Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 11:54, реферат
Под областью майя мы понимаем всю территорию, на которой жили до конкисты - и живут сейчас - лингвистически родственные народы, образующие группу, называемую маняской; исключение составляют уастеки, которые хотя и относятся к той же языковой семье, но отделились от общего ствола еще до образования единой культуры майя и находятся в области, очень удаленной от них.
Введение
1. Древняя история майя
2. Организация общества
3. Религия
Заключение
Список использованной литературы
Под областью майя мы понимаем всю территорию, на которой жили до конкисты - и живут сейчас - лингвистически родственные народы, образующие группу, называемую маняской; исключение составляют уастеки, которые хотя и относятся к той же языковой семье, но отделились от общего ствола еще до образования единой культуры майя и находятся в области, очень удаленной от них.
Убеждение, что майя уникальный, независимый и изолированный от остального мира феномен, привело известных ученых-майянистов к утверждению, что язык майя не имеет никакого родства с другими языками Мексики и Центральной Америки. Другие авторы, как, например, Томпсон, также согласны, что язык майя не имеет связей с языками Мексики и Центральной Америки. Они допускают существование двух языков майя (язык высокогорий и язык равнин) плюс 15 диалектов.
Согласно методам
В пределах области майя - на юге Гватемалы и в Сальвадоре - встречаются группы пипиль, относящиеся к языковой группе науа. Вне названной области находится уастекская группа майяской семьи.
Культура майя занимала огромное пространство - более 400 тыс. км 2 и охватывала нынешние мексиканские штаты Юкатан, Кампече, Кинтана-Роо, часть Табаско и Чья-паса, а также территории современной Гватемалы, Белиза и западную часть Сальвадора и Гондураса.
1. Древняя история майя
Исследователи делят древнюю историю майя на несколько периодов: доклассический - 2000-300 гг. до н.э.; классический - 300 г. до н.э. - 900 г. н.э.; послеклассический - 900-1530 гг.
В доколумбовскую эпоху
майя обитали на обширной
Эта территория делится на три большие зоны. Первая, Южная, расположена на тихоокеанском побережье, гватемальских возвышенностях, занимает часть Чиапас и Сальвадора. На высоком плоскогорье находятся озера вулканического происхождения.
Вся эта местность характеризуется изобилием фруктовых деревьев и богатой фауной. Среди пернатых особый интерес представляет птица кетцаль, которая для майя была священной, т.к. они считали ее посланником богов. Вторая, или Центральная, зона более обширна. Она захватывает департамент Петен в Гватемале, часть Гондураса, Чиапас, Табаско и юг полуострова Юкатан в Мексике. Это тропическая сельва с жарким влажным климатом. По этой территории протекают различные реки. Река Грихальва впадает в Мексиканский залив, а Ольмуль, Ондо, Сарстун и Мопан - в Карибское море.
Эта зона сельвы и пастбищ богата деревьями ценных пород, такими, как кедр. Животный мир этого района считается самым разнообразным на территории майя. Третья, или Северная, зона занимает северную половину полуострова Юкатан, с его каменистыми равнинами. Эта зона отличается крайней засушливостью, растительность представлена низкими кустарниками и большим разнообразием лекарственных трав. Есть в зоне три небольшие реки: Лагартос, Ондо и Чампотон и озеро Бакалар. В этой каменистой почве, где фильтруется дождевая вода, формируются карстовые пещеры с подземными озерами. Они открываются, когда обрушивается верхняя часть пещеры. В древности эти озера имели очень важное значение, т. к. обеспечивали население водой, необходимой для существования. Рядом с ними древние майя основали некоторые свои города. Наиболее выдающимся был город Чичен-Ица, в чье Священное озеро сбрасывались люди, каучук, жад, сосуды, четки и предметы из золота.
В древности майя представляли различные группы, которые имели общую историческую традицию. В связи с этим, характеристики их культур были сходными, физические черты совпадали, и говорили они на языках, относящихся к одной лингвистической ветви.
В результате исследований,
реализованных в отношении
Миграции населения
привели как к отдалению
Культура ольмеков считается пракультурой, т. к. в ней берут начало те элементы, которые легли в основу развития других важнейших культур Мезоамерики. К наиболее значимым элементам культуры, заимствованным майя у тольтеков, относятся: архитектурные детали, система исчисления и простейшие календари на базе двадцатеричной последовательности, которая позже преобразовалась в точный календарь майя.
Периодизация культуры майя подобна хронологии всей Мезоамерики, хотя более точна благодаря расшифровке временных иероглифов и их сопоставлению с современным календарем. Основываясь на этом, исследователь X. Эрик С. Томпсон выделяет следующие периоды:
Формативный период, или Доклассический: с 500 г. н. э. по 325 г. н. э. Культура майя начинает свое формирование. Особенно это заметно на человекообразных фигурках из глины, где присутствуют физические характеристики населения той эпохи. Образцом являются и орнаменты, украшающие первые постройки майя.
Классический период: с 325 по 925 г. н. э. Он подразделяется на Ранний классический (325-625 г. н. э.), когда прекратилось влияние извне и появились собственные черты, как, например, конусная арка в строительстве и регистрация исторических дат при помощи иероглифов; Период расцвета (625-800 г. н. э.), когда достигли своего максимального блеска математика, астрономия, керамика, скульптура и архитектура, и Период кризиса (800-925 г. н. э.) - время, когда культура пришла в упадок и церемониальные центры были покинуты.
В это время создаются
новые крупные города-
Достижения в архитектуре также не имели себе равных не только по красоте, но и по правильности архитектурных форм. Но за всем этим стояла зловещая религия майя - религия, которую можно смело назвать человеконенавистнической. Во главе жрецов стоял жрец “князь змей”. Как это перекликается с тем древним змеем-сатаной, который прельстил Еву в Эдеме! У него был прекрасный аппарат помощников, которые, прежде чем достигали звания жреца, получали знания по астрономии, иероглифическому письму и астрологии. Были для жрецов даже своеобразные курсы повышения мастерства, где им читались специальные лекции.
Древние майя не
знали технологии выплавки
Переходный, или Interregnum: с 925 по 975 г. н. э. Отмечается упадок культуры почти до уровня периода формирования.
Майя-Тольтекский: с 975 по 1200 г. н. э. В эту эпоху заметны влияния групп, говоривших на языке науатль и культуры тольтеков. Рождается культ Кетцалькоатля (Пернатого змея), которого майя называли Кукулькан. Возникают межплеменные союзы майя и науа.
Период Захвата мешиками: с 1200 по 1540 г. н. э. Эпоха конфликтов, когда разрываются межплеменные союзы и происходит ряд вооруженных столкновений, которые разделили народ и еще больше обеднили культуру. Когда испанцы прибыли в зону майя, крупные церемониальные центры уже были покинуты, и культура находилась в полном упадке. Первая встреча произошла в 1511 г., когда затонуло судно экспедиции Вальдивии, совершавшей рейс из Панамы в Санто Доминго. Двое спасшихся, - Гонсало Герреро и Херонимо де Агилар, - были взяты в плен. Герреро принял обычаи майя, женился, имел потомство и даже участвовал на стороне майя в борьбе против испанцев. Агилар же пробыл рабом, а в 1519 г. присоединился к Кортесу и был одним из его переводчиков в период захвата Мексики.
Далее горная Гватемала и полуостров Юкатан были завоеваны испанцами. Но уже тогда, в середине 16 в., они натыкались на развалины древних городов.
2. Организация общества
В ранний Доклассический
период общество майя
В конце Классического и в Постклассический период продолжалось деление на классы. Произошло разделение религиозной и светской власти, ранее сконцентрированных в одних руках. Правителями руководил Халач виник (человек праведный), а жрецами Ахау Кан (господин змей), обязанности которых были строго определены.
В Майя-Тольтекский период на полуостров Юкатан начали прибывать группы, говорившие на языке науатль и представители культуры тольтеков, которые оказали влияние, как на материальную культуру, так и на обычаи майя. И, наконец, в период Захвата мешиками, произошли военные конфликты, которые привели к разрушению общественной системы и оставлению городов.
3. Религия
В культуре майя религия играла важнейшую роль, т.к. пронизывала все сферы жизни. Жрецы пользовались огромным влиянием среди знати и народа, потому что, руководя церемониями и ритуалами, они провоцировали паранормальные явления, приписывая это различным богам. Боги олицетворяли силы природы, звезды и дождь, необходимый для выживания. Среди богов, в честь которых устраивали праздники, которым каялись и приносили себя в жертву, выделяются следующие: Чаак, бог Дождя и Молний; Хунаб Ку, бог Создатель; Ицамна, сеньор Небес; Иш-Чель, богиня Луны и родов; Ик, бог Ветра; Эк-Чуах, покровитель какао и бог войны; Ах Пуч, бог Смерти, которого так же называли Юм Кимиль или Кисин.
Позже, в эпоху влияния тольтекской культуры, объектом культа стал бог Кетцалькоатль (пернатый змей), которого майя назвали Кукулькан.
Божества изображались так же символами или в виде животных. Например, дождь в виде змеи, солнце в виде ягуара или красного попугая ара, смерть в виде совы или летучей мыши. Так, в скульптуре, живописи и памятниках, божества представлены сказочными существами, сочетая черты людей и животных, украшенные растительными мотивами, иногда с клыками, когтями и перьями.
Считалось, что Вселенная состоит из трех частей: Неба, Земли и Низшего мира. На Небе, которое было разделено на тринадцать уровней, обитали звезды (которые были богами) и Итцамна, главный бог, дававший жизнь всему космосу. Майя представляли Землю плоскостью, держащейся на воде, или в виде огромного крокодила с растительностью на спине. Низший мир имел девять уровней, на самом нижнем из которых были владения Ах Пуча, божества Смерти, который обычно изображался в виде человеческого скелета. Небо, Земля и Низший мир делились, в свою очередь, на четыре сектора, которые совпадали с частями света; каждому сектору соответствовал определенный цвет и в каждом было по сейбе (священное хлопчатое дерево) того же цвета; в центральной части находилась мать-сейба, служившая осью мироздания. Майя верили в то, что до них боги неоднократно разрушали и создавали Вселенную, в которой люди изменялись, чтобы стать лучше и, наконец, достигли мира своей эпохи, где люди, созданные из кукурузной муки, должны были поддерживать милость богов дарами и жертвоприношениями, чтобы те, в свою очередь, поддерживали существование космоса.