптимизации решения жизненных проблем пострадавшего населения. Предложена смена приоритетов в международном чернобыльском сотрудничестве - переход от оказания гуманитарной помощи к социально-экономической реабилитации и обеспечению устойчивого развития пострадавших регионов.

     Именно  этот подход характерен для международного сотрудничества по чернобыльским проблемам в настоящее время. Так, по линии ПРООН ведется работа в рамках так называемой Инициативы «Сотрудничество для реабилитации», общеизвестной как Инициатива CORE, сфокусированной на комплексной реабилитации пострадавших территорий. Под эгидой ООН создается Международная научно-исследовательская сеть по Чернобылю, под эгидой МАГАТЭ - Международный научный форум по Чернобылю, в рамках которого планируется рассмотреть медицинские и экологические последствия Чернобыльской катастрофы. Осуществляется техническое сотрудничество с МАГАТЭ, в 2002 г. утверждена Страновая программа сотрудничества с ЮНИСЕФ на 2003-2005 гг., реализуется на условиях софинансирования совместный с ПРООН проект «Укрепление партнерских связей и механизмов мобилизации ресурсов для минимизации последствий аварии на ЧАЭС». Дополнительные средства Беларусь старается привлечь, сотрудничая с зарубежными благотворительными организациями. Только за 2002 г. в Беларусь поступило гуманитарной помощи на сумму около 45 млн. 7б7 тыс. дол. США, оздоровление за рубежом прошли 57 226 детей.

     Тем не менее внимание мирового сообщества к белорусским чернобыльским  проблемам ослабевает. Поэтому необходимо постоянно и аргументированно информировать международные организации о масштабных, непосильных для преодоления за счет внутренних ресурсов страны, негативных последствиях Чернобыльской катастрофы для развития человеческого потенциала Беларуси: росте радиологически обусловленной заболеваемости и смертности среди пострадавшего населения, снижении уровня и качества его жизни. Только совместными усилиями могут быть поэтапно решены проблемы обеспечения устойчивого развития этого региона экологического бедствия в центре Европы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Географические аспекты радиоактивного загрязнения Беларуси