Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 23:26, курсовая работа
В программе по алгебре базовой школы, в разделе «Уравнения и неравенства» есть тема: «Доказательства неравенств», которая, к сожалению, освещена минимально.
Введение
Часть 1. Теоретические основы доказательства неравенств.
1.Особенности изучения неравенств в школьном курсе.
2.Сущность доказательства неравенств.
Часть 2. Практическое применения метода доказательства неравенств в школьной практике (8кл)
1.Примеры доказательства неравенств.
2.Конспект урока.
3. «Доказательство неравенств» в школьном курсе математики (Ю.Н. Макарычев).
4.Заключение
Список использованной литературы.
Замечание 2. Неравенство Коши имеет любопытное геометрическое истолкование. Пусть дан прямоугольный треугольник и пусть высота h, проведенная из вершины прямого угла, делит гипотенузу на отрезки а и b (рис. 116). В геометрии доказано, что
(так что
не случайно для этого
геометрии известно, что медиана m прямоугольного
треугольника, проведенная из вершины
прямого угла, как раз и равна половине
гипотенузы. Таким
образом, неравенство Коши означает, что
медиана, проведенная к гипотенузе (т.
е.
), не меньше
высоты, проведенной к гипотенузе
(т.е.
), — очевидный
геометрический факт (см. рис. 116). Свойства
числовых неравенств позволяют сравнивать
действительные числа по величине, оценивать
результат.
Пример 4. Сравнить числа:
Решение,
а) Поставим между сравниваемыми числами знак < ; интуиция подсказывает, что первое число меньше второго. Если в результате правильных (т. е. строгих, основанных на свойствах числовых неравенств) рассуждений мы получим верное неравенство, то наша догадка подтвердится.
Если же в результате правильных рассуждений мы получим неверное неравенство, то между заданными числами надо было поставить не знак <, а знак > (или = , если окажется, что числа равны).
Итак, мы считаем,
что
• Тогда, согласно
свойству 6,
, т. е. 5 < 7.
Это верное неравенство, значит, наша догадка
подтвердилась:
.
б) Поставим между сравниваемыми числами
наугад знак > (тут уже действительно
наугад, поскольку интуиция здесь не поможет),
т. е. предположим,
что • Возведя обе части неравенства в квадрат и используя свойство 6,
получим
Воспользовавшись свойством 2, прибавим к обеим частям этого неравенства число -9; получим
Решение, а) Умножив все части
двойного неравенства 2,1<а< 2,2 на
одно и то же положительное число 2, получим
2 • 2,1 < 2а < 2 • 2,2, т. е. 4,2 <2а< 4,4.
б) Умножив все части двойного неравенства
3,7 < b < 3,8 на одно и то же отрицательное
число - 3, получим неравенство противоположного
смысла:
- 3 • 3,7 > - Зb > - 3 • 3,8, т. е. - 11,4 < - 36 <
- 11,1 (вместо записи вида а > b > с мы перешли
к более употребительной записи с <b <
а).
в) Сложив почленно заданные двойные неравенства одинакового смысла, получим
г) Сначала умножим все части
двойного неравенства 3,7 < b < < 3,8 на
одно и то же отрицательное число
-1; получим неравенство
- 3,7 > - b > - 3,8, т. е. - 3,8 < - b < - 3,7.
Далее имеем
д) Поскольку все части двойного
неравенства 2,1 < а < 2,2 положительны,
возведя их в квадрат, получим
2,12<а2<2,22, т. е. 4,41 <
а2 < 4,84.
е) Возведя в куб все части двойного неравенства
3,7 < b < 3,8, получим
3,73 < b3 < 3,83, т. е. 50,653
< b3 < 54,872.
ж) В примере
1 мы установили, что если а и b—
положительные числа, то из неравенства
а < b следует неравенство
Мы разобрали
случаи использования доказательства
неравенств в школьной практике.
2.Конспект
урока.
Тип
учебного занятия:
“Изучение и первичное
закрепление новых знаний”
Этапы занятия:
1.Актуализация опорных занятий.(10мин)
2.Усвоение новых знаний и способов действий.(15мин)
3.Первичное закрепление знаний и способов действий.(10)
4.Контроль и самопроверка знаний, рефлексия.(10)
5.Подведение итогов занятий.(1мин)
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Подготовка к основному этапу. Обеспечение мотивации, значимости изучаемой темы занятия и принятия учащимися учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний.
а) С помощью
неравенств сравниваются большие и малые
величины;
b) Вопрос:
- С помощью какого приема мы умеем доказывать
неравенство вида a<b?
Ответ:
- Один из приемов доказательства неравенства
a<b (a>b) сводят к доказательству равносильного
ему неравенства a-b<0 (a-b>0);
c) Повторим данное доказательство на примере
неравенства Коши.
“Среднее арифметическое неотрицательных
чисел не меньше их среднего геометрического”:
Доказать:
Доказательство: Рассмотрим разность левой и правой частей неравенства:
Не отрицательность квадрата любого вещественного числа очевидна.
Значит, – верное неравенство.
2.
a) Вопрос:
- Попробуем сформулировать
другой прием.
Ответ (учитель помогает ответить на вопрос):
- Другой прием состоит в том, чтобы показать,
что данное неравенство является следствием
некоторого очевидного неравенс
(a-b)2
0, (a+b)2
0 или неравенства Коши
, при а
0, b
0, выражающее соотношение между средним
арифметическим и средним геометрическим
двух неотрицательных чисел;
b) Докажем, что (a+b)(ab+1) 4ab, при а 0, b 0.
Доказательство: Рассмотрим a+b и ab+1.
Используем очевидное неравенство Коши:
второго множителя.
Перемножим получившиеся неравенства:
с) Так же используют
следующий прием: предполагают, что
данное неравенство верно при
заданных значениях переменных, строят
цепочку неравенств-следствий, приводящую
к некоторому очевидному неравенству.
Рассматривая затем эту цепочку
неравенств снизу вверх, показывают,
что данное неравенство является
следствием полученного очевидного
неравенства и потому верно при
указанных значениях
Значит, доказательство (a+b)·(ab+1) 4ab, при а 0, b 0 можно выполнить другим способом.
Допустим, что при а 0, b 0 данное неравенство верно, т.е.:
Используя неравенство Коши дважды для каждого множителя, имеем:
Значит, (a+b)·(ab+1) 4ab, при а 0, b 0, что и требовалось доказать.
3. Докажем:
Доказательство: Допустим, что данное неравенство верно.
Получили очевидное неравенство.
Значит, данное неравенство верно.
Вопрос: Мы можем привести доказательство данного неравенства из очевидного неравенства (a+b-2)2 0?
Ответ: Да, для этого сделаем обратные шаги (рассказать по готовой записи)
4. Контрольная самопроверка знаний. Для самостоятельной работы предлагается доказать, что неравенство верно при всех значениях переменной (работа в парах).
Для доказательства неравенств используем любой прием (проверка работы по готовым записям).
Доказательство:
а) Допустим, что неравенство верно.
Неравенство очевидно, значит, верно при всех значениях переменных.
Значит, 2a2 + b2 + c2 2a(b+c) верно при всех значениях переменных.
Доказательство: Пусть данное неравенство верно при допустимых значениях переменных.
(Проверка решения по готовым записям).
5. Итог занятия
a) Проводится
рефлексия результатов
Дается оценка деятельности каждого учащегося.
Листы с доказательствами собрать на проверку.
Работа считается хорошей, если доказано одно неравенство, успешной – если доказано два или три неравенства.
b) Какие приемы использовались на занятии?
– сводили доказательства
к равносильному неравенству a-
– использовали очевидные неравенства
(a-b)2
0, (a+b)2
0, неравенство Коши
– допускали, что неравенство верно и
приводили его к очевидному
неравенству.
3.«Доказательство неравенств» в школьном курсе математики.
На базовом уровне задачи на доказательства неравенств встречаются в учебнике Ю.Н. Макарычева «Алгебра 8 кл.» в теме «Числовые неравенства и их свойства»
Изложение материала начинается с определения понятий меньше и больше. Введенное определение является опорным при доказательстве свойств числовых неравенств и при выполнении упражнений на доказательства неравенств. Доказательства неравенств проводятся при помощи сравнения с нулем разности их левой и правой частей.
Затем
рассматриваются неравенства, доказанные
с использованием основных свойств,
доказанных сразу, а так же, что
очень важно, рассматриваются задачи
на оценивание значений выражений. В
дальнейшем приобретенные навыки доказательства
неравенств находят применение при
рассмотрении общих свойств функций.
4.Заключение.
Рассматриваемая тема: «Доказательство
неравенств» как задача сложнее, чем усвоение
алгоритмов решения простых неравенств
– доказательство обычно основано на
эвристике, а не на алгоритмах. Поэтому
в основной школе принято рассматривать
лишь неравенство Коши между средними
арифметическим и геометрическим и следствие
о сумме взаимно обратных чисел, хотя в
рамках содержания обучения основной
школы вполне можно рассматривать соответствующие
неравенства и для средних гармонического
и квадратического – их доказательства
вполне алгоритмичны. Но в профильном
курсе ознакомление учащихся с самой задачей
доказательства неравенств и с применяемыми
методами рассуждений представляется
в настоящее время совершено необходимым.
Это позволяет учащимся при решении задач
перейти с уровня формально – оперативных
умений, на более высокий уровень, позволяющий
строить логические цели рассуждения;
делать выводы о выборе решения, анализировать
и оценивать полученные результаты.
Список использованной литературы.