Введение.
Демография
- это наука о законах воспроизводства
населения в их общественно-исторической
обусловленности. Она изучает
закономерности явлений и процессов,
из которых в совокупности
складывается процесс воспроизводства
населения (рождаемость, смертность), половозрастную и брачно-семейную
структуры населения, их зависимость от
условий жизни, особенностей культуры,
факторов природной среды и пр. На этой
основе демография познает законы (причины)
уровня и динамики демографических процессов,
разрабатывает прогнозы будущей численности
и состава населения, а также меры по управлению
демографическими процессами.
На сегодняшний
день большинство ученых считает,
что вид Homo sapiens появился около
50 тыс. лет назад в районе
Великих рифтовых разломов в
Восточной Африке. 35-40 тыс. лет назад
на Земле насчитывалось всего около 1 млн.
представителей этого вида. С тех пор численность
человечества выросла в тысячи раз. В 1987
году на планете появился 5-миллиардный
житель. Организация Объединенных Наций
объявила 11 июля 1987 года датой рождения
пятимиллиардного жителя. Первая оценка
численности населения мира была сделана
в 1682 году англичанином сэром Уильямом
Петти.
Необходимо
различать социальную и демографическую
политики. Социальная политика имеет
своей целью регулирование условий жизни,
организацию помощи нуждающимся. Демографическая
политика имеет своей целью управление
демографическими процессами их регулирование.
Меры социальной политики, направленные
на улучшение материальных условий жизни
семей и отдельных людей, могут сближаться
с задачами демографической политики,
создавая благоприятные условия для реализации
имеющихся демографических, в частности
репродуктивных, потребностей. Но возможности
только мер социальной политики воздействовать
на изменение потребностей невелики.
Политика, призванная
повлиять на репродуктивное поведение
складывается из двух направлений: 1) регулирование
условий жизни с целью содействия
семьям в удовлетворении существующих
у них потребностей в числе
детей, и 2) регулирование условий жизни таким образом, чтобы
повысить потребность в числе детей до
уровня, позволяющего нашему обществу
избежать демографической катастрофы.
Первое направление
полностью сливается с задачами
традиционной социальной политики. Они
вовсе не должны ограничиваться системами пособий и льгот.
Напротив, необходима такая социальная
политика, при которой бы неуклонно снижался
удельный вес семей, нуждающихся в государственной
благотворительности. Иными словами, необходимо
увеличивать в обществе удельный вес семей,
способных жить на собственные доходы,
от наемного труда и коммерческой деятельности.
Второе направление
направленной на повышение рождаемости
политики государства и деятельности
общественных организаций заключается
в укреплении семьи как социального института.
1.Определение
демографической политики.
Демографическая
политика - это целенаправленная
деятельность государственных органов
и иных социальных институтов
в сфере регулирования процессов
воспроизводства населения. Она
призвана воздействовать на формирование желательного
для общества режима воспроизводства
населения, сохранения или изменения тенденций
в области динамики численности и структуры
населения, темпов их изменений, динамики
рождаемости, смертности, семейного состава,
расселения, внутренней и внешней миграции,
качественных характеристик населения.
Демографическая политика - система различных
мер, предпринимаемых государством с целью
воздействия на естественное движение
населения, на решение специфических для
данной страны проблем населения. Необходимость
проведения демографической политики
- воздействие государства на процессы
рождаемости - признана практически всеми
странами мира, независимо от демографической
ситуации и темпов роста населения. Целью
демографической политики является изменение
или поддержка существующих в данный период
времени демографических тенденций.
В зависимости
от демографической ситуации
существует 2 основных типа политики:
направленная на повышение рождаемости
(типична для экономически развитых
стран) и на снижение рождаемости (необходима
для стран развивающихся). Часто практическое
осуществление демографической политики
сопряжено с трудностями, как морально-этического
плана, так и нехваткой финансовых средств.
Демографическая
политика в экономически развитых странах проводится исключительно
экономическими мерами и направлена на
стимулирование рождаемости. В арсенал
экономических мер входят денежные дотации
- ежемесячные пособия семьям, имеющим
детей, льготы одиноким родителям, пропаганда
повышения престижа материнства, оплачиваемые
отпуска по уходу за ребенком.
Говоря о высокоиндустриальных
странах, в подавляющем большинстве
прирост населения в них сильно
сократился, а в некоторых равен
нулю. В ряде стран в отдельные
годы наблюдалась даже депопуляция,
т.е. превышение смертности над рождаемостью.
Демографическая политика
в экономически развитых странах
проводится исключительно экономическими
мерами и направлена на стимулирование
рождаемости. В некоторых странах,
где сильны позиции католической
церкви (например, в Ирландии, США, Польше)
по ее требованиям в последнее время в
парламентах обсуждаются законы, предусматривающие
уголовную ответственность для женщины,
прервавшей беременность и врача, сделавшего
аборт. США запланировали к 2050 году огромные
прироста – 75 млн. чел. Вероятно, пройдет
немало времени, прежде чем население
этих стран осознает необходимость проведения
демографической политики.
Каковы же эти пути
активизации демографической политики
развивающихся стран, направленной
на снижение темпов роста населения?
Во-первых, это совершенствование
пропаганды целей новой демографической
политики через всевозможные
каналы массовой информации. Особенное
значение имеет просветительская
работа среди верующих, с тем,
чтобы церковь изменила свои
установки на высокую рождаемость.
Во-вторых, это распространение противозачаточных
средств и повышение их эффективности.
2.Социальная политика государства.
Социальная политика
концентрирует в себе все виды
политики, направленную на управление
существованием, функционированием и
развитием социальной сферы. В социальной
сфере можно выделить три важнейших составляющих.
Во-первых, это социальная структура общества
как дифференциация людей по общественным
и социальным группам и отношениям между
ними. Во-вторых, это социальная инфраструктура
как совокупность отраслей, обслуживающих
человека, способствующих воспроизводству
его непосредственной жизни. В-третьих,
это возможности (для каждого конкретного
человека, группы, слоя) доступа к ценностям,
благам и услугам; гарантий и прав личностей,
условия труда человека, быта, досуга,
здоровья; возможности определения профессий
и места жительства, участия в управлении,
социального и профессионального продвижения
и перемещения.
Именно концентрация
на указанных направлениях должна
стать основой социальной политики государства.
Ориентацию социальной
политики государства можно конкретизировать
по двум линиям: Учет и эффективная
реализация основных направлений
социальной работы, социальной зашиты
людей: социальное обеспечение,
социальное страхование, социальная помощь,
социальная опека, социальный контроль
и т.д.
Направленности на
основные социальные объекты,
нуждающиеся в социальной защите:
пенсионеры, дети-сироты, беженцы, инвалиды,
безработные и т.д.
"В свое время английский
социолог Чарльз Бут (1840-1916 г.) предложил
классификацию населения Лондона, разделив
его на три класса - "низший", "средний"
и "высший", рассматривая в качестве
критерия количество комнат, занимаемых
семьей, и число слуг, нанятых ею. Если
предложенные критерии и вызывают сомнения,
то сам принцип деления населения на три
класса вполне приемлем и реально отражает
существующую структуру, если иметь в
виду количество и качество материальных
и духовных благ, доступных тем или иным
слоям населения. Не случайно поэтому
данная классификация широко используется
социологами Запада."
Следует отметить, что
соотношение трех названных классов
у нас и на Западе является
совершенно неизмеримым. Если
на Запад самым многочисленным
является средний класс, который
постепенно поглощает крайние классы,
то у нас в России самым многочисленным
является низший класс. Что касается среднего
класса, то его удельный вес может повышаться
при условии нормализации экономических
и политических процессов, повышения производительности
труда, стабилизации общества в целом.
Представляется, что в
современных условиях России
социальная политика как раз
и должна быть направлена на
создание "среднего класса", как
фактор стабильности в обществе.
От этого выиграет и общество
в целом, и значительные слои
населения. Чем мощнее "средний класс",
тем меньше маргинальных слоев. Этот фактор
также в значительной мере способствует
решению проблемы социальной защиты, уже
не говоря о повышенной социальной стабильности
в обществе. А в условиях стабильности
легче решать проблемы социального обеспечения,
социальной защиты людей.
Социальная политика
государства может иметь различные
измерения: экономическое, организационное,
правовое, собственно социальное, культурологическое,
экологическое, личностное. Поэтому
возможна количественная и качественная
характеристика проводимой государством
социальной политики. Среди этих характеристик
объективных критериев наиболее важное
значение имеют: практическая реализация
социальной справедливости в обществе;
учет социальных интересов различных
групп и слоев населения с точки зрения
действительного удовлетворения их рациональных
потребностей; и, конечно же, социальная
защищенность, как уже отмечалось малоимущих
слоев, детей, пенсионеров, безработных,
беженцев, тяжело больных и т.д.
Остановимся
на одной из важнейших характеристик
социальной политики - социальной
справедливости. Социальная справедливость
является диалектическим понятием,
означающим, с одной стороны, степень
обоснованного равенства, а с
другой - сохраняющегося неравенства. Это проявляется,
в частности, в том, что в любом цивилизованном
обществе власти стараются контролировать
реализацию "потребительской корзины",
необходимость обеспечения каждой семье,
каждому человеку минимального дохода,
дающего возможность физиологического
существования и обеспечения наиболее
важных материальных и духовных потребностей
людей. Неспособность их реализации может
приводить к социальным катаклизмам, находящим
свое выражение в превышении смертности
над рождаемостью, уменьшением численности
населения. Если это результат не только
объективно действующих условий, а и сознательной
политики правящих кругов, то этот процесс
получает название геноцида по отношению
к собственному народу.
Крайняя
степень неравенства способна
привести к нестабильности в
обществе, социальным взрывам, разрушению
производительных сил. Поэтому в цивилизованных
обществах политические структуры ведут
политику по смягчению социального неравенства,
созданию условий для удовлетворения
хотя бы минимальных материальных и духовных
потребностей людей, что достигается путем
налоговой политики, расширением и углублением
социальной работы по защите наиболее
ущемленных слоев населения.
При освоении
зарубежного опыта в сфере
социальной поддержки населения
необходимо в полной мере учитывать
исторические условия и национальные
особенности России. Надо иметь в виду уже сложившуюся
в нашей стране (и имеющую место в прошлом)
систему социального обеспечения населения,
а также, естественно, особенности культуры,
менталитета, образа жизни российского
общества, разумно дополняя ее нововведениями,
исходя из новой общественно-политической
ситуации. На предстоящий обозримый период
целесообразно сохранение преимущественно
государственной помощи в сфере здравоохранения,
распределения жилья и т.д. в первую очередь
для неимущих и обеспеченных слоев населения.
Известно, что в разных странах,
сложилась разная система оказания социальной
помощи "слабым" слоям населения.
Если, к примеру, в США делается акцент
на частный сектор, общественные организации,
благотворительность, то в большинстве
европейских стран главную роль в решении
этих проблем решает государство.
Как показывает
зарубежный, а теперь и отечественный
опыт, одно из наиболее перспективных
направлений в решении проблем
социальной защиты в нынешних
условиях России - сбалансированное
сочетание денежных и не денежных видов помощи. Это
предопределяется в том числе сегодняшним
состоянием финансовой системы страны
как следствие всеобщего, системного кризиса.
Социальная
политика и социальная работа
тесно взаимосвязаны между собой.
Обе характеризуются двумя взаимообусловленными сторонами:
научно-познавательной и практико-организационной.
Социальная работа - это своеобразная
форма, способ реализации социальной политики,
а социальная политика - стержень, ориентир
социальной работы. В этом состоит их единство
и различие. Последнее проявляется, в частности,
в том, что социальная политика - более
широкое понятие, определяющая сторона
социальной работы. Социальная политика
- ориентир не только для социальной работы,
но и для развития социальной сферы в целом.
Социальная же работа более динамична,
подвижна, богата по своему содержанию
в сравнении с социальной политикой. Какова
социальная политика, такова и социальная
работа. Реализация содержания, форм и
методов последней целиком и полностью
определяется социальной политикой. В
то же время социальная работа - деятельность
по социальной защите, поддержке и помощи
социально уязвимых слоев и групп, отдельных
граждан, населения в целом не может не
сказаться, в конечном счете, на ориентирах
социальной политики, ее направлениях,
целях и задачах.