Географическая среда

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 22:02, доклад

Краткое описание

Понятия "природа" и "географическая среда" принципиально сходные. Однако первое из них более широкое. Географическая среда возникла в результате длительной эволюции географической оболочки под влиянием антропогенного воздействия, создания так называемой "вторичной природы", т. е. городов, заводов, полей, каналов, транспортных магистралей и др.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЕ О ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ (ОКРУЖАЮЩЕЙ) СРЕДЕ 3
Глава 1. Теоретические основы. 4
1.1. Понятие «географическая среда». 4
Глава 2. Взаимодействие природы и общества 6
2.1.Экологические проблемы 6
2.2.Экологическая культура. 7
1.2.Теория географического детерминизма. 8
Возникновение и развитие географического детерминизма. 8
Заключение. 17
Список литературы 18

Файлы: 1 файл

географическая среда.doc

— 250.50 Кб (Скачать)

Оглавление

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЕ О  ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ (ОКРУЖАЮЩЕЙ) СРЕДЕ

Понятия "природа" и "географическая среда" принципиально  сходные. Однако первое из них более  широкое. Географическая среда возникла в результате длительной эволюции географической оболочки под влиянием антропогенного воздействия, создания так называемой "вторичной природы", т. е. городов, заводов, полей, каналов, транспортных магистралей и др.

Географической  средой называется та часть земной природы, с которой человеческое общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном этапе исторического развития.

Географическая  среда - необходимое условие жизни  и деятельности общества. Она служит средой его обитания, важнейшим источником ресурсов, оказывает большое влияние на духовный мир людей, на их здоровье и настроение.

Тем не менее, при  оценке роли географической среды в  жизни общества нередко допускались  и допускаются ошибки двух видов: преувеличение этой роли и, напротив, недооценка ее.

Преувеличение роли географической среды называется географическим детерминизмом или, по Н. Н. Баранскому, географическим фатализмом. В наиболее чистом виде он проявлялся в XVIII-XIX вв., но и в первой половине XX в. влияние его сказывалось на географических школах Франции, Германии, России, США. В наши дни географический фатализм обычно встречается в более завуалированных формах.

Недооценку же роли географической среды Н. Н. Баранский  назвал географическим нигилизмом. Пожалуй, такая недооценка была особенно характерна для Советского Союза.

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы.

1.1. Понятие «географическая  среда».

Географической средой называется часть земной природы, с которой  человеческое общество взаимодействует  в своей жизни и производственной деятельности. Географическая среда – необходимое условие жизни и деятельности общества. Она является средой обитания человека и важнейшим источником ресурсов.

В последнее время, наряду с понятием географическая среда, появилось также  понятие окружающая природная  среда (или просто окружающая среда), которое можно определить как условия существования человека, включающие как природные, так и социально-экономические условия. К ним относятся плотность населения, изменения природных условий, произведённые человеком (застройка, изменение воздуха, воды, уничтожение или изменение растительности и т.д.). К понятию «окружающая среда» близко понятие «экологические условия».

В определение географической и  окружающей среды входит термин «природа», который требует также пояснения. Под словом «природа» понимают весь мир, всё существующее во всём многообразии своих форм.

Вся история человечества – это  история взаимодействия его с  природой, с географической средой. В процессе этого взаимодействия между ними происходит постоянный обмен веществ, имеющий сложный характер.

В ХХ в. Во взаимодействии природы  и общества наступил качественно  новый этап. Влияние общества на природу резко возросло. Вопрос о  степени освоенности человечеством  географической среды остаётся спорным. Одни учёные считают, что в нашу эпоху уже вся или почти вся суша освоена человеком. Другие учёные придерживаются другой точки зрения. По подсчётам российских учёных, освоено более 60% земной суши, в том числе примерно 20% её территории преобразовано коренным образом. Американские учёные пришли к выводу, что треть земной суши практически не имеет следов человеческой деятельности. Причём для разных территорий эта цифра меняется. Так, для Северной Америки она составляет 38% территории, для стран СНГ – 34%, для Азии – 14%, для Европы – 3%.

Природная среда жизни общества не ограничивается лишь географической средой. Качественно иной естественной средой его жизни является сфера  всего живого- биосфера, включающая населенную микроорганизмами верхнюю  часть земли, воды, рек, морей и океанов, а также нижнюю часть атмосферы. В результате длительной эволюции биосфера сложилась как динамичная, внутренне дифференцированная равновесная система. Но она не остается неизменной, а будучи самоорганизующейся системой развивается вместе с эволюцией Вселенной и всего живого. История жизни на нашей планете показывает, что глубокие преобразования уже не раз происходили, и качественная перестройка биосферы приводила к исчезновению разных видов животных и растений и появлению новых. Эволюционный процесс биосферы имеет необратимый характер. Помимо растений и животных биосфера включает в себя и человека: человечество - часть биосферы. Причем его влияние ускоряет процесс изменения характера биосферы, оказывая все более могучее и интенсивное воздействие на нее в связи с невиданным ранее развитием науки и техники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Взаимодействие природы и общества

2.1.Экологические проблемы

В настоящее  время экологические проблемы стали  глобальными, затрагивающими широчайшие аспекты взаимоотношения человека с окружающей средой, причем, проблемами, определяющими не только межгосударственную политику, но и будущее всего человечества.

Научно-технический  прогресс и развитие производительных сил во всех сферах человеческой деятельности сыграли большую роль в становлении проблем экологии. Их возникновение связано с деятельностью человека и его взаимоотношением с окружающей природной средой. Нет сомнений в том, что главной движущей силой разрушения природы является человеческий эгоцентризм, стремление к комфорту и наслаждениям, подавление материальными интересами духовных запросов, поэтому восстановление целостности восприятия природы неосуществимо без восстановления духовной целостности самого человека. Усилия экологического образования и воспитания широких слоев населения в первую очередь должно быть направлено на выявление этих проблем и их искоренение.

Уровень знания в области экологии растет год  от года, но это не способствует разрешению вопросов, связанных с экологической  ситуацией. Проблема, вероятнее всего, заключается не в количестве знаний, а в их осознанности. Сознание есть сопричастность знанию, присутствие в нем. Однако человек выводится за рамки экологии или включается в них как чисто биологическое существо. Экология человека сводится к физическому здоровью человека, а социальная экология занимается лишь проблемами природопользования с его потребительской точки зрения. Следует учитывать, что человек существо не только биологическое, но еще и социальное. Но законы социальной экологии или не берутся в расчет, или извращаются; так нравственные основы общества подменены на законы выживания и рентабельности. 

Сознание –  это совокупность всех знаний, система  отношений человека с внешним  миром. Только системный подход может  сформировать сознание человека, в том числе и экологическое. Без сознательного подхода в отношениях с природой, а лишь базируясь на запретах и убеждениях, не следует рассчитывать на дальнейшее развитие человеческого общества. Очевидно, что причиной разрушения природной среды, так и главным фактором ее возможного воскрешения является соответствующий духовно-нравственный уровень человека. Экологическая проблема, поэтому в первую очередь есть проблема не материальная, а духовная, ядром которой является не наличное состояние окружающей среды, но сам человек.  
В связи с этим, необходимо уделять больше внимания формированию экологического сознания на основе законов социальной экологии, которые базируются на религиозных и культурных традициях народов мира.

2.2.Экологическая культура.

Экологическая культура — это не еще одно направление культуры, это культура нового качества, в которой реализуются сущностные силы человека, его духовно нравственный потенциал, гармонизирующий отношение духа, сознания и бытия человека. Экологическая культура имеет своим стержнем формирование возрастание ответственности за себя, за ближайшее окружение, возвышает эту ответственность до космического звучания: «Вселенная — это мир, в который вселяется человек, принимая на себя ответственность за все, что живет» (Н. Федоров).

Экологическая культура является одной из важнейших профессиональных универсалий оформляющей усилия по общецивилизационной линии развития образования. Вот почему идеи экологизации и гуманизации столь притягательны  и для других сфер и институтов общества: науки, культуры, права и власти.

Более того, при рассмотрении категориального статуса «экологического» трансляция всей полноты экологической  культуры в обществе и личности, формирование целостного мировоэзрения  и мироотношения человека становятся целью, ценностью и смыслом педагогической науки. К аналогичным выводам приходят и современные философы образования Н.П. Пищулин и Ю.А.Огородников. Анализируя процесс экологизации образования, К. И. Шилин называет его исторически фундаментальным для будущего, а экологическую культуру — культурой творчества жизни человеком. С этих позиций экологическая культура и педагогическая культура совпадают по целям и ценностям. В ходе осознания новой образовательной парадигмы становится очевидной необходимость использования надежного критерия, позволяющего оценить ресурсные составляющие человеческого потенциала и выяснить степень готовности человека к осуществлению экогуманитарной коррекции культуры. Анализ ведущих тенденций мировой образовательной стратегии позволяет предположить что таким критерием в современном обществе может служить компетентность, сферы которой наиболее связаны с социальной и профессиональной функцией человека. в качестве базовых единиц компетентности выступают ключевые компетенции (совокупность взаимосвязанных личностных качеств, нормативно задаваемых по отношению к определенному кругу процессов и явлений). Как общесистемная качественная характеристика личности компетентность в генезисе соотносится с разносторонне разработанным в отечественной педагогической теории и практике понятием готовности к деятельности. При этом схема прихода к высшим индивидуально-личностным культурно-образовательным достижениям человека представлена следующим образом: грамотность — образованность — профессиональная компетентность — культура – менталитет. В постиндустриальную эпоху меняется сама базовая концепция человека, еще полнее обнаруживая его непосредственную включенность в социально-экологическую среду. Усиление роли самостоятельности и субъектности индивиде в современном мире требует укрепления общекультурного фундамента образования, развития умений мобилизовать свой личностный потенциал для разумного нравственно-целесообразного преобразования действительности. По мнению В.В.Серикова, становится востребованным человек, который не будет ждать инструкций, а вступит в жизнь с уже сложившимся творческим, проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом. Понимание человеком самоценности природы, открытость к толерантному взаимодействию в глобальной системе «человек-природа-общество», осознание личной причастности к решению экологических проблем, стрёмление к духовно-нравственному совершенствованию личности при приятии незыблемых жизненных ценностей это те основные понятия, под которыми и подразумевается определенная готовность человека к адекватным действиями по преобразованию существующей социоприродной действительности. С позиции компетентностного подхода содержание этих понятий можно расширить до определения феномена экологической компетентности, выделив в качестве минимального спектра ключевых компетенций которой ценностно-смысловую, общекультурную, коммуникативную и компетенцию личностного самосовершенствования.

Ценностно-смысловая  компетенция принадлежит сфере  мировоззрения, связана с ценностными  представлениями, способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем и осознавать свою роль и предназначение. Общекультурная компетенция определяет особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно- нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир. Примечательно, что для педагога коммуникативная компетенция рассматривается в связи сего первоначальным определением как «человека общающегося», способствующего установлению интерактивного коэволюционного взаимодействия. Компетенция личностного самосовершенствования включает освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки, формирование внутренней экологической культуры.

1.2.Теория географического  детерминизма.

Возникновение и развитие географического детерминизма.

 

Географический  детерминизм – это географическое и социальное понятие, обозначающее взаимозависимость между обществом и географической средой. Термином “географический детерминизм” иногда обозначают концепции, придающие географическим факторам решающую роль. Однако география охватывает не все аспекты взаимодействия человека с природой.

На протяжении более чем двух тысяч лет географический детерминизм был единственным материалистическим учением во взглядах на общество. Социальная функция географического детерминизма как социального учения претерпевает в это время ряд изменений. Он мог оправдывать существующие политические порядки, он мог становиться знаменем революционной буржуазии, оправданием империалистических захватов в конце XIX – начале XX века. В настоящее время интеграционные процессы, идущие в истории и географии, ставят на очередь необходимость философского осмысления нового понимания, взаимосвязей природы и человеческого общества. Несостоятельность концепции “покорения природы” заставляет обратить внимание не только на трагические последствия столкновения с природой созданных человеком производительных сил, но и на общество, зависимость которого от природы опосредована производством. Всё это заставляет обратиться к философскому наследию, общим для которого является трактовка взаимоотношений природы и общества, получившая название “географический детерминизм”.

Распространено во многих регионах Южной Азии террасирование склонов уменьшает эрозию почв и создает удобные для земледелия участки

Информация о работе Географическая среда