Географическая среда

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 22:02, доклад

Краткое описание

Понятия "природа" и "географическая среда" принципиально сходные. Однако первое из них более широкое. Географическая среда возникла в результате длительной эволюции географической оболочки под влиянием антропогенного воздействия, создания так называемой "вторичной природы", т. е. городов, заводов, полей, каналов, транспортных магистралей и др.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЕ О ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ (ОКРУЖАЮЩЕЙ) СРЕДЕ 3
Глава 1. Теоретические основы. 4
1.1. Понятие «географическая среда». 4
Глава 2. Взаимодействие природы и общества 6
2.1.Экологические проблемы 6
2.2.Экологическая культура. 7
1.2.Теория географического детерминизма. 8
Возникновение и развитие географического детерминизма. 8
Заключение. 17
Список литературы 18

Файлы: 1 файл

географическая среда.doc

— 250.50 Кб (Скачать)

Человеческая деятельность распространилась и на некогда недоступные  районы с экстремальными природными условиями - тропические и арктические и антарктические пустыни, вечнозеленые влажные экваториальные леса Амазонии, высокогорные районы.

Антропогенный ландшафт - Относительно однородная участок географической среды с закономерным сочетанием ее компонентов и явлений, преобразованная в результате деятельности человека.

Культурный ландшафт - Целенаправленно созданный человеком, целесообразный с точки зрения человеческого общества.


Ветряные электрогенераторы

Активное взаимодействие человека с природой происходит в форме своеобразного обмена веществом и энергией. Человечество, изымая из природы все необходимое  ему для поддержания жизнедеятельности и производства, возвращает обратно в природу отходы. Этот взаимообмен, как правило, приводит к истощению природы и загрязнения природной среды.

Под загрязнением среды понимают нежелательное изменение  его свойств в результате поступления различных веществ, радиоактивного излучения и тепла. Загрязнения в подавляющем большинстве случаев носит антропогенный характер, хотя иногда его причиной могут быть стихийные природные явления - землетрясения, извержения вулканов, распространение болезнетворных микроорганизмов.

Застывшая лава

Антропогенное загрязнение может быть связано  с попаданием в среду в чрезмерном количестве химических веществ и  их соединений, радиоактивных элементов  и увеличением радиоактивного излучения, неконтролируемым выбросом тепла, повышенным уровнем шума и вибрации, повышенной освещенностью, что приводит к нарушению биологических ритмов, появлением новых микроорганизмов и вирусов, разработкой биологического оружия и т.д.

Загрязняются  все оболочки Земли. Даже в космическом пространстве вокруг нашей планеты накопилась значительное количество пыли, грязи, обломков  космических кораблей и спутников. Литосфера загрязняется в результате поступления промышленных и сельскохозяйственных отходов, содержащих металлы, их соединения, минеральные удобрения, ядохимикаты, органические соединения. Насущной проблемой является утилизация бытового и промышленного мусора, рекультивация земель, искаженных в результате строительства дорог, прокладка коммуникаций, добычи полезных ископаемых. Загрязнение гидросферы в результате сброса загрязненной и подогретой воды приводит к изменению режима, уменьшение кислорода в воде, появление болезнетворных  микроорганизмов. Главные загрязнители гидросферы - черная и цветная металлургия, химическая и целлюлозно-бумажная промышленность, отдельные отрасли пищевой промышленности, сельском хозяйстве, а также коммунальные службы. Распыление мельчайших аэрозолей и различных газов, чрезмерный выброс углекислого газа приводит к загрязнению атмосферы. Как следствие образуются «парниковый эффект», кислотные дожди, уменьшение озонового слоя. Источники загрязнения атмосферы - металлургия, химическая промышленность, теплоэнергетика, транспорт.

Как свидетельствует  Программа по окружающей среде ООН, человечество создало или открыло более 7 млн химикатов и ежегодно к этому списку добавляется несколько тысяч новых.

Современный мир  столкнулся с проблемой деградации экологических систем, постепенного истощения природных ресурсов, от которых зависит благосостояние людей, под угрозой само существование человека на Земле. Актуально решения проблемы гармоничного сосуществования человека и природы, просмотр потребительской философии бытия человека. Чем больше мы полагаемся на технологии, которые дают новые возможности переработки природных ресурсов для обеспечение потребностей людей, тем меньше наше уважение к природе. Беречь Землю - это значит по-умному, по-хозяйски ее использовать, чтобы служил он долго многим грядущим поколениям. Процветание народов и  наций связано с их способностью производить новую продукцию и технологии, способствующие экономическому прогрессу без разрушения окружающей среды.

 

Уже в XVI в. начинает зарождаться членение истории человечества на стадии дикости, варварства и цивилизации, окончательно оформившееся в XVIII в. Всё в большей степени становится ясным, что у разных народов и в разных странах могут существовать разные общественные порядки. И перед мыслителями встаёт вопрос о причинах этого социально-исторического многообразия.

Одно из решений  этого вопроса: объяснение разнообразия общественных порядков, при которых живут люди, различием природных условий их существования. Так возникает географический детерминизм.

 Влияние  географического фактора на общество  и его развитие бесспорно. Его  никто и никогда не отрицал. И само по себе признание этого факта никак не может быть названо географическим детерминизмом. О географическом детерминизме речь может идти только тогда, когда природная среда принимается за главный, основной фактор, определяющий характер социальной жизни. В ранних концепциях географического детерминизма природная среда выступала отнюдь не в качестве движущей силы исторического процесса. Она рассматривалась главным образом в качестве фактора, определяющего характер социальных порядков в том или ином конкретном обществе, а также фактора, влиявшего на его развитие.

 Идея географического  детерминизма в зачаточной форме  присутствовала в рассуждении  знаменитого античного учёного  и врача Гиппократа «О воздухах, водах и местностях». Обозревая  различные местности пароды, Гиппократ неоднозначно подчёркивал, что от природных условий зависит не только физический облик людей, но их нравы и тем самым общественные порядки. Общий его вывод состоит в том, что «большей частью формы людей и нравы отражают природу страны».

Эта идея была подхвачена Аристотелем, который писал в  «Политике»: «Племена, обитающие в  странах с холодным климатом, притом в Европе, преисполнены мужества, но недостаточно наделены умом и способны к государственной жизни и  не могут господствовать над своими соседями. Населяющие же Азию в духовном отношении обладают умом и отличаются способностями к ремеслам, но им не хватает мужества, поэтому они живут в подчинении и рабском состоянии».

Большое значение придавал влиянию климата Полибий. «…Природные свойства всех народов, - писал он, - неизбежно складываются в зависимости от климата. По этой, а не по какой-нибудь причине народы представляют столь резкие отличия в характере, строении тела и в цвете кожи, а также в большинстве занятий».

Но первая концепция географического детерминизма была создана только в XVI в. Её творцом был Жан Боден. Он развивал и обосновывал эту идею как в «Методе лёгкого познания» (1566), так и в «Шести книгах о государстве» (1576). По его мнению, главную роль среди природных факторов играет климат той или иной страны. Он выделяет три основные климатические зоны: южную, умеренную, северную. Одновременно он вводит также деление на Восток и Запад, приравнивая первый к югу, а второй – к северу. Помимо климата оказывают влияние также и такие природные факторы, как характер местности: она может быть горной, болотистой или пустынной, ветреной и безветренной, и, наконец, качество почвы – её плодородие или бесплодие. Но главным является, конечно, климат.

По мере движения к северу количество тепла постоянно уменьшается. Южане имеют больше тепла от солнца, но меньше внутреннего тепла. Северяне поддерживаются своим внутренним жаром, что делает их более сильными и активными, чем южане. Южане более склонны к размышлению, северяне – к ручным ремёслам и изобретениям, люди среднего района – к устройству различного рода общественных дел.

Жители плодородных  земель словно предназначены для  роскоши. Люди, населяющие бесплодные места, - доблестные солдаты и умелые работники. Так, например, бесплодная равнина Аттики заставила афинян изобрести искусство.

Вслед за Жаном Боденом к идее географического детерминизма склоняется великий английский философ Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626), что видно из его работы «Опыты или наставления нравственные и политические». Более детально она разрабатывалась Уильямом Темплем в работе «Очерки происхождения и природы власти» (1672).

Во Франции  к этой идее обратился Бернар Ле Бовье де Фонтанель (1657 – 1757). В работе «Отступление по поводу древних и  новых» он говорит о влиянии климата на склад ума людей и тем самым на их идеи.

Широкое развитие географический детерминизм получил  в эпоху Просвещения. Эта идея была разработана Жаном-Батистом Дюбо (1670-1742), перу которого принадлежит несколько  исторических работ, в частности  знаменитая в своё время книга «Критическая история установления французской монархии в Галлии» (1734). Свои взгляды на роль географической среды он изложил в труде «Критические размышления о поэзии и живописи»

В этой книге  он рассматривает не историю человечества вообще, а историю искусства. Как указывает он, в истории искусства были периоды расцвета и периоды упадка. Всего он насчитывает четыре великие эпохи в истории искусства: 1) век, начавшийся за десять лет до воцарения Филиппа, отца Александра Великого; 2) век Юлия Цезаря и Августа; 3) век Юлия II и Льва X; 4) век Людовика XIV. В поисках причин расцвета и упадка искусства Ж.-Б. Дюбо обращается к природным факторам. Как пишет он, есть страны, в которых никогда не родятся ни великие живописцы, ни великие поэты. Таковы страны Крайнего Севера. «Давно уже подмечено, - пишет Ж.-Б. Дюбо, - что некоторые местности славятся своими дарованиями, тогда как сопредельные вовсе не разделяют этой славы». И главная причина – в климате этих мест, прежде всего в качестве воздуха. «Поскольку, - пишет Ж.-Б. Дюбо, - в продолжении всей человеческой жизни душа пребывает связанной с телом, то характер нашего духа и наших склонностей во многом обуславливается качеством крови, питающей наши органы и поставляющей им в течение детства и юности материал, нужный для их роста. А качества крови в свою очередь во многом зависят от качества того воздуха, которым мы дышим. В ещё большей степени зависят они от качества того воздуха, которым мы дышали в детские годы, ибо именно он определил особенности нашей крови. А эти особенности повлияли на строение наших органов, которое в силу обратной взаимосвязи уже в зрелые годы сказывается на качествах нашей крови. Вот почему народы, обитающие в разных климатах, столь разнятся между собой по своему духу и наклонностям. Сами же качества воздуха зависят от испарения почвы, которую обволакивает этот воздух. При разных составах почвы разным бывает и омывающий её воздух».

Введение в  качестве главного фактора, определяющего  дух и склонности народов, качества воздуха, которым дышат люди, позволяет Ж.-Б. Дюбо объяснить, почему жители одних и тех же стран в разные времена отличаются разными правами и разной степенью одарённости. Всё дело в том, что воздух не остаётся одним и тем же, он подвержен многочисленным изменениям. А результатом изменения воздуха является изменение нравов народов.

Подводя итоги  своим рассуждениям Ж.-Б. Дюбо пишет: «Из всего вышеизложенного я  заключаю: что причины перемен, происходящих в нравах и одарённости жителей  разных стран, следует искать в изменениях, затрагивающих свойства тамошнего воздуха, подобного тому как отличия между характерами разных народов принято объяснять разницей между свойствами воздуха их стран. Подобно тому, как разницу, которая замечается между итальянцами и французами, приписывают различию между воздухом Италии и воздухом Франции, так и существенное различие, которое ощущается между нравами и одарённостью французов в разные эпохи, следует приписать изменению свойств Франции».

Самая известная  в эпоху Просвещения концепция географического детерминизма изложена в знаменитом труде Шарле Луи де Секонда, барона де ля Бред и де ля Монтескье «О духе законов».

Ш. Монтескье, вслед  за Ж. Боденом и Ж.-Б. Дюбо, к числу  важнейших сил, определяющих характер общественного строя, относит прежде всего климат. «Есть страны, - писал он, - жаркий климат которых настолько истощает тело и до того обессиливает дух, что люди исполняют там всякую трудную обязанность только из страха наказания. В таких странах рабство менее противно разуму; и так как там его господин столь же малодушен по отношению к своему государю, как его раб по отношению к нему самому, то гражданское общество сопровождается в этих странах политическим рабством».

Другой важный фактор – рельеф местности. «В Азии, - читаем мы у Монтескье, - всегда были обширные империи; в Европе же они никогда не могли удержаться. Дело в том, что в Азии равнины гораздо обширнее и она разрезана горами и морями на более крупные области; а поскольку она расположена южнее, то её источники скорее иссякают, горы менее покрыты снегом и не очень многоводные реки составляют более лёгкие преграды. Поэтому власть в Азии должна быть всегда деспотической, и если бы там не было такого крайнего рабства, то в ней очень скоро произошло бы разделение не более мелкие государства, несовместимое, однако, с естественным разделением страны».

И, наконец, большое  значение имеет характер почвы. «Бесплодная  почва Аттики, - утверждал Ш. Монтескье, - породила там народное правление, а на плодородной почве Лакедемона возникло аристократическое правление, как более близкое к правлению одного – правлению, которого в те времена совсем не желала Греция».

Доктрине провиденциализма деятели эпохи Просвещения противопоставили положение о том, что при изучении истории нужно искать естественные и только естественные причины происходивших событий, что в истории, как и в природе, действуют естественные и никакие другие закономерности. Однако общими положениями об объективных законах истории ограничиться было нельзя. Нужно было искать реальные естественные факторы, определявшие жизнь общества. С этим и связано обращение Ш. Монтескье к природным условиям, в которых существовали конкретные человеческие общества. Но если влиянием географической среды ещё как-то можно было объяснить особенности социального строя той или иной страны, то для понимания причин развития общества географический детерминизм в том его варианте, в каком он был изложен у Ш. Монтескье, не давал по существу ничего. Мало что давала в этом отношении и концепция Ж.-Б. Дюбо.

И это ещё тогда было подмечено целым рядом мыслителей, выступивших с аргументированной критикой географического детерминизма. Её мы находим в работе К.А. Гельвеция «Об уме» и труде Дж. Миллар «Происхождении и различии рангов». «Как много наций может быть найдено, - писал последний, - где ситуация с точки зрения климата совершенно одинакова, а характер и политические институты, однако, полностью противоположны? Сравните, в этом отношении мягкость и уверенность китайцев с грубыми правами и нетерпимыми принципами их соседей в Японии. Что за контраст проявляют народы, жившие рядом, такие как афиняне и лакедемонцы? Может ли быть принято, что различие между климатом Франции и Испании, между Грецией и соседними провинциями Турецкой империи ответственны за различные обычаи и нравы их нынешних обитателей? Как возможно объяснить национальные особенности, которые отличают англичан, ирландцев и шотландцев, различной природной температурой, при которой они живут? Различные права народа в той же самой стране, но в различные периоды не менее знаменательны, и дают свидетельства, ещё более убедительные, что национальный характер мало зависит от непосредственного воздействия климата».

Информация о работе Географическая среда