Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 22:02, доклад
Понятия "природа" и "географическая среда" принципиально сходные. Однако первое из них более широкое. Географическая среда возникла в результате длительной эволюции географической оболочки под влиянием антропогенного воздействия, создания так называемой "вторичной природы", т. е. городов, заводов, полей, каналов, транспортных магистралей и др.
ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЕ О ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ (ОКРУЖАЮЩЕЙ) СРЕДЕ 3
Глава 1. Теоретические основы. 4
1.1. Понятие «географическая среда». 4
Глава 2. Взаимодействие природы и общества 6
2.1.Экологические проблемы 6
2.2.Экологическая культура. 7
1.2.Теория географического детерминизма. 8
Возникновение и развитие географического детерминизма. 8
Заключение. 17
Список литературы 18
Оглавление
Понятия "природа" и "географическая среда" принципиально сходные. Однако первое из них более широкое. Географическая среда возникла в результате длительной эволюции географической оболочки под влиянием антропогенного воздействия, создания так называемой "вторичной природы", т. е. городов, заводов, полей, каналов, транспортных магистралей и др.
Географической средой называется та часть земной природы, с которой человеческое общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном этапе исторического развития.
Географическая среда - необходимое условие жизни и деятельности общества. Она служит средой его обитания, важнейшим источником ресурсов, оказывает большое влияние на духовный мир людей, на их здоровье и настроение.
Тем не менее, при оценке роли географической среды в жизни общества нередко допускались и допускаются ошибки двух видов: преувеличение этой роли и, напротив, недооценка ее.
Преувеличение роли географической среды называется географическим детерминизмом или, по Н. Н. Баранскому, географическим фатализмом. В наиболее чистом виде он проявлялся в XVIII-XIX вв., но и в первой половине XX в. влияние его сказывалось на географических школах Франции, Германии, России, США. В наши дни географический фатализм обычно встречается в более завуалированных формах.
Недооценку же роли географической среды Н. Н. Баранский назвал географическим нигилизмом. Пожалуй, такая недооценка была особенно характерна для Советского Союза.
Географической средой называется
часть земной природы, с которой
человеческое общество взаимодействует
в своей жизни и
В последнее время, наряду с понятием географическая среда, появилось также понятие окружающая природная среда (или просто окружающая среда), которое можно определить как условия существования человека, включающие как природные, так и социально-экономические условия. К ним относятся плотность населения, изменения природных условий, произведённые человеком (застройка, изменение воздуха, воды, уничтожение или изменение растительности и т.д.). К понятию «окружающая среда» близко понятие «экологические условия».
В определение географической и
окружающей среды входит термин «природа»,
который требует также пояснени
Вся история человечества – это история взаимодействия его с природой, с географической средой. В процессе этого взаимодействия между ними происходит постоянный обмен веществ, имеющий сложный характер.
В ХХ в. Во взаимодействии природы
и общества наступил качественно
новый этап. Влияние общества на
природу резко возросло. Вопрос о
степени освоенности
Природная среда жизни общества не ограничивается лишь географической средой. Качественно иной естественной средой его жизни является сфера всего живого- биосфера, включающая населенную микроорганизмами верхнюю часть земли, воды, рек, морей и океанов, а также нижнюю часть атмосферы. В результате длительной эволюции биосфера сложилась как динамичная, внутренне дифференцированная равновесная система. Но она не остается неизменной, а будучи самоорганизующейся системой развивается вместе с эволюцией Вселенной и всего живого. История жизни на нашей планете показывает, что глубокие преобразования уже не раз происходили, и качественная перестройка биосферы приводила к исчезновению разных видов животных и растений и появлению новых. Эволюционный процесс биосферы имеет необратимый характер. Помимо растений и животных биосфера включает в себя и человека: человечество - часть биосферы. Причем его влияние ускоряет процесс изменения характера биосферы, оказывая все более могучее и интенсивное воздействие на нее в связи с невиданным ранее развитием науки и техники.
В настоящее время экологические проблемы стали глобальными, затрагивающими широчайшие аспекты взаимоотношения человека с окружающей средой, причем, проблемами, определяющими не только межгосударственную политику, но и будущее всего человечества.
Научно-технический прогресс и развитие производительных сил во всех сферах человеческой деятельности сыграли большую роль в становлении проблем экологии. Их возникновение связано с деятельностью человека и его взаимоотношением с окружающей природной средой. Нет сомнений в том, что главной движущей силой разрушения природы является человеческий эгоцентризм, стремление к комфорту и наслаждениям, подавление материальными интересами духовных запросов, поэтому восстановление целостности восприятия природы неосуществимо без восстановления духовной целостности самого человека. Усилия экологического образования и воспитания широких слоев населения в первую очередь должно быть направлено на выявление этих проблем и их искоренение.
Уровень знания в области экологии растет год от года, но это не способствует разрешению вопросов, связанных с экологической ситуацией. Проблема, вероятнее всего, заключается не в количестве знаний, а в их осознанности. Сознание есть сопричастность знанию, присутствие в нем. Однако человек выводится за рамки экологии или включается в них как чисто биологическое существо. Экология человека сводится к физическому здоровью человека, а социальная экология занимается лишь проблемами природопользования с его потребительской точки зрения. Следует учитывать, что человек существо не только биологическое, но еще и социальное. Но законы социальной экологии или не берутся в расчет, или извращаются; так нравственные основы общества подменены на законы выживания и рентабельности.
Сознание –
это совокупность всех знаний, система
отношений человека с внешним
миром. Только системный подход может
сформировать сознание человека, в том числе и экологическое.
Без сознательного подхода в отношениях
с природой, а лишь базируясь на запретах
и убеждениях, не следует рассчитывать
на дальнейшее развитие человеческого
общества. Очевидно, что причиной разрушения
природной среды, так и главным фактором
ее возможного воскрешения является соответствующий
духовно-нравственный уровень человека.
Экологическая проблема, поэтому в первую
очередь есть проблема не материальная,
а духовная, ядром которой является не
наличное состояние окружающей среды,
но сам человек.
В связи с этим, необходимо уделять больше
внимания формированию экологического
сознания на основе законов социальной
экологии, которые базируются на религиозных
и культурных традициях народов мира.
Экологическая культура — это не еще одно направление культуры, это культура нового качества, в которой реализуются сущностные силы человека, его духовно нравственный потенциал, гармонизирующий отношение духа, сознания и бытия человека. Экологическая культура имеет своим стержнем формирование возрастание ответственности за себя, за ближайшее окружение, возвышает эту ответственность до космического звучания: «Вселенная — это мир, в который вселяется человек, принимая на себя ответственность за все, что живет» (Н. Федоров).
Экологическая культура
является одной из важнейших профессиональных
универсалий оформляющей усилия
по общецивилизационной линии
Более того, при рассмотрении
категориального статуса «
Ценностно-смысловая компетенция принадлежит сфере мировоззрения, связана с ценностными представлениями, способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем и осознавать свою роль и предназначение. Общекультурная компетенция определяет особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно- нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир. Примечательно, что для педагога коммуникативная компетенция рассматривается в связи сего первоначальным определением как «человека общающегося», способствующего установлению интерактивного коэволюционного взаимодействия. Компетенция личностного самосовершенствования включает освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки, формирование внутренней экологической культуры.
Географический
детерминизм – это
На протяжении
более чем двух тысяч лет географический
детерминизм был единственным материалистическим
учением во взглядах на общество. Социальная
функция географического
Распространено во многих регионах Южной Азии террасирование склонов уменьшает эрозию почв и создает удобные для земледелия участки