Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 10:01, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Геодезии"
При верт. планировке не обязательно стремиться к тому, чтобы существующий рельеф был полностью изменён. Лучше сохранить естественный рельеф, приспосабливая к нему планировочные решения, что значительно уменьшает объём земляных работ. Проектирование верт. планировки в 2 стадии:
1) составляется схема вертикальной планировки в М 1:2000-1:10000;
2) разрабатываются рабочие чертежи верт. планировки в М 1:1000-1:500, на основании которых на местности производятся геодез. разбивочные работы. Перед составлением схемы оценивают территорию по состоянию рельефа, грунтов, наличию водоразделов и т.д. На основе этих характеристик определяют пригодность территории по степени пригодности для строительства: как благоприятные (уклоны 0.05-0.1о/оо), неблагоприятные (уклоны 0.1-0.2 и менее 0.05о/оо), особо неблагоприятные (уклоны свыше 0.2о/оо). Основными исходными документами при составлении схемы вертикальной является: топоплан, ген. план, материалы геологич. и гидрологических изысканий, и данные по инженерным сетям. На схеме верт. планировки показывается фактический рельеф, транспортные коммуникации, проектные и фактические отметки перекрёстков улиц и точек перегиба, значения и направления уклонов. К схеме верт. планировки прилагаются проекты поперечных профилей М 1:100-1:500, здесь указываются все элементы улиц: проезжая часть, газон, уклоны, тротуар. На практике при составлении проекта организации рельефа применяют 3 графо-аналитичесих метода: 1) метод профилей; 2) метод проектных горизонталей; 3) смешанный метод. Метод профилей заключается в составлении продольного профиля по оси сооружения и поперечных профилей через 20-100м в зависимости от стадии проектирования и характера грунта. Этот метод применятся для проектирования объектов большой протяжённости на узкой полосе (улицы, каналы). Недостатки метода: большой объём проектной работы и отсутствие полного представления о будущем рельефе. Метод проектных горизонталей заключается в том, что на план горизонталей существующего рельефа наносятся проектные горизонтали через определённые интервалы 0.1-0.5м, в зависимости от рельефа. Область применения метода: на участках со значительной территорией (жильё, площади, аэродромы). Достоинство метода: его наглядность, совмещены горизонтальные и вертикальные его решения, малый объём проектных работ. Смешанный метод состоит в совместном использовании методов профилей и проектных горизонталей. Составление плана организации рельефа выполняют в следующей последовательности: 1) вертикальная планировка улиц; 2) планировка перекрёстков; 3) внутриквартальная планировка.
Способы перенесения в натуру проектных отметок, линий и плоскостей с заданным уклоном
Вынесение в натуру проектных высот. Проектные высоты или отметки выносят в натуру от ближайших реперов, используя горизонт инструмента. Вынос линии осуществляется: выносятся проектные отметки конечных точек заданной линии А, затем ставят на одной из точек нивелир таким образом, чтобы 2 подъёмных винта располагались вдоль линии и установив рейку на другой точке , вращением двух винтов добиваются такого положения визирной оси инструмента, чтобы отсчёт по рейке был равен высоте инструмента. Затем устанавливаем в створе визирной оси рейку на промежуточных точках, добиваясь отсчёта равным высоте инструмента. ГИ=HA+a; b=ГИ-HB; где a и b-отсчёты по рейкам; HA и HB-отметки реперов
Вынесение в натуру линий и плоскости проектного уклона. Для построения на местности проектных уклонов используют нивелиры и теодолиты. Особенно эффективно применять для этой цели лазерные приборы.
Используя такую методику можно построить линии заданного уклона, для этого выносят крайние точки на заданную высоту.
Вынос плоскости с заданным уклоном. Вынос плоскости с заданным уклоном можно осуществить 3-мя способами: 1) проектную плоскость разбивают на квадраты 20*20м и в каждой вершине определяют рабочие отметки, как в способе выноса проектной отметки; 2) проектную плоскость разбивают на отдельные профили и далее как в выносе линий заданного уклона; 3) проектную плоскость выносят с помощью наклонного луча нивелира, в этом случае вертикальную ось нивелира устанавливают перпендикулярно к проектной плоскости, тогда при вращении нивелира вокруг вертикальной оси визирная ось трубы будет описывать плоскость параллельную проектной. Проектные отметки A,B,C,D выносят по способу выноса проектной отметки. Далее устанавливают нивелир на точке A и вращением подъёмных винтов добиваются того, чтобы отсчёты по рейке, установленной в точках B,C,D были равны высоте инструмента в точке A. При этом в любой другой точке данной плоскости проектная отметка фиксируется таким среза кола при котором отсчёт по рейке равен высоте инструмента.
4. Разработка проекта производства геодезич. разбивоч. работ. Методы подготовки данных для перенесения проекта сооружений (в плановом положении) в натуру. Составление разбивочных чертежей.
Методы подготовки данных для перенесения проекта сооружений (в плановом положении) в натуру
Геодезическая подготовка:
Составление разбивочных чертежей
Составление разбивочных чертежей: На основании генплана сооружения, аналитического расчета и привязки проекта составляют разбивочный чертеж – основной документ для разбивки главных осей сооружения в натуре. В этом документе в М 1:2000 – 1:5000 и крупнее показывают пункты разбивочной основы, положение главных осей с координатами и разбивочными элементами, контуры сооружения с длинами сторон и углами поворота.
Разработка проекта производства геодезич. разбивоч. работ
Проект производства геодезических работ (ППГР)– составная часть общего проекта производства строительно-монтажных работ и тщательно увязывается с ним; составляется на основе изучения генплана объекта, технических условий, стойгенплана. ППГР предназначается для обеспечения геодезическими данными всего комплекса строительных работ и монтажа технологического оборудования. Проект состоит из разделов:
Наблюдения за деформациями сооружений (обоснование точности, схема размещения знаков, периодичность наблюдений, отчетная документация).
5. Трассирование линейных сооружений. Камеральное и полевое трассирование. Беспикетное трассирование. Разбвка круговых кривых. Составление плана и профиля трассы.
Трассирование линейных сооружений
Трасса – ось проектируемого линейного сооружения, обозначенная на местности или нанесенная на карте, фотоплане или модели местности.
Основные элементы трассы:
План – ее проекция на горизонтальную плоскость. Продольный профиль – вертикальный разрез по проектируемой линии сооружения.
Трассирование – это комплекс инженерно-изыскательских работ по выбору трассы, отвечающей всем требованиям технич. условий и требующей наименьших затрат на ее возведение и эксплуатацию.
Методы трассирования:
aКАМЕРАЛЬНОЕ трассирование (по топокартам) линеных сооружений производится при технико-экономических и технических изысканиях с целью выбора основного направления и вариантов трассы.
В зависимости от условий местности камеральное трассирование выполняют способом попыток или построением линии заданного уклона.
1. Способ попыток применяют в
равнинной местности на
2. В горных условиях на участках
напряженных ходов нахождение
на топокарте в заданном
Определяется величина заложения для предельного уклона (D=h/i). затем, придерживаясь основного направления трассы, раствором циркуля, равным d, засекают соседнюю горизонталь и тд.
aПОЛЕВОЕ трассирование – если трасса выбирается непосредственно на местности. Включает следующие виды работ:
1. Вынос проекта трассы в натуру. В натуру выносят: углы поворота трассы и точки в «узких» местах. Вынос осуществляется от пунктов ГГС известными способами, а также от местных предметов с четкими контурами. Определив в натуре положение соседних углов поворота по данным их привязки и установив в створе ряд вех, обследуют намеченное направление.
В случае отсутствия видимости м/у углами направление прямых задается следующими способами:
2. Определение углов поворота и измерение линий. Линии измер. мерными лентами с точностью 1:1000-2000 (поправки вводятся при углах наклона местности > 20). Углы измеряют т-тами Т5, Т30 с точностью 0,5’-1’. Углы измеряются в вершинах углов поворота и на всех створных точках, которые устанавливаются в пределах прямой видимости.
3. Разбивка пикетажа. Разбивают ч/з 100м, плюсовые точки уст. на всех пересечениях трассы, а также в местах перелома местности. Пикетаж закрепляют кольями. Приборы: рулетка (20м), стальной тросик.
4. Нивелирование по трассе. Прокладывается ход тех. нивелирования, в пересечениях и горной местности выполняется триг. нивелирование. Определяются отметки всех пикетов створных и плюсовых точек.
5. Привязка трассы к п-там ГГС производится:
Используются все виды геод. сетей, (обратная, прямая, линейная, комбинации засечек), теод. ход (в закрытой местн.). Спутниковая система. Перед привязкой карты необх. в органах госгеонадзора получить коорд. и отметки п-тов и реперов.
6. Съемка пересечений выполняется в соотв. с тех. заданием.
М съемки от 1:500 до 1:5000.
7. Обработка материалов:
8. Разбивка круговых кривых. На углах поворота трасс дорог, трубопроводов, каналов производят вставки кривых и пересчет по ним пикетажа. В качестве таких кривых обычно применяют дуги окружностей больших радиусов (круг. кривые). На дорожных трассах прямые участки и круг. кривые дополнительно сопрягаются переходными кривыми переменного радиуса.
Элементы круговых кривых:
- угол поворота q, определяемый в натуре;
- радиус кривой R, назначаемый в зависимости от условий местности и категории линии;
- длина касательных, называемая тангенсом Т;
- длина кривой К;
- длина биссектрисы Б;
- величина домера D.
aБЕСПИКЕТНЫЙ метод полевого трассирования. Широко применяется в пересеченной и горной местности. Приборы: электронные тахеометры.
Суть БМ заключается в том, что на местности разбивают только рельефные и контурные плюсовые точки. По измеренным дальномером расстояниям м/у точками подсчитывают их пикетажные значения. На планы и продольные профили пикеты наносят камерально, а их черные отметки определяют путем интерполирования м/у ближайшими плюсовыми точками.
aПЛАН трассы составляют в М 1:5000 или 1:10000 по коорд. углов поворота или по азимутам и длинам сторон. Кроме ситуации, снятой вдоль трассы на план наносят знаки крепления трассы, установленные реперы, начало и конец кривых, километры и характерные пикеты. На закруглениях подписывают эл-ты кривых, на прямых вставках – их длину и дирекц. угол или румб.