Анализ актуальных тенденций развитий туристского спроса в Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:53, доклад

Краткое описание

Во второй половине XX в. международный туризм в Японии развивался высокими темпами. За период с 1965 по 2000 г. число зарубежных туристских поездок, совершенных японцами, увеличилось в 100 раз, тогда как в целом по миру — только в 6 раз. Можно сказать, что Япония наверстывала упущенное в данной сфере, позже других стран выйдя на мировой рынок туризма. Отмечался и рост числа посещающих Японию иностранцев.

Файлы: 1 файл

япония гмт.docx

— 46.45 Кб (Скачать)
  1. Во второй половине XX в. международный туризм в Японии развивался высокими темпами. За период с 1965 по 2000 г. число зарубежных туристских поездок, совершенных японцами, увеличилось в 100 раз, тогда как в целом по миру — только в 6 раз. Можно сказать, что Япония наверстывала упущенное в данной сфере, позже других стран выйдя на мировой рынок туризма. Отмечался и рост числа посещающих Японию иностранцев.

Международный туризм — одна из немногих в Японии отраслей, имеющих отрицательный  баланс доходов и расходов. По доходам  от международного туризма Япония находится  на 31-м месте в мире (3,5 млрд. дол. против 66,5 млрд. дол. в находящихся на первом месте США и 33,6 млрд. в занимающей второе место Испании). Доля поступлений от международного туризма в общих доходах от торговли услугами также низка: всего 5% (в США — 27,8%, в Великобритании — 15%, во Франции -37,6%). В то же время по расходам на международный туризм Япония занимает четвертое место в мире (26,5 млрд. дол. в 2001 г. против 60 млрд. в США, 46 млрд. - в Германии, 36,5 млрд. дол. — в Великобритании) и второе после Германии по величине сальдо пассивного баланса доходов и расходов намеждународный туризм (в Японии — 23, а в Германии — 29 млрд. дол.).

  1. Выездной туризм. Япония входит в десятку самых населенных стран мира. Это высокоразвитая страна, более 90% населения которой относит себя к среднему классу. В то же время выездной туризм стал развиваться здесь относительно поздно, и до сих пор, несмотря на все возрастающий поток японских туристов за рубеж, доля населения, выезжающего за границу, в Японии значительно ниже, чем в других развитых странах (в 1999 г. - 13% по сравнению с 21% в США, 28% во Франции, 33% в Италии, 60% в Канаде и 91% в Великобритании). Однако, несомненно, жизненные стандарты, характерные для среднего класса (среди которых важное место занимают путешествия), будут все шире распространяться в Японии, и ее роль на мировом туристском рынке будет расти. По данным японской «Белой книги по туризму» за 2004 г., в 2002 г. по числу зарубежных поездок Япония занимала одиннадцатое место в мире и второе в Азии (после Малайзии), а по объему средств, потраченных японскими туристами за границей, — четвертое место (26,7 млрд. дол. в 2002 г., или 5,6% всех туристских расходов в мире). В среднем за одну поездку японец тратит 2,8 тыс. дол., или 300 дол. в сутки.

В выездном туризме из Японии прослеживается несколько волн. Первая приходится на середину 1960-х гг., после снятия внутренних ограничений на поездки  японских граждан за границу. Ежегодный  прирост их числа составлял в  среднем 30%. Вторая волна была вызвана  к жизни прорывом в гражданской  авиации, который привел к увеличению дальности беспосадочных полетов  и сокращению времени в пути. Для  островной Японии, удаленной от главных  туристских центров, это имело принципиальное значение. В 1971—1972 гг. количество отбытий  туристов из Японии увеличилось на 45%, а в 1973 г. был установлен рекордно высокий прирост — около 65%. Энергетические «шоки» 1970-х гг. повлекли рост транспортных тарифов и соответствующее удорожание туристских поездок, а также существенным образом изменили экономическую  обстановку в самой Японии. Тем  не менее, поступательный рост числа  зарубежных путешествий продолжался (353 тыс. в 1964 г., 951 тыс. Центр Эстетической Медицины: курсы косметологии. — в 1971 г., 2,3 млн. - в 1973 г., 4 млн. - в 1979 г.).

В самом начале 1980-х гг. туристская активность в стране оставалась на низком уровне. Сказалось влияние  структурной перестройки японской экономики, связанных с ней материальных трудностей населения и ощущения нестабильности. Но с 1983 г. вновь отмечается рост числа выездов за рубеж (4,23 млн. в 1983 г. и 4,95 млн. в 1985 г.). После значительного повышения курса иены во второй половине 1980-х гг. в Японии начался настоящий бум выездного туризма. С 1986 по 1992 г. количество выездов из страны возросло с 5,5 до 11,8 млн. Этому способствовало принятие министерством транспорта Японии в сентябре 1987 г. специальной программы, предусматривавшей упрощение туристских формальностей и другие меры. Снижение туристской активности японцев в 1991 г. объяснялось войной в Персидском заливе.

Дальнейшему росту числа зарубежных путешествий японцев способствовало открытие в 1993 г. нового, созданного полностью  на насыпной территории международного аэропорта «Кансай» близ Осака, что облегчило выезд за границу лицам, проживающим в западной части Японии. Фактором, усилившим привлекательность выездного туризма для японцев, стало также существенное повышение курса иены в 1995 г.

В целом положительная динамика выезда японцев за границу, наблюдавшаяся  вплоть до середины 1990-х гг., была нарушена вследствие финансового кризиса 1997 г. и затянувшейся экономической  депрессии в стране (16,9 млн. поездок  в 1997 г. и 13,3 млн. — в 2003 г.). Негативную роль сыграло снижение доходов многих японцев в результате экономических  неурядиц и относительное ослабление иены. Еще более важным фактором сокращения объемов выездного туризма  в Японии стало изменение эмоционального и психологического настроя, вся  тональность будущих ожиданий в  стране. Отказ от системы пожизненного найма, которая практиковалась в большинстве крупных компаний, рост числа безработных и боязнь оказаться в их числе, потеря социальных ориентиров в сочетании с неготовностью к отмене «заботы» со стороны государства и компаний, неуверенность в завтрашнем дне японцев, привыкших к стабильности жизненного цикла, привело к психологической депрессии многих людей. В начале XXI в. Изготовление сувениров. на поведенческих мотивах японских туристов, выезжающих за рубеж, ощутимо сказалось и влияние внешних негативных факторов — война в Ираке, угроза терроризма и распространения атипичной пневмонии, а также информация о возможном запуске баллистических ракет в Северной Корее.

Между тем выездной туризм в Японии продолжает развиваться. Наибольшую туристскую активность на зарубежном направлении  проявляют японцы, проживающие в  крупнейшем регионе страны — Канто и входящем в его состав столичном Токийском регионе (42% всех туристских выездов за рубеж). Далее по значимости идут следующие экономические регионы страны — Кинки с центром в Осака (14%) и Токай с центром в Нагоя (12%). Таким образом, на крупнейший в мире мегалополис Токайдо приходится примерно 60—70% зарубежных туристских поездок японцев (следует сделать поправку на то, что услугами токийского аэропорта пользуются жители всей восточной Японии, а также о. Хоккайдо).

В 2003 г. около 60% выехавших за рубеж  японцев воспользовались новым  международным токийским аэропортом «Нарита», чуть более 20% — осакским аэропортом «Кансай». Еще 10% вылетали из Нагоя, 5% — из Фукуока, и на все остальные аэропорты страны, включая токийский «Ханэда», пришлось 5%.

В возрастном составе выезжающих примерно одинаково представлены лица в возрасте 25—34, 45—54 и 55—64 лет (по степени убывания от 22 до 20%). Лиц старше 65 лет —  только 7% и примерно по 15% лиц возрастных групп 35—44 и 18—24 года.

Отличительной чертой выездного туристского  рынка Японии в 1990-е гг. стал рост среди потребителей доли женщин: в 1999 г. на них пришлось 46,8% (в 1988 г. -38%). Это  опровергает все еще встречающийся в литературе миф о подчиненном и зависимом положении женщин в японском обществе. Наиболее активно выезжают молодые незамужние или недавно вступившие в брак женщины (от 20 до 29 лет -28,5% всех выехавших за рубеж женщин). Среди туристов преобладают люди с более высоким уровнем образования: 43% имеют высшее и 51% — полное среднее образование.

География туристских потоков из Японии становится все более разнообразной, но в основном она охватывает страны Тихоокеанского бассейна. Несмотря на резкое сокращение числа выездов  японцев в США после 11 сентября 2001 г. (почти на 1 млн.), в 2003 г. число  поездок составило 3,17 млн. Приоритетные направления - Китай (2,26 млн. поездок  без учета прибытий на Сянган и  Тайвань) и Республика Корея (1,8 млн.).

Интерес к посещению Южной Кореи  возрос после необыкновенного успеха южнокорейского телесериала «Зимняя  соната», показанного по японскому  телевидению несколько раз в  течение 2003-2004 гг. Объемы продаж в Японии литературного сценария, видео- и  аудиокассет и дисков составили  сотни тысяч экземпляров. Турагентства разработали и стали предлагать турпакеты с посещением мест, где  проходили съемки фильма, и встречами  со съемочной группой.

Далее в порядке убывания следуют  Таиланд, территории Сянган (Гонконг) и  Тайвань, а также Австралия, Сингапур. На все перечисленные дестинации в целом приходится 80% выездов японцев за рубеж, что объясняется относительной близостью указанных стран и свойственной японцам ориентацией на непродолжительные путешествия.

Одной из любимых туристских дестинации, особенно среди японцев старше 50 лет, является Европа. Интерес к европейской культуре и даже своего рода пиетет проявились в Японии еще с начала модернизации страны, т.е. имена мальчиков и их значения можно посмотреть здесь со второй половины XIX в. Франция, первоначально пользовавшаяся наибольшей из всех европейских стран популярностью среди японских туристов, уступила первенство сначала Германии, а затем Великобритании и сейчас находится лишь на третьем месте. СССР также входил в число наиболее популярных у японцев европейских дестинации, но после распада Советского Союза и снижения экономической мощи России произошел заметный спад интереса.

Туристские мотивации японцев  относительно стабильны. Около 80% зарубежных поездок совершаются в целях  отдыха во время отпуска, 11% носят  частный характер, в основном, для  встречи с родственниками и друзьями, на деловые поездки приходится 11% всех выездов за рубеж.

Отдых носит познавательно-экскурсионную  направленность. Как показывают опросы, доминирует интерес к природе  и посещению исторических и культурных достопримечательностей. Несколько  в меньшей степени привлекают японцев национальная кухня других стран, а также шопинг, еще меньше — музеи и выставки. Общение с местным населением представляет интерес менее чем для 20% опрошенных, 14% намерены выехать за рубеж для занятий водными видами спорта, около 8% хотят обучаться за рубежом, 6% привлекают международные спортивные мероприятия, карнавалы и пр.

Японцам свойственно планировать  туристские поездки заранее. При  этом 86% обращаются к посредникам, в  турагентства и лишь 14% имеют дело непосредственно с поставщиками туристских услуг.

При выборе туристского направления  японцев отличает повышенное внимание к проблемам безопасности и санитарии  в странах пребывания, а также  к уровню комфорта. Привычные к  очень высоким национальным стандартам обслуживания японцы часто бывают не удовлетворены туристским предложением в других странах. В начале XXI в. более 20% японцев, совершивших зарубежные поездки, остались недовольны.

Въездной туризм. Несмотря на удаленность  от Старого и Нового Света, Япония является весьма привлекательной туристской дестинацией. По числу международных туристских прибытий Япония занимает восьмое место в Азии и 33-е место в мире. В 2003 г. в стране было зарегистрировано 5,2 млн. прибытий против 2 млн. в 1983 г. и 3,4 млн. в 1993 г. Несмотря на рост числа прибывающих из-за рубежа туристов, место Японии на туристском рынке Азии стало более скромным (в 2000 г. оно было пятым).

Преобладающая часть въездных туристских потоков формируется в странах  Азии — 67,4%. Далее следуют Северная Америка — 15,3% и страны Европы — 12,4%. Еще 4% приходится на долю Австралии  и Океании, 0,5% — на Южную Америку. Страны (территории)-лидеры — Республика Корея (в 2003 г. 28%), Тайвань (15%), который на протяжении 15 лет с 1988 до 2003 г. обучение английскому в Англиизанимал первую позицию, США (13%), Китай (9%), Сянган (Гонконг) (5%). Среди европейцев наибольший интерес к Японии проявляют англичане (3,8%), немцы (1,8%) и французы (1,6%). Доля России на рынке въездного туризма Японии увеличивается (0,9%), что прежде всего объясняется растущими культурными и научно-техническими связями, а также соседством стран и интересом к научным достижениям и культуре Японии.

Из въезжающих в Японию иностранцев 65,5% останавливаются на срок не более 5 дней, 19% — до 10 дней и еще 5,7% —  до 15 дней. Таким образом, более 90% иностранных  туристов проводят в Японии не более  двух недель, что в первую очередь  связано с высоким уровнем  внутренних цен в стране.

По данным на 2002 г., среди лиц, прибывающих  в Японию с туристскими целями на срок от 2 дней до 2 месяцев, преобладают  индивидуальные туристы (66,9%). Среди  европейцев и американцев их доля еще выше (84 и 80% соответственно). Только большинство китайцев (55,2%) и тайванцев (53,4%) приезжают в составе туристских групп.

Наибольшее число иностранных  туристов посещает Токио и его  окрестности (52,7% в 2003 г.), хотя их доля и  снижается (в 1999 г. — 60%). Второй по посещаемости префектурой является Осака (27,8% прибытий иностранцев). На третье место недавно  выдвинулась префектура Канагава. Здесь расположены политико-административный центр первого сёгуната Камакура со знаменитой бронзовой статуей Великого Будды и Иокогама — один из немногих японских городов, ранее других открытый для визитов иностранцев и до сих пор сохранивший европейский дух и имеющий особый шарм вследствие культурного взаимодействия. Сегодня это город небоскребов, построенных на насыпной территории в портовой части, деловой и культурно-развлекательный центр, принявший на себя часть функций Токио. На четвертом месте — Киото, который был столицей Японии на протяжении более десяти веков. Замыкает пятерку наиболее привлекательных для иностранных гостей префектур Тиба, где также на насыпной территории возведен новый район Макухари, сосредоточивший в себе и суперсовременные небоскребы с офисами известных компаний, и конгресс-холлы с выставочными комплексами, и жилые кварталы с индустрией развлечений.

Многие туристы также посещают первую постоянную столицу Японии, город Нара, сохранивший колорит VIII в., а также город Хиросима, где сохранен дом, разрушенный во время атомной бомбардировки, открыт мемориал жертвам атомной бомбардировки  и музей мира (а по соседству  находится остров Миядзима, упоминавшийся как включенный в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО).

Наиболее простым и экономичным  способом путешествия по Японии является приобретение турпакета. Они бывают самыми разнообразными, например, тематическими. Показателен пример США, где предлагают, в частности, следующие туры: «Классическая  Япония и искусство» — три дня  в Токио, посещение окрестностей Фудзи и Хаконэ с одной ночевкой, два дня в Киото, один в Осака. Этот тур позволяет не только увидеть современную и древнюю столицы Японии, природный заповедник, но и ознакомиться с национальной культурой, искусством японской керамики, бытом людей. Тур «Кухня и культура Японии» предполагает посещение Токио, Киото, Кобэ и Осака (которую называют «кухней Японии»), а также двух небольших сельских поселений. Тур «Откройте Японию» предусматривает остановки в Токио, Киото и старинных городах Канадзава (на берегу Японского моря) и Такаяма — глубоко в горах центральной Японии. Как один из вариантов — дополнительно можно посетить Хиросима. Этим перечень туристских предложений не ограничивается.

Информация о работе Анализ актуальных тенденций развитий туристского спроса в Японии