Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:53, доклад
Во второй половине XX в. международный туризм в Японии развивался высокими темпами. За период с 1965 по 2000 г. число зарубежных туристских поездок, совершенных японцами, увеличилось в 100 раз, тогда как в целом по миру — только в 6 раз. Можно сказать, что Япония наверстывала упущенное в данной сфере, позже других стран выйдя на мировой рынок туризма. Отмечался и рост числа посещающих Японию иностранцев.
Международный туризм — одна из немногих в Японии отраслей, имеющих отрицательный баланс доходов и расходов. По доходам от международного туризма Япония находится на 31-м месте в мире (3,5 млрд. дол. против 66,5 млрд. дол. в находящихся на первом месте США и 33,6 млрд. в занимающей второе место Испании). Доля поступлений от международного туризма в общих доходах от торговли услугами также низка: всего 5% (в США — 27,8%, в Великобритании — 15%, во Франции -37,6%). В то же время по расходам на международный туризм Япония занимает четвертое место в мире (26,5 млрд. дол. в 2001 г. против 60 млрд. в США, 46 млрд. - в Германии, 36,5 млрд. дол. — в Великобритании) и второе после Германии по величине сальдо пассивного баланса доходов и расходов намеждународный туризм (в Японии — 23, а в Германии — 29 млрд. дол.).
В выездном туризме из Японии прослеживается
несколько волн. Первая приходится
на середину 1960-х гг., после снятия
внутренних ограничений на поездки
японских граждан за границу. Ежегодный
прирост их числа составлял в
среднем 30%. Вторая волна была вызвана
к жизни прорывом в гражданской
авиации, который привел к увеличению
дальности беспосадочных
В самом начале 1980-х гг. туристская
активность в стране оставалась на
низком уровне. Сказалось влияние
структурной перестройки
Дальнейшему росту числа зарубежных
путешествий японцев
В целом положительная динамика выезда японцев за границу, наблюдавшаяся вплоть до середины 1990-х гг., была нарушена вследствие финансового кризиса 1997 г. и затянувшейся экономической депрессии в стране (16,9 млн. поездок в 1997 г. и 13,3 млн. — в 2003 г.). Негативную роль сыграло снижение доходов многих японцев в результате экономических неурядиц и относительное ослабление иены. Еще более важным фактором сокращения объемов выездного туризма в Японии стало изменение эмоционального и психологического настроя, вся тональность будущих ожиданий в стране. Отказ от системы пожизненного найма, которая практиковалась в большинстве крупных компаний, рост числа безработных и боязнь оказаться в их числе, потеря социальных ориентиров в сочетании с неготовностью к отмене «заботы» со стороны государства и компаний, неуверенность в завтрашнем дне японцев, привыкших к стабильности жизненного цикла, привело к психологической депрессии многих людей. В начале XXI в. Изготовление сувениров. на поведенческих мотивах японских туристов, выезжающих за рубеж, ощутимо сказалось и влияние внешних негативных факторов — война в Ираке, угроза терроризма и распространения атипичной пневмонии, а также информация о возможном запуске баллистических ракет в Северной Корее.
Между тем выездной туризм в Японии продолжает развиваться. Наибольшую туристскую активность на зарубежном направлении проявляют японцы, проживающие в крупнейшем регионе страны — Канто и входящем в его состав столичном Токийском регионе (42% всех туристских выездов за рубеж). Далее по значимости идут следующие экономические регионы страны — Кинки с центром в Осака (14%) и Токай с центром в Нагоя (12%). Таким образом, на крупнейший в мире мегалополис Токайдо приходится примерно 60—70% зарубежных туристских поездок японцев (следует сделать поправку на то, что услугами токийского аэропорта пользуются жители всей восточной Японии, а также о. Хоккайдо).
В 2003 г. около 60% выехавших за рубеж
японцев воспользовались новым
международным токийским
В возрастном составе выезжающих примерно одинаково представлены лица в возрасте 25—34, 45—54 и 55—64 лет (по степени убывания от 22 до 20%). Лиц старше 65 лет — только 7% и примерно по 15% лиц возрастных групп 35—44 и 18—24 года.
Отличительной чертой выездного туристского рынка Японии в 1990-е гг. стал рост среди потребителей доли женщин: в 1999 г. на них пришлось 46,8% (в 1988 г. -38%). Это опровергает все еще встречающийся в литературе миф о подчиненном и зависимом положении женщин в японском обществе. Наиболее активно выезжают молодые незамужние или недавно вступившие в брак женщины (от 20 до 29 лет -28,5% всех выехавших за рубеж женщин). Среди туристов преобладают люди с более высоким уровнем образования: 43% имеют высшее и 51% — полное среднее образование.
География туристских потоков из Японии становится все более разнообразной, но в основном она охватывает страны Тихоокеанского бассейна. Несмотря на резкое сокращение числа выездов японцев в США после 11 сентября 2001 г. (почти на 1 млн.), в 2003 г. число поездок составило 3,17 млн. Приоритетные направления - Китай (2,26 млн. поездок без учета прибытий на Сянган и Тайвань) и Республика Корея (1,8 млн.).
Интерес к посещению Южной Кореи возрос после необыкновенного успеха южнокорейского телесериала «Зимняя соната», показанного по японскому телевидению несколько раз в течение 2003-2004 гг. Объемы продаж в Японии литературного сценария, видео- и аудиокассет и дисков составили сотни тысяч экземпляров. Турагентства разработали и стали предлагать турпакеты с посещением мест, где проходили съемки фильма, и встречами со съемочной группой.
Далее в порядке убывания следуют Таиланд, территории Сянган (Гонконг) и Тайвань, а также Австралия, Сингапур. На все перечисленные дестинации в целом приходится 80% выездов японцев за рубеж, что объясняется относительной близостью указанных стран и свойственной японцам ориентацией на непродолжительные путешествия.
Одной из любимых туристских дестинации, особенно среди японцев старше 50 лет, является Европа. Интерес к европейской культуре и даже своего рода пиетет проявились в Японии еще с начала модернизации страны, т.е. имена мальчиков и их значения можно посмотреть здесь со второй половины XIX в. Франция, первоначально пользовавшаяся наибольшей из всех европейских стран популярностью среди японских туристов, уступила первенство сначала Германии, а затем Великобритании и сейчас находится лишь на третьем месте. СССР также входил в число наиболее популярных у японцев европейских дестинации, но после распада Советского Союза и снижения экономической мощи России произошел заметный спад интереса.
Туристские мотивации японцев относительно стабильны. Около 80% зарубежных поездок совершаются в целях отдыха во время отпуска, 11% носят частный характер, в основном, для встречи с родственниками и друзьями, на деловые поездки приходится 11% всех выездов за рубеж.
Отдых носит познавательно-
Японцам свойственно планировать туристские поездки заранее. При этом 86% обращаются к посредникам, в турагентства и лишь 14% имеют дело непосредственно с поставщиками туристских услуг.
При выборе туристского направления японцев отличает повышенное внимание к проблемам безопасности и санитарии в странах пребывания, а также к уровню комфорта. Привычные к очень высоким национальным стандартам обслуживания японцы часто бывают не удовлетворены туристским предложением в других странах. В начале XXI в. более 20% японцев, совершивших зарубежные поездки, остались недовольны.
Въездной туризм. Несмотря на удаленность от Старого и Нового Света, Япония является весьма привлекательной туристской дестинацией. По числу международных туристских прибытий Япония занимает восьмое место в Азии и 33-е место в мире. В 2003 г. в стране было зарегистрировано 5,2 млн. прибытий против 2 млн. в 1983 г. и 3,4 млн. в 1993 г. Несмотря на рост числа прибывающих из-за рубежа туристов, место Японии на туристском рынке Азии стало более скромным (в 2000 г. оно было пятым).
Преобладающая часть въездных туристских потоков формируется в странах Азии — 67,4%. Далее следуют Северная Америка — 15,3% и страны Европы — 12,4%. Еще 4% приходится на долю Австралии и Океании, 0,5% — на Южную Америку. Страны (территории)-лидеры — Республика Корея (в 2003 г. 28%), Тайвань (15%), который на протяжении 15 лет с 1988 до 2003 г. обучение английскому в Англиизанимал первую позицию, США (13%), Китай (9%), Сянган (Гонконг) (5%). Среди европейцев наибольший интерес к Японии проявляют англичане (3,8%), немцы (1,8%) и французы (1,6%). Доля России на рынке въездного туризма Японии увеличивается (0,9%), что прежде всего объясняется растущими культурными и научно-техническими связями, а также соседством стран и интересом к научным достижениям и культуре Японии.
Из въезжающих в Японию иностранцев 65,5% останавливаются на срок не более 5 дней, 19% — до 10 дней и еще 5,7% — до 15 дней. Таким образом, более 90% иностранных туристов проводят в Японии не более двух недель, что в первую очередь связано с высоким уровнем внутренних цен в стране.
По данным на 2002 г., среди лиц, прибывающих в Японию с туристскими целями на срок от 2 дней до 2 месяцев, преобладают индивидуальные туристы (66,9%). Среди европейцев и американцев их доля еще выше (84 и 80% соответственно). Только большинство китайцев (55,2%) и тайванцев (53,4%) приезжают в составе туристских групп.
Наибольшее число иностранных туристов посещает Токио и его окрестности (52,7% в 2003 г.), хотя их доля и снижается (в 1999 г. — 60%). Второй по посещаемости префектурой является Осака (27,8% прибытий иностранцев). На третье место недавно выдвинулась префектура Канагава. Здесь расположены политико-административный центр первого сёгуната Камакура со знаменитой бронзовой статуей Великого Будды и Иокогама — один из немногих японских городов, ранее других открытый для визитов иностранцев и до сих пор сохранивший европейский дух и имеющий особый шарм вследствие культурного взаимодействия. Сегодня это город небоскребов, построенных на насыпной территории в портовой части, деловой и культурно-развлекательный центр, принявший на себя часть функций Токио. На четвертом месте — Киото, который был столицей Японии на протяжении более десяти веков. Замыкает пятерку наиболее привлекательных для иностранных гостей префектур Тиба, где также на насыпной территории возведен новый район Макухари, сосредоточивший в себе и суперсовременные небоскребы с офисами известных компаний, и конгресс-холлы с выставочными комплексами, и жилые кварталы с индустрией развлечений.
Многие туристы также посещают первую постоянную столицу Японии, город Нара, сохранивший колорит VIII в., а также город Хиросима, где сохранен дом, разрушенный во время атомной бомбардировки, открыт мемориал жертвам атомной бомбардировки и музей мира (а по соседству находится остров Миядзима, упоминавшийся как включенный в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО).
Наиболее простым и
Информация о работе Анализ актуальных тенденций развитий туристского спроса в Японии